В фокусе внимания – гарантированные габариты - Морские вести России

В фокусе внимания – гарантированные габариты

25.09.2024

Речной транспорт

В фокусе внимания – гарантированные габариты

Фото: Земснаряд «Евгений Плескевич»/пресс-служба Росморречфлота

Навигация на реках бассейна миновала экватор, и отрадно, что за это время не было зафиксировано ни одного крупного транспортного происшествия, в чем немалая заслуга путейцев, которые ответственно и качественно всеми силами и средствами обеспечивают гарантированные габариты судовых ходов и безопасность судоходства.

Следует отметить, что протяженность обслуживаемых водных путей бассейна после объединения с ФБУ «Администрация Обского бассейна», которое произошло в апреле 2023 года, составляет 21 375,5 километра. Такая протяженность водных путей дает бассейну право носить звание одного из крупнейших речных бассейнов России.

Для комфортного и безопасного судоходства на обслуживаемых водных путях эксплуатируется более 15 тыс. навигационных знаков. Кроме того, речники Обь-Иртышского бассейна на постоянной основе проводят русловые изыскания, дноуглубительные, тральные, дноочистительные и берегоочистительные работы.

В условиях полноводности

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Мониторинг ситуации с водностью на реках Обь-Иртышского бассейна постоянно находится в фокусе внимания и тщательно контролируется специалистами Администрации. Первоначальный период навигации 2024 года характеризовался полноводностью, и прогнозы по гидрологии рек бассейна позволяют сделать вывод о том, что эта тенденция будет сохраняться.

На Средней Оби, нижних течениях рек Вах, Северная Сосьва, Конда, Иртыш формируется максимум весенне-летнего половодья при значениях выше нормы. Учитывая высокую водность рек в период половодья, ожидаемые по предварительному прогнозу осадки в июле около и больше нормы, минимальные уровни воды в июле на большинстве рек ожидаются выше и около нормы на 0,11-0,61 метра, на Средней Оби – выше нормы на 0,87-1,73 метра.

Напомню, в навигацию прошлого года дноуглубительный флот обеспечивал гарантированные габариты судовых ходов на 118 транзитных перекатах, тогда было разработано более 5 млн кубометров грунта. В планах на текущий период разработка такого же объема грунта. На сегодня объем транзитного дноуглубления путейцами бассейна выполнен на 67,1% от плана.

Так, землесосы и земснаряды только на транзитных работах выдали 2 млн 998 тыс. кубометров грунта. Здесь было задействовано: «Иртышский-727», «Надым», «Иртышский-1020», «Аган», «Васюган», «Обский-720», «Евгений Плескевич», «Обский-1006», «Ямал», «Иртышский-205», «Николай Асанов», «Полуйский-1»,«Обская-103», «Обская-403».

Кроме того, с начала навигации площадь тральных работ составила около 500 квадратных километров, со дна рек уже удалено более 400 тыс. тонн различных препятствий. В навигацию 2023 года площадь тральных работ составила 1023 квадратных километра, а объем удаленных препятствий достиг 1,023 тыс. тонн.

Обновление флота

На балансе Администрации 416 различных судов, среди которых дноуглубительные, обстановочные, промерные, экологические, а также самоходные шаланды, мотозавозни, теплоходы, карчекраны, плавкраны, брандвахты, плавмастерские, нефтеналивные и сухогрузные баржи. Флот оснащен системами контроля расхода топлива и мониторинга.

При этом идет планомерная работа по обновлению знаков судоходной обстановки и действующего флота. В частности, в текущую навигацию в эксплуатацию введены три новых судна. Например, путейцам Тобольского и Барнаульского районов поступили несамоходные землесосы проекта 4395, построенные на верфях Судоремонтно-судостроительной корпорации.

Суда были изготовлены в соответствии с госконтрактом на строительство несамоходных землесосов проекта 4395 класса РКО «О 2,0 (лед 10) А» производительностью 700 кубометров в час. Земснаряды предназначены для разработки песчаных, илистых и песчано-гравийных грунтов как грунтоотвозными шаландами, так и по плавучему грунтопроводу. Эта техника используется для выполнения дноуглубительных работ на судовых ходах, намыва дамб и на акваториях причальных сооружений.

В Ямало-Ненецком окружном управлении водных путей и судоходства принят в эксплуатацию несамоходный мелкосидящий земснаряд «Полуйский-1» проекта Ц490 ДА. Судно было построено в 2023 году. По проекту глубина разработки от 1 до 12 метров. Длина 45,6 метра, ширина 9,46 метра, мощность главного двигателя 746 кВт. Насосный агрегат земснаряда рассчитан на извлечение 500 кубометров грунта в час.

Модернизация оборудования

Вместе с обновлением флота продолжается работа и по модернизации вспомогательного оборудования. Так, в навигацию текущего года по филиалам уже распределено 5 сотен плавучих знаков из композитных материалов. Надо пояснить, что композитные буи служат гораздо дольше металлических «собратьев», а также гораздо проще в эксплуатации. За несколько лет в филиалах заменено 1830 буев, а к концу навигации эта цифра приблизится к 2300 шт.

Помимо буев, в этом году наши филиалы получат новые навигационные фонари. От предыдущих они отличаются небольшим размером и большей яркостью света. Кроме того, у некоторых фонарей имеется встроенный аккумулятор, который подзаряжается от солнечной панели.

Для безопасности судоходства на водных путях бассейна с 2018 года устанавливаются фонари с системой удаленного мониторинга, способные передать реальную картину о координатах плавучего знака и его оборудования (фонаря и источника энергии), крене, сносе, ударе и работоспособности, напряжении.

Кроме того, в филиалах вводятся в эксплуатацию новые навигационные створные фонари «БЭПА-9», обладающие более высокой дальностью видимости, отличающиеся надежностью сборки и долговечной эксплуатацией. В настоящее время во всех филиалах действует более тысячи современных технологичных фонарей. Работа по внедрению этого важнейшего для безопасности судоходства оборудования будет продолжаться до полного обновления морально устаревших осветительных приборов.

Что касается освещения судоходной обстановки на большинстве рек бассейна, то эту работу традиционно начали 1 августа. В этом году освещается 3676 плавучих знаков. Для освещения судоходной обстановки в каждом филиале задействованы от трех до пяти судов обстановочного флота, чьи экипажи как устанавливают, так и контролируют безаварийную работу освещаемой обстановки. Хотелось бы заметить, что впервые путейцы установили освещаемые знаки на трансграничном участке Иртыша.

Картографические работы

Как и в прошлые годы, продолжается работа по развитию электронной картографии. В 2024 году наши картографы отредактируют 272 ячейки электронных навигационных карт на 6644 километрах водных путей. После объединения двух бассейнов – Обь-Иртышского и Обского – общее количество ячеек электронных навигационных карт Обь-Иртышского бассейна составляет 1099 единиц.

В настоящее время электронными навигационными картами в Обь-Иртышском бассейне обслуживается без малого 19 тыс. километров, что составляет почти 86% от общей протяженности, в том числе покрытие путей с гарантированными габаритами – 8607 километров, или 90%.

Кроме того, к навигации 2024 года обновлены четыре бумажные лоцманские карты: реки Иртыш – от 2048-го км до города Омска; реки Северная Сосьва – от устья реки Ляпин до устья; озера Телецкого и Новосибирского водохранилища. К навигации 2025 года планируется обновить еще три бумажные лоцманские карты – все они относятся к разным участкам Оби: от Новосибирского гидроузла до устья реки Томь; от устья реки Томь до села Соснино; от села Соснино до устья реки Иртыш.

В навигационный период текущего года специалисты проведут оплавывание картографических материалов, которые подготовлены для переиздания указанных карт, чтобы выявить и устранить неточности в имеющихся материалах.

Что касается доставки грузов северного завоза, то, по данным на первую декаду августа, по водным путям бассейна перевезено более 9 млн тонн грузов, среди которых преобладают сухогрузы, а к местам следования доставлены более одного миллиона пассажиров.

В то же время в навигацию 2023 года эти показатели составили 13 367,6 тыс. тонн различных народно-хозяйственных грузов (топливно-энергетические ресурсы, строительные материалы, техника, песок, щебень и другие) и 2 046 988 пассажиров соответственно. Северный завоз выполнен на 75% от плана.

Серьезных замечаний к содержанию судовых ходов и работе средств навигационного оборудования во время инспекторских осмотров внутренних водных путей не выявлено.

Выявили и задержали

Игорь Суслов, и.о. капитана Обь-Иртышского бассейна ВВП

За время навигации инспекцией портконтроля проведено 1850 проверок, выявлено 2596 нарушений, а до устранения серьезных нарушений задержано 319 судов.

Среди основных нарушений, с которыми сталкиваются инспекторы отдела ГПК, отмечаются отсутствие действующих документов Российского классификационного общества (РКО), несоответствие установленным требованиям средств ночной и дневной визуальной сигнализации судов, отсутствие индивидуальных спасательных средств и санитарных свидетельств.

Кроме того, еще одна важная часть работы портконтроля – это выдача квалификационных свидетельств. С начала года в квалификационную комиссию бассейна за получением документов обратились 1847 человек, большая часть которых рядовой состав экипажа судов.

По данным на конец июля, прошло 191 заседание квалификационной комиссии, где специалисты рассмотрели 1728 дипломных дел. В целом через квалификационные испытания прошли 1410 человек, в том числе: 425 командного состава, 944 рядового, а проверку знаний правил плавания судов по внутренним водных путям – 41 человек.

Было оформлено 1914 квалификационных документов, в том числе для командного состава 789 дипломов, рядового – 1083 квалификационных свидетельства и 42 свидетельства проверки знаний правил плавания по ВВП.

Всего выдано 1745 квалификационных документов, в том числе дипломов – 782, квалификационных свидетельств – 925, свидетельств проверки знаний правил плавания по ВВП – 38.

Также за получением удостоверений личности моряка обратились 189 человек, оформлено 187 УЛМ. По вопросу выдачи мореходной книжки 47 обращений, оформлено 47 мореходных книжек. Объем выполнения государственного задания суммарно составляет 120%.

Морские вести России №11 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ