Порт Пригородное: знание СПГ-технологий – фактор безопасности - Морские вести России

Порт Пригородное: знание СПГ-технологий – фактор безопасности

21.05.2021

Морские порты

Порт Пригородное: знание СПГ-технологий – фактор безопасности

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Морской порт Пригородное стал первым в России специализированным портом по перевалке сжиженного природного газа (СПГ), производимого там же на СПГ-заводе. Отгрузка первой партии газа состоялась в феврале 2009 года при участии Президента России. Всего с начала запуска завода (за 12 лет) СП «Сахалин Энерджи» – оператор международного проекта «Сахалин-2» – произвел и отгрузил на экспорт около 130 млн тонн СПГ.             Благодаря регулярной оптимизации работы производственных систем сейчас завод производит более 11 млн тонн СПГ в год, что больше проектной мощности примерно на 2 млн тонн.

Транспортировка СПГ в страны АТР осуществляется как газовозами покупателей, так и специализированными судами серии «Гранд» – Grand Elena, Grand Aniva и Grand Mereya, а также судами Amur River и Ob River, зафрахтованными оператором на долгосрочной основе. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечиваются Службой капитана морского порта Пригородное с учетом специфики отгрузки и перевозки СПГ танкерами-газовозами.

Сергей Яковлев, капитан морского порта Пригородное ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Технологические особенности погрузки СПГ

Терминал отгрузки СПГ в порту Пригородном способен принимать танкеры-газовозы вместимостью от

18 тыс. до 177,4 тыс. кубометров. Во время погрузки на судно сжиженный газ подается в емкости газовоза из двух береговых резервуаров-хранилищ объемом 100 тыс. кубометров каждый. В свою очередь в хранилища газ поступает с завода по производству СПГ, который включает в себя две технологические линии, осуществляющие подготовку и сжижение газа, и объекты общего назначения.

Для производства СПГ используется технология «двойного смешанного хладагента», которая была создана специально для работы в условиях минусовых температур сахалинских зим и по сей день является одной из самых передовых. К объектам общего назначения относятся установки по производству азота, подготовке воды и очистке стоков, а также газотурбинные генераторы для производства электроэнергии. Благодаря использованию этой технологии завод стабильно работает как летом, так и зимой и производит более 11 млн тонн СПГ в год.

Типовая грузовая партия составляет 147 тыс. кубометров сжиженного газа, из чего может быть получено порядка 90 млн кубометров природного газа в результате его регазификации (природный газ сжимается в 600 раз). Загружается такая партия при температуре груза минус 162° C, время погрузки составляет в среднем 12-18 часов.

Перед постановкой газовоза к причалу из него откачивается часть газа, специально оставленного на дне судовых танков, и распыляется по поверхности танков для их охлаждения перед погрузкой. На заводе в это время происходит запуск наливной эстакады. Заполнение танков судна производится с помощью криогенных насосов, как правило, на 98-98,5% от их вместимости.

Суда для перевозки СПГ

Все танкеры-газовозы оборудованы двухкорпусной конструкцией. Сжиженный газ закачивается в специальные термоизолированные резервуары, расположенные во внутреннем корпусе судна. Сформированная таким образом система хранения груза состоит из резервуара для хранения СПГ, слоя изоляции, вторичной оболочки и еще одного слоя изоляции. Вторичная оболочка призвана не допустить утечки газа в случае повреждения основного резервуара.

В системе хранения груза применяются материалы, стойкие к чрезвычайно низким температурам. Различаются два типа СПГ-танкеров – с грузовыми танками в виде самонесущих резервуаров сферической формы (Mosstype) и с трехмембранными резервуарами (системы Gaz Transport, Technigaz и CS1).

Первые три танкера-газовоза были построены судоходными компаниями «Совкомфлот» и «Приморское морское пароходство» совместно с японскими компаниями специально под терминал в Пригородном для работы в долгосрочных тайм-чартерах. Это танкеры Grand Elena, Grand Aniva и Grand Mereya с танками сферического типа. Кроме них, покупателями СПГ из Японии и Южной Кореи предоставлялся куда больший флот – 8-12 газовозов. Со временем такая тенденция была переломлена «Газпромом» (основной акционер), который стал использовать суда серии «Река Обь» мембранного типа.

Следующим шагом было строительство танкеров СПГ серии «Великий Новгород». Это судно стало первым высокотехнологичным газовозом ледового класса, специально разработанным судостроителями с учетом потребностей «Газпрома». Танкеры данной серии считаются одними из лучших в своем классе: трехтопливная дизель-электрическая энергетическая установка, комплекс оборудования для работы в условиях низких температур, ледовый класс судов Ice2 дают серьезные конкурентные преимущества как фрахтователю, так и судовладельцу, в частности, возможность их использования для круглогодичной транспортировки СПГ из порта Пригородное практически в любой из существующих в мире терминалов СПГ.

В настоящее время из Пригородного на регулярной основе совершают рейсы более 10 газовозов. В рейсе основной заботой экипажа является поддержание чуть большего давления в танках, чем в резервуарах на заводе, а на терминале выгрузки, если возможно, – ниже величины давления в резервуарах, в которые СПГ будет перекачиваться. Нужно это для того, чтобы свести к минимуму объем испарений газа.

Суточный объем испарений зависит, помимо размера грузовых емкостей (отношение поверхности объема танков к объему загруженного СПГ) и типа теплоизоляции, от гидрометеорологических условий, таких как температура воды, воздуха, состояние моря и др., а также от термодинамических характеристик газа (например от глубины переохлаждения).

В порту выгрузки важно обеспечить наличие в танках остатка газа, необходимого для поддержания холода при обратном переходе судна и до начала следующей погрузки.

Контроль за безопасностью мореплавания

Вопросы безопасности танкеров-газовозов имеют исключительно важное значение при их обработке в порту и морских перевозках СПГ. В порту Пригородное к СПГ-танкерам применяются самые высокие стандарты безопасности. Как правило, инспекционные осмотры газовозов происходят с участием капитана порта.

Убедительным свидетельством соблюдения высоких стандартов безопасности является статистика осмот-ров – у СПГ-танкеров отсутствуют серьезные несоответствия, влекущие за собой задержание судна или свидетельствующие о неудовлетворительном техническом состоянии судна либо халатности экипажа.

Еще одним важным вопросом безопасности является квалификация экипажа. Штатный состав экипажа типового СПГ-танкера насчитывает от 27 до 30 моряков, включая 5-7 человек командного состава, 5 специалистов и порядка 17 человек рядового состава. При оформлении судна ИГПК проверяется квалификация экипажа, подтверждение специализированного обучения. Во время проведения осмот-

ров проверяется в том числе и компетентность экипажа.

По итогам 2020 года, как и все годы существования порта, обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему находится на высоком уровне. За отчетный период в порт осуществлено 243 судозахода, из них 238 под иностранным флагом и 5 под флагом РФ. Проинспектировано 6 судов под флагом РФ и 10 судов под иностранными флагами. Организовано надлежащее функционирование портовых и региональных систем и объектов обеспечения безопасности мореплавания. Также нужно отметить, что организация судоходства в порту соответствует всем международным и национальным требованиям.

Помимо обеспечения безопасности мореплавания, ведется эффективный контроль за эксплуатацией портовых сооружений и объектов, за их ремонтом, развитием и строительством. Организовано несение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации разливов нефти (АСГ/ЛРН). На регулярной основе, ежемесячно, проводятся учения по ЛАРН в морском порту.

Морские порты №2 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Советская Гавань
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021