Автоматизация иностранных портов: российские решения - Морские вести России

Автоматизация иностранных портов: российские решения

11.11.2024

Морские порты

Как современные технологии меняют работу портов

Фото Максима Кагарлицкого/пресс-службы компании VESNA

Цифровые технологии имеют особое значение в модернизации деятельности морских портов: повышают качество портовых услуг, обеспечивают согласованность в работе подразделений и упрощают взаимодействие с контрагентами. Снижая количество ошибок в различных процессах от документооборота до управления оборудованием и сокращая время простоев, они делают работу порта эффективной и прозрачной.

Илья Горшков, управляющий директор по информационным технологиям компании VESNA

Обзор рынка автоматизации портов

Глобальный рынок автоматизации портов сегодня демонстрирует устойчивый рост. Его подпитывает спрос на оптимизацию операций, повышение эффективности и сокращение затрат.

Среди ключевых драйверов роста рынка автоматизации:

• Увеличение объемов мировой торговли и морских грузоперевозок. По данным ООН, в 2023 году объем морских перевозок после небольшого спада годом ранее вырос на 2,4%.

• Увеличение размеров судов. Относительная стоимость постройки и эксплуатации судна в расчете на тонну дедвейта или грузоподъемности снижается по мере увеличения его размеров. В результате крупные суда становятся экономически более эффективными.

• Потребность в повышении скорости обработки грузов. Быстро меняющийся рынок, повышение спроса на быструю доставку грузов и оптимизацию логистических процессов диктуют требования к повышению скорости обработки грузов. Автоматизация затрагивает все процессы порта: цифровые технологии применяют для контроля работы «конвейеров» и качества хранения грузов, управления оборудованием, обработки большого массива данных и подготовки точных прогнозов, в том числе расчета оптимального времени прибытия и отбытия судов.

К главным направлениям автоматизации относятся:

• Автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. На конвейерах, к примеру, широко применяются системы компьютерного зрения. Технология помогает контролировать качество ленты и вовремя выявлять проблемы: порывы, сходы и другие. С помощью современного ПО также можно автоматизировать работу портовых кранов – управлять машинами удаленно. По такому принципу работает порт Тяньцзинь в Китае. Дистанционно управляемые краны помещают контейнеры в беспилотные грузовики, которые перемещаются по территории порта благодаря покрытию 5G и спутниковой навигации. Эффективность кранов повышается на 20% – каждый обслуживает 39 контейнеров в час.

• Управление транспортными потоками. Контролировать логистику и распределенные в пространстве активы порта помогают цифровые двойники и ГИС-системы. Информация о различных объектах поступает в режиме реального времени и качественно визуализируется. Ее можно оперативно анализировать и применять для повышения эффективности порта.

В 2023 году цифровой двойник появился у крупнейшего европейского порта в Роттердаме. Он помогает отслеживать движение судов, поездов, грузовиков и отдельных контейнеров. А специальные датчики с ИИ собирают и анализируют дополнительную информацию. Например, следят за погодой и рекомендуют перевозчикам оптимальное время прибытия.

Оптимизация работы порта с помощью цифрового двойника и умных датчиков сокращает время пребывания каждого судна примерно на час и значительно сокращает издержки.

Системы контроля доступа. Автоматическая проверка пропусков, взвешивание автомобилей и распознавание номеров, управление шлагбаумами и светофорами в портах возможны как с помощью отдельных решений (видеонаблюдение, компьютерное зрение), так и комплексно. Например, в рамках того же цифрового двойника порта или отдельного участка.

Одна из интересных российских разработок – система управления хранилищем зерна. Она полностью контролирует доступ на объект и всю деятельность, которая на нем происходит, а также предоставляет точные данные об уровне зерна, его температуре, влажности и характеристиках воздуха.

Цифровые платформы для портовых операций. Как правило, объединяют разрозненные сервисы, которыми порт пользовался ранее, а также предлагают дополнительный функционал для автоматизации ключевых процессов.

Пример – российская единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути, которая объединяет на арктической магистрали логистические, аварийно-спасательные, навигационно-гидрографические сервисы, мониторинг ледовой обстановки и метеоконтроль.

Также платформы могут обслуживать отдельные, наиболее масштабные направления работы порта. К примеру, сложную систему закупок.

Игроки на глобальном рынке автоматизации

Крупные порты закупают ПО как у мировых поставщиков, так и у локальных разработчиков, специализирующихся на определенных сегментах рынка. На глобальном рынке представлены и российские ИТ-решения.

Хотя доля экспорта в общем объеме продаж отечественных софтверных компаний в 2023 году сократилась (на текущий момент составляет 23,8%), бизнес по-прежнему заинтересован в развитии международного сотрудничества. Это связано с емкостью российского рынка – работая только с клиентами-соотечественниками, разработчики ПО не смогут окупить создание новых продуктов.

Приоритетные направления экспорта ИТ-решений – рынки Узбекистана и Казахстана, Индии, Южной Америки, Малайзии, Филиппин и Таиланда. Это не новые для России партнеры, однако после 2022 года в перечисленные регионы были направлены дополнительные ресурсы, включая маркетинговые инструменты.

Отечественное ПО для автоматизации портов имеет следующие преимущества:

• Более выгодные цены по сравнению с западными аналогами, при этом высокое качество и надежность.

• Гибкие решения, которые можно адаптировать к потребностям конкретного порта. Многие иностранные системы более консервативны.

• Богатый опыт в автоматизации портовых операций за счет многолетней работы в сложных климатических условиях.

В качестве примера можно рассмотреть технологии, которые обслуживают процесс закупок в портах.

Обычно системы торгов проходят четыре стадии развития:

1. Ручная стадия. На ней используют бумажную документацию, вручную проводят расчеты и обрабатывают заказы. Риск ошибок высокий, скорость операций – низкая.

2. Запуск простых электронных систем. На этой стадии вводят электронные каталоги, онлайн-заказы и автоматизированный документооборот. Растут скорость и прозрачность.

3. Закупки на интегрированных платформах. Для управления всеми процессами, включая планирование и контроль качества, создается единая платформа.

4. Распространение интеллектуальных платформ. В самых современных платформах используют технологии на базе искусственного интеллекта.

По данным VESNA, использование ИИ для прогнозирования спроса, оптимизации, автоматизации поиска поставщиков и анализа рисков в процессе закупок – один из самых востребованных трендов в мире. Система торгов в России соответствует четвертой стадии и отвечает этому требованию. Но многие иностранные порты находятся на второй, реже третьей стадии развития системы закупок.

Российский опыт и решения могут быть полезны для более быстрого и стабильного роста.

Россия на рынке автоматизации портов – главное

Российские порты сегодня демонстрируют успешные кейсы автоматизации: отечественные софтверные компании стабильно разрабатывают для них новые высокотехнологичные решения.

Вот несколько примеров из практики VESNA:

• Система автоматического управления погрузочно-разгрузочными операциями: повысила пропускную способность терминала на 20% и сократила затраты на 15%.

• Единая платформа для управления всеми процессами, от планирования до отгрузки: оптимизировала работу порта и повысила прозрачность операций.

• Объединение существующих систем управления в единую платформу: улучшило обмен данными, повысило скорость и эффективность работы порта.

Иностранные заказчики, покупая такие решения, могут получить уникальные преимущества: доступную стоимость, инновационные технологии, богатый опыт и надежность.

Морские порты №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ