Цена торга – гибель озера Байкал? - Морские вести России

Цена торга – гибель озера Байкал?

16.05.2018

Цена торга – гибель озера Байкал?

Для жителей России словосочетание «озеро Байкал» – это мантра, непреходящее понятие из истории страны, такое как «Куликовская битва», «Бородинское сражение» или «Сталинградская битва». Любое покушение на первозданную природу Байкала воспринимается народом России как покушение на святыни Отчизны.

Озеро Байкал – участок мирового природного наследия – находится под опекой ЮНЕСКО. Не случайно вопросы сохранения озера Байкал находятся под защитой не только российского законодательства, но и международного права. Этот уникальный проточный водоем является источником питьевого водоснабжения. Поэтому на него распространяются требования санитарного законодательства в части поясов зон санитарной охраны.

Григорий Чернодоля, ветеран водного хозяйства РФ, советник РФ 1-го класса

Эталон чистоты

На сегодняшний день в водоохранной зоне озера Байкал расположено 136 населенных пунктов с населением порядка 129,0 тыс. человек. По данным Минприроды России, в водоохранной зоне размещены 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения ТКО, 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций. На этих объектах действуют режимы запретов и ограничений.

В коридорах власти обсуждается возможность торговать водными ресурсами страны. Речь идет о прокладке трубопровода длиной свыше одной тысячи километров: от юго-запада озера Байкал, через территорию Монголии, далее в пустыню Гоби до города Ланьчжоу, который является столицей провинции Ганьсу. Авторы проекта – специалисты Института городского и сельского планирования из Ланьчжоу. С технической точки зрения такой проект не сложный. «Как только технические вопросы будут решены, дипломатам следует собраться и переговорить о том, каким образом каждая сторона смогла бы получить выгоду от подобного международного сотрудничества», – сказал лидер разработчиков Ли Люоли. Для Китая успешная реализация этой идеи принесет значительное облегчение в проблеме дефицита воды. Имея 20% мирового населения, КНР располагает всего 7% запасов воды – это критические показатели. А для России экспорт байкальской воды станет источником стабильного финансирования для развития Сибири.

Но опыт показывает, что сотрудничество с Китаем имеет весьма специфический характер. Так, в 2015 году китайская компания «Хуаэ Синьбан», которая находится в провинции Чжэцзян, подписала с правительством Забайкальского края договор о передаче в аренду 115 тыс. га земли на 49 лет. Китайцы планируют выращивать там рис и другие культуры. После подписания договора стоимостью $28 млн произошла массовая вырубка леса и его последующая транспортировка в Китай, что вызвало массовое недовольство среди местных жителей. Возникает вопрос, как скажется строительство трубопровода на экологии региона, если учесть, что предстоит массовая вырубка леса, земляные и строительные работы при прокладке трубопровода?

Особая тема – незаконные гостиницы и турбазы на берегах Байкала, владельцами которых с использованием подставных лиц являются граждане зарубежья. Напомним, что только в Ольхонском районе Иркутской области, где недавно произошел пожар с погибшими китайскими туристами, выявлено 50 туристических баз и гостиниц, нарушающих водное и земельное законодательства.

Известный иркутский специалист в области биоразнообразия кандидат биологических наук Виталий Рябцев на протяжении 17 лет являлся сотрудником Прибайкальского национального парка. Он cчитает, что если сейчас не предпринять радикальных мер, то очень скоро актуальной станет «байкальская амнистия», аналогичная дачной и лесной. Многие тысячи «землевладельцев», скупивших участки благодаря нечистоплотным чиновникам и «лазейкам законодательства», будут требовать узаконить их «права» на землю и возведенные на ней постройки. Еще одна важнейшая и неотложная мера – мораторий на строительство новых турбаз, гостиниц и дач. Не только на острове Ольхон, но и на материковом побережье Малого Моря.

В последнее время посягательства на «славное море, священный Байкал» усилились со стороны российского и иностранного бизнеса. Их привлекают не только красоты Байкала, но и главным образом богатства примыкающих к нему горных массивов. Речь идет прежде всего о месторождениях всех групп металлов, содержащихся в таблице Д.И. Менделеева, а также о бизнесе в сфере горнолыжного спорта, экотуризме и санаторно-курортном деле.

В соответствии с СанПиН ширина второго пояса зоны санитарной охраны водозаборов (читай – ширина водоохранной зоны) должна составлять не менее 500 метров при равнинном рельефе, а при гористом рельефе местности ширина водоохранной зоны озера Байкал измеряется от линии уреза воды до вершины первого склона гор, обращенного в сторону озера. С такими естественными параметрами водоохранной зоны этот водоем существует уже более 20 миллионов лет. До 60-х годов прошлого столетия воды Байкала являлись эталоном чистоты при оценке состояния всех озер планеты.

Однако необходимость ограничения деятельности в пределах Байкальской природной территории, установленная законодательством, не согласуется с интересами некоторых представителей бизнеса.

Поэтому бизнес вместе с частью чиновников из властных структур искусственно раздувает проблему якобы невыносимых условий для жизнедеятельности населения, обитающего на побережье Байкала, и причиной этого, по их мнению, является слишком строгое природоохранное законодательство. Особенно неприятно то, что в Госдуме некоторые представители этого сословия находят депутатов, которые защищают их интересы. Вот, например, депутат Госдумы РФ Михаил Щапов считает, что действующие сейчас границы водоохранной зоны не имеют «никакого отношения к охране озера». В частности, в одном из изданий он заявил: «Одним росчерком пера все ограничения, которые были предписаны для зоны шириной максимум 500 метров, распространились на десятки километров. Под них попали полторы сотни населенных пунктов, в которых проживают около 130 тысяч человек. Это примерно такой город, как Кисловодск».

Депутат негодует по поводу того, что в природоохранной зоне запрещено размещение кладбищ – их сейчас на данной территории около 40. Главы поселений, попадающих в водоохранную зону, жалуются, что прокуратура уже выдала им предписания о переносе захоронений. «А ведь иным деревням на Байкале более 300 лет! Куда и на какие средства эти деревни должны переносить своих покойников? Запрещен сброс сточных вод – то есть очистные сооружения, в которых так нуждается Байкал, строить, по логике, в водоохранной зоне озера нельзя. И все это, напомню, запрещено не только на самом берегу Байкала – это как раз было бы понятно. А за 20-30-40 километров до воды. Это даже не перестраховка. Это просто не имеет никакого отношения к охране озера», – заявляет депутат Госдумы Михаил Щапов.

Блеф

Заявление о том, что в водоохранной зоне запрещается строительство очистных сооружений, что ширина водоохранной зоны, установленная Правительством РФ, составляет 20-30-40 километров – блеф. Михаила Щапова и таких, как он, отсылаю к статье 65 Водного кодекса РФ, в которой законодательно определен порядок использования водоохранной зоны в целях проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

Нельзя не согласиться с мнением депутата о том, что до настоящего времени в центральной экологической зоне Байкальской природной территории население и муниципальные органы власти испытывают правовую неопределенность в наведении порядка в эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

Можно разделить возмущение депутата о том, что такое положение неопределенности длится в течение многих десятков лет. Но Водный кодекс можно улучшить. В частности, исправить сомнительные положения Водного кодекса РФ о запрете движения автотранспорта в водоохранных зонах хотя бы потому, что этим актом разрешается строительство и эксплуатация сооружений и объектов в водоохранных зонах. Как можно строить их без автотранспортной поддержки? Несомненно, такую норму следует считать избыточной! Категорический запрет можно вводить только на прибрежной защитной полосе шириной 40 метров.

Кроме того, нет препятствий для преодоления коллизии Водного кодекса РФ о необходимости размещения мест захоронений и размещения ТБО в водоохранной зоне озера Байкал. Проекты размещения автозаправочных станций в водоохранной зоне Байкала могут подготовить специалисты региональных проектных организаций.

Но то, что предлагают чиновники из Минприроды, находится за гранью здравого смысла. В недрах этого ведомства подготовлен проект распоряжения Правительства России, согласно которому площадь водоохранной зоны предлагается сократить с 57,2 тыс. км2 до 5,9 тыс. км2(!)

Спрашивается: зачем? Создается впечатление, что, к примеру, сторонники этого безумного проекта не располагают временем на то, чтобы ознакомиться с содержанием частей 16 и 16.1 статьи 65 Водного кодекса РФ и дать вразумительные ответы на правомерные вопросы жителей прилегающих к Байкалу населенных пунктов.

Например, частью 16 статьи 65 ВК установлено, что «в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов, но (!) при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения».

Полезно знать всем лицам, причастным к управлению и использованию водоохранных зон, что «в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду».

Считаю полезным сообщить, что в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые объектами, включенными в Список Всемирного наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).

Уроки истории

Вместе с тем приведенные выше нормы закона не ограничивают возможность использования соответствующих земельных участков на ином праве (аренда, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование и т.д.).

Глава Минприроды Сергей Донской считает, что «решение о сокращении ширины водоохранной зоны в 10 раз не повлечет снижения режима охраны Байкала в силу жестких запретов на осуществление отдельных видов деятельности в границах центральной зоны. Предложения Минприроды не имеют достаточного научного обоснования, противоречат положениям федерального закона «Об охране озера Байкал», другим федеральным законам. Они не прошли государственную экологическую и антикоррупционную экспертизу и поэтому не могут рассматриваться органами власти как заслуживающий внимания документ. Эти предложения Минприроды противоречат положениям Водного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «Об охране озера Байкал», Федеральному закону «Об охране окружающей среды» и другим актам.

Это уже не первое наступление на экологию Байкала. Вспоминается фильм «У озера» режиссера Сергея Герасимова. В нем повествуется о спорах вокруг правомерности строительства целлюлозно-бумажного комбината. Герои фильма, известный ученый профессор Бармин и его дочь, начинают борьбу за сохранение уникальной экосистемы озера. Пафос фильма заключался в том, что строительство ЦБК и экология совместимы. Дескать, люди в XX веке способны к разумным поступкам. В жизни все это имело трагический конец как для людей, работающих на ЦБК, так и для природы Байкала. К сожалению, этот урок истории забыт. То, что предлагается сейчас чиновниками Минприроды, будет иметь несопоставимые, многократно худшие последствия.

Резюме: предложения Минприроды по корректировке существующих границ водоохранной зоны озера Байкал, да еще в качестве проекта распоряжения правительства, совершенно неприемлемы, а их реализация приведет к катастрофе экологической системы озера Байкал, нарастающему загрязнению стратегического водного ресурса страны.

Морские вести России №4 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ