Приоритеты бюджета не в пользу портов - Морские вести России

Приоритеты бюджета не в пользу портов

14.12.2023

Морские порты

Приоритеты бюджета не в пользу портов

Фото: projects.mintrans.ru

Финансирование федеральных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ), связанных с развитием портовой инфраструктуры, в новом бюджете РФ сокращено почти на 20%. Секвестр может затронуть около 18% изначально запланированных объектов, завершение строительства которых приходится на 2024 и последующие годы. Однако если КПМИ будет продлен, то реализация ряда объектов будет просто отложена на несколько лет, а сокращение окажется очередным переформатированием КПМИ.

Евгений Владимиров

Финансирование уменьшается

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», представляющий собой основной финансовый документ государства и подготовленный на основе прогноза социально-экономического развития, прошел первое чтение в Госдуме.

По прогнозу, ВВП в 2024 году должен вырасти на 2,3% к 2023 году, а инфляция снизиться с 7,5% в 2023-м до 4,5% в следующем году. Экономический рост зависит в том числе от успешной работы транспортной отрасли, развития и модернизации ее инфраструктуры.

Счетная палата РФ в заключении на проект бюджета отметила, что сам законопроект, а также материалы и документы, представленные одновременно с ним, не содержат анализа планируемых расходов по госпрограммам с учетом оценки эффективности их реализации в 2022 году. При этом, как отметили аудиторы, наибольшее количество структурных элементов в 2024-2026 годах отмечается по трем госпрограммам, в числе которых «Развитие транспортной системы» с 36 структурными элементами, входящая в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). На всю госпрограмму в 2024 году заложено 1361 млрд рублей, в 2025-м – 1369 млрд, в 2026-м – 1568 млрд.

К развитию морских портов в проекте бюджета относится четыре федеральных проекта КПМИ. Это федеральные проекты «Развитие морских портов», «Развитие Северного морского пути», «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна». Кроме того, некоторые мероприятия по модернизации портов предусмотрены в проекте «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта».

Если брать только первые четыре федеральных проекта, то сокращение финансирования по ним в проекте бюджета относительно того, что было предусмотрено в прежнем бюджете на 2024 год, составило 19,5%. Но по федеральному проекту «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта» финансирование даже увеличилось с 45,4 млрд до 56,6 млрд рублей (+25%). Финансирование отдельных федеральных проектов предусмотрено Приложением 15 Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов к проекту бюджета.

Самому большому сокращению подвергся основной для портовой отрасли федеральный проект «Развитие морских портов». На финансирование этого проекта в 2024 году новый бюджет предусматривает 2,8 млрд рублей, а в прежнем бюджете по нему было предусмотрено на 2023 год 9,2 млрд рублей, на 2024-й – 10,3 млрд, на 2025 год средства уже не закладывались, поскольку срок действия КПМИ ограничен 2024 годом. Не заложены средства на 2025 и 2026 годы и в новом бюджете. При этом средства, предусмотренные на 2024 год, сокращены в 3,7 раза.

На развитие Северного морского пути (СМП) в новом бюджете на 2024 год предусмотрено 39,7 млрд рублей, в 2025-м – 38,4 млрд, в 2026-м – 28,9 млрд, итого – 107 млрд рублей. В прежнем бюджете на развитие СМП было предусмотрено на 2023 год – 34,3 млрд рублей, в 2024-м – 44,1 млрд, в 2025-м – 41,4 млрд, итого – 119,8 млрд рублей. Сокращение на 2024 год составило 10%.

Что касается еще двух федеральных проектов, то финансирование на «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» в бюджете на 2024 год сокращено на 3%, а на «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» средства вообще не закладывались. Можно предположить, что часть средств была просто перенесена с 2023 на 2024 год.

Действительно, в конце сентября ТАСС со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2024-2026 годы сообщал, что объем финансирования на развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Азово-Черноморского бассейна в 2024 году планируется увеличить на 3,6 млрд рублей (конкретный объем финансирования не назывался). При этом увеличение финансирования объяснялось перераспределением бюджетных ассигнований между структурными элементами государственной программы «Развитие транспортной системы».

Разнонаправленные ожидания

Нынешнее сокращение бюджетного финансирования отчасти было прогнозируемым. В конце июля этого года министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял о необходимости фронтального сокращения расходов нового бюджета. По его словам, секвестру должны были подвергнуться незащищенные статьи из-за «финансово емких задач» в будущем году.

При этом ожидалось, что расходы бюджета в 2024-м составят 29 трлн рублей. Однако в проекте, внесенном в Госдуму, уже указаны расходы в 36,6 трлн рублей. То есть за два месяца представления о расходах бюджета изменись на 26% в сторону увеличения.

Сокращение расходов на финансирование развития транспортной инфраструктуры было предполагаемым, но не в конкретных объемах. Теперь вопрос заключается в том, насколько возможно дальнейшее увеличение расходов и, соответственно, сокращение финансирования.

В паспорте федерального проекта «Развитие морских портов», который был опубликован на сайте Минтранса в августе, на 2024 год закладывалось 11,3 млрд рублей из федерального бюджета, из внебюджетных источников – 104,8 млрд. Таким образом, предполагалось увеличить финансирование федерального проекта. Но вместо этого произошло сокращение.

В паспорте федерального проекта развития СМП так же было указано, что на реализацию проекта в 2024 году предусмотрено из федерального бюджета 52,7 млрд рублей, за счет внебюджетных источников – 33,5 млрд. Сейчас в Приложении 15 к проекту нового бюджета указана сумма бюджетного финансирования 39,7 млрд рублей, а в прежнем бюджете, напомним, было 44,1 млрд. Таким образом, также произошло сокращение вопреки планам, прописанным в паспорте проекта.

Впрочем, сокращение финансирования не выглядит столь неожиданным, если посмотреть на ситуацию в развитии. Выступая в Совете Федерации в начале октября 2023 года, А. Силуанов отметил, что «продолжатся все программы развития инфраструктуры, они не сокращаются». В частности, он привел в пример развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта – порты Геленджик, Поронайск и Петропавловск-Камчатский.

Позже в конце октября в Минфине уточнили, что в проекте бюджета на развитие водного сообщения на три года предусмотрено около 80 млрд рублей, заложены средства на развитие транспортной инфраструктуры. К каким именно федеральным проектам относится эта сумма, в министерстве не пояснили. Только было указано, что «на эти деньги планируется реконструкция гидроузлов – Багаевского и Нижегородского, развитие инфраструктуры морских портов в Геленджике, Поронайске, Петропавловске-Камчатском и других городах».

Строительство объектов в портах относится к федеральному проекту «Развитие морских портов», а строительство Багаевского и Городецкого гидроузлов – к федеральному проекту «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта». Только на последний на три года предусмотрено более 100 млрд рублей.

Отсюда непонятно, о финансировании каких именно проектов говорили в Минфине. Возможно, в министерстве имели в виду финансирование конкретных объектов в объеме 80 млрд рублей. Поскольку КПМИ заканчивается в 2024 году, возможна перекомпоновка проектов. Некоторые из них могут быть перенесены на 2025, 2026 и последующие годы, но уже не в рамках КПМИ. А в этом случае может быть изменена и структура финансирования за счет увеличения доли внебюджетных средств. Тогда эти средства не будут отражены в бюджете, то есть произойдет сокращение бюджетного финансирования.

Так уже происходило два года назад, в октябре 2020 года. Как тогда сообщали в Минтрансе, в результате переформатирования нацпроекта «Транспортная часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» общее финансирование снизилось с 5,4 трлн до 3,8 трлн рублей, при этом доля внебюджетного финансирования выросла с 55% до 68%.

Общее снижение бюджета КПМИ вызвано переносом автодорог в нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», а также секвестром финансирования федеральных проектов на 2021-2023 годы, пояснял первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов.

В частности, автодорожная часть федеральных проектов «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Морские порты России» была перенесена в национальный проект «Безопасные и качественные автодороги». Федеральные проекты «Коммуникации между центрами экономического роста», «Внутренние водные пути» и «Транспортно-логистические центры» из плана исключили, так как эти мероприятия должны были реализовываться в рамках госпрограммы. Но и речь о секвестировании тоже шла.

Сокращение может оказаться техническим

Поскольку КПМИ действует только до 2024 года, то сокращение финансирования должно затронуть лишь те объекты, реализовать которые предполагалось в 2024 году. В рамках проекта «Развитие морских портов», как следует из паспорта документа, предполагалось:

- строительство многофункционального грузового района морского порта Поронайск;

- строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае;

- комплексное развитие Мурманского транспортного узла со строительством комплекса перегрузки угля «Лавна»;

- строительство причалов №22А и №23А пристани 3А морского порта Новороссийск;

- строительство морской портовой инфраструктуры в порту Калининград;

- строительство универсального торгового терминала «Усть-Луга»;

- развитие универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений на четвертом районе Большого порта Санкт-Петербург и другие объекты.

По многим объектам срок завершения работ – 2023 и 2024 годы. Большинство объектов должны были быть завершены строительством до 2024 года.

Например, строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области предполагалось закончить в 2023 году. В июле сообщалось, что строительство СПГ-комплекса продолжается. К концу этого года должен быть введен в эксплуатацию комплекс перегрузки угля «Лавна». В апреле этого года планы подтверждались.

Но часть объектов предполагалось завершить в 2024 году, а возможно и позже. Так, по проекту «Развитие универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений на четвертом районе Большого порта Санкт-Петербург» к апрелю 2023 года должен был быть только заключен контракт на строительно-монтажные работы. По порту Поронайск в декабре 2023 года должен быть только заключен контракт на строительство, по Камчатскому краю – ноябрь 2023 года – получение заключения госстройнадзора. Также к декабрю 2023 года должно быть получено заключение госстройнадзора по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае. По строительству причалов №22А и №23А пристани 3А порта Новороссийск контракт на строительно-монтажные работы должен быть заключен в феврале 2024 года.

По паспорту федерального проекта объектов со сроками реализации в 2024 году и позже получается около 10. Таким образом, основная часть работ все же должна быть завершена до конца 2023 года, то есть до сокращения финансирования. В этом случае сокращение не должно сильно повлиять на модернизацию портовой инфраструктуры. К тому же часть из тех объектов, которые планировалось завершить после 2023 года, как раз называл А. Силуанов. Напомним, это объекты в портах Геленджик, Поронайск, Петропавловск-Камчатский. Вероятно, финансирование этих объектов сокращать не станут.

Впрочем, предполагать, сколько именно денег будет направлено на модернизацию портов, сейчас сложно. Вполне возможно, что КПМИ будет в той или иной форме продлен, и тогда средства, исключенные из проекта нового бюджета, будут перераспределены.

Как сообщил «МП» знакомый с ситуацией источник в отрасли, на 2024 и последующие годы на модернизацию объектов транспортной инфраструктуры зарезервировано около 400 млрд рублей. Когда решение о продлении КМПИ будет принято, эти средства доведут до распорядителей бюджетных средств. Сколько точно средств может быть направлено на модернизацию портов, он не уточнил. Но, вероятно, в этой сумме предусмотрены средства и на развитие морской транспортной инфраструктуры.

Таким образом, сокращение бюджетного финансирования расходов на модернизацию портов может оказаться отчасти технической процедурой, связанной с очередным переформатированием КПМИ.

Морские порты №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ