Алгоритм создания инфраструктуры портов и терминалов - Морские вести России

Алгоритм создания инфраструктуры портов и терминалов

18.11.2024

Морские порты

Алгоритм создания инфраструктуры для пассажирских круизных перевозок и яхтенного туризма, для перевалки грузов в речных и морских портах

Фото: Порт Корсаков/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В данной статье представлена схема алгоритма создания инфраструктуры портов и терминалов, предназначенная для широкого круга специалистов отрасли в целях лучшего понимания процессов проектирования и создания причальных комплексов и терминалов, речных и морских портов, в том числе инфраструктуры для пассажирских и туристских перевозок от момента возникновения бизнес-идеи до момента начала эксплуатации объекта. На схеме также показаны факторы влияния на эти процессы, сроки выполнения каждого этапа и механизмы формирования налоговой базы и распределения налогов по бюджетам.

Алла Селезнёва, к.э.н., доцент, директор по экономическому анализу и логистике проектного института АО «Ленгипроречтранс»

После возникновения бизнес-идеи по созданию объекта инфраструктуры речного или морского порта, причала или терминала формируется задание, согласно которому обычно в течение 3-9 месяцев выполняется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта или обоснование инвестиций. В рамках ТЭО производится сбор исходных данных, определяются технико-экономические показатели и предельная стоимость строительства, прогнозируется пассажирооборот или грузооборот объекта.

В настоящее время на точность прогнозирования последних двух показателей оказывают влияние социально-экономические и политические события, которые привели к нарушению сложившихся транспортных связей с зарубежными странами и внутри регионов РФ, перераспределению грузопотоков, что затруднило процесс прогнозирования.

Изменение тарифов на перевозки (например, фрахтовой ставки для морских судов), наличие и техничес­кое состояние флота, достаточность глубин и уровня воды (например, в реке Волге и Каспийском море) также оказывают решающее влияние на точность прогнозирования показателей, необходимых для расчета бюджетной эффективности и срока окупаемости проекта.

Расчет основных финансовых показателей проекта, в том числе его срока окупаемости, выполняется в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 г. №590, согласно которому применяются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. №ВК477.

В качестве поступлений от операционной деятельности портов и причальных комплексов планируются следующие источники: а) перевалка грузов; б) организация обслуживания пассажиров; в) портовые сборы; г) организация буксирного обслуживания; д) выполнение работ ремонтными мастерскими; е) агентское обслуживание судов в порту; ж) отстой флота у причалов порта; з) хранение грузов на территории порта; и) поступления от аренды стояночных мест яхт и катеров (для яхтенных марин).

В качестве выбытий по операционной деятельности рассматриваются производственные издержки и несение эксплуатационных расходов по объектам.

К поступлениям от финансовой деятельности могут относиться как собственные, так и привлеченные, или заемные, средства, а выбытиями будут проценты по займам или дивиденды.

Основными поступлениями от инвестиционной деятельности портов и терминалов являются поступления от продажи активов и величина НДС со стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

В качестве основных выбытий по инвестиционной деятельности рассматриваются стоимость проектно-изыскательских работ (ПИР) и капитальные затраты на строительство порта и приобретение техники.

Укрупненно капитальные затраты сформированы в несколько групп:

1. выкуп земель;

2. стоимость гидротехнических сооружений;

3. стоимость строительства зданий и сооружений порта, терминала или причального комплекса;

4. стоимость прокладки наружных инженерных сетей;

5. стоимость устройства площадок и стоянок для размещения автотранспорта и производственного назначения;

6. стоимость благоустройства и озеленения территории;

7. стоимость приобретения подъемно-транспортного оборудования, колесной техники и транспортных средств.

Основная часть капитальных вложений финансируется государством, а наименее весомые статьи затрат на условиях государственно-частного партнерства могут быть профинансированы инвесторами. Например, по яхтенным маринам – это оборудование причалов и часть береговой инфраструктуры (здания и автодороги).

После расчета бюджетной эффективности и срока окупаемости проекта составляется задание на проектирование, выполняются инженерные изыскания, разрабатывается проектная документация, которая направляется на экспертизу. После прохождения экспертизы (как правило, в течение 3 месяцев) получают разрешение на строительство, разрабатывается рабочая документация (в течение 6 месяцев), производятся строительно-монтажные работы (СМР) под авторским надзором проектировщика и строительным контролем со стороны заказчика (как правило, это занимает от 2 до 3 лет).

В качестве бюджетных эффектов от эксплуатации таких объектов как условие возврата государственного финансирования можно перечислить следующие:

• НДС с выручки от реализации билетов на проезд и аренду катеров и яхт в яхтенных маринах (полностью – 20% – перечисляется в федеральный бюджет);

• налог на прибыль от эксплуатации порта, терминала или причального комплекса (большая часть – 17% – перечисляется в бюджет региона, меньшая часть – 3% – в федеральный бюджет);

• налог на доходы физических лиц с оплаты труда персонала портов, причалов, яхтенных марин (большая часть – 11% – перечисляется в бюджет региона, меньшая часть – 2% – в федеральный бюджет);

• страховые взносы с оплаты труда персонала портов, причалов, яхтенных марин (30% перечисляются в Социальный фонд);

• НДС со стоимости ПИР и СМР (по ставке 20% возвращается в федеральный бюджет).

Таким образом, общий срок создания таких объектов от зарождения бизнес-идеи до эксплуатации составляет от 4 до 6 лет без учета времени на различные согласования и возможные задержки. А данная методика обосновывает заинтересованность государства в финансировании таких дорогостоящих проектов возможностью получить возврат инвестиций в виде налогов и тем самым сократить срок окупаемости проектов.

Условные обозначения на схеме

Прямоугольник – выполнение действия;

Двенадцатиугольник (додекагон) – срок выполнения этапа;

Фигурная скобка – длительность этапа;

Параллелограмм – ввод данных;

Ромб – проверка условий;

Овал – начало и конец процесса;

Суперэллипс – структурные составляющие Методики;

Треугольник – налоговая ставка;

Стрелка – последовательность, состав, структура;

Пунктир – функциональная взаимосвязь;

Облако – фактор влияния.

Сокращения

НБ – налоговая база;

НПр – налог на прибыль организаций;

НДФЛ – налог на доходы физических лиц;

СВ – страховые взносы;

НДС – налог на добавленную стоимость;

ФОТ – фонд оплаты труда;

ПД – проектная документация;

РД – рабочая документация;

ТЭО – технико-экономическое обоснование;

ОИ – обоснование инвестиций;

ГЧП – государственно-частное партнерство.

Морские порты №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ