Новый масштаб Двинско-Печорского бассейна - Морские вести России

Новый масштаб Двинско-Печорского бассейна

16.05.2023

Речной транспорт

Новый масштаб Двинско-Печорского бассейна

Фото: Земснаряд «Северо-Двинский-726» в работе на Северной Двине/ ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна»

Итоги навигации 2022 г. наглядно демонстрируют, что, несмотря на жаркое лето, задача по поддержанию гарантированных габаритов пути ФБУ «Администрация «Севводпуть» и ФБУ «Администрация «Печораводпуть» выполнена в полном объеме.

Транспортных происшествий по причине некачественного содержания водных путей и судоходных гидротехнических сооружений не допущено. Также соответствовали заданию показатели протяженности и категорийности ВВП, обеспечена установленная продолжительность действия средств навигационного оборудования.

Силы и средства обеспечения гарантированных габаритов

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна»

В навигацию 2022 года для выполнения землечерпательных работ в Северо-Двинском бассейне были введены в эксплуатацию 5 землесосов проекта 23-110 и 1 землесос проекта 324. Также на дноуглублении и дноочищении были задействованы КПЛ «СДВ-102», КПЛ «СДВ-101». Для выполнения работ в Печорском бассейне были введены в эксплуатацию 1 земснаряд проекта 23-110, земснаряд-катамаран, состоящий из двух земснарядов проекта 324, и многочерпаковый земснаряд проекта Р-010.

Общий объем извлеченного грунта в Двинско-Печорском бассейне на транзите за навигацию 2022 года составил 3,33 млн кубометров.

Для содержания средств навигационного оборудования работало 77 обстановочных бригад. Для контроля местоположения средств навигационного ограждения и координирования судоходной обстановки продолжено использование судовых обстановочных комплексов.

На проверке чистоты судовых ходов работали 4 тральные бригады, также местное траление на участках проводилось силами обстановочных бригад с применением специализированных тральных понтонов.

Русловые изыскания, контроль состояния судовых ходов и навигационного оборудования, обеспечение дноуглубительных и других путевых работ технической документацией осуществлялись семью изыскательскими отрядами. Для эффективного проведения русловых изысканий применялись автоматизированные промерные комплексы, было выполнено 486 русловых изыскательских съемок затруднительных участков пути.

Диспетчерские службы в период навигации осуществляли сбор, обработку, подготовку и передачу путевой информации, которая доставлялась в виде путевых листов в адрес судовладельца или его приписного флота.

Задачи 2023 года

На навигацию 2023 г. ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» планирует реализацию комплекса путевых работ, включающего содержание средств навигационного оборудования, дноуглубление, изыскания, траление, дноочищение, а также навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов в границах бассейна, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Объем производства путевых работ на 2023 год запланирован на уровне показателей, рассчитанных на среднестатистическую навигацию.

В межнавигационный период 2022-2023 гг. выполняется необходимый ремонт технического флота, средств навигационного оборудования, гидротехнических сооружений, подготовлен корректурный материал к лоцманским картам и пособиям рек бассейна. Кроме того, разработаны схемы расстановки средств навигационного оборудования на водных путях, согласовывается размещение рейдов, пунктов погрузки-выгрузки, временных причалов, наплавных мостов и прочих сооружений, с перевозчиками заключаются договоры на предоставление навигационных услуг.

Бассейновый картографический центр

Специалистами отдела пути и картографии к предстоящей навигации выполнен значительный объем работ по корректировке бумажных навигационных карт Двинско-Печорского бассейна. Корректурные материалы подготовлены на 900 км участков водных путей. Навигационные карты по основным транспортным магистралям были созданы на векторной платформе в специализированном программном обеспечении.

Благодаря такому подходу повысились качественные характеристики корректурных материалов в бумажные карты, отпала потребность выполнения промежуточных этапов при создании корректуры и, что особенно важно, в разы сократилось время, необходимое для создания корректуры.

Успешно выполняются работы по обновлению и поддержанию на актуальном уровне электронных навигационных карт (ЭНК). В 2022 году было актуализировано 159 ячеек ЭНК. Вследствие реорганизации и образования ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» общее количество ячеек электронных навигационных карт увеличилось с 268 до 585.

В Северо-Двинском бассейне с 2020 года налажена система оперативной корректировки ЭНК на основе выполняемых в течение навигации русловых изысканий и данных, получаемых от обстановочных судов, оснащенных судовыми обстановочными комплексами. В 2023 году перед работниками отдела пути и картографии поставлена задача внедрить эту успешную практику и на водных путях Печорского бассейна.

В текущем году Администрация готовится принять и ввести в эксплуатацию региональный центр системы сбора оперативной передачи актуализированных ЭНК. Поставки данного оборудования позволят создать полноценный бассейновый картографический центр, интегрированный с отраслевым и региональным центрами.

Важнейшим этапом цифрового развития отрасли является внедрение на транспортные суда перспективной электронной картографии, что сделает возможным переход от относительно-визуальной ориентации судов в координированно-точную. Таким образом, в течение навигации судоводители смогут оперативно получать файлы корректуры, отражающие объективную информацию об изменениях в морфологии русла, о положении судового хода и навигационного оборудования. Это особенно важно и востребовано на водных путях с неустойчивым интенсивно меняющимся руслом, где корректировки в расстановке СНО выполняются регулярно в течение навигации.

Соответственно, судовладельцы бассейна проявляют большой интерес к оснащению судов ЭНК. Однако в настоящее время вынуждены временно воздержаться от приобретения оборудования СОЭНК. Главная причина весьма банальна, особенно для небольших транспортных компаний, – относительно высокая стоимость оборудования и соответствующего программного обеспечения.

Обновление флота

По состоянию на 1 января 2023 года на балансе ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» находится 269 судов, в том числе 140 самоходных, 19 земснарядов, 9 плавкранов и 101 стоечного флота. Из общего числа 203 судна годны к эксплуатации, 66 находятся на консервации, из них 19 намечены к списанию.

В целях сохранения, поддержания исправного технического состояния и восстановления технико-эксплуатационных характеристик судов филиалами Администрации выполняются все виды необходимых ремонтов. Для этого в каждом из них имеются безопасные места отстоя судов, материально-технические базы и профильные специалисты. Ремонты на судах выполняются под наблюдением Российского классификационного общества, для чего получены соответствующие свидетельства о признании.

Следует отметить, что рабочее ядро флота продолжает активно обновляться. Так, в ближайшее время намечены поставки самоходного земснаряда производительностью 900 м3/час, несамоходного мелкосидящего земснаряда сборно-разборного типа производительностью 500 м3/час, обстановочного судна проекта 3050.1А и промерного судна проекта 3330.

И еще. В Администрации постоянно совершенствуются технологические процессы, внедряется новейшее оборудование и материалы, активно используются судовые автоматические комплексы, автоматизированные системы координирования управления позиционированием землечерпательного флота, применяется система электронного документооборота.

Развитие грузопассажирских перевозок по водным путям Двинско-Печорского бассейна имеет более чем региональное значение. Реки, обслуживаемые Администрацией, связывают единой транспортной системой Архангельскую, Вологодскую области и Республику Коми, а также Ненецкий автономный округ и Республику Коми. И с каждым годом в сообщениях между этими субъектами Федерации возрастает значение внутренних водных путей как уникальной транспортной артерии.

Например, объем перевозок в 2022 году в Двинско-Печорском бассейне составил 4,7 млн тонн, что на 42% больше прошлогодних значений. В бассейне основной грузооборот – это продукция лесопромышленного комплекса, а также нефтепродукты и строительные материалы.

Что касается перевозок пассажиров, то они держатся на стабильном уровне и составляют около 1,5 млн человек.

Х    Х    Х

Остается напомнить, что и в новом масштабе деятельность Администрации направлена на содержание, эксплуатацию и развитие внутренних водных путей Двинско-Печорского бассейна и расположенных на них гидротехнических сооружений. И основной задачей коллектив считает проведение на должном уровне всех работ для безусловного выполнения задания в расширенных границах зоны ответственности Администрации.

Справочно

Реорганизация учреждения. На основании приказа Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2022 года № 126 завершена реорганизация ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» в форме присоединения к нему ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей». С 24 ноября 2022 г. юридическое лицо имеет наименование «Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей» (сокращенно – ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна») и является правопреемником ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей».

ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» имеет в составе четыре филиала: Котласский, Печорский, Архангельский, Вологодский. Центральный офис расположен в городе Котласе Архангельской области.

В зону ответственности на навигацию 2023 г. входит 8826 км ВВП, расположенных в границах Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми, Ненецкого автономного округа и частично Кировской области.

С гарантированными габаритами судовых ходов содержатся участки рек Северная Двина, Печора, Вычегда, Сухона, Мезень, Пинега, Вага, Кулой, Онега, Вологда, Сысола, Вашка, Уса, Кубена, оз. Кенозеро, а также Северо-Двинская шлюзованная система. Протяженность ВВП с гарантированными габаритами 4259,5 км, из них по условиям обеспечения безопасности судоходства отнесены к 1-й категории (с освещаемыми средствами навигационного оборудования) 833 км, ко 2-й категории (со светоотражающими) – 2937 км, к 3-й категории (с неосвещаемыми) – 489,5 км. Также 25 км водных путей без гарантированных габаритов отнесены к 5-й категории, 10 км – к 6-й.

Справочно

Общественный совет и характеристики водного пути. Анализ состояния ВВП, решение задач по обеспечению оптимальных судоходных условий для перевозки грузов и пассажиров, возможные мероприятия для привлечения грузопотока на ВВТ – эти вопросы регулярно рассматривались на заседаниях общественных советов Северо-Двинского и Печорского бассейнов и рабочих групп, в служебном порядке и на личных встречах с судовладельцами, представителями органов исполнительной власти. На основании полученных предложений, после анализа и расчетов, подготовлены обращения по корректировке параметров внутренних водных путей.

Согласно распоряжению Росморречфлота в плановые характеристики ВВП бассейна на 2023 г. внесены изменения (по отношению к 2022 г.):

– увеличена гарантированная глубина на участке Печоры от с. Усть-Уса до г. Нарьян-Мара;

– увеличена продолжительность работы СНО на Северной Двине от устья Вычегды до устья Уймы, на Ваге от г. Шенкурска до д. Золотилово;

– изменена категория участка Усы от г. Усинска до устья (г. Печора) со второй на первую, участка Ваги от с. Шолоша до г. Шенкурска с седьмой на пятую, участка Емцы от с. Емецк до устья с седьмой на шестую.

В бассейне в настоящее время проводятся оргмероприятия по созданию Общественного совета Двинско-Печорского бассейна.

Инспекции сладили между собой

Владимир Есенеев, исполняющий обязанности первого заместителя – капитан Двинско-Печорского бассейна

Вновь образованным отделом госпортконтроля ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП» проведено слаживание деятельности инспекторов, приведена к единообразию документация, приобретена оргтехника, печати, штампы, заменены удостоверения инспекторов, переработаны должностные инструкции.

Организован путем объединения из двух отделов отдел государственной регистрации и дипломирования при ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП» с введением должности начальника отдела и заместителя по дипломированию и выдаче квалификационных документов членам экипажей судов.

Приказом руководителя учреждения создана квалификационная комиссия для проведения испытаний и выдачи документов членам экипажей судов при Печорском филиале ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП».

В период навигации 2022 г. инспекцией портового контроля по Двинско-Печорскому бассейну (с учетом бассейна реки Печоры) проведено 500 проверок судов и плавобъектов.

Выявлено 1389 нарушений обязательных требований по обеспечению безопасной эксплуатации флота, задержано 47 судов, в том числе проверено 93 пассажирских, выявлено 227 нарушений и задержано 11 судов. В сравнении с навигацией 2021 года наблюдается незначительное снижение нарушений и задержаний судов.

Регистрация судов и дипломирование

По состоянию на 31 декабря 2022 г. в судовом реестре по Двинско-Печорскому бассейну с учетом флота ФБУ «Администрация «Печораводпуть» зарегистрировано 1997 судов, состоят на учете 63 плавобъекта.

Отделом регистрации судов в 2022 г. совершены юридические действия:

– 113 – по регистрации перехода права собственности и других вещных прав на суда;

– 67 – по внесению изменений в судовой реестр РФ;

– 12 отказов в приеме документов;

– зарегистрировано 15 договоров аренды судов без экипажа;

– зарегистрировано 13 допсоглашений к договору аренды судов без экипажа;

– зарегистрировано 2 договоров залога (ипотеки) судов;

– зарегистрировано 3 допсоглашения к договору залога (ипотеки) судов;

– поставлено на учет 4 плавобъекта;

– внесение изменений в реестр плавобъектов на 2 объекта;

– 3 объекта сняты с учета из реестра плавобъектов;

– выдано 134 свидетельства (о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом РФ), 20 судовых билетов;

– исключены из судового реестра 33 судна.

Квалификационными комиссиями в 2022 году выдано 277 дипломов командного состава и 485 квалификационных свидетельств рядового состава экипажей судов. При проведении квалификационных испытаний 14 специалистов показали неудовлетворительные результаты.

Административная практика

Отсутствие полномочий у инспекторов ГПК составлять протоколы при обнаружении признаков административных правонарушений на водном транспорте не дают возможности осуществлять административную практику в полном объеме.

Для того чтобы административная практика стала действенным инструментом для повышения безопасности на речном транспорте, необходимо внести соответствующие изменения в КоАП РФ по установлению гарантий и прав инспекторов ГПК администраций речных бассейнов, как это сделано для инспекторов ГИМС и УГМРН.

По итогам выявленных нарушений обязательных требований капитаном бассейна за навигацию 2022 года составлено 49 протоколов об административных правонарушениях. Передано материалов в Северное управление морского и речного надзора на транспорте – 44, в Архангельскую, Котласскую и Сыктывкарскую транспортные прокуратуры – 10.

Морские вести России №4 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

26.01.2024

Речной транспорт

12.01.2024

Речной транспорт

22.11.2023

Речной транспорт