МСКЦ «Владивосток»: от Арктики до Азии - Морские вести России

МСКЦ «Владивосток»: от Арктики до Азии

05.09.2023

Морские порты

МСКЦ «Владивосток»: от Арктики до Азии

Фото: ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

На Дальнем Востоке и в Восточной Арктике система координации поиска и спасания на море, в которую входит Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) «Владивосток», оперативно решает сложные задачи, обеспечивая безопасное мореплавание в регионе. МСКЦ ежегодно обрабатывает порядка 100 аварийных сигналов и сообщений. Основное количество аварийных случаев происходит в дальневосточных морях. МСПЦ «Тикси» и МСПЦ «Певек» не относятся к зонам повышенного напряжения, поскольку интенсивность судоходства в Восточном секторе Арктики невысокая, а период навигации ограничен. В 2022 году и первом полугодии 2023 года центром получено и обработано 146 аварийных сигналов и сообщений, проведено 6 поисково-спасательных операций (ПСО), спасен 21 человек.

Николай Пирожков, начальник МСКЦ «Владивосток» ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Проявили себя в деле

Масштаб работы и эффективность действий МСКЦ «Владивосток» можно оценить по наиболее крупным происшествиям 2022 года. Среди них пожар на рыболовном судне, случившийся в июне прошлого года.

В Амурском заливе ночью загорелось рыболовное судно «Икларанд». Причина – возгорание в машинном отделении. Для спасания экипажа и ликвидации пожара были привлечены находящиеся поблизости буксир и два катера, спасательные суда МВС «Ростов Великий», РВК «Водолаз Сташков» и ЛСС «Суворовец».

Проведение безопасной эвакуации осложняло темное время суток. Однако благодаря скоординированным и профессиональным действиям участников операции – МСКЦ «Владивос-ток», Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», ИГПК морского порта Владивосток, СУДС Владивос-ток Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ГУ МЧС России по Приморскому краю – все 17 моряков были благополучно эвакуированы на берег, а спасатели потушили пожар.

Другая серьезная авария произошла в октябре прошлого года в проливе Старка Амурского залива. В условиях ограниченной видимости из-за густого тумана сел на мель высокоскоростной пассажирский катамаран «Москва» с 171 пассажиром и 4 членами экипажа на борту.

Спасательная операция прошла слаженно и быстро. МСКЦ «Владивосток» объявил стадию «Бедствие». К аварийному судну были направлены спасательные силы и средства участников взаимодействия – Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», ГУ МЧС России по Приморскому краю, Береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и находящиеся в этом районе суда.

Все пассажиры были пересажены на СПП «Восток-111» и благополучно доставлены на остров Попова. В тот же день катамаран «Москва» был снят с мели.

Масштабные учения сплачивают

Для улучшения работы поисково-спасательной системы в зоне ответственности МСКЦ «Владивосток» регулярно проводятся плановые учения. За 2022 год и первую половину 2023 года было проведено 5 учений: одно бассейновое и четыре международных. Самым масштабным из них по количеству привлеченных сил и средств было плановое бассейновое учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, которое МСКЦ «Владивосток» провел в мае 2023 года в районе Амурского залива.

В учении приняли участие ИГПК порта Владивосток, спасательные суда Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», Тихоокеанский флот ВМФ, Береговая охрана Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, катера и моторные лодки ГУ МЧС России по Приморскому краю, ГИМС и Приморской ПСС, Владивостокской РПСБ. Также участвовали Дальневосточный филиал ФГУП «Росморпорт», две бригады экстренного реагирования и санитарный транспорт ТЦМК ГБУЗ «Приморская ККБ №1» и ФГБУЗ «ДВОМЦ ФБМА России», самолет Ан-12 11-й армии ВВС и ПВО, два вертолета Ми-8 МЧС России и Дальневосточного МТУ Росавиации со спасателями на борту.

По сценарию МСКЦ «Владивос-ток» получил условное сообщение о бедствии: «В Амурском заливе в результате столкновения с неизвестным подводным объектом затонул теплоход. Экипаж покинул судно на спасательном надувном плоту, шесть членов экипажа оказались в воде, из них двое получили травмы». По указанию начальника МСКЦ дежурный капитан-координатор оповестил суда в районе бедствия, оперативного дежурного ГМСКЦ, дежурного диспетчера Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и другие организации. Силы и средства, участвующие в учении, были приведены в немедленную готовность и действовали в соответствии с заданиями и командами штаба учений.

Сначала был выполнен авиапоиск самолетом Ан-12. По указанию координатора на месте действия произведен подъем двух человек (манекенов) с воды на борт двух вертолетов и эвакуация их на берег. Суда, катера и моторные лодки, привлеченные к спасательной операции, выполнили поиск по переданным координатам. Условные пострадавшие были обнаружены, подняты из воды и доставлены на берег в медучреждение.

Учения прошли успешно и показали высокую слаженность и профессионализм участников. Такие учебные мероприятия, проводимые регулярно, помогают поддерживать силы и средства реагирования в оперативном состоянии, эффективно координировать усилия разных ведомств и вырабатывать оптимальные стратегии по спасанию людей в самых разных ситуациях.

Направления международного сотрудничества

В основе программы международного сотрудничества в области поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, лежат межправительственные соглашения между Россией, Японией, Республикой Корея, КНДР и США. МСКЦ «Владивосток» тесно сотрудничает с аналогичными центрами Японии, Китая и Республики Корея и регулярно принимает участие в региональных встречах представителей поисково-спасательных служб этих стран.

Также ведется сотрудничество в рамках российско-американской группы совместного планирования по ликвидации разливов нефти (по межправительственному соглашению 1989 года). Центр принимает участие во встречах экспертов рабочих групп форумов пограничных ведомств/береговых охран государств северной части Тихого океана – России, Канады, США, КНР, Республики Корея и Японии.

Отдельное направление сотрудничества – учения. В 2022-2023 годах МСКЦ «Владивосток» принял участие в нескольких международных учениях по связи NOWPAP BRAVO Exercise с береговыми охранами Японии, Китая и Республики Корея в рамках Плана действий по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды северо-западной части Тихого океана (NOWPAP) и трижды – в учениях SAR Communication Exercise с коллегами из порта Донгхэ Респуб-лики Корея.

Так, с 17 по 19 мая 2022 года состоялись два учения: The 23-d NOWPAP BRAVO Exercise и The 2022 NPCGF ERWG Communication Exercise, в которых российскую сторону представляли МСКЦ «Владивосток», ФГБУ «Морспасслужба», департамент береговой охраны погранслужбы ФСБ России. Зарубежные участники – сотрудники береговых охран Республики Корея и Японии, Морской администрации КНР, Секретариата регионального центра NOWPAP, специалисты береговых охран США и Канады.

Оба учения прошли по единому сценарию, когда в море происходит авария с крупномасштабным разливом нефтепродуктов. Спасатели отрабатывали организацию оповещения, последующей связи и принятия чрезвычайных мер. В результате подтверждено нормальное функционирование связи между участниками учений. На 2023 год намечены и другие мероприятия, включая встречу представителей поисково-спасательных служб России, КНР, Японии и Республики Коря, которая должна пройти в Китае.

Международная спасательная операция

Недавним примером эффективного международного сотрудничества может служить поисково-спасательная операция, проведенная Береговой охраной Республики Корея в тесном взаимодействии с МСКЦ «Владивос-ток».

21 апреля 2023 года в акватории Японского моря в 30 милях от южнокорейского порта Пусан произошло возгорание на российском рыболовном судне «Калтан». Несмотря на то что авария произошла за пределами поисково-спасательного района МСКЦ «Владивосток», центром была своевременно и качественно организована и проделана работа по взаимодействию и координации действий поисково-спасательной операции с Береговой охраной Республики Корея, судовладельцем, ЦУКС ГУ МЧС России по Приморскому краю и представительством МИД России в г. Владивостоке.

В результате слаженной работы 21 член экипажа аварийного судна был спасен, пожар потушен. 3 мая 2023 года спасенный экипаж паромом был доставлен в порт Владивосток.

Отрадно, что вопрос спасания жизни людей на море остается базовым принципом в международных отношениях, невзирая ни на какие внешние обстоятельства.

МСКЦ и МСПЦ

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) составляют основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море. В настоящее время в морских бассейнах РФ функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из которых закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

МСКЦ и МСПЦ являются структурными подразделениями бассейновых Администраций морских портов (АМП) и непосредственно подчиняются руководителю соответствующей АМП. В вопросах организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, МСКЦ подчиняются ГМСКЦ ФГБУ «Морспасслужба». МСПЦ в вопросах организации поиска и спасания на море подчиняются ГМСКЦ ФГБУ «Морспасслужба» и МСКЦ, в поисково-спасательном районе которого он действует.

Основные задачи МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

Все МСКЦ и МСПЦ работают в круглосуточном режиме. Все указания МСКЦ (МСПЦ), касающиеся поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами, выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной поисково-спасательной операции.

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ