Расширение делового сотрудничества стран БРИКС - Морские вести России

Расширение делового сотрудничества стран БРИКС

07.10.2024

Российская экономика

Расширение делового сотрудничества стран БРИКС

Фото: «Росконгресс»

Сегодня объединение БРИКС оказывает существенное влияние на глобальные экономические процессы, развиваясь на принципах всесторонней выгоды, партнерства и равенства. Какова роль объединения в развитии мировой торговли в современных условиях? Какие преграды стоят на пути выстраивания независимой системы международных финансовых расчетов? Как будет развиваться сотрудничество в области цифровой экономики в объединении? Станут ли перспективные международные транспортные коридоры опорой экономики БРИКС? Все эти вопросы обсуждались на конференции «Расширение БРИКС. Новые возможности делового сотрудничества» в рамках Петербургского международного экономического форума – 2024, прошедшего в июне в Санкт-Петербурге.

Максим Перевалов

Проблемы внешнеторговых операций

Модератором конференции выступил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Он предложил начать разговор о новых возможностях и перспективах развития межгосударственного объединения БРИКС, которое в 2009 году образовали пять стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, с обозначения главных проблем, которые препятствуют деловому сотрудничеству в современных условиях санкционной политики.

Отстаивание интересов и согласование позиций на таких международных площадках, как ВТО, экономические организации, ООН и другие, с точки зрения упрощения торговли и борьбы с незаконными ограничительными мерами, существующими в реальности, стали для России уже традиционной историей, сообщил в ходе конференции Заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичёв.

«Вопрос, который мы уже обсуждаем с коллегами, – это наше взаимодействие в части обеспечения бесперебойной работы совместных цепочек поставок и производства. На сегодняшний день, к сожалению, взаимодействие стран БРИКС на этом направлении, на наш взгляд, недостаточно, и нам нужно менять ситуацию, когда страны, их взаимодействие в части цепочек сосредоточено не со странами БРИКС, и в большей степени развивать такое взаимодействие уже внутри организации. Для этого мы предлагаем искать возможности для упрощения правил торговли, поиска экспортного потенциала на наших совместных рынках и в совместных действиях уже инвестиционного плана», – заключил представитель Минэкономразвития.

Как отметил спикер, страны БРИКС – это крупные игроки на сельскохозяйственных рынках, и с учетом этого предложены инициативы по упрощению процедур торговли сельхозпродукцией, в том числе касающихся обеспечения доступности продовольствия, сокращения продовольственных потерь, решения проблемы неравномерного распределения продукции, повышения прозрачности, регулирования торговли такой продукцией между странами БРИКС.

Приоритет транспортной и транспортно-логистической связности экономик стран БРИКС – это основная задача, стоящая не только перед железными дорогами, но и перед транспортными системами стран объединения, считает первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов.

Выступая на конференции, он сказал: «Сегодня у нас в объединении есть всё: ресурсы, полезные ископаемые, человеческие ресурсы, продукты питания, технологии. И мы всем этим должны пользоваться и обмениваться. Тем более что мы сегодня живем в быстро меняющемся мире и изменения эти создают новые возможности».

Речь шла и о развитии промышленности, связанной с транспортной отраслью. «Я, как всегда, за морскую отрасль, за то, чтобы на территории России, Китая, Индии создавались судостроительные производства, чтобы мы не имели ситуацию, что на территории стран БРИКС живет более половины населения планеты, в рамках БРИКС мы видим порядка 40-45% мировой торговли, а все эти перевозки осуществляют европейские, корейские, японские и тайваньские перевозчики, – посетовал Председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарёв и добавил: – Наша уважаемая компания FESCO, слава богу, присутствует в топ-100, а наше морское подразделение, работающее в Дубае, подбирается только к 70-му месту – это, конечно, ничтожно малый показатель». Однако, к сожалению, он отражает сегодня долю компаний в международных морских перевозках и объемы имеющегося тоннажа флота.

Как отметил спикер, сейчас большое количество заявок подано на то, чтобы работать в формате БРИКС, и очевидно, что идет смещение от геополитики в сторону организации новых торговых связей, цепочек поставок.

«Очень важно на этом этапе обеспечить бесперебойную логистику торговле, которая обременена сегодня санкционным давлением, осложнением взаиморасчетов. И очень хотелось бы, чтобы параллельно с организацией бесперебойной работы логистических цепей мы имели возможность опираться на хорошую банковскую систему взаиморасчетов, потому что сегодня торможение идет не только за счет сложностей с перемещением грузов. <...> Наибольшие проблемы мы испытаем во взаиморасчетах, когда идут задержки платежей за поставки, за организацию логистики», – пояснил С. Шишкарёв.

О недостаточной кооперации между госорганами и бизнесом стран БРИКС и необходимости ее усиления говорил старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак. В частности, он сказал: «Мы поставили перед собой очень важную задачу: присоединить к нашему объединению коллег из тех стран, которые официально присоединились к объединению БРИКС в текущем году. Оказалось, что это достаточно деликатная работа, поскольку это государственные финансовые институты, им требуется согласование с органами власти. И вот на сегодняшний день мы имеем более-менее продвинутые отношения с точки зрения понимания алгоритма присоединения только, пожалуй, с представителями Египта и Объединенных Арабских Эмиратов».

Принятые решения

На инициативе по искусственному интеллекту и роли искусственного интеллекта в сфере торгового инвестиционного сотрудничества подробно остановился В.Ильичёв из Минэкономразвития. «Почему мы такую инициативу продвигаем? – задался он вопросом и ответил: – Потому что страны БРИКС входят в число мировых лидеров по доле компаний, проводящих исследования или внедряющих в свою работу систему искусственного интеллекта. Понятно, что это КНР, Индия, ОАЭ. Эти страны демонстрируют успехи в развитии инвестиционной, управленческой, исследовательской систем для искусственного интеллекта и занимают высокие места в глобальном индексе искусственного интеллекта».

Как уточнил спикер, Россия хочет в период своего председательства в БРИКС выйти на договоренности по внедрению технологий искусственного интеллекта в привычные нам процессы, в частности в формирование оптимизации торговых цепочек, в анализ стоимости товаров, контрактов, упрощение коммуникации между контрагентами, инвестиционное консультирование. «Мы считаем, что нам необходимо договариваться со странами БРИКС о совместных проектах именно в части использования искусственного интеллекта», – заявил В. Ильичёв.

О результате принятого решения по созданию транспортной подгруппы для повышения логистической связанности разных стран сообщил С. Павлов из РЖД. Приняв решение о создании подгруппы по транспорту и логистике, госкомпания руководствовалась целесообразностью объединения транспортных игроков из разных стран. И вот только после запуска этой подгруппы по откликам как российских, так и зарубежных партнеров стало видно, насколько востребованным оказался формат взаимодействия.

«Мы только в марте начали приглашать коллег, а сейчас уже свыше 100 организаций подтвердили свою заинтересованность и приняли участие в заседаниях [транспортной подгруппы]. Мы уже провели несколько мероприятий, в том числе… по обучению, обмену знаниями, и несколько занятий провели в режиме видеоконференции», – констатировал спикер.

На форуме также обсуждалось предложение создать Ассоциацию устойчивого развития стран БРИКС. По этой инициативе высказалась Екатерина Салугина-Сороковая, Первый вице-президент АО «Газпромбанк». «Нам кажется, что такая Ассоциация при участии всех стран – участниц БРИКС могла бы эффективно вести методологическую работу и способствовать реализации тех инициатив, договоренность по которым уже достигнута», – отметила Е. Салугина-Сороковая.

По ее словам, создание такой Ассоциации уже согласовано с председателями рабочих групп делового совета БРИКС и получило поддержку зарубежных участников целевой подгруппы по устойчивому развитию. На текущий момент российской стороной подготовлен первый проект соглашения о создании Ассоциации. После его согласования со всеми странами объединения «Газпромбанк» просит рассмотреть возможность провести стартовое заседание Ассоциации на полях делового форума БРИКС, который пройдет 17-18 октября текущего года в Москве.

«Мы уверены, что создание Ассоциации станет знаковым событием российского года председательства в БРИКС и положит начало продуктивному сотрудничеству стран и продвижению национальных интересов в части устойчивого развития», – заключила спикер.

О другой инициативе, связанной с цифровыми технологиями, проинформировал Президент Транспортной группы FESCO Аркадий Коростелёв.

В настоящее время компания работает с Администрацией Президента РФ и Минтрансом России по вопросу создания национальной транспортно-логистической платформы. FESCO надеется внедрить эту платформу в свои новые маршруты, которые связывают Россию и страны БРИКС, и на них протестировать.

«В целом мы видим необходимость в более плотной кооперации профильных органов государственной власти БРИКС для анализа существующей грузовой базы и оценки перспектив развития. В свою очередь, мы готовы предлагать логистические решения для поддержания и увеличения растущего грузооборота», – подытожил свое выступление А. Коростелёв.

Ключевые выводы

Как отметил Заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичёв, подводя итог своему выступлению: «Для нас БРИКС – это не только очень важная политическая площадка, но и ключевое направление торговли. По данным нашей статистики, объем внешней торговли со странами объединения по итогам 2023 года, то есть еще до присоединения новых стран, увеличился в сравнении с 2022 годом почти на 28%. Экспорт вырос на 21%, импорт увеличился на 38,5%».

Свой прогноз по перспективам развития объединения дала Хала Хельми Эль-Саид, Министр планирования и экономического развития Арабской Республики Египет. Она, в частности, сказала: «Присоединение Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Ирана лишь усилит наш блок с политической и экономической точек зрения. На современном мировом рынке ВВП достигнет около 34% в ближайшее время».

Египет присоединился к БРИКС в начале 2024 года, и это серьезно повлияло на развитие блока. Страна в последние годы играет важную роль в развитии экономики Африки. Сотрудничество в рамках БРИКС поможет и Египту достигнуть тех показателей экономического развития, которые запланированы на ближайшее будущее, считает представитель Египта.

Российская крупнейшая химическая компания «ФосАгро» уже много лет ведет работу в рамках рабочей группы БРИКС по ключевым направлениям – эффективному земледелию, устойчивому развитию сельского хозяйства, углеродному фермерству и агролесоводству. Об этом на конференции рассказал генеральный директор ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников.

«Можно отметить, что в центре нашей повестки остается продовольственная безопасность стран – участниц БРИКС, применение биотехнологий в сельском хозяйстве. В Бразилии, России, Индии, Китае, ЮАР и других странах БРИКС проживает, по сути, половина мирового населения, и при этом в них расположено лишь 27% обрабатываемых земель. Население этих стран будет увеличиваться ежегодно на горизонте до 2050 года, тогда как размер сельскохозяйственных земель и угодий остается тем же. Поэтому вопросы устойчивого развития и продовольственной безопасности здесь выходят на первый план. И, конечно, без применения минеральных удобрений это невозможно», – проинформировал глава «ФосАгро».

Как сообщил спикер, компания «ФосАгро» выступила с инициативой провести после ПМЭФ-2024 в Москве круглый стол для министров сельского хозяйства стран БРИКС, в том числе с участием новых членов объединения. В апреле этого года в первом заседании рабочей группы по сельскому хозяйству стран БРИКС под председательством Минсельхоза России уже приняли участие 9 стран, включая Египет, Эфиопию, Иран, ОАЭ. Эта важная работа, по мнению спикера, должна продолжаться.

Морские порты №6 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
china-special.ru
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ