Перевалка нефти проекта «Сахалин-1» восстанавливается - Морские вести России

Перевалка нефти проекта «Сахалин-1» восстанавливается

15.08.2023

Морские порты

Перевалка нефти проекта «Сахалин-1» восстанавливается

Фото: Погрузка танкера у ВОП «Сокол»/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Де-Кастри – крупнейший морской порт по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае – располагается на северо-западном побережье Татарского пролива, в заливе Чихачева, бухте Сомон. Залив был открыт Жаном Франсуа де Лаперузом в 1787 году и назван в честь спонсора экспедиции – морского министра маркиза Де-Кастри. Два первых универсальных причала №1 и №2 были построены в 1974-1975 годах и до сих пор используются для перевалки лесопродукции и генеральных грузов. Современный терминал по перевалке сырой нефти международного проекта «Сахалин-1» запущен в эксплуатацию в 2006 году. Однако с апреля по ноябрь 2022 года отгрузка нефти на терминале фактически не производилась по причине введения США санкций и урегулирования Россией юридических вопросов по проекту.

Виктор Зимин, капитан морского порта Де-Кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

 

Политика vs экономика

 

По состоянию на май 2023 года на территории порта Де-Кастри погрузо-разгрузочную деятельность осуществляют две стивидорные компании: АО «Дальлеспром» и АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (АО «СМНГ-Шельф») – новый оператор проекта «Сахалин-1». Последней компании полномочия оператора международного нефтегазового проекта «Сахалин-1» были переданы указом Президента РФ в 2022 году в связи с исключением из проекта прежнего оператора – компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочки американской Exxon Mobil.

С апреля 2022 года из-за санкций отгрузка нефти на нефтяном терминале в Де-Кастри прекратилась – «Эксон Нефтегаз Лимитед» отказалась вести хозяйственную деятельность. Возобновилась отгрузка только в ноябре 2022 года, после передачи прав оператора компании «СМНГ-Шельф», а имущества консорциума – в собственность Российской Федерации. С марта 2023 года отгрузка нефти на терминале производится в полном объеме. Проектная мощность терминала составляет 12 млн тонн в год.

Общее количество судозаходов в порт в прошлом году составило 116, что на 48% меньше по сравнению с 2021 годом. Грузооборот по итогам 2022 года снизился на 58% к 2021 году, до 4,98 млн тонн. Экспорт лесных грузов компанией «Дальлеспром» в прошлом году не производился в связи с запретом экспорта сырого и необработанного леса.

 

Труднейшая за 15 лет зимняя навигация

 

Несмотря на сокращение судозаходов, безопасность мореплавания в акватории обеспечивается Службой капитана порта в полном объеме, контроль и согласование всех судовых операций осуществляются в круглосуточном режиме.

Навигация в порту – круглогодичная, в зимнее время осуществляется с помощью ледоколов сопровождения. Период ледокольных проводок судов 2022-2023 года по распоряжению капитана порта начался 20 декабря 2022-го и закончился 1 мая 2023-го. Он оказался на 30 дней дольше, чем в предыдущую зимнюю навигацию, и его можно отнести к наиболее продолжительному и тяжелому периоду за последние 15 лет из-за наличия 8-10-балльного сплоченного льда в северной части Татарского пролива. За это время ледоколами было проведено 62 танкера.

Проводки крупнотоннажных танкеров АО «СМНГ-Шельф» в Татарском проливе от ледовой кромки в порт и обратно обеспечивали два транспортно-буксирных судна (ТБС) усиленного ледового класса Icebreaker-6 мощнос-тью 14000 кВт – «Помор» и «Витус Беринг». В особо сложных случаях с разрешения Бассейновой комиссии привлекался ледокол «Капитан Хлебников». Ледокольное обеспечение в самой акватории порта осуществляло ТБС «Витязь» с ледовым классом Arc5, мощностью энергетической установки 4080 кВт.

«Помор» производил мониторинг ледовой обстановки, планирование и составление маршрута, оказание помощи танкеру при швартовке к выносному одноточечному причалу (ВОП) «Сокол» и обеспечивал безопасную швартовку танкеров к ВОП, техническое обслуживание ВОП после отшвартовки танкеров и безопасную их загрузку.

Весь период ледовой навигации на «Поморе» присутствовал ледовый специалист от Института Арктики и Антарктики. На борту ТБС также находился «ледовый терминал», куда стекалась вся информация о состоянии, дрейфе льда и снимки Татарского пролива, полученные с искусственного спутника Земли, которые использовались для составления безопасного маршрута проводки танкеров.

 

Особые грузы из Китая

 

С июня по сентябрь 2022 года на рейде морского порта в районе №174А, предназначенном для перевалки грузов с судна на судно, продолжалась перегрузка крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) по проектам строительства Амурского газоперерабатывающего завода (АГПЗ «Газпрома») и Амурского газохимического комплекса (АГХК, совместный проект «СИБУРа» и Sinopec). Данные работы по проектам были начаты еще в 2018 году.

В адрес АГПЗ и АГХК в прошлом году на пяти судах было доставлено и перегружено на барже-буксирные составы 15,5 тыс. тонн КТГ. В этом году для перегрузки КТГ планируется заход четырех крановых судов. Компания «Комбилифт Рус» намерена доставить прибывший груз до строящегося объекта с помощью десяти барже-буксирных составов. Уже в начале июня из Китая должно прийти первое крановое судно с грузом КТГ для АГХК.

В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту осуществляется обязательная лоцманская проводка судов, которая обеспечивается силами лоцманской службы Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт». Заходы и выходы судов, проходящих через порт транзитом и осуществляющих лишь посадку/высадку лоцмана для следования в/из Амурского лимана, в/из морского порта, не оформляются. Посадка/высадка лоцманов производится при наличии в порту лоцманского катера в районе №175 либо в случае неблагоприятной погоды в дополнительном районе южнее острова Обсерватория.

 

Порядок создает безопасность

 

Движение судов в акватории порта, входящей в зону действия системы управления движением судов (СУДС), проведение операций по постановке и снятию судов с якоря, швартовке и отшвартовке регулируются СУДС в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. В зоне действия СУДС осуществляется разрешительный порядок движения.

В ноябре 2022 года комиссией под председательством капитана порта была проведена аттестация операторов и старших операторов СУДС Де-Кастри.

В соответствии с требованиями законодательства Администрацией морских портов разработан План обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта, утвержденный Росморречфлотом. За обеспечение транспортной безопасности отвечают отдел технического наблюдения за акваторией (ОТНА) и подразделение транспортной безопасности, аттестованные в соответствии с требованиями закона №16-ФЗ.

И еще. Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.03.2023 г. №709-р изменены границы морского порта Де-Кастри – к порту присоединены участки акватории и территории бывшего морского порта Мыс Лазарева.

 

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ