Развитие порта Мурманск на контроле Госсовета России - Морские вести России

Развитие порта Мурманск на контроле Госсовета России

12.04.2023

Морские порты

Развитие порта Мурманск на контроле Госсовета России

Фото: Порт Мурманск/АО ММТП

Мурманский морской порт является стратегическим портом для развития Арктической зоны РФ и Северного морского пути. Его развитию на всех уровнях власти уделяется повышенное внимание. Не случайно для реализации инфраструктурных проектов здесь созданы особые условия в рамках ТОР «Столица Арктики», а весь Арктический регион стал особой экономической зоной. Кроме того, во исполнение поручения Президента РФ от 27.05.2022 г. №Пр-919 создана Рабочая группа по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны при Комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт».

Деятельность Рабочей группы направлена на проработку ключевых вопросов устойчивого развития Арктики, повышения качества жизни граждан и функционирования бизнеса. От представителей морской отрасли в рабочую группу включен руководитель ФГБУ «АМП Западной Арктики» С.К. Диденко. Он, как никто другой, знает все особенности Мурманского порта, которые необходимо учитывать при реализации портовых инфраструктурных проектов и организации навигации.

Эдуард Безукладов, капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Порт за Полярным кругом

Мурманск – крупнейший морской порт в Арктической зоне РФ с грузооборотом около 60 млн тонн. В режиме 24/7 здесь осуществляются операции с широкой номенклатурой сухих и наливных грузов, в том числе грузов 1-9-го классов опасности, а также пассажирские перевозки. Мурманский порт – один из ключевых по обеспечению круглогодичных перевозок по Северному морскому пути (СМП) и развитию инфраструктурных аркти-ческих проектов.

Порт незамерзающий и является местом убежища для судов в штормовую погоду. Навигация в порту круглогодичная. Условия плавания характеризуются приливо-отливными явлениями, различными глубинами, варьирующимися от 200 метров в северной части акватории порта до 40 метров в средней части с последующим уменьшением до 25 метров в южной части, на параллели мыса Лагерный глубины не превышают 7 метров.

Сегодня порт включает три терминала вместо прежних пяти: Ура-Губа (в губе Ура-Губа), рейдовый терминал для перегрузки нефти (у острова Колгуев) и рейдовый терминал для перегрузки СПГ (у острова Кильдин). Терминалы Териберка (в губе Териберка) и Лиинахамари (в губе Печенга) вышли из его границ.

В порту действует разрешительный порядок движения судов. Их движение и расстановка происходят по графику, который утверждается капитаном порта ежедневно на основании информации о заходе судна и размещается в сети Интернет по адресу www. mapm.ru. Регулирование движения судов в акватории порта осуществляется СУДС, а в акватории временного рейдового перегрузочного комплекса СПГ у острова Кильдин – СКУС.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» завершено строительство автоматизированного радиотехнического поста СУДС в п.Видяево. Пост приз-ван обеспечивать безопасность мореплавания в акватории порта Мурманск в губе Ура-Губа и на подходах к ней.

Достойный результат

По итогам 2022 года грузооборот порта Мурманск увеличился на 3,14% по сравнению с 2021 годом и составил 59,1 млн тонн, в том числе сухих грузов – 23,2 млн тонн, наливных – 35,9 млн тонн.

Рост объемов перевалки наблюдался по нефтеналивным грузам на 4,62%, до 33,7 млн тонн, по сжиженному природному газу (СПГ) – на 51,07%, до 2,2 млн тонн, по прочим генеральным грузам – на 30,5%, до 2,6 млн тонн.

Снижение грузооборота произошло за счет уменьшения объемов перевалки навалочных грузов на 4,69%, до 20,2 млн тонн. Снизились и объемы перевалки рыбы и морепродуктов на 5,5%, до 468,4 тыс. тонн.

Количество судозаходов за 2022 год в порту по сравнению с 2021 годом выросло на 1,7%, с 3570 до 3631. Увеличилось количество заходов судов более крупного тоннажа. При этом число заходов российских судов приросло на 8,7%, с 2764 до 3003, а иностранных судов – сократилось на 22%, с 806 до 628. Всего количество судозаходов в порт с учетом судов местного плавания составило 4569.

Контроль и услуги

В 2022 году инспекторами госпортконтроля Службы капитана морского порта проведено 448 осмотров и 536 контрольных осмотров судов под флагом РФ, всего – 984 осмотра, что на 24 меньше по сравнению с предыдущим годом (1008 осмотров). Из общего числа осмотров 359 (80%) – с выявленными недостатками, в том числе несоответствия конвенционным требованиям.

По итогам осмотров за прошедший год всего выявлено 2220 недостатков, что на 84 меньше, чем в предыдущем году (2304 недостатка), из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 71. Зарегистрировано 8 случаев отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, что составляет 2% от общего количества осмотров (6 случаев отказа, или 1%, в 2021 г.).

Также в прошлом году проведено 125 инспекций судов под иностранными флагами, что на 20 меньше по сравнению с предыдущим годом (145 инспекций). Несоответствия конвенционным требованиям выявлены в результате 34 инспекций (27%), в то время как в 2021 году таких инспекций было 57. Всего выявлено 148 несоответствий, из них приведших к задержанию – 8. Зарегистрировано 1 задержание судна, что составляет 1% от общего количества инспекций (2 задержания в 2021 г.).

Основные нарушения, выявленные при инспектировании судов под флагом РФ, касаются несоблюдения Международного кодекса по управлению безопасностью (171 недостаток, или 7,7%), а также недостатков, связанных с навигацией судна (358, или 16,1%), условиями труда (304, или 13,7%), судовыми документами и журналами (159, или 7,2%), спасательными средствами (76, или 3,4%), аварийными системами (54, или 2,4%) и другими.

Суда под иностранными флагами допускали в основном нарушения, связанные с неисправностью навигационного оборудования (54, или 36,5%), радиооборудования (15, или 10,1%), спасательными средствами (13, или 8,8%), средствами борьбы с пожаром (11, или 7,4%).

В 2022 году отделом УЛМ и МК Службы капитана порта изготовлено 3561 удостоверение личности моряка и оформлено 337 мореходных книжек. В порту реализована возможность предварительной записи на подачу документов на оформление УЛМ через официальный сайт ФГБУ «АМП Западной Арктики» www.mapm.ru. С декабря 2022 года в рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности осуществляется прием заявлений на оформление УЛМ через ЕПГУ.

Дипломным отделом за 2022 год сформировано и выдано 2175 документов, из них дипломов (командного состава экипажа) – 1447, квалификационных свидетельств (рядового состава) – 475, свидетельств специалистов – 215, танкерных подтверждений – 26. Всего проведено 766 квалификационных испытаний, из них морской комиссией – 754; при этом сдано 614 испытаний, не сдано – 140. Проведено 12 испытаний в отношении лоцманских удостоверений, из них сдано – 12.

Отделом государственной регистрации судов за 2022 год зарегистрировано в разных реестрах 31 судно, исключено – 26, выдано судовладельцам различных свидетельств – 1256.

Ключевые решения развития

Во исполнение поручения Президента РФ от 27.05.2022 г. №Пр-919 создана Рабочая группа по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны при Комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт». Деятельность Рабочей группы направлена на проработку ключевых вопросов устойчивого развития Арк-тики, повышения качества жизни граждан и функционирования бизнеса.

Под председательством губернатора Мурманской области А.В. Чибиса 17 февраля 2023 года состоялось первое заседание рабочей группы, в котором лично и по видеосвязи приняли участие около 80 человек, в том числе представители федеральных ведомств, Госдумы и Совфеда, главы Арктических регионов, руководители компаний и организаций. Заседание проходило на одной из самых масштабных строек страны — в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений ПАО «Новатэк». Были затронуты в том числе вопросы развития и финансирования крупных инфраструктурных объектов, входящих в Комплексный план развития Мурманского транспортного узла.

Необходимо отметить, что в порту продолжаются работы по строительству терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн, готовность которого на сегодня составляет 55%, подходных железнодорожных путей протяженностью 46 км, 4 новых ж/д станций и 11 мостов, систем энергоснабжения и других объектов. На втором этапе предполагается строительство терминала по обработке контейнеров и генеральных грузов.

Функции технического заказчика при выполнении инженерных изысканий и разработке проектной документации для контейнерного терминала компании «Русатом Карго» под Мурманском – Западного транспортно-логического узла (ТЛУ) – выполняет ООО «Инжиниринговая корпорация «Ирбис» (С.-Петербург). Генеральным проектировщиком выступает АО «Ленморниипроект». По данным «Русатом Карго», в настоящее время Западный ТЛУ находится на стадии проектирования, стоимость строительства ориентировочно оценивается в 38-45 млрд рублей. Ввод контейнерного терминала в эксплуатацию запланирован на 2026 год. Западный ТЛУ вошел в границы территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики».

Также в рамках ТОР реализуется проект строительства рыбного терминала «Ударник» на участке в с.Минькино Кольского района. Терминал создается для обслуживания рыбопромысловых судов, перевалки и хранения продукции, предназначенной для внутреннего и внешнего рынков. Фактически здесь вскоре появится новый рыбный порт со всей необходимой инфраструктурой для рыбопереработки.

Продолжаются работы по созданию Центра крупнотоннажных морских сооружений, комплекса по перевалке СПГ, перегрузочного терминала минудобрений «Тулома» мощностью 4 млн тонн, которые также входят в ТОР «Столица Арктики».

Как отметил на заседании Рабочей группы глава Минвостокразвития России А.О. Чекунков, механизмы государственной поддержки позволили привлечь 1,6 трлн рублей инвестиций в 634 инвестиционных проекта, которые реализуются сегодня резидентами Арктической зоны и территории опережающего развития. По плану развития Северного морского пути до 2035 года совокупные бюджетные инвестиции в развитие этой транспортной артерии и сопутствующей инфраструктуры составят 1,8 трлн рублей.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ