Интересы портовиков при модернизации Восточного полигона удалось отстоять, но... - Морские вести России

Интересы портовиков при модернизации Восточного полигона удалось отстоять, но...

02.02.2024

Ж/Д транспорт

Интересы портовиков при модернизации Восточного полигона удалось отстоять, но...

Фото: ampvanino.ru

Модернизация Восточного полигона в 2023 году идет с опережением графика, отчитываются в РЖД. Однако для портов Дальнего Востока важнее не общие показатели, а конкретные участки. Представителям портов удалось отстоять модернизацию северной ветки в этом году. Железнодорожники уверяют, что запланированные объекты будут введены в строй вовремя. И тем не менее, Восточный полигон по-прежнему работает на пределе своих возможностей, так как инвестиции в развитие портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке и растущий спрос бизнеса на грузовые перевозки приводят к опережающему росту портовых мощностей над мощностями Восточного полигона.

Евгений Владимиров

Планы пришлось уточнять

Суммарная провозная способность БАМа и Транссиба (Восточный полигон) в течение 2023 года должна была составлять 158 млн тонн, а к концу года увеличиться до 173 млн тонн. Такие показатели заложены в паспорте федерального проекта модернизации Восточного полигона. Ключевые параметры в течение года не менялись.

В ноябре 2023-го директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Александр Федорчук на международной конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» заявлял те же цифры. «В текущем году мы по итогам года достигаем провозной способности 173 млн тонн, это контрольное сечение Восточного полигона с приростом к предыдущему плюс 15 млн тонн», – отметил он.

Впрочем, в реальной жизни есть детали, которые приобрели особое значение. В РЖД так и планировали перевезти по Восточному полигону более 161 млн тонн, увеличив провозные возможности до 173 млн тонн. Однако заявленные мощности удастся ощутить не сразу, отмечают в компании. Как поясняли в пресс-службе холдинга, запланированный результат можно будет достичь с постепенным вводом объектов. А поскольку процесс длится на протяжении года – из-за этого бывают расхождения между фактическим объемом перевозок и заявленной мощностью.

В 2022-м, например, провозная мощность БАМа и Транссиба выросла со 144 млн до 158 млн тонн. Но мощность в 158 млн была достигнута только к концу года, а это значит, что на протяжении всего этого времени физически невозможно было перевозить заявленный объем. В результате за год было перевезено всего 148,8 млн тонн. Перевозить же по Восточному полигону 173 млн тонн грузов в реальности можно будет в 2024 году.

Другая важная деталь – последовательность и скорость модернизации конкретных объектов полигона. Вокруг них в начале 2023-го начались дискуссии.

Изначально развитие Восточного полигона предполагалось провести в три этапа. Как рассказывал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, всего в перечень объектов второго этапа входят 263 объекта, из которых больше 60 относятся к энергетической составляющей. Второй этап должен завершиться в 2024 году, предполагалось выйти на мощность 180 млн тонн. Но в РЖД в начале 2023 года в очередной раз заявили о планах сдвинуть по срокам некоторые работы и перенести окончание второго этапа на 2025 год. Речь шла о том, чтобы за счет сокращения части работ в восточной части БАМа, конкретно на участках Комсомольск-Сортировочный – Ванино и Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный, увеличить мощности на подъездах к сухопутному погранпереходу с Китаем Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области.

Против этого выступили представители дальневосточных портов. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выдвинула свой вариант расширения Восточного полигона, предложив отложить электрификацию участков Волочаевка – Комсомольск и Комсомольск – Ванино, а предназначавшиеся на эти работы средства направить на создание вторых путей на этом же участке.

Смещение сроков модернизации участков могло привести к простаиванию новых мощностей в порту Ванино, в частности угольного терминала АО «Ванинотрансуголь» и АО «Дальтрансуголь». Если бы модернизацию железнодорожной ветки перенесли, обеспечить загрузку новых мощностей в порту не удалось бы.

Согласовали общий вариант

В марте 2023-го на заседании Совета потребителей ОАО «РЖД» был одобрен перечень первоочередных объектов федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог» по вводу во временную эксплуатацию, чтобы достичь провозной мощности в 173 млн тонн грузов в этом году. По всей видимости, компромисс был найден.

В итоге в перечень включили 83 объекта, в том числе спорный участок Комсомольск-Сортировочный – Ванино. Так, первоочередные работы охватывают участки Лена – Таксимо, Таксимо – Новая Чара, Новая Чара – Тында, далее участки Улак – Февральск, Февральск – Новый Ургал, Новый Ургал – Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Сортировочный – Ванино, а также участки Тында – Бамовская, Улан-Удэ – Карымская, Волочаевка – Смоляниново.

Количество объектов на каждом участке свое. Больше всего объектов (17) предстояло выполнить как раз на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино. В основном это вторые главные пути на разъездах и перегонах. Также на многих участках устраиваются двухпутные вставки, чтобы увеличить пропускную способность путей. Кроме того, предусмотрены реконструкция станций Северобайкальск (ВСЖД), Юктали, Пурикан и Хабаровск-II (ДВЖД), Карымская (ЗабЖД).

В паспорте федерального проекта модернизации Восточного полигона предусмотрен план выполнения работ по конкретным объектам. В частности, к концу 2023 года предполагалось получить акт приемки во временную эксплуатацию дополнительных приемоотправочных путей на станции Таксимо (ВСЖД), переустроенного разъезда Сосновый в двухпутную вставку на перегоне Ларба – Лумбир (ДВЖД), двухпутные вставки на перегоне Лодья – Аку с примыканием к разъезду Лодья и на перегоне Анамакит – Новый Уоян с примыканием к станции Новый Уоян (ВСЖД), станций Северобайкальск и Хабаровск-II.

Также к июню 2023 года должны были быть получены разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию после реконструкции моста первого и второго пути на 5883 км (ЗабЖД), проведены селезащитные мероприятия на 1658-1673 км перегона Кодар – Леприндо (ВСЖД), закончено строительство двухпутной вставки на перегоне разъезд 1945 км – Имангракан с примыканием к разъезду 1945 км, разъезда на перегоне Дрогошевск – Скалистый (ДВЖД), до конца 2023 года должен быть введен разъезд Вельбеткан (ДВЖД).

Детали планов до конца не ясны

Работы выполнялись в соответствии с графиком, даже с опережением, заявлял глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров. При этом с конкретным перечнем объектов до конца нет ясности.

Летом 2023-го в РЖД говорили, что в этом году на Восточном полигоне железнодорожникам предстоит сдать в эксплуатацию 142 объекта и уложить более 650 км новых путей. Эти данные подтвердили в ноябре, когда сообщалось о модернизации более чем 140 объектов, причем не только крупных, таких как тоннели и мостовые переходы, но и небольших, таких как удлинение путей, укладка стрелочных переводов, монтаж контактной сети. А в декабре А. Макаров, выступая в Совете Федерации, рассказал, что работа ведется на 271 объекте одновременно на территории протяженностью 4500 км. При этом РЖД обещали, что в 2023 году в эксплуатацию будут сданы 80 объектов (видимо, речь как раз и шла о приоритетном перечне).

Из этих объектов 67 уже открыты или находятся в финальной стадии проработки – уточнили в РЖД и заверили, что оставшиеся объекты будут введены в эксплуатацию до конца декабря. При этом речь о прежних планировавшихся к сдаче в этом году 142 объектах уже не шла. По мнению заведующего Московским отделением Института проблем транспорта РАН Владимира Цыганова, именно этим данным стоит доверять, поскольку заседание в Совете Федерации представляет собой форму контроля. Приводившиеся в начале года цифры по числу объектов, которые будут введены в 2023 году, могли оказаться планом, который в итоге скорректировали по фактическому исполнению.

Впрочем, об этих объектах напомнили в Счетной палате РФ. По результатам проведенного мониторинга модернизации Восточного полигона аудиторы указали на перечень из 152 объектов, которые планируется ввес-ти в эксплуатацию в 2023 году. В этом случае получается, что те же 67 уже введенных объектов составляют только 44% от плана.

В РЖД между тем, не акцентируя внимания на расхождении в перечне объектов, настаивают на других критериях оценки. По словам А.Макарова, в этом году плановые показатели выполненных работ на Восточном полигоне составили 250 млрд рублей, что почти в два раза больше прошлогоднего показателя. «Плановые параметры финансирования и затрат, которые были перед нами поставлены и включены в инвестпрограмму, в этом году даже чуть перевыполнены», – сообщил А. Макаров. То есть по финансовым показателям план выполнен. Ранее РЖД критиковали как раз за недостаточное освоение средств.

На самом деле работы, действительно, ведутся масштабные. Так, в августе завершилась реконструкция станции Таксимо: здесь положили дополнительные пути, что позволит увеличить пропускную способность станции с 25 до 59 грузовых поездов в сутки. В сентябре открылась двухпутная вставка на перегоне Звонкое – Демченко (линия Февральск – Новый Ургал) протяженностью около 13 км: только на этом небольшом участке было выполнено строительство 6 мостов и произведена укладка 3 водопропускных труб. В октябре открылось движение по новым вторым путям на перегонах Улак – Верхнезейск и Дугда – Нора: в числе прочего на этом участке построено 5 мостов, уложено 8 км рельсошпальной решетки. Удлинили пути и оборудовали стрелочные переводы, позволяющие принять поезда в составе 71 вагона и массой в 7100 тонн, на станции Юктали и разъезде Вельбеткан. Это даст больше места для маневров на загруженном участке БАМа от Хани и к концу 2024 года увеличит провозную способность магистрали с 35,4 млн до 54,6 млн тонн.

В Хакасии в этом году открыли двухпутное движение поездов на перегоне Биркчул – Казановская, расположенном на участке Междуреченск – Тайшет, откуда начинается БАМ. На перегоне Эльдиган – Тудур БАМа в Хабаровском крае на сложнейшем рельефе построено 11 км второго пути и 4 железнодорожных моста, причем один из них длиной более 400 метров.

В начале октября в Иркутской области завершилась модернизация участка Тайшет – Тагул на Транссибе. Это еще один важный участок. Между станциями уложено почти 13 км второго пути, построены два путепровода. Один мост возведен в границах станции Тайшет, над железнодорожными путями, второй – рядом, над городской автодорогой. Этот участок важен для увеличения объемов вывоза угля из Кузбасса и Хакасии в направлении Дальнего Востока. Новые инженерные сооружения позволят уйти от пересечения на одном уровне поездов, следующих из Абакана над главным ходом магистрали. Завершены основные строительные работы в новом Керакском тоннеле на Транссибе. Здесь создан новый двухпутный тоннель длиной 926 метров.

В числе участков, на которых еще ведутся работы, оказалась и важная для портов линия Комсомольск-на-Амуре – Ванино. В декабре РЖД отчитались, что здесь идет строительство вторых путей на 18 перегонах, на 6 из них уже открыто движение поездов, отметили в холдинге.

Крупнейшими объектами, сданными в эксплуатацию в 2023 году, стали мост через реку Зею, электрификация железной дороги до границ с Китаем Борзя – Забайкальск, второй байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда – Дабан, реконструкция узловой станции Смоляниново – одного из ключевых объектов. Кроме того, в Хабаровском крае завершилась реконструкция самой станции Ванино, которая является одной из крупнейших на БАМе и ключевым логистическим звеном в экспорте угля и в сообщении с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью. Строительство велось без остановки работы станции.

И тем не менее, Восточный полигон по-прежнему работает на пределе своих возможностей, так как инвестиции в развитие портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке и растущий спрос бизнеса на грузовые перевозки приводят к опережающему росту портовых мощностей над мощностями Восточного полигона. При этом дополнительные меры, предпринимаемые для увеличения возможностей железных дорог, как то: увеличение тяжеловесности поездов, новые технологии перевозок (контейнеры в полувагонах, виртуальные сцепки и т.д.), совершенствование маршрутизации, тарифное стимулирование и прочее, смогут помочь лишь в краткосрочной перспективе. Ведь прогнозы прироста грузооборота до 2030 года в разы опережают темпы и планы строительства РЖД.

Словом, с этим государству что-то нужно делать, поскольку строить необходимо быстрее. Не хватает имеющихся сил строительных компаний – надо создать новые, еще и еще (они понадобятся и в будущем для строительства высокоскоростных магистралей по всей стране), образовать правительственный орган управления строительством Восточного полигона, привлечь инвесторов и строительные компании из дружественных стран... В общем, вперед, Россия! Даешь Восточный полигон!

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ