ГК «СММ» – флагман отечественного краностроения - Морские вести России

ГК «СММ» – флагман отечественного краностроения

17.01.2022

Российская экономика

ГК «СММ» – флагман отечественного краностроения

Фотографии предоставлены ГК «СММ»

Сегодня «СММ» – ведущий российский производитель тяжелого грузоподъемного оборудования для портов, транспортных терминалов, верфей и промышленных предприятий – это группа компаний, в которую, помимо основной компании ЗАО «СММ», входят два завода: «СММ-Тяжмаш», производящий металлоконструкции и оборудование, и «СММ-Электро», изготавливающий автоматизированные системы управления электроприводами и устройствами распределения энергии.

Предприятие, основанное в 2002 году, вот уже почти 20 лет работая на высочайшем уровне технических решений, к 2020 году довело долю поставок портальных кранов на российском рынке до 80%. И на сегодняшний день 25% грузооборота российских универсальных портов обрабатывается кранами производства ГК «СММ». Именно поэтому компания входит в утвержденный Минпромторгом России перечень системообразующих предприятий российской экономики.

Олег Титберия, генеральный директор ГК «СММ»

Заводы расширяют возможности

В настоящее время ГК «СММ» продолжает расширять производственную линейку тяжелой грузоподъемной техники, осваивать новые перспективные направления в области машиностроения, в том числе экспортные, и увеличивать список партнеров. При этом компания имеет все необходимые ресурсы, демонстрирует готовность к реализации самых сложных задач, следует принципам устойчивого развития и социальной ответственности.

В рамках проекта по локализации собственных мощностей ЗАО «СММ» в 2017-2018 годах были основаны два производственных комплекса: завод «СММ-Тяжмаш» в г.Сосновый Бор Ленинградской области и завод «СММ-Электро» в г.Шушары под Санкт-Петербургом.

Создание и оснащение новых производств высокотехнологичным оборудованием позволили компании сосредоточить у себя все этапы изготовления тяжелой грузоподъемной техники – от разработки рабоче-конструкторской документации до выпуска готовой продукции, а также контролировать качество выполняемых работ и всех поступающих материалов на каждом этапе.

Объем инвестиций по оснащению «СММ-Тяжмаша», производящего металлоконструкции для грузоподъемной техники и оборудование для транспортной, горнорудной, металлургической и атомной отраслей промышленности, составил порядка

Фото: Процесс изготовления портала крана на заводе «СММ-Тяжмаш»

1,5 млрд рублей. Это 50 единиц высокотехнологичного оборудования, в том числе уникального. Производственные площади комплекса составляют 42 тыс. кв. метров, численность сотрудников – 290 человек.

В сентябре 2021 года «СММ-Тяжмаш» вышел на полную мощность, чему было посвящено торжественное мероприятие с участием губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. На мероприятии компания объявила о дальнейшем расширении мощностей, выходе на ежегодное производство до 8 тыс. тонн металлоконструкций и увеличении количества рабочих мест до 600 к 2023 году.

Инвестиции в производственный комплекс «СММ-Электро» составили 500 млн рублей. Он специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании автоматизированных систем управления электроприводами, устройствами распределения электроэнергии и гидрооборудования. На территории комплекса расположена испытательная площадка, оснащенная уникальными стендами с опрокидывающим моментом до 5,5 тыс. тонн/метр, позволяющими имитировать крен и дифферент судового крана от 5 до 15 градусов. Численность персонала на заводе сегодня составляет 120 сотрудников.

На данный момент на базе «СММ-Тяжмаш» и «СММ-Электро» в стадии реализации находятся следующие проекты: четыре портальных крана серий «Аист» и «Витязь» для терминала Lugaport холдинга «Новотранс», портальный кран серии «Витязь» для ПАО «Новороссийский морской торговый порт», портальный кран серии «Аист» для морского порта Певек, козловой кран серии «Барс» для АО «Дальневосточный завод «Звезда», два судовых крана морского транспорта вооружений «Академик Макеев» для АО «ЦС «Звездочка», а также три оффшорных крана для ледостойкой платформы ЛСП-А – заказчик ООО «Красноярскгазпром нефтегазпроект».

Фото: Портальный кран «Витязь» г/п 63 т ПАО «Новороссийский морской торговый порт»

2021-й – успешный год на реализованные проекты

Кроме заключенных в текущем году договоров на поставку техники, год для ГК «СММ» богат на количество реализованных проектов, по которым грузоподъемная техника была поставлена на предприятия разных отраслей.

Так, для АО «Находкинский морской торговый порт» поставлен портальный кран «Витязь» грузоподъемностью 63 тонны. Соблюдение сроков поставки грузоподъемного оборудования при сохранении неизменно высокого качества продукции привело к заключению нового контракта со стивидорной компанией: аналогичный по техническим характеристикам портальный кран «Витязь» будет поставлен в порт в 2022 году.

Фото: Портальный кран «Витязь» г/п 63 т АО «Находкинский морской торговый порт»

Такой же «Витязь» поставлен в порт Санкт-Петербурга для АО «Морской порт Санкт-Петербург». Договор исполнен с опережением графика: вмес-то 10 месяцев срок поставки составил 7 месяцев. Это уже третий портальный кран серии «Витязь» в порту Санкт-Петербурга: ранее было поставлено два портальных крана «Витязь» грузоподъемностью по 40 тонн, которые успешно эксплуатируются стивидорной компанией. Соблюдение сроков поставок при сохранении качества продукции – приоритетная задача, определенная ГК «СММ» на ближайшую перспективу.

Также в текущем году в Архангельск для АО «Центр судоремонта «Звездочка» поставлен второй портальный монтажный кран «СММ-3000» грузоподъемностью 100 тонн. Построенный в рамках государственной программы импортозамещения, этот кран обладает аналогичными техническими характеристиками, как и кран, поставленный на предприятие годом ранее. Он предназначен для выполнения операций при строительстве судов: секционного монтажа, сборочных работ, а также операций по подъему и перемещению штучных грузов.

«СММ-3000» установлен на судостроительной набережной предпри-ятия-заказчика, для него увеличена зона эксплуатации. В сочетании с грузоподъемностью и высотой подъема кран способен проводить работы на судах шириной до 60 метров.

Портальный кран «Аист» грузоподъемностью 32 тонны с шарнирно-сочлененной стреловой системой в этом году передан в эксплуатацию предприятию лесоперерабатывающего комплекса – ООО «Карелия Палп». Учитывая специфику переработки лесных грузов, ГК «СММ» был изготовлен специальный механизм разворота грейферного захвата, позволяющий осуществлять поворот грейфера на 90° в горизонтальной плоскости, что дало возможность крану достичь высокой точности укладки бревен.

Фото: Портальный кран «Аист» г/п 32 т ООО «Карелия Палп»

По ранее заключенному договору поставки ГК «СММ» в этом году передала в эксплуатацию портальный кран «Стриж» грузоподъемностью 20 тонн тоже с шарнирно-сочлененной стреловой системой горно-металлургической компании «Казцинк» – одному из лидеров цветной металлургии Казах-стана.

Нужно отметить, что почти за 20 лет работы ГК «СММ» уже более 220 единиц тяжелой грузоподъемной техники успешно эксплуатируется не только на территории России, но и за ее пределами.

Новый флагман портальных кранов

Отдельное место в линейке портальных кранов занимает новый флагман – кран «Витязь» грузоподъемностью 124 тонн. Это самый высокопроизводительный кран в своем классе из ранее изготовленных ГК «СММ», относящийся к последнему поколению перегрузочной техники и полностью отвечающий максимально возможным потребностям российских портов.

Данная поставка является символичной: свой первый портальный кран ЗАО «СММ» поставило в Мурманский порт в 2005 году. Сегодня, в 2021-м, «СММ» при участии Минис-терства промышленности и торговли Российской Федерации поставляет именно в Мурманский порт свой самый высокопроизводительный кран грузоподъемностью 124 тонны, в котором воплотились наши лучшие конструкторские наработки, использован уже имеющийся опыт поставок перегрузочного оборудования, а также применены все действующие стандарты безопасности, эргономики, средств доступа и обслуживания.

Грузовой момент самого мощного «Витязя» составляет 2700 тонн/метр, что в сочетании с грузоподъемнос-тью в грейферном режиме 52 тонны на всем диапазоне вылетов от 10 до 45 метров определяет его флагманскую позицию в линейке портальных кранов ГК «СММ». Такие характеристики достигнуты при сохранении всех допустимых нагрузок причальной зоны предприятия-заказчика. Поставленный портальный кран «Витязь» обладает наибольшей грузоподъемностью из всех кранов с шарнирно-сочлененной системой, ранее выпущенных и эксплуатируемых в России и СССР.

«Активное использование российской крановой продукции в наших портах показывает ее востребованность и конкурентоспособность. За последние пять лет объем производства портальных кранов в России вырос более чем на 45%, при этом мы добились снижения общей доли импорта с 80% до 50%, в том числе благодаря проводимой работе по импортозамещению и поддержке наших производителей. Так, например, доля ЗАО «СММ» среди российского грузоподъемного оборудования, в частности в сегменте портальных кранов, составляет порядка 80%, что позволяет обрабатывать более 25% всего грузооборота универсальных российских портов» – сообщил директор Департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России Валерий Пивень.

Представитель Минпромторга подчеркнул, что дальнейшая реализация программы модернизации парка портальных кранов позволит обеспечить стабильный спрос на российскую продукцию и развивать отечественные компетенции.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты