Планы развития в новых условиях - Морские вести России

Планы развития в новых условиях

22.05.2023

Транспортная политика

Планы развития в новых условиях

Фото: «Морские вести России»

Итоговое расширенное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте состоялось 24 марта во Дворце культуры Российского университета транспорта. Почетными гостями на мероприятии, прошедшем под председательством руководителя Росморречфлота Захария Джиоева, были заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, депутат Госдумы РФ Виктор Дерябкин, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов. Впервые в отраслевой коллегии принял участие руководитель нового субъекта РФ – глава ДНР Денис Пушилин.

Участники коллегии обсудили итоги работы водного транспорта в 2022 году, задачи на 2023 год и среднесрочную перспективу до 2025 года, реализацию Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, а также актуальные вопросы перепрофилирования и модернизации морских терминалов в новых экономических условиях.

Все почетные гости выступили на Коллегии с приветствиями. Заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Юрчик поблагодарил работников водного транспорта за неплохие результаты работы по итогам 2022 года и пожелал Росморречфлоту успешного исполнения стратегических задач, поставленных Президентом и Правительством РФ.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай подчеркнул, что объем перевалки грузов в морских портах все же подрос на 0,8%, а прирост производственных мощностей морских портов составил 36,6 млн тонн.

«Прошедший год отмечен прежде всего переориентацией логистических грузопотоков, которые складывались десятилетиями, из Северо-Западного в Дальневосточный и Азово-Черноморский бассейны. Мы обеспечиваем транспортную доступность Калининградского эксклава, увеличиваем грузооборот портов Крыма, развиваем коридор «Север – Юг». Беспрецедентные объемы дноуглубления на ВКМСК позволят проходить судам осадкой 4,5 метра», – резюмировал заместитель министра.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин отметил, что благодаря оперативным действиям и слаженной работе всех – от министра до руководителей трудовых коллективов и экипажей судов – удалось не только стабилизировать ситуацию, но и возобновить дальнейшее развитие транспортной отрасли.

Выступавший впервые на Коллегии глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин подчеркнул, что благодаря СВО и освобождению Мариуполя от украинской оккупации Азовское море снова стало внутренним российским морем. Для республики это открывает огромные возможности, в том числе для привлечения инвестиций во многие сферы экономики.

«Сегодня нам нужны тактические шаги, непосредственно связанные с открытием морских ворот Донбасса, с полноценным возобновлением функционала Мариупольского морского торгового порта как части водно-транспортной системы юга России», – сказал глава ДНР.

Он напомнил, что порт обладает достаточными мощностями и необходимым оборудованием для перевалки различных видов грузов: длина причального фронта – 4,2 км, имеется 22 причала, складские помещения площадью более 250 тыс. кв. метров, порт обладает углепогрузочным комплексом, способным переваливать 5 млн тонн угля в год (частично поврежден в результате украинской агрессии), а также контейнерным терминалом, оборудованным под скоростную обработку, с мощностью около 1,2 млн тонн грузов в год.

«Мы рассчитываем, что в самом скором времени порт будет включен в грузовое сообщение России и его потенциал как по импорту, так и по экспорту продукции будет использован в полном объеме», – заявил Д. Пушилин.

Динамика из минуса в плюс

С докладом об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2022 году, задачах на 2023 год и среднесрочную перспективу до 2025 года выступил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев.

«Новые экономические условия, конечно, скорректировали наши планы. Необходимые шаги нашли отражение в утвержденных правительством в прош-лом году дорожных картах по развитию международных транспортных коридоров: мультимодального коридора «Север – Юг», транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях», – отметил руководитель Агентства.

Касаясь итогов работы отрасли в прошлом году, он сообщил, что санкционные меры, введенные против России, привели к изменению логистических маршрутов, основные внешнеторговые грузопотоки были переориентированы из Европы на Ближний Восток и страны АТР. В определенные моменты в течение года это приводило к падению грузооборота, в частности, в I квартале грузооборот просел на 9,2% к 2021 году.

Экспортеры и импортеры, транспортные компании оперативно начали искать новые рынки и маршруты для доставки грузов, в помощь был организован оперативный штаб в Минтрансе России, предпринят ряд иных мер. В результате отрицательная динамика по перевалке не только преодолена, но по итогам года вышла в плюс. Перевалка грузов в морских портах составила почти 842 млн тонн, что на 0,8% больше в сравнении с 2021 годом (835,5 млн тонн).

Также глава Росморречфлота доложил, что в настоящее время морские порты РФ располагают мощностями почти в 1,3 млрд тонн. Только инвестиционные проекты, реализованные в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) в портах Ленинградской области, Краснодарского, Приморского и Камчатского краев, в прошлом году увеличили производственные мощности еще на 37 млн тонн. В 2023 году прирост мощностей ожидается в объеме 59 млн тонн в морских портах Балтийского, Арктического, Дальневосточного бассейнов (Усть-Луга, Мурманск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский).

Как особо подчеркнул З. Джиоев, морские порты и внутренние водные пути присоединившихся субъектов сегодня находятся в фокусе Росморречфлота. Для интеграции портовой инфраструктуры принимаются меры по формированию системы управления портами, подготовке нормативных документов по регулированию административных полномочий, обес-печению безопасности судоходства.

В Реестр морских портов РФ уже включены порты Мариуполь и Бердянск (теперь в России стало 63 порта); в этой связи в составе ФГБУ «АМП Азовского моря» образованы 2 новых филиала, проводятся организационно-штатные мероприятия, в морском порту Мариуполь уже назначен капитан порта; запущен процесс по включению судоходного участка водных путей Херсонской области в Перечень внутренних водных путей РФ.

Говоря о планах на ближайших год и более отдаленную перспективу, глава Росморречфлота выделил основные направления, в том числе и новые. Прежде всего продолжится выполнение мероприятий КПМИ. Активнее будут использоваться цифровые технологии. Продолжится реорганизация бассейновых администраций ВВП, начатая в прошлом году. Большое внимание по-прежнему будет уделено Калининградской и Керченской переправам и развитию проходных глубин Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), а также «генеральной уборке» в части затонувших судов.

Таким образом, отметил руководитель Агентства, необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли, выполнение мероприятий дорожных карт, направить усилия на достижение плановых показателей, предусмотренных стратегическими документами и федеральными проектами.

«На этом пути рассчитываю на продолжение конструктивной совместной работы с субъектами. Уверен, что высокий профессионализм коллективов на местах позволит выполнить все поставленные задачи и обеспечить устойчивое функционирование организаций и отрасли в целом», – сказал З. Джиоев.

Отказов от проектов нет

С сообщением о реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года по мероприятиям Росморречфлота выступил заместитель руководителя Агентства Борис Ташимов. Он сообщил, что в рамках реализации утвержденных дорожных карт одна из ключевых задач на ближайшее время – развитие МТК «Север – Юг». Работа на этом направлении позволит расширить торгово-экономические связи со странами Прикаспийского региона, Закавказья и Персидского залива.

МТК «Север – Юг»

Главную роль в наращивании грузопотока здесь играет увеличение пропускной способности ВКМСК и развитие портовой инфраструктуры. Что планируется сделать? К концу года обеспечить возможность прохода по ВКМСК судов с осадкой 4,5 метра, с этой целью предстоит выполнить дноуглубление в рекордных объемах.

ООО «ПЛК Каспий» реализует проект по строительству контейнерного терминала (мощностью 35 тыс. TEU), генеральных грузов (1,1 млн тонн), масла (0,9 млн тонн) и зерна (0,8 млн тонн). Объект строится в границах ПОЭЗ «Лотос» в Астраханской области. В результате мощность порта Оля увеличится до 5,4 млн тонн.

Азово-Черноморский бассейн

На этом направлении Росморречфлот совместно с частным бизнесом работает над проектами в портах Новороссийск, Туапсе и Темрюк.

В Новороссийске планируется завершить работы по строительству причалов №22А и 23А пристани №3, предназначенных для перевалки зерна в объеме до 9 млн тонн. Инициаторами проекта выступают АО «ОЗК» и ПАО «НКХП».

Кроме того, по указанию Президента РФ реализуется проект строительства универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ» для перевалки металлопродукции в объеме 12 млн тонн, которая ранее переваливалась в портах Украины. Осуществление проекта предусмотрено в рамках концессии, параметры которой согласовываются.

Дальневосточный бассейн

Мероприятия дорожной карты транспортно-логистического маршрута в Восточном направлении связаны с развитием транзитного потенциала морских портов Дальневосточного региона и Северного морского пути. Основная цель – расширение торгово-экономических связей со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Здесь, как и в Азово-Черноморском бассейне, задача состоит в гармоничном развитии портовых мощностей и смежной инфраструктуры, особенно железной дороги.

В текущем году будет завершено строительство терминала для перевалки угля в бухте Суходол мощностью 12 млн тонн. Также ПАО «Новатэк» запланирован ввод мощностей по перевалке СПГ в бухте Бечевинской Камчатского края, прирост мощности составит 10,85 млн тонн.

В горизонте 2025-2030 годов планируется реализовать ряд проектов развития мощностей порта Ванино. Это ввод второго этапа терминала АО «Ванинотрансуголь» в бухте Мучке мощностью 12 млн тонн (2025 г.); увеличение мощностей терминала АО «Дальтрансуголь» до 40 млн тонн (после 2026 г.); реконструкция отдельных причалов АО «Ванинский морской торговый порт» и реконструкция объектов паромной переправы Ванино – Холмск.

На Сахалине планируется реализация двух масштабных проектов развития портовых мощностей. Это создание многофункционального грузового района порта Поронайск. Объект реализуется в рамках заключенного с Росморречфлотом концессионного соглашения, концессионер ведет проектирование. Общая мощность комплекса составит порядка 14 млн тонн (2027 г.). Другой проект – комплексное развитие порта Корсаков (завершается проектирование первого этапа).

Как отметил Б.Ташимов, в случае реализации всех заявленных проектов производственная мощность портов бассейна увеличится более чем на 90 млн тонн к 2030 году.

Арктический бассейн

Росморречфлотом совместно с частными инвесторами ведется работа по развитию мощностей в Арктическом бассейне. В порту Мурманск продолжается реализация инвестиционных проектов АО «Мурманский морской торговый порт» (+1,5 млн тонн) и АО «Мурманский балкерный терминал» (+1,5 млн тонн); по концессионному соглашению ведется строительство терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн.

В текущем году в Мурманск прибудет плавучее хранилище газа ПАО «Новатэк», в рамках создания перегрузочного комплекса СПГ будет введена мощность по перевалке более 10 млн тонн СПГ в год. Также идут работы по проектированию комплекса химичес-ких удобрений в порту Нарьян-Мар в Ненецком автономном округе. ООО «Русхимгаз» планирует создать терминал для перевалки метанола мощнос-тью более 3 млн тонн.

Балтийский бассейн

На Северо-Западе продолжается развитие порта Усть-Луга. В активной фазе строительства находится универсальный торговый терминал ООО «Новотранс Актив», на текущий год запланирован ввод мощностей на 8 млн тонн, на полную мощность – более 24 млн тонн – терминал заработает в 2024 году.

ООО «Ультрамар» планирует удвоить мощности введенного и активно работавшего в прошлом году терминала на 12 млн тонн, дополнительные 13 млн тонн будут введены в 2024 году. Также на 2024 год запланирован ввод в эксплуатацию терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью 5,5 млн тонн АО «МХК «Еврохим».

Кроме того, продолжается реализация проектов по развитию терминалов в Санкт-Петербурге, АО «ОХК «Уралхим» планирует завершить проект по развитию терминала минеральных удобрений мощностью 4,5 млн тонн в 2026 году. В Приморске продолжается проектирование универсального перегрузочного комплекса с поэтапным вводом в эксплуатацию мощностью около 50 млн тонн (2030 г.). В Калининграде в активной стадии строительства находится грузо-пассажирский терминал в г. Пионерском, а также ведутся проектные работы для поэтапной реконструкции дамб Калининградского морского канала.

Как напомнил заместитель руководителя Росморречфлота, подробный мониторинг реализации всех указанных проектов ведется через систему федеральных проектов КПМИ. Общие показатели Федерального проекта «Развитие морских портов» выглядят так: общий объем инвестиций в названные проекты в 2023 году – порядка 140 млрд рублей, подавляющая часть – частные инвестиции; прирост портовых мощностей в результате реализации перечисленных проектов – более 270 млн тонн до 2030 года.

«Конечно, сохраняются риски, связанные с санкционными ограничениями, с которыми столкнулись все инвесторы, реализующие капиталоемкие проекты. Пересмотр подходов к реализации, замена оборудования, поиск альтернативных проектных решений сказываются на сроках. Однако на текущий момент можно говорить о том, что отказов от реализации проектов нет», – резюмировал Б. Ташимов.

Избыточные ограничения

Об актуальных вопросах инвестирования в портовую отрасль и модернизации морских терминалов в новых условиях с точки зрения бизнеса рассказал председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), старший вице-президент ООО «УК «Дело» Денис Илатовский.

По его словам, в последние 3 года наблюдается снижение темпов роста грузооборота портов, связанное как с внешнеэкономической ситуацией, сложившейся в мире вследствие пандемии и введенных в отношении России санкций, так и с внутренними факторами, а именно: несоответствием нормативной базы современным реалиям, избыточностью нормативных разрешительных процедур при реализации инвестиционных проектов в порту и ограничением железнодорожной инфраструктуры.

Д. Илатовский, в частности, отметил ограничения на железной дороге в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и на Восточном полигоне, которые не позволяют полностью использовать мощности портов, особенно в нынешних условиях, когда идет переориентация грузопотоков.

«На Восточном полигоне в 2023 году планируется ввод в постоянную эксплуатацию 83 объектов еще первого этапа развития БАМа и Транссиба, которые должны были быть введены в 2018 и 2020 годах. В прошлом году их ввели во временную эксплуатацию, и только в этом году планируется ввес-ти в постоянную, что, конечно, не позволяет реализовать все потребнос-ти грузоотправителей в перевозках и полностью загрузить мощности портов Восточного полигона», – сказал представитель АСОП.

Он подчеркнул, что развитие портов как перегрузочных узлов требует синхронизации развития морских и сухопутных подходов к портам, а также координации планов и фактического развития инфраструктуры портов между ОАО «РЖД» и ФГУП «Росморпорт» с непосредственным участием стивидоров, поскольку несогласованные действия не дают возможности раскрыть столь необходимый сегодня портовый потенциал.

«Существующая практика реализации проектов развития портовой инфраструктуры является длительным процессом, предусматривающим под собой сложный порядок множества согласований и получения разрешений в органах государственной влас-ти. Неактуальная и устаревшая нормативная база проектирования, так и не прошедшая пересмотр в рамках гильотины, часто не позволяет внедрять современные методы и технологии для последующей деятельности порта, а применяемые решения при создании портовых сооружений влекут за собой удорожание и затягивание сроков», – продолжил Д.Илатовский.

Между тем, по словам председателя Совета директоров АСОП, в данный момент на рассмотрении в Госдуме РФ находится ряд законопроектов, принятие которых может в значительной степени осложнить реализацию инвестиционных проектов в портовой сфере. Связаны они как с вопросами проведения экологической экспертизы при проектировании и строительстве терминалов, так и с регулированием отношений с «РЖД» в области планирования производственной деятельности. Все это происходит на фоне уже принятых и принимаемых законов в отношении как инвестиционной деятельности портов в целом, так и в отдельных видах перевалки, например угля.

Д. Илатовский в качестве мер сокращения и упрощения нормативных процессов, а также норм антимонопольного регулирования в портах предложил создать постоянно действующий орган при Минтрансе России по координации деятельности ОАО «РЖД» и ФГУП «Росморпорт» с участием операторов морских терминалов в лице АСОП для решения вопросов, связанных с развитием железнодорожных припортовых станций и морских гидротехнических соору-жений.

С целью сокращения и упрощения нормативной базы проектирования портов необходимо вернуться к ее пересмотру, в том числе вопросов, связанных с процессами рассмотрения и согласования документов, проработать необходимые поправки в нормативные акты, а возможно, инициировать принятие отдельного закона о порядке реализации проектов в строительстве и реконструкции портов. Также среди предложений бизнеса – инициировать введение моратория на принятие законопроектов, усложняющих деятельность по строительству и реконструкции морских портов, принять меры к отзыву таких законопроектов из Госдумы.

В заключение

Подводя итог расширенному совместному заседанию Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, работа Агентства была признана удовлетворительной. Заседание завершилось церемонией вручения государственных и ведомственных наград отличившимся работникам водного транспорта, а также награждением победителей ежегодного конкурса Росморречфлота «Лидер отрасли – 2022». Репортаж о награждении см. в газете «Морские вести России».

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ