В центре внимания – объемы перевалки, нормативная база и подготовка кадров - Морские вести России

В центре внимания – объемы перевалки, нормативная база и подготовка кадров

03.10.2024

Морские порты

В центре внимания – объемы перевалки, нормативная база и подготовка кадров

Фото: «Морские порты»

Традиционно выездной cовет директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) состоялся в одном из портов, на этот раз в порту Выборг. Принимающей стороной выступила компания «Порт Логистик» – основной портовый оператор. Генеральный директор компании Ольга Ансберг рассказала о планах предприятия нарастить грузооборот почти в два раза после начавшейся реконструкции причалов, провела экскурсию по порту для членов cовета директоров и в ходе заседания предложила дискуссию о проблеме кадрового голода и качестве подготовки в отрасли специалистов-портовиков. Участники выездного cовета обсудили проблемы совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы и текущей деятельности Ассоциации.

Владимир Михайлов

Пока динамика отрицательная

С приветственным письмом к участникам выездного заседания Совета директоров АСОП обратился замес-титель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

Он подчеркнул, что, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, изменения в логистике перевозок, сложности с валютными операциями и поставкой импортного технологического оборудования, отрасль достойно справляется со всеми трудностями и показывает определенный запас прочности. Между тем в перевалке грузов наблюдается сокращение. Если в начале года оно составляло 6,2%, то сейчас 3,7%. Замминистра выразил надежду, что по итогам года отставание будет ликвидировано и перевалка грузов выйдет на уровень 2023 года.

А. Пошивай также отметил, что члены АСОП вносят неоценимый вклад в реализацию транспортного потенциала России и обеспечение стабильного функционирования морских портов. Немаловажным является и постоянное взаимодействие Минтранса и АСОП в решении актуальных для отрасли вопросов в области нормативно-правового регулирования.

Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов, выступая с отчетом о работе Ассоциации за 7 месяцев, также отметил снижение объемов перевалки. «К сожалению, второй раз за последние 25 лет мы сталкиваемся с тем, что у нас отрицательная тенденция по росту грузооборота. Мы снизились на 3% по сравнению с прошлым годом, и общий объем составил 522 млн тонн [за 7 месяцев года]. Хотя, на мой взгляд, с учетом определенной динамики по ряду терминалов, которые начали восстанавливать свой объем работы в последние месяцы, у нас есть все шансы выйти на объемы прошлого года».

Снижение произошло и по сухим, и по наливным грузам. По сухогрузам прежде всего сократилась перевалка угля на 11%. Но одновременно выросла перевалка зерна, минеральных удобрений, руды и контейнеров, которые восстанавливают докризисные объемы. По наливным грузам снижение в основном связано с падением объемов перевалки нефтепродуктов и незначительным снижением сырой нефти, но при этом выросли объемы перевалки сжиженного газа и пищевых грузов наливом.

Говоря о показателях работы портов по бассейнам, С. Жусупов назвал лидеров и аутсайдеров перевалки. Балтийский бассейн продемонстрировал рост практически на 1,3%, до 162 млн тонн. Каспийский, который сейчас находится в центре внимания из-за развития МТК «Север – Юг», показал прирост грузооборота практически на 16%, до 5 млн тонн. А вот Арктический бассейн снизил темпы на 4,7%, до 55 млн тонн; Азово-Черноморский – просел на 7,4%, до 162,8 млн тонн; а Дальневосточный – допустил снижение на 2,7%, до 137 млн тонн.

Касательно основной деятельности АСОП, С. Жусупов напомнил, что она заключается в экспертизе проектов нормативно-правовых актов, которые формируются на уровне федеральных органов исполнительной власти и других субъектов законодательной инициативы, а также в подготовке своих предложений в принимаемые законодательные акты.

Так, за 7 месяцев Ассоциацией рассмотрено 85 проектов нормативно-правовых актов, связанных с деятельностью организаций, оказывающих услуги в морских портах. Это 15 проектов изменений и дополнений в различные кодексы и федеральные законы, 26 проектов постановлений правительства, 44 проекта приказов федеральных органов исполнительной власти.

Основная часть документов была рассмотрена в рамках рабочих групп от экспертного и делового сообщества в сфере водного транспорта, промышленной и транспортной безопасности. По всем проектам Ассоциацией были подготовлены заключения, направлены в соответствующие органы разработчикам и осуществлен мониторинг прохождения инициатив.

Отчитались по своим инициативам

Как отметил С. Жусупов, за прошедший период Ассоциация 15 раз по особо значимым вопросам выступала с инициативой. Один из важных вопросов – продление действия льготы по налогу на имущество в отношении портовых ГТС. Как известно, с 1 января 2025 года истекает срок действия льготы. Вопрос достаточно сложный, поскольку налог региональный, и общая тенденция – раз он региональный, то должны решать региональные власти.

«Минфин против продления льготы – это стандартная его позиция. Но мы сейчас вместе с Комитетом Госдумы попробуем обратить на это внимание правительства. Учитывая, что данное решение было принято в рамках Налогового кодекса, будем говорить о необходимости сохранения данного режима по крайней мере на период реализации программ развития отрасли в перспективе до 2030-2035 годов, – сообщил исполнительный директор АСОП. – Мы пытаемся увязать существующие программы развития отрасли с наличием тех условий, при которых она формировалась, в том числе и с данным налогом, учитывая, что основным налогоплательщиком и льготополучателем у нас является «Росморпорт» – наш стратегический партнер, который обеспечивает реализацию крупнейших проектов и тем самым развитие всей отрасли...».

Достаточно много было вопросов, связанных с различным толкованием законодательства о транспортной безопасности, когда к портовым операторам предъявлялись требования о необходимости отдельной разработки плана транспортной безопасности на объекты железнодорожной инфраструктуры, находящиеся на территории порта. Ассоциации удалось решить данный вопрос и снять его двоякое толкование.

Также усилиями Ассоциации сов-местно с «Росморпортом» был снят вопрос, связанный с нормированием производства дноуглубительных работ, определением их стоимости. И сейчас «Росморпорт» достаточно эффективно решает данные вопросы как основная компания, занимающаяся этим видом деятельности.

Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись все стивидоры и которую пришлось решать, – необходимость раскрытия полной информации о компании в рамках естественных монополий и в рамках приказа Минтранса по северному завозу. Тема очень чувствительная, особенно в условиях санкций.

«Причем что делать дальше с этой информацией – непонятно. Но ее нужно полностью раскрыть, причем по широкой номенклатуре... Мы также направили обращение в правительство и Минтранс и будем стремиться каким-то образом отменить данное решение», – пояснил С. Жусупов.

Он отметил, что всю работу Ассоциация проводит, прежде всего, опираясь на мнение экспертов стивидорных компаний, и, пользуясь случаем, в очередной раз выразил благодарность всем, кто участвует в формировании консолидированной позиции Ассоциации. Также С. Жусупов поблагодарил замминистра транспорта А.И. Пошивая за высокую оценку деятельности Ассоциации, несмотря на имеющиеся противоречия позиций с Минтрансом по вопросам формирования нормативно-правовых условий деятельности отрасли.

Кадры решают всё

Как рассказала генеральный директор ООО «Порт Логистик» Ольга Ансберг, когда компания начала строить перспективные планы на будущее, после реконструкции причалов, она столкнулась с тем, что впереди ее ожидает серьезная нехватка специалистов, которые смогут применять правильные технические решения на современном уровне.

«Можно оставаться в парадигме грейферной перевалки, в парадигме конвейерной перевалки – достаточно обкатанные способы. Тем не менее, у нас все острее встает вопрос именно подготовки инженерных кадров, которые могли бы нам, портовикам, предлагать грамотные, современные инженерные решения», – сказала О. Ансберг.

В 2018 году компания начала проект, который позволял ей сотрудничать со всеми учебными заведениями и Выборга, и всей Ленинградской области, в том числе с «Макаровкой», и подписать соглашение с Морским университетом Котки. Так родились проекты «Королевская гавань» и «Академия Королевской гавани», которые предполагали со школьной скамьи мотивировать детей на изучение тех перспектив, которые дает присутствие морского порта в регионе. В настоящий момент только в Выборгском порту насчитывается около 62 профессий, каждая из которых требует определенного образования, практических навыков, «хорошей головы», что в целом позволят предприятию нормально функционировать.

Сегодня на базе мельничного комбината компания планирует создать морской инженерный центр, чтобы там обустроить комфортные зоны размещения студентов, центры притяжения, где они могли бы учиться, тренироваться, получать навыки, необходимые для работы в порту, а также жить «интересной социальной жизнью». Гендиректор «Порт Логистик» предложила представителям крупнейших портов поучаствовать в реализации данной инициативы, пусть даже на уровне идей.

«Понятно, что есть хорошие базы, хорошие вузы в больших городах, но порты зачастую расположены в небольших городах, а качество персонала, который требуется в этих портах, ничем не должно отличаться от того, что готовят в Санкт-Петербурге, в других вузах, которые занимаются подготовкой морских специалистов. Поскольку сегодня присутствуют представители наших ведущих транспортных вузов, я бы хотела как раз задать вопрос – какие есть варианты?» – обратилась к собравшимся О. Ансберг.

Она считает, что распространение качественного высшего образования на региональные зоны, на морские кластеры и создание вот таких инженерных центров будут способствовать тому, что молодежь останется в этих городах и портах. По ее мнению, в противном случае через некоторое время порты столкнутся с очень серьезными проблемами, связанными с нехваткой инженерных кадров.

Своими мыслями о подготовке транспортных специалистов поделился ректор Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Олег Валинский. Он напомнил, что ПГУПС – это старейший транспортный вуз России, с которого начиналась транспортная наука: в этом году вузу исполняется 215 лет. И даже когда это был Корпус инженеров путей сообщения, вуз готовил и работников для морского транспорта. Сегодня специфика университета – строительство железных дорог, портовых сооружений, мостов, естественно, представлены все железнодорожные специальности. Нынешние поколения выпускников работают и на железной дороге, и в морских портах.

«Очень важно, что мы занимаемся не только подготовкой кадров – у нас большая научная программа. Например, единый технологический процесс порта Усть-Луга написан нами. Мы тесно работаем практически со всеми терминалами порта. В свое время работали по порту Высоцк, в том числе по переходу его на зерно», – сообщил О. Валинский.

Говоря о подготовке кадров, он отметил, что совместно с коллегами из «Макаровки» ПГУПС готов формировать сетевые программы именно специалистов в логистике или в портовой и железнодорожной инфраструктуре, потому что одной из проблем также является то, что портовики не очень хорошо знают железную дорогу, а железнодорожники не очень хорошо понимают окончательно портовую логистику. Поэтому для нас важно, чтобы: а) был сформирован четкий заказ и понимание компетенций, с которыми должен выходить специалист; б) понимание, что это будет полная группа, потому что в противном случае нам становится не слишком рентабельно, тяжело учить двух человек.

«При этом каждый отдельный терминал такую группу сформировать вряд ли сможет, она, наверное, и не нужна. А вот от Ассоциации сформировать сборную группу со своими компетенциями, наверное, вы сможете и более правильно подготовите техническое задание для нас. С другой стороны, для нас проще тогда собрать необходимое количество людей, которые могут вести эту группу. Можем делать авторские аудитории вплоть до факультета. Форма обучения любая – очная или заочная», – рассказал ректор ПГУПС.

Он назвал три основных условия для открытия факультета: 1) важно понимание объема заказа, 2) формы обучения и 3) чтобы студенты были целевиками, чтобы они были связаны каким-то договором, получали от вас стипендию и имели обязательство отработать какое-то время на вашем предприятии, «а там уже вы определитесь, как их заинтересовать, чтобы они после никуда не ушли, а остались работать у вас».

«Если говорить конкретно о ПГУПСе, мы выиграли грант передовой инженерной школы в Миноб-разования в прошлом декабре и под это открываем новые специальности в вузе. У нас есть новые специальности и магистратура. Мы можем любые какие-то компетенции наращивать, в том числе специалистов, например для «Росатома», опять-таки для вас. Все зависит от вашей заинтересованности, потому что это, конечно, проблема проблем – кадров, на самом деле, нет нигде. У нас по линии РЖД сегодня всех студентов просто сметают на практику, выпускники устраиваются вообще все, то есть тех проблем, которые были 10 лет назад, когда не знали, куда их деть, сегодня нет. Поэтому мы готовы вместе с коллегами такую сетевую программу сделать», – рассказал О. Валинский.

Как проинформировал директор департамента по конвенционной подготовке ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Александр Горобцов, «Макаровка» готова работать с самыми разными категориями обучающихся, начиная от детей.

«В Выборге есть морские и кадетские классы, в том числе с которыми мы работаем. Просто работа эта может быть чуть более активной, если будет такое место (о котором говорила О.А. Ансберг). Замечательно, здесь можно инициировать взаимодействие. А второе, конечно, сетевое взаимодействие двух вузов – компетенции портовые у нас имеются: портовая техника, логистика и прочее. Взаимодействие с железной дорогой, наверное, способно только усилить подготовку, – считает А. Горобцов. – Но вот именно создание целевой группы позволит, как мне кажется, подключить и другие силы, в том числе представителей компаний. Знаете, очень неплохо, когда приходят реальные руководители какого-то логистического, коммерческого подразделения, какие-то иные высокие руководители и начинают общаться со студентами, это очень их мотивирует».

Также представитель «Макаровки» отметил, что уровни подготовки могут быть разные. Это может быть высшее образование, переподготовка, среднее профессиональное образование, квалификация рабочего уровня, высокие квалификации, дополнительное образование. Могут быть какие-то короткие курсы как онлайн, так и офлайн, а для всей страны видео-конференц-связь позволяет совершить очень многое. «Поэтому я поддерживаю... обучение с конкретным представителем. И если возможно, мы могли бы обсудить в течение вот этих осенне-зимних месяцев и сформировать программы по тем компетенциям, которые вы предложите», – обратился к портовикам А. Горобцов.

Подводя итоги дискуссии, С. Жусупов предложил: «Полагаю, нужно принять к сведению прозвучавшую информацию и поручить исполнительной дирекции Ассоциации подготовить предложения с учетом мнений стивидорных компаний к следующему заседанию в декабре».

Морские порты №6 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ