Россия ищет пути экспорта угля в Азию
10.08.2023
Ж/Д транспорт
Фото: Расширение Восточного полигона/пресс-служба ЗабЖД
В Минэнерго ожидают роста поставок угля в этом году в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для этого часть экспортного потока угля планируется переориентировать с перегруженного Восточного полигона РЖД на порты Северо-Запада и Юга. Конечно, многое будет зависеть от роста экономики Китая и спроса на энергетические и металлургические угли в странах АТР, но не только. Существенное влияние на российский угольный экспорт могут оказать пропускные способности морских портов и железных дорог европейской части России.
Евгений Владимиров
Восточный полигон не справляется
«Существующие мощности российских угольных компаний готовы полноценно удовлетворить возрастающий спрос. Однако важно понимать, что здесь основополагающим фактором является вопрос пропускной способности железнодорожных линий», – сообщили корреспонденту «МП» в Минэнерго России. По оценкам министерства, в 2023 году поставки угля в Азию будут расти, а в Европу снизятся из-за падения спроса.
Поставлять уголь в Азию, конечно, логично через порты Дальнего Востока РФ. Однако Восточный полигон РЖД вследствие введенных санкций и сломанной привычной логистики оказался перегружен другими, высокомаржинальными грузами, в том числе контейнерными, и грузопоток в направлении дальневосточных портов продолжает расти. По информации ФТС России, на 14 июня поток контейнеров через порты Дальнего Востока с начала года вырос на 34%, за этот период было обработано 529 тыс. контейнеров – рекордный показатель.
В июне текущего года глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) сообщил, что только в одном Приморском крае в следующие 10 лет предстоит удвоение портовых мощностей со 150 млн до 300 млн тонн в год. Он заметил, что нет сомнений в модернизации портов и открытии новых терминалов. При этом большая часть проектов связана именно с поставками угля. То есть нагрузка на дальневосточные порты в 2024 году вырастет еще больше, соответственно, будет расти и нагрузка на подъездные пути.
Сейчас Восточный полигон модернизируют, можно сказать, из последних сил, «на ходу», не прерывая движения поездов, потому что, как говорится, уже «гром грянул». В 2022 году в развитие полигона были направлены рекордные объемы инвес-тиций, в результате его провозные мощности выросли со 144 млн до 158 млн тонн.
По словам начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Алексея Шило, чтобы справиться с растущими грузопотоками, помимо развития инфраструктуры, в прошлом году также применялись технологические решения и переход к регулированию погрузки на основании временных правил. Все это и позволило увеличить объемы провозимых грузов, доступ к инфраструктуре Восточного полигона получили более 700 предприятий.
Но и этих мощностей полигона на сегодня недостаточно.
Через Запад на Восток
В прошлом году основной объем экспорта угля отправился в страны АТР. Причем из-за ограниченности провозных способностей Восточного полигона угольные грузопотоки стали переориентировать на Северо-Запад и Юг страны. Структура экспорта угольной продукции в прошлом году показывала превалирующую роль западных направлений – 66% объема, из которых 39% пришлось на порты Северо-Запада, а 27% – на порты Азово-Черноморского бассейна, отмечают в Минэнерго.
В этом году данная тенденция продолжилась: за 5 месяцев экспорт в западном направлении составил 68% объема отгрузок угля. «Можно уверенно констатировать, что российским угольным компаниям успешно удалось переориентировать поставки выпавшего европейского рынка на страны АТР и дружественные государ-ства», – указывают в министерстве.
Вопросы переориентации потоков угля на порты северо-запада и юга России обсуждались Правительством РФ в августе прошлого года. Тогда первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго подготовить предложения по расширению маршрутов экспорта угля. При этом предполагалось учесть возможности инфраструктуры для вывоза угля и сформировать прозрачные тарифы, чтобы контролировать рентабельность экспорта по более длинным маршрутам.
Ситуация обострилась еще в марте 2022 года, когда правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов. То есть приоритетность перевозки угля через дальневосточные порты была, по сути, отменена, право определять приоритетность грузов получили РЖД. Перевозчик, естественно, стал отдавать предпочтение высокомаржинальным товарам, например металлам и контейнерам.
Несмотря на то что с 1 июля того же года квоты угледобывающим компаниям на приоритетный вывоз угля через дальневосточные порты были возвращены, вместить весь поток грузов инфраструктура была неспособна, вопрос разгрузки Восточного полигона по-прежнему стоял очень остро.
Переброска грузов на порты Северо-Запада началась с ноября 2022 года. В январе 2023-го в ходе брифинга для журналистов А.Шило сообщил, что перевозки угля на экспорт по железной дороге в направлении портов Северо-Запада за первые 24 дня года выросли на 32,9% к аналогичному периоду прошлого года. Затем динамика прироста грузопотока начала падать – вероятно, обозначились пределы этого направления.
Что касается южных портов – Новороссийска, Туапсе, Тамани, Темрюка, Ростова-на-Дону, то через них поток угля вырос незначительно. Если в порты Северо-Запада, по данным РЖД, за 5 месяцев 2023 года заметнее всего выросли перевозки угля (+22,8%, до 25,5 млн тонн) и удобрений (+7,2%, до 7,6 млн тонн), то в адрес портов Юга наибольший рост наблюдался в перевозках зерна (в 2,5 раза, до 5,6 млн тонн), удобрений (+16,2%, до 1,5 млн тонн) и химикатов (+30,8%, до 271,9 тыс. тонн).
Портовых мощностей для перевалки угля достаточно, уверены в Минэнерго. Существующие портовые мощности Северо-Запада и Юга остаются недозагруженными на 30-50% с учетом возможностей Таманского узла, отмечают в министерстве.
Возможности подвозных путей ограничены
С учетом того, что угольные мощности портов Северо-Запада и Юга не полностью загружены, а еще и модернизируются и строятся новые, можно считать, что портовая инфраструктура готова к переориентации части экспортного грузопотока угля с востока на запад России.
По словам А. Чекункова, сейчас реализуется проект развития Мурманского транспортного узла с терминалом «Лавна» для того, чтобы доставлять уголь из добывающих районов в Мурманск, грузить его на суда и везти через север в страны АТР. Как пояснил министр, в этом видится серьезная возможность разгрузить Восточный полигон. Готовность терминала на сегодня составляет 60%, но уже до конца года там рассчитывают принять первую партию угля.
Между тем в Минэнерго считают, что основные сложности связаны с низкой пропускной способностью подводящих путей. «Такая ситуация – это следствие общего дефицита пропускных способностей железнодорожных линий, которые, в свою очередь, сдерживают такие же профицитные мощности угольных компаний», – подчеркивают в министерстве. И эти опасения имеют определенные основания.
Согласно заявлению заместителя министра Сергея Мочальникова, сделанному в июне этого года, в Минэнерго рассчитывают сохранить общий объем экспорта угля на уровне прошлого года – около 210,9 млн тонн.
По данным РЖД, за первый квартал 2023 года погрузка каменного угля на экспорт в порты составила всего 47,6 млн тонн. То есть при сохранении таких же темпов погрузки и существующих провозных мощностях выйти на планы Минэнерго будет, очевидно, довольно сложно. Однако провозных мощностей РЖД может и хватить, если перебросить часть экспортных потоков угля с портов Дальнего Востока на порты Северо-Запада и Юга.
На начало 2022 года пропускная способность железнодорожных путей к портам Юга, по оценке РЖД, составляла около 125 млн тонн в год. В сентябре прошлого года в РЖД заявляли о планах увеличения провозных мощностей в направлении портов Азово-Черноморского бассейна по поручению правительства до 150 млн тонн в год. По данным Росморречфлота, за 5 месяцев 2023 года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна достиг 126,6 млн тонн. В РЖД отмечают, что за этот же период погрузка экспортных грузов в целом в порты Юга по железной дороге составила 40 млн тонн, правда, как отмечают эксперты, при минимальной доле угля.
Грузооборот портов Балтийского бассейна, по данным Росморречфлота, за 5 месяцев этого года вырос до 109,6 млн тонн. Угля в этом объеме, по данным РЖД, – 25,5 млн тонн. Получается по году объем поставок угля через порты Северо-Запада может выйти на 50-60 млн тонн.
Остальные 150 млн тонн в планируемых Минэнерго объемах, вероятно, все же придется отправлять через Восточный полигон. Но вот, по ста-тистике, за 5 месяцев через дальневос-точные порты удалось отправить на экспорт 40,3 млн тонн угля. То есть выйти на 150 млн тонн по итогам года пока не получается. К тому же, напомним, провозные мощности Восточного полигона сейчас составляют всего 158 млн тонн в год на все виды грузов.
В этой ситуации начальник ЦФТО А. Шило говорил на ПМЭФ, что морской транспорт по своей себестоимос-ти может забрать на себя часть угля с Восточного полигона. «Мы готовы рассматривать интересные мультимодальные проекты, например (транспортировать речными судами. – Прим. ред.) по Енисею до Дудинки и дальше вывозить уголь морским транспортом. Это точно помогло бы разгрузить Восточный полигон и дать больше возможностей грузам, которым нужна скорость», – отметил топ-менеджер РЖД.
Есть экономические барьеры
Очевидно, реализовать планы по экспорту угля можно лишь за счет переброски на северо-западные и южные порты существенных объемов – порядка 100 млн тонн. Помимо инфраструктурных ограничений железной дороги, реализацию этих планов сдерживают и экономические факторы.
Главное неудобство северо-западного направления поставок – огромный крюк, который приходится делать для доставки грузов в Азию. Южные порты, в свою очередь, ориентированы прежде всего на Турцию и страны Африки и также, как порты Дальнего Востока, выбирают наиболее рентабельные грузы. Поскольку в Африке есть спрос на зерно, удобрения, то эти товары и везут прежде всего. Уголь же в небольших объемах востребован в Турции. Везти его в Азию через южное направление, опять же, оказывается нецелесооб-разно, так как есть другие востребованные товары.
Более дорогой и пользующийся спросом коксующийся уголь, маржинальность по которому выше, везут на экспорт в страны АТР через Восточный полигон. Портам же Северо-Запада остается менее востребованный энергетический уголь.
Стоимость угля на мировом рынке снижается. Российский уголь из-за санкций ЕС поставляется с дисконтом примерно в 30-40% к средним ценам. По данным биржи ICE, июльские фьючерсы на уголь с доставкой в европейские порты с начала 2023 года подешевели на 37%, до $116 за тонну (повлияло окончание отопительного сезона в Европе и рост поставок угля из Австралии). Примерно с таким же дисконтом поставляется российский уголь и в страны АТР.
В Минэнерго отмечают, что цена энергетического угля снизилась чуть более чем на треть, и тренд на снижение сохраняется. Так, базис «FOB Восточный» подешевел с $153,4 до $100,5 за тонну, а «FOB Балтика» – с $114,3 до $80,2 за тонну. В результате если через порты Дальнего Востока рентабельность поставок сохраняется, то через порты Северо-Запада и Юга – находится на уровне себестоимости, отмечают в министерстве.
В условиях более сложной и дорогой логистики выгода поставок угля в Азию через Северо-Запад и Юг оказывается под вопросом. Впрочем, российские угольные компании поставлять уголь этим путем все равно будут, просто потому, чтобы не допустить остановки своих добывающих мощностей, говорят эксперты. При этом угольщики будут добиваться и снижения тарифов на железнодорожные перевозки угля по западным маршрутам, и, вероятно, очень настойчиво.
Морские порты №5 (2023)
02.05.2024
Ж/Д транспорт
02.02.2024
Ж/Д транспорт