Взаимосвязь грузооборота морских портов и ВРП Приморского края - Морские вести России

Взаимосвязь грузооборота морских портов и ВРП Приморского края

10.01.2025

Морские порты

Взаимосвязь грузооборота морских портов и ВРП Приморского края

Фото fesco.ru

В статье приведен анализ валового регионального продукта (ВРП) и объема грузооборота морских портов Приморского края, включая основные порты региона, за 2009-2023 годы. Предложена эконометрическая модель взаимосвязи ВРП и объема грузооборота портов, проведена ее экономико-статистическая оценка, показаны основные прогностические возможности модели и область ее применения. Особенностью исследования является расчет и построение уравнения экспоненциальной регрессии по трем сценариям прогнозов – консервативному, базовому и оптимистическому.

А.И. Фисенко, профессор кафедры «Экономика водного транспорта» МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, д.э.н.;

В.А. Парфенова, доцент кафедры «Экономика водного транспорта» МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, к.э.н.

В.А. Останин, профессор кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Владивостокского филиала Российской таможенной академии, д.э.н.

Акцент на порты Приморья

В современных условиях экономического развития России роль морских портов и морских грузоперевозок заметно меняется. Это связано не только с особенностями мировой экономики и географией страны, но и с изменившимися условиями работы морского транспорта, невозможностью выполнения прошлых задач и объемов морских перевозок вследствие противостояния «коллективного Запада» и введенных им против России санкций.

В первую очередь эти изменения относятся к восточным морским портам страны, а также к портам Северного Ледовитого океана (вдоль Северного морского пути). Сегодня они берут на себя «компенсаторную функцию» с точки зрения обработки значительной части грузовой базы и экспортно-импортных грузопотоков. Все это заставляет морской транспорт корректировать планы развития портовой инфраструктуры и плотнее взаимодействовать с железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Одним из наиболее зримых проявлений такого процесса в последние 5-7 лет стало активное строительство и ввод в эксплуатацию «сухих портов», развитие транспортно-логистических комплексов на базе портов и транспортных хабов, в которых центральным элементом становится порт и его инфраструктура.

Так, в соответствии с разрабатываемой программой «Развитие опорной сети морских портов» на 2024-2030 годы предусмотрено финансирование проектов строительства и развития морских портов РФ на сумму почти 541 млрд рублей (из них бюджетных средств – 41,1 млрд рублей). Только в 2024 году в портовую инфраструктуру будет вложено 124,7 млрд рублей (из них бюджетных средств – 1,2 млрд рублей).

Реализация этих проектов позволит увеличить мощность морских портов страны более чем на четверть – на 232 млн тонн, в том числе в Азово-Черноморском бассейне – на 38,6 млн тонн, в Каспийском (МТК «Север – Юг») – на 5,3 млн тонн, на Северо-Западе (в Балтийском и Арктическом) – на 66,4 млн тонн, в Дальневосточном – на 121,5 млн тонн (52,5% всего прироста).

Очевидно, что такие инвестиции не только укрепят соответствующие транспортные и инфраструктурные объекты, но и станут надежной базой для роста региональной экономики, которая, в свою очередь, получит дополнительный импульс для развития.

В связи с этим известный теоретический и практический интерес представляет поиск мер, направленных, с одной стороны, на рост валового регионального продукта (ВРП) в регионах, в которых интенсивно идет процесс создания крупных морских многофункциональных перегрузочных и логистических комплексов, а с другой – изучение взаимосвязи ВРП и грузооборота этих комплексов в наиболее важных приморских регионах, к которым, в частности, относится Приморский край.

Динамика грузооборота Приморских портов

В соответствии с данными региональной статистики ВРП Приморского края за 2009-2023 годы вырос более чем в 4 раза и в 2023 году составил более 1,61 трлн рублей (рис. 1).

Рис. 1. Динамика валового регионального продукта Приморского края в 2009-2023 гг., млрд руб.

Социально-экономическое развитие Приморского края неразрывно связано с деятельностью морских портов региона. По влиянию на региональную экономику морские порты, безусловно, можно рассматривать как градообразующие предприятия края. За последние 14 лет суммарный грузооборот морских портов Приморья вырос более чем в 3 раза и достиг в 2023 году отметки в 156,01 млн тонн, или 65,5% всего грузооборота по Дальневосточному бассейну и 17,7% грузооборота всех морских портов России (рис. 2).

Рис. 2. Грузооборот портов Приморского края за 2009-2023 гг., млн тонн

Сегодня морские порты Приморского края играют важную роль в перевалке грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на морской транспорт и обратно. Они являются ключевыми центрами перевозок не только для Приморья, но и для всего Дальнего Востока. Порты Владивос-ток, Находка и Восточный связывают Дальний Восток с европейской частью страны и северными регионами Сибири через Северный морской путь. Они также служат главной распределительной базой для каботажных перевозок на Сахалин, Камчатку, Чукотку и другие территории Дальнего Востока и Восточного сектора Арктики. В период летней навигации из портов Приморья осуществляется и так называемый северный завоз в данные регионы. На основе этих перевозок в крае начинают формироваться многопрофильные целевые транспортно-производственные и транспортно-логистические комплексы-хабы, ориентированные на зарубежные морские порты АТР.

О динамике объемов грузооборота основных портов Приморского края в период с 2009 по 2023 год свидетельствуют данные, представленные на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика и структура объема грузооборота по основным портам Приморского края за 2009-2023 гг., млн тонн

Рост грузооборота положительно сказывается на деятельности не только предприятий морского транспорта, но и предприятий смежных отраслей, например, таких как судостроение и судоремонт. Потребность в квалифицированных кадрах стимулирует улучшение качества образовательных услуг, дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для морской отрасли. Увеличение расчетов между компаниями, платежей за экспортные и импортные операции стимулирует повышение конкурентоспособности в финансовой сфере, включая предоставление банковских, страховых и прочих услуг. Таким образом, деятельность морских портов края имеет большой мультипликативный эффект, приводящий к росту ВРП.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся статических данных построить и выбрать модель, наиболее полно отражающую взаимосвязь между грузооборотом морских портов Приморского края и размером ВРП.

Математическая оценка взаимосвязей

На начальном этапе работы нами была построена диаграмма рассеивания, где грузооборот морских портов Приморского края (в млн тонн) рассматривается как независимая переменная x, а ВРП Приморского края (в млрд руб.) – как зависимая переменная y. Для моделирования и прогнозирования использовался встроенный пакет анализа программы Excel.

В ходе моделирования экономических процессов были построены уравнения линейной, логарифмической, степенной и экспоненциальной регрессии. Оценка качества модели проводилась с вероятностью 99%. Сделав сравнительный анализ моделей по таким критериям, как индекс корреляции, индекс детерминации, критерий Фишера и средняя ошибка аппроксимации, нами была выбрана экспоненциальная модель регрессии как наиболее точно описывающая изменчивость ВРП Приморского края за счет грузооборота морских портов края.

Уравнение экспоненциальной регрессии (рис. 4) имеет вид:

y = 180,64*e0,0137*x, где

х – объем грузооборота портов Приморского края, млн тонн;

y – валовой региональный продукт Приморского края, млрд руб.

Рис. 4. Поле корреляции переменных х и y и модель экспоненциальной регрессии

Рассмотрим подробнее параметры оценки качества модели экспоненциальной регрессии. Индекс корреляции модели составил 0,98, что показывает наличие сильной нелинейной экспоненциальной связи. Индекс детерминации составляет 96,5%, то есть теоретически модель на 96,5% объясняет изменчивость ВРП Приморского края изменением грузооборота морских портов. Оставшиеся 3,5% вариации ВРП края определяются другими факторами, рассмотрение которых возможно и целесообразно, по нашему мнению, в рамках другого исследования.

Экспоненциальная связь между переменными x и y существует с вероятностью 99%, поскольку фактическое значение критерия Фишера (358,85) превышает его табличное значение (9,07). Средняя ошибка аппроксимации, отражающая среднее относительное отклонение расчетных значений от фактических, составляет 6% (рекомендованное значение – не более 7%), то есть качество соответствия модели хорошее. Таким образом, параметры оценки качества экспоненциальной регрессии свидетельствуют о высоком уровне достоверности предлагаемой модели.

Для расчета прогнозных (оценочных) значений ВРП Приморского края нами осуществлен прогноз грузооборота морских портов Приморья на 2024-2028 годы с помощью экспоненциального сглаживания. При этом возможны три сценария изменения грузооборота региона: консервативный, базовый и оптимистичный (табл. 1).

Табл. 1. Прогнозные значения грузооборота морских портов Приморского края на 2024-2028 гг. в зависимости от сценария прогноза, млн тонн

Год

Консервативный прогноз

Базовый прогноз

Оптимистичный прогноз

2024

150,97

161,79

172,62

2025

151,61

168,25

184,89

2026

150,16

174,73

199,25

2027

147,22

181,16

215,11

2024

150,97

161,79

172,62

2028

143,04

187,61

232,19

Зависимость от сценариев прогнозов

При базовом сценарии грузооборот морских портов Приморского края в 2024 году достигнет уровня в 161,79 млн тонн, а к 2028 году показатель составит около 187,61 млн тонн. В условиях усилившегося санкционного давления и высокой загруженности производственных мощностей портов, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и консервативный сценарий, при котором в ближайшие годы возможно снижение грузооборота портов: в 2024 г. – до 150,97 млн тонн, а в 2028 г. – до 143,04 млн тонн, хотя такой сценарий развития кажется наименее вероятным. При оптимистичном сценарии рост грузооборота в 2024 году достигнет 172,62 млн тонн, а в 2028 году – 232,19 млн тонн. Такой сценарий развития, на первый взгляд, выглядит очень оптимистичным, хотя за счет увеличения производительности труда, расширения и модернизации портовой инфраструктуры не является недостижимым.

Рассмотрим прогнозные значения ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. по экспоненциальной регрессионной модели при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов региона (табл. 2).

Табл. 2. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов региона

Год

Грузооборот портов, млн тонн

Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб.

Стандартная ошибка прогноза

Значения 99% доверительного интервала

2024

161,79

1652,39

256,43

1395,96 – 1908,82

2025

168,25

1805,07

261,43

1543,64 – 2066,5

2026

174,70

1971,60

266,90

1704,70 – 2238,5

2027

181,16

2153,78

272,81

1880,97 – 2426,59

2028

187,61

2352,48

279,14

2073,33 – 2631,61

При базовом сценарии ВРП Приморского края в 2024 году может достичь уровня 1652,39 млрд рублей с последующим ростом к 2028 году до 2352,48 млрд рублей. Поскольку любой прогноз предполагает наличие определенной стандартной ошибки прогноза, то при базовом сценарии изменение грузооборота морских портов ВРП Приморского края в 2024 году будет находиться в диапазоне 1395,96-1908,82 млрд рублей. В 2028 году при наиболее вероятном уровне ВРП Приморья в размере 2352,48 млрд рублей изменение показателя возможно в диапазоне от 2073,33 до 2631,61 млрд рублей.

На рисунке 5 представлен графический прогноз ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота портов.

Рис. 5. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при базовом сценарии изменения грузооборота морских портов

Консервативный сценарий предполагает снижение грузооборота морских портов Приморского края (табл. 3), что в текущих условиях кажется маловероятным с учетом проводимой государственной политики по увеличению объема грузооборота через порты Дальневосточного бассейна и развитию Северного морского пути. Однако такой сценарий развития также нельзя сбрасывать со счетов. При консервативном сценарии ВРП края в 2024 году может снизиться до уровня 1425,03 млрд рублей, а в 2028 году – до 1278,51 млрд рублей.

Табл. 3. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов региона

Год

Грузооборот портов, млн тонн

Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб.

Стандартная ошибка прогноза

Значения 99% доверительного интервала

2024

150,97

1425,03

249,20

1175,83 – 1674,23

2025

151,61

1437,56

249,59

1187,97 – 1687,15

2026

150,16

1409,32

248,72

1160,60 – 1658,04

2027

147,20

1353,39

247,03

1106,36 – 1600,42

2028

143,04

1278,51

244,87

1033,64 – 1523,38

На рисунке 6 изображен прогноз ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов.

Рис. 6. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при консервативном сценарии изменения грузооборота морских портов

При оптимистичном сценарии (табл. 4) возможен рост грузооборота портов Приморского края в 2024 году до 172,62 млн тонн, а в 2028 году – до уровня 232,19 млн тонн. При такой динамике роста грузооборота объем ВРП края достигнет 1916,28 млрд рублей и 4329,16 млрд рублей соответственно.

Табл. 4. Модельные значения ВРП Приморского края по экспоненциальной регрессионной модели на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота морских портов региона

Год

Грузооборот портов, млн тонн

Прогнозные значения ВРП Приморского края, млрд руб.

Стандартная ошибка прогноза

Значения 99% доверительного интервала

2024

172,62

1916,28

265,08

1651,20 – 2181,36

2025

184,89

2266,54

276,42

1990,12 – 2542,96

2026

199,25

2758,58

291,51

2467,07 – 3050,09

2027

215,11

3427,05

310,14

3116,91 – 3737,19

2028

232,19

4329,16

332,1

3997,06 – 4661,26

Графический прогноз объема ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота портов показан на рисунке 7.

Рис. 7. Модель и график прогнозных значений ВРП Приморского края на 2024-2028 гг. при оптимистичном сценарии изменения грузооборота морских портов

Выводы

В предложенной эконометрической модели коэффициент 0,0137 показывает средний темп прироста ВРП Приморского края. Он означает, что при росте грузооборота морских портов края на 1 млн тонн ВРП в среднем увеличивается на 1,37%. Так, например, при увеличении в 2024 году грузооборота портов Приморского края на 10 млн тонн, до 166,01 млн тонн, прогнозный ВРП составит 1750,59 млрд рублей (прирост ВРП по сравнению с модельным значением составит 14,6%, по сравнению с фактическим значением ВРП Приморского края – 6,7%).

Анализ фактических данных показал, что, действительно, прямая зависимость между объемом грузооборота морских портов Приморского края и его ВРП отсутствует и определяется в том числе и влиянием других, не вошедших в модель факторов. Так, например, в 2016 году по сравнению с 2015 годом грузооборот морских портов края увеличился на 8,8 млн тонн, а ВРП за этот период вырос на 19,95%. Однако уже в 2021 году по сравнению с 2020 годом грузооборот портов вырос всего на 3,98 млн тонн, а ВРП за этот период увеличился на 22,47%.

Подтверждением этой нелинеарности и скрытых влияний других причин являются представленные в таблице 5 данные абсолютного изменения объема грузооборота морских портов и темпов прироста ВРП Приморского края за 2009-2023 гг. по рассчитанной модели и фактичес-кие показатели.

Табл. 5. Фактические данные абсолютного изменения объема грузооборота морских портов и темпов прироста ВРП Приморского края за 2009-2023 гг.

Период, годы

Увеличение грузооборота, в млн тонн

Темп прироста ВРП по модели, %

Темп прироста ВРП фактический, %

2010 к 2009

18,09

28,08

27,56

2011 к 2010

3,88

5,45

16,79

2012 к 2011

7,83

11,30

1,41

2013 к 2012

8,12

11,74

3,58

2014 к 2013

13,71

20,64

11,25

2015 к 2014

5,27

7,48

11,70

2016 к 2015

8,82

12,82

19,95

2017 к 2016

3,95

5,55

5,28

2018 к 2017

3,88

5,45

6,53

2019 к 2018

8,92

12,98

10,76

2020 к 2019

5,60

7,97

3,40

2021 к 2020

3,98

5,59

22,47

2022 к 2021

6,28

8,97

13,68

2023 к 2022

7,38

10,62

6,63

В завершении отметим следующее. Вопросы, связанные с обоснованием и построением эконометрической модели, а также модели экспоненциальной регрессионной зависимости между ВРП Приморского края и грузооборотом его морских портов, отражают различные и порой противоречивые аспекты эконометрического моделирования экономических показателей развития региона.

Предложенная модель, безусловно, не отражает все факторы, влияющие на исследуемые показатели, например, такие как объем и структура инвестиций, уровень занятости и распределение работающих по сферам экономики, темп инфляции и тарифы, а также такие «мягкие» показатели (которые особенно сложно учесть), как изменение экономической политики, политические решения, изменения отношений собственности и др.

Вместе с тем, полученные результаты и использованные методы исследования позволяют, по нашему мнению, предположить, что они могут быть применены в работе по планированию и прогнозированию развития региона на ближайшие 5-10 лет, а также как информационный материал для более глубоких исследований, связанных с развитием Приморского края в будущем.

Результаты подобных расчетов могут представлять интерес для соответствующих государственных органов управления, министерств, агентств, ведомств и собственников предприятий и организаций, заинтересованных в научно-практическом обосновании развития своих предприятий, включая морские порты и транспортные узлы, предприятия судостроения и судоремонта, железнодорожного и автомобильного транспорта, логистические компании и кредитные организации.

Морские порты №8 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт
Продажа лайнера Князь Владимир
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ