Алгоритм создания инфраструктуры портов и терминалов
18.11.2024
Морские порты
Алгоритм создания инфраструктуры для пассажирских круизных перевозок и яхтенного туризма, для перевалки грузов в речных и морских портах
Фото: Порт Корсаков/ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»
В данной статье представлена схема алгоритма создания инфраструктуры портов и терминалов, предназначенная для широкого круга специалистов отрасли в целях лучшего понимания процессов проектирования и создания причальных комплексов и терминалов, речных и морских портов, в том числе инфраструктуры для пассажирских и туристских перевозок от момента возникновения бизнес-идеи до момента начала эксплуатации объекта. На схеме также показаны факторы влияния на эти процессы, сроки выполнения каждого этапа и механизмы формирования налоговой базы и распределения налогов по бюджетам.
Алла Селезнёва, к.э.н., доцент, директор по экономическому анализу и логистике проектного института АО «Ленгипроречтранс»
После возникновения бизнес-идеи по созданию объекта инфраструктуры речного или морского порта, причала или терминала формируется задание, согласно которому обычно в течение 3-9 месяцев выполняется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта или обоснование инвестиций. В рамках ТЭО производится сбор исходных данных, определяются технико-экономические показатели и предельная стоимость строительства, прогнозируется пассажирооборот или грузооборот объекта.
В настоящее время на точность прогнозирования последних двух показателей оказывают влияние социально-экономические и политические события, которые привели к нарушению сложившихся транспортных связей с зарубежными странами и внутри регионов РФ, перераспределению грузопотоков, что затруднило процесс прогнозирования.
Изменение тарифов на перевозки (например, фрахтовой ставки для морских судов), наличие и техническое состояние флота, достаточность глубин и уровня воды (например, в реке Волге и Каспийском море) также оказывают решающее влияние на точность прогнозирования показателей, необходимых для расчета бюджетной эффективности и срока окупаемости проекта.
Расчет основных финансовых показателей проекта, в том числе его срока окупаемости, выполняется в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 г. №590, согласно которому применяются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. №ВК477.
В качестве поступлений от операционной деятельности портов и причальных комплексов планируются следующие источники: а) перевалка грузов; б) организация обслуживания пассажиров; в) портовые сборы; г) организация буксирного обслуживания; д) выполнение работ ремонтными мастерскими; е) агентское обслуживание судов в порту; ж) отстой флота у причалов порта; з) хранение грузов на территории порта; и) поступления от аренды стояночных мест яхт и катеров (для яхтенных марин).
В качестве выбытий по операционной деятельности рассматриваются производственные издержки и несение эксплуатационных расходов по объектам.
К поступлениям от финансовой деятельности могут относиться как собственные, так и привлеченные, или заемные, средства, а выбытиями будут проценты по займам или дивиденды.
Основными поступлениями от инвестиционной деятельности портов и терминалов являются поступления от продажи активов и величина НДС со стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
В качестве основных выбытий по инвестиционной деятельности рассматриваются стоимость проектно-изыскательских работ (ПИР) и капитальные затраты на строительство порта и приобретение техники.
Укрупненно капитальные затраты сформированы в несколько групп:
1. выкуп земель;
2. стоимость гидротехнических сооружений;
3. стоимость строительства зданий и сооружений порта, терминала или причального комплекса;
4. стоимость прокладки наружных инженерных сетей;
5. стоимость устройства площадок и стоянок для размещения автотранспорта и производственного назначения;
6. стоимость благоустройства и озеленения территории;
7. стоимость приобретения подъемно-транспортного оборудования, колесной техники и транспортных средств.
Основная часть капитальных вложений финансируется государством, а наименее весомые статьи затрат на условиях государственно-частного партнерства могут быть профинансированы инвесторами. Например, по яхтенным маринам – это оборудование причалов и часть береговой инфраструктуры (здания и автодороги).
После расчета бюджетной эффективности и срока окупаемости проекта составляется задание на проектирование, выполняются инженерные изыскания, разрабатывается проектная документация, которая направляется на экспертизу. После прохождения экспертизы (как правило, в течение 3 месяцев) получают разрешение на строительство, разрабатывается рабочая документация (в течение 6 месяцев), производятся строительно-монтажные работы (СМР) под авторским надзором проектировщика и строительным контролем со стороны заказчика (как правило, это занимает от 2 до 3 лет).
В качестве бюджетных эффектов от эксплуатации таких объектов как условие возврата государственного финансирования можно перечислить следующие:
• НДС с выручки от реализации билетов на проезд и аренду катеров и яхт в яхтенных маринах (полностью – 20% – перечисляется в федеральный бюджет);
• налог на прибыль от эксплуатации порта, терминала или причального комплекса (большая часть – 17% – перечисляется в бюджет региона, меньшая часть – 3% – в федеральный бюджет);
• налог на доходы физических лиц с оплаты труда персонала портов, причалов, яхтенных марин (большая часть – 11% – перечисляется в бюджет региона, меньшая часть – 2% – в федеральный бюджет);
• страховые взносы с оплаты труда персонала портов, причалов, яхтенных марин (30% перечисляются в Социальный фонд);
• НДС со стоимости ПИР и СМР (по ставке 20% возвращается в федеральный бюджет).
Таким образом, общий срок создания таких объектов от зарождения бизнес-идеи до эксплуатации составляет от 4 до 6 лет без учета времени на различные согласования и возможные задержки. А данная методика обосновывает заинтересованность государства в финансировании таких дорогостоящих проектов возможностью получить возврат инвестиций в виде налогов и тем самым сократить срок окупаемости проектов.
Условные обозначения на схеме
Прямоугольник – выполнение действия;
Двенадцатиугольник (додекагон) – срок выполнения этапа;
Фигурная скобка – длительность этапа;
Параллелограмм – ввод данных;
Ромб – проверка условий;
Овал – начало и конец процесса;
Суперэллипс – структурные составляющие Методики;
Треугольник – налоговая ставка;
Стрелка – последовательность, состав, структура;
Пунктир – функциональная взаимосвязь;
Облако – фактор влияния.
Сокращения
НБ – налоговая база;
НПр – налог на прибыль организаций;
НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
СВ – страховые взносы;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ФОТ – фонд оплаты труда;
ПД – проектная документация;
РД – рабочая документация;
ТЭО – технико-экономическое обоснование;
ОИ – обоснование инвестиций;
ГЧП – государственно-частное партнерство.
Морские порты №7 (2024)