Взаимосвязь грузооборота морских портов и ВРП Приморского края
10.01.2025
Морские порты

Фото fesco.ru
В статье приведен анализ валового регионального продукта (ВРП) и объема грузооборота морских портов Приморского края, включая основные порты региона, за 2009-2023 годы. Предложена эконометрическая модель взаимосвязи ВРП и объема грузооборота портов, проведена ее экономико-статистическая оценка, показаны основные прогностические возможности модели и область ее применения. Особенностью исследования является расчет и построение уравнения экспоненциальной регрессии по трем сценариям прогнозов – консервативному, базовому и оптимистическому.
А.И. Фисенко, профессор кафедры «Экономика водного транспорта» МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, д.э.н.;
В.А. Парфенова, доцент кафедры «Экономика водного транспорта» МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, к.э.н.
В.А. Останин, профессор кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Владивостокского филиала Российской таможенной академии, д.э.н.
Акцент на порты Приморья
В современных условиях экономического развития России роль морских портов и морских грузоперевозок заметно меняется. Это связано не только с особенностями мировой экономики и географией страны, но и с изменившимися условиями работы морского транспорта, невозможностью выполнения прошлых задач и объемов морских перевозок вследствие противостояния «коллективного Запада» и введенных им против России санкций.
В первую очередь эти изменения относятся к восточным морским портам страны, а также к портам Северного Ледовитого океана (вдоль Северного морского пути). Сегодня они берут на себя «компенсаторную функцию» с точки зрения обработки значительной части грузовой базы и экспортно-импортных грузопотоков. Все это заставляет морской транспорт корректировать планы развития портовой инфраструктуры и плотнее взаимодействовать с железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Одним из наиболее зримых проявлений такого процесса в последние 5-7 лет стало активное строительство и ввод в эксплуатацию «сухих портов», развитие транспортно-логистических комплексов на базе портов и транспортных хабов, в которых центральным элементом становится порт и его инфраструктура.
Так, в соответствии с разрабатываемой программой «Развитие опорной сети морских портов» на 2024-2030 годы предусмотрено финансирование проектов строительства и развития морских портов РФ на сумму почти 541 млрд рублей (из них бюджетных средств – 41,1 млрд рублей). Только в 2024 году в портовую инфраструктуру будет вложено 124,7 млрд рублей (из них бюджетных средств – 1,2 млрд рублей).
Реализация этих проектов позволит увеличить мощность морских портов страны более чем на четверть – на 232 млн тонн, в том числе в Азово-Черноморском бассейне – на 38,6 млн тонн, в Каспийском (МТК «Север – Юг») – на 5,3 млн тонн, на Северо-Западе (в Балтийском и Арктическом) – на 66,4 млн тонн, в Дальневосточном – на 121,5 млн тонн (52,5% всего прироста).
Очевидно, что такие инвестиции не только укрепят соответствующие транспортные и инфраструктурные объекты, но и станут надежной базой для роста региональной экономики, которая, в свою очередь, получит дополнительный импульс для развития.
В связи с этим известный теоретический и практический интерес представляет поиск мер, направленных, с одной стороны, на рост валового регионального продукта (ВРП) в регионах, в которых интенсивно идет процесс создания крупных морских многофункциональных перегрузочных и логистических комплексов, а с другой – изучение взаимосвязи ВРП и грузооборота этих комплексов в наиболее важных приморских регионах, к которым, в частности, относится Приморский край.
Динамика грузооборота Приморских портов
В соответствии с данными региональной статистики ВРП Приморского края за 2009-2023 годы вырос более чем в 4 раза и в 2023 году составил более 1,61 трлн рублей (рис. 1).
Рис. 1. Динамика валового регионального продукта Приморского края в 2009-2023 гг., млрд руб.
Социально-экономическое развитие Приморского края неразрывно связано с деятельностью морских портов региона. По влиянию на региональную экономику морские порты, безусловно, можно рассматривать как градообразующие предприятия края. За последние 14 лет суммарный грузооборот морских портов Приморья вырос более чем в 3 раза и достиг в 2023 году отметки в 156,01 млн тонн, или 65,5% всего грузооборота по Дальневосточному бассейну и 17,7% грузооборота всех морских портов России (рис. 2).
Рис. 2.
Грузооборот портов Приморского края за 2009-2023 гг., млн тонн
Сегодня морские порты Приморского края играют важную роль в перевалке грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на морской транспорт и обратно. Они являются ключевыми центрами перевозок не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока. Порты Владивос-ток, Находка и Восточный связывают Дальний Восток с европейской частью страны и северными регионами Сибири через Северный морской путь. Они также служат главной распределительной базой для каботажных перевозок на Сахалин, Камчатку, Чукотку и другие территории Дальнего Востока и Восточного сектора Арктики. В период летней навигации из портов Приморья осуществляется и так называемый северный завоз в данные регионы. На основе этих перевозок в крае начинают формироваться многопрофильные целевые транспортно-производственные и транспортно-логистические комплексы-хабы, ориентированные на зарубежные морские порты АТР.
О динамике объемов грузооборота основных портов Приморского края в период с 2009 по 2023 год свидетельствуют данные, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика и структура объема грузооборота по основным портам Приморского края за 2009-2023 гг., млн тонн
Рост грузооборота положительно сказывается на деятельности не только предприятий морского транспорта, но и предприятий смежных отраслей, например, таких как судостроение и судоремонт. Потребность в квалифицированных кадрах стимулирует улучшение качества образовательных услуг, дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для морской отрасли. Увеличение расчетов между компаниями, платежей за экспортные и импортные операции стимулирует повышение конкурентоспособности в финансовой сфере, включая предоставление банковских, страховых и прочих услуг. Таким образом, деятельность морских портов края имеет большой мультипликативный эффект, приводящий к росту ВРП.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся статических данных построить и выбрать модель, наиболее полно отражающую взаимосвязь между грузооборотом морских портов Приморского края и размером ВРП.
Математическая оценка взаимосвязей
На начальном этапе работы нами была построена диаграмма рассеивания, где грузооборот морских портов Приморского края (в млн тонн) рассматривается как независимая переменная x, а ВРП Приморского края (в млрд руб.) – как зависимая переменная y. Для моделирования и прогнозирования использовался встроенный пакет анализа программы Excel.
В ходе моделирования экономических процессов были построены уравнения линейной, логарифмической, степенной и экспоненциальной регрессии. Оценка качества модели проводилась с вероятностью 99%. Сделав сравнительный анализ моделей по таким критериям, как индекс корреляции, индекс детерминации, критерий Фишера и средняя ошибка аппроксимации, нами была выбрана экспоненциальная модель регрессии как наиболее точно описывающая изменчивость ВРП Приморского края за счет грузооборота морских портов края.
Уравнение экспоненциальной регрессии (рис. 4) имеет вид:
y = 180,64*e0,0137*x, где
х – объем грузооборота портов Приморского края, млн тонн;
y – валовой региональный продукт Приморского края, млрд руб.
Рис. 4. Поле корреляции переменных х и y и модель экспоненциальной регрессии
Рассмотрим подробнее параметры оценки качества модели экспоненциальной регрессии. Индекс корреляции модели составил 0,98, что показывает наличие сильной нелинейной экспоненциальной связи. Индекс детерминации составляет 96,5%, то есть теоретически модель на 96,5% объясняет изменчивость ВРП Приморского края изменением грузооборота морских портов. Оставшиеся 3,5% вариации ВРП края определяются другими факторами, рассмотрение которых возможно и целесообразно, по нашему мнению, в рамках другого исследования.
Экспоненциальная связь между переменными x и y существует с вероятностью 99%, поскольку фактическое значение критерия Фишера (358,85) превышает его табличное значение (9,07). Средняя ошибка аппроксимации, отражающая среднее относительное отклонение расчетных значений от фактических, составляет 6% (рекомендованное значение – не более 7%), то есть качество соответствия модели хорошее. Таким образом, параметры оценки качества экспоненциальной регрессии свидетельствуют о высоком уровне достоверности предлагаемой модели.
Для расчета прогнозных (оценочных) значений ВРП Приморского края нами осуществлен прогноз грузооборота морских портов Приморья на 2024-2028 годы с помощью экспоненциального сглаживания. При этом возможны три сценария изменения грузооборота региона: консервативный, базовый и оптимистичный (табл. 1).
Табл. 1. Прогнозные значения грузооборота морских портов Приморского края на 2024-2028 гг. в зависимости от сценария прогноза, млн тонн
Год |
Консервативный прогноз |
Базовый прогноз |
Оптимистичный прогноз |
---|---|---|---|
2024 |
150,97 |
161,79 |
172,62 |
2025 |
151,61 |
168,25 |
184,89 |
2026 |
150,16 |
174,73 |
199,25 |
2027 |
147,22 |
181,16 |
215,11 |
2024 |
150,97 |
161,79 |
172,62 |
2028 |
143,04 |
187,61 |
232,19 |
Зависимость от сценариев прогнозов
При базовом сценарии грузооборот морских портов Приморского края в 2024 году достигнет уровня в 161,79 млн тонн, а к 2028 году показатель составит около 187,61 млн тонн. В условиях усилившегося санкционного давления и высокой загруженности производственных мощностей портов, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и консервативный сценарий, при котором в ближайшие годы возможно снижение грузооборота портов: в 2024 г. – до 150,97 млн тонн, а в 2028 г. – до 143,04 млн тонн, хотя такой сценарий развития кажется наименее вероятным. При оптимистичном сценарии рост грузооборота в 2024 году достигнет 172,62 млн тонн, а в 2028 году – 232,19 млн тонн. Такой сценарий развития, на первый взгляд, выглядит очень оптимистичным, хотя за счет увеличения производительности труда, расширения и модернизации портовой инфраструктуры не является недостижимым.
Рассмотрим прогнозные значения ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. по экспоненциальной регрессионной модели при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов региона (табл. 2).
Табл. 2. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов региона
Год |
Грузооборот портов, млн тонн |
Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб. |
Стандартная ошибка прогноза |
Значения 99% доверительного интервала |
---|---|---|---|---|
2024 |
161,79 |
1652,39 |
256,43 |
1395,96 – 1908,82 |
2025 |
168,25 |
1805,07 |
261,43 |
1543,64 – 2066,5 |
2026 |
174,70 |
1971,60 |
266,90 |
1704,70 – 2238,5 |
2027 |
181,16 |
2153,78 |
272,81 |
1880,97 – 2426,59 |
2028 |
187,61 |
2352,48 |
279,14 |
2073,33 – 2631,61 |
При базовом сценарии ВРП Приморского края в 2024 году может достичь уровня 1652,39 млрд рублей с последующим ростом к 2028 году до 2352,48 млрд рублей. Поскольку любой прогноз предполагает наличие определенной стандартной ошибки прогноза, то при базовом сценарии изменение грузооборота морских портов ВРП Приморского края в 2024 году будет находиться в диапазоне 1395,96-1908,82 млрд рублей. В 2028 году при наиболее вероятном уровне ВРП Приморья в размере 2352,48 млрд рублей изменение показателя возможно в диапазоне от 2073,33 до 2631,61 млрд рублей.
На рисунке 5 представлен графический прогноз ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота портов.
Рис. 5. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов
Консервативный сценарий предполагает снижение грузооборота морских портов Приморского края (табл. 3), что в текущих условиях кажется маловероятным с учетом проводимой государственной политики по увеличению объема грузооборота через порты Дальневосточного бассейна и развитию Северного морского пути. Однако такой сценарий развития также нельзя сбрасывать со счетов. При консервативном сценарии ВРП края в 2024 году может снизиться до уровня 1425,03 млрд рублей, а в 2028 году – до 1278,51 млрд рублей.
Табл. 3. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов региона
Год |
Грузооборот портов, млн тонн |
Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб. |
Стандартная ошибка прогноза |
Значения 99% доверительного интервала |
---|---|---|---|---|
2024 |
150,97 |
1425,03 |
249,20 |
1175,83 – 1674,23 |
2025 |
151,61 |
1437,56 |
249,59 |
1187,97 – 1687,15 |
2026 |
150,16 |
1409,32 |
248,72 |
1160,60 – 1658,04 |
2027 |
147,20 |
1353,39 |
247,03 |
1106,36 – 1600,42 |
2028 |
143,04 |
1278,51 |
244,87 |
1033,64 – 1523,38 |
На рисунке 6 изображен прогноз ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов.
Рис. 6. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов
При оптимистичном сценарии (табл. 4) возможен рост грузооборота портов Приморского края в 2024 году до 172,62 млн тонн, а в 2028 году – до уровня 232,19 млн тонн. При такой динамике роста грузооборота объем ВРП края достигнет 1916,28 млрд рублей и 4329,16 млрд рублей соответственно.
Табл. 4. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота морских портов региона
Год |
Грузооборот портов, млн тонн |
Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб. |
Стандартная ошибка прогноза |
Значения 99% доверительного интервала |
---|---|---|---|---|
2024 |
172,62 |
1916,28 |
265,08 |
1651,20 – 2181,36 |
2025 |
184,89 |
2266,54 |
276,42 |
1990,12 – 2542,96 |
2026 |
199,25 |
2758,58 |
291,51 |
2467,07 – 3050,09 |
2027 |
215,11 |
3427,05 |
310,14 |
3116,91 – 3737,19 |
2028 |
232,19 |
4329,16 |
332,1 |
3997,06 – 4661,26 |
Графический прогноз объема ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота портов показан на рисунке 7.
Рис. 7. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота морских портов
Выводы
В предложенной эконометрической модели коэффициент 0,0137 показывает средний темп прироста ВРП Приморского края. Он означает, что при росте грузооборота морских портов края на 1 млн тонн ВРП в среднем увеличивается на 1,37%. Так, например, при увеличении в 2024 году грузооборота портов Приморского края на 10 млн тонн, до 166,01 млн тонн, прогнозный ВРП составит 1750,59 млрд рублей (прирост ВРП по сравнению с модельным значением составит 14,6%, по сравнению с фактическим значением ВРП Приморского края – 6,7%).
Анализ фактических данных показал, что, действительно, прямая зависимость между объемом грузооборота морских портов Приморского края и его ВРП отсутствует и определяется в том числе и влиянием других, не вошедших в модель факторов. Так, например, в 2016 году по сравнению с 2015 годом грузооборот морских портов края увеличился на 8,8 млн тонн, а ВРП за этот период вырос на 19,95%. Однако уже в 2021 году по сравнению с 2020 годом грузооборот портов вырос всего на 3,98 млн тонн, а ВРП за этот период увеличился на 22,47%.
Подтверждением этой нелинеарности и скрытых влияний других причин являются представленные в таблице 5 данные абсолютного изменения объема грузооборота морских портов и темпов прироста ВРП Приморского края за 2009-2023 гг. по рассчитанной модели и фактичес-кие показатели.
Табл. 5. Фактические данные абсолютного изменения объема грузооборота морских портов и темпов прироста ВРП Приморского края за 2009-2023 гг.
Период, годы |
Увеличение грузооборота, в млн тонн |
Темп прироста ВРП по модели, % |
Темп прироста ВРП фактический, % |
---|---|---|---|
2010 к 2009 |
18,09 |
28,08 |
27,56 |
2011 к 2010 |
3,88 |
5,45 |
16,79 |
2012 к 2011 |
7,83 |
11,30 |
1,41 |
2013 к 2012 |
8,12 |
11,74 |
3,58 |
2014 к 2013 |
13,71 |
20,64 |
11,25 |
2015 к 2014 |
5,27 |
7,48 |
11,70 |
2016 к 2015 |
8,82 |
12,82 |
19,95 |
2017 к 2016 |
3,95 |
5,55 |
5,28 |
2018 к 2017 |
3,88 |
5,45 |
6,53 |
2019 к 2018 |
8,92 |
12,98 |
10,76 |
2020 к 2019 |
5,60 |
7,97 |
3,40 |
2021 к 2020 |
3,98 |
5,59 |
22,47 |
2022 к 2021 |
6,28 |
8,97 |
13,68 |
2023 к 2022 |
7,38 |
10,62 |
6,63 |
В завершении отметим следующее. Вопросы, связанные с обоснованием и построением эконометрической модели, а также модели экспоненциальной регрессионной зависимости между ВРП Приморского края и грузооборотом его морских портов, отражают различные и порой противоречивые аспекты эконометрического моделирования экономических показателей развития региона.
Предложенная модель, безусловно, не отражает все факторы, влияющие на исследуемые показатели, например, такие как объем и структура инвестиций, уровень занятости и распределение работающих по сферам экономики, темп инфляции и тарифы, а также такие «мягкие» показатели (которые особенно сложно учесть), как изменение экономической политики, политические решения, изменения отношений собственности и др.
Вместе с тем, полученные результаты и использованные методы исследования позволяют, по нашему мнению, предположить, что они могут быть применены в работе по планированию и прогнозированию развития региона на ближайшие 5-10 лет, а также как информационный материал для более глубоких исследований, связанных с развитием Приморского края в будущем.
Результаты подобных расчетов могут представлять интерес для соответствующих государственных органов управления, министерств, агентств, ведомств и собственников предприятий и организаций, заинтересованных в научно-практическом обосновании развития своих предприятий, включая морские порты и транспортные узлы, предприятия судостроения и судоремонта, железнодорожного и автомобильного транспорта, логистические компании и кредитные организации.
Морские порты №8 (2024)