От бумаги к цифре на территории ЕАЭС - Морские вести России

От бумаги к цифре на территории ЕАЭС

08.02.2022

Таможня

От бумаги к цифре на территории ЕАЭС

Фото: пресс-служба ФТС России

Российская таможня широкими шагами движется в цифровое будущее. Фактически для таможни оно уже наступило, и в нем нужно научиться жить. Сегодня речь идет уже о следующем этапе – применении искусственного интеллекта в таможенных процедурах.

По оценкам экспертов, только внедрение электронного документооборота между перевозчиками и федеральными органами исполнительной власти, развитие цифровых технологий помогут улучшить ситуацию на сети РЖД, в морских перевозках, повысить пропускную способность погранпереходов и морских пунктов пропуска на 20-30%, упростить перемещение товаров по территории стран ЕАЭС. В ходе Международного таможенного форума – 2021 участники трансграничных перевозок и таможенные органы договорились свести на нет оборот бумажных документов.

Любовь Квитень

«Цифра» множится

В прошлом году завершилась масштабная реформа системы таможенных органов. Одним из ее результатов стало сокращение времени оформления с сохранением качества госконтроля. В 2020 году среднее время оформления безрисковых поставок на импорт составило 1 час 16 минут, на экспорт – 40 минут. Уже 99% деклараций на товары обрабатывается в центрах электронного декларирования (ЦЭД): 16 ЦЭД заменили более 600 мест таможенного оформления.

В основе контроля – система управления рисками, которая автоматически выявляет товары с высоким уровнем вероятности нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и России. «Наша система управления рисками строится на основе субъектно-ориентированного подхода, – рассказал на таможенном форуме руководитель ФТС России Владимир Булавин. – Все декларанты разделены и отнесены к секторам с минимальными, средними и высокими рисками. Такое распределение происходит полностью автоматически на основе математического анализа по 31 критерию».

Сейчас из более чем 120 тыс. декларантов почти 12 тыс. – низкорисковые. На них приходится 76% деклараций на товары и 86% объема таможенных платежей. Для них внедрены технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций. На 1 октября этого года из 4 млн оформленных деклараций полностью в автоматическом режиме зарегистрировано более 3,2 млн, что составляет 80% от общего объема декларирования. Автоматически выпущено более 1 млн деклараций (за аналогичный период прошлого года – 764 тыс. деклараций), то есть каждая четвертая. Среднее время авторегистрации не превышает трех минут, автовыпуска – пяти минут.

Несмотря на впечатляющие результаты по переводу основных процессов в электронный режим, назвать таможню на 100% цифровой пока рано – еще есть во взаимодействии участников ВЭД и таможни узкие места, которые затрудняют перемещение товаров через госграницу РФ и Таможенного союза. Между тем у российской таможни далеко идущие планы.

«В ближайшей перспективе запланирован переход от электронной таможни к интеллектуальной. Эта работа предполагает внедрение искусственного интеллекта, применение международных систем верификации и сертификации происхождения товаров, цифровизацию транзита, создание модели «интеллектуального пункта пропуска», дальнейшее совершенствование системы управления рисками, автоматизацию таможенных процессов, обеспечение удобства и бесперебойного функционирования интерактивных сервисов для бизнеса, повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий», – перечислил В. Булавин ориентиры цифровой трансформации ФТС.

Закон пишется долго

Цифровой переход ФТС начался задолго до создания программных средств и внедрения «бесшовных технологий» в таможенные процедуры. Прежде чем это стало возможным, требовалось провести работу по подготовке законодательной среды. Процесс осложнялся необходимостью согласовывать и соотносить каждое изменение не только с потребностями российских участников ВЭД, но и с интересами и возможностями их коллег по другую сторону границы. Сейчас, когда основная работа завершена, вопросы совершенства законодательства сохраняют свою актуальность.

Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года и на стадии разработки считался передовым и цифровым, а в настоящее время активно дорабатывается. Сейчас идет работа над поправками в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, что предусмотрено в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Подготовлено 250 поправок, но работа по согласованию поправок идет туго и противоречиво.

«Если работать в том же темпе – Договор мы с вами получим не раньше 2025 года», – отметила в ходе таможенного форума начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Марина Искоскова.

Главные вопросы, которым уделяется внимание в кодексе, – цифровизация, главные узкие места – разработка формы и порядка заполнения декларации, других таможенных документов.

«Нашу обеспокоенность вызывает тот аспект, что перечень сведений, которыми таможенные органы обмениваются на регулярной основе, приведен в Приложении №2 к Таможенному кодексу. Это неповоротливый инструмент, который затрудняет внесение изменений в действующие правила (Порядок обмена электронными документами между таможенными органами РФ и заинтересованными лицами посредством информационного оператора. – Ред.). Сейчас мы попросили стороны вернуться к вопросу, чтобы создать гибкий инструмент сведений, которыми обмениваются между собой таможенные органы», – обозначила еще один вызов М. Искоскова.

Выступления других спикеров, да и в целом вся сессия таможенного форума, по сути, были призывом ускориться и наконец договориться о едином подходе к главному документу Таможенного союза, иначе об эффективности работы таможенных органов на территории ЕАЭС можно забыть.

Пломба – пять лет на рывок

«Мы подготовили проект соглашения об электронных навигационных пломбах. Вопрос не решался практически пять лет, – объявил в ходе таможенного форума председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. – Мы планируем его (Проект. – Ред.) представить главам государств на высшем Евразийском экономическом совете 10 декабря в Алма-Ате. Там мы будем просить глав поддержать этот документ для того, чтобы запускать процесс в работу. Это снимает много проблем. Это определенная новизна в том числе в вопросах таможенного регулирования и перемещения товаров».

Электронная пломба – это прибор, оснащенный датчиками, которые позволяют определить местоположение груза и попытки его вскрытия (способен работать при температуре от -40° до +70° С).

«Наша система всегда понимает, что происходит с грузом, были ли попытки доступа к товарам и не было ли нарушения целостности транзитного товара при его транспортировке через территорию транзита, – презентовал электронную навигационную пломбу Сергей Киселев, технический директор ООО «Центр развития цифровых платформ». – Эта информация нужна прежде всего ФТС. На ее основании в момент выезда с территории транзита Ространснадзор может принимать решения по факту транзитной перевозки санкционного товара с территории РФ».

Сейчас пломбы применяются в основном для провоза подсанкционных грузов по территории России. На втором этапе пломбы начнут применяться уже для большей части номенклатуры товара, который следует транзитом через РФ. На стадии обсуждения – третий этап – применение пломб во всех странах Евразийского союза. В итоге появится единая система отслеживания продвижения товаров по территории ЕАЭС.

Основная идея электронно-информационных пломб – повышение прозрачности перевозки для контролирующих служб каждой из стран, по территории которой идет перевозка, и снижение времени обработки контрольных операций по данному пункту перевозки во время пересечения как внешних, так и внутренних границ ЕАЭС.

Как это будет работать? При стандартной перевозке по маршруту Европа – Китай контейнер пересекает границу в Бресте. Далее следует через Беларусь и Россию в Казахстан и уходит в Китай. Если пломба будет активирована сотрудником российской таможни, то она начнет пересылать информацию о перевозке и о тревожных событиях, которые происходят с грузом российского, белорусского и казахстанского операторов. Если никаких попыток доступа к грузу не было, то на выезде с территории транзита, то есть на въезде на территорию Китая, происходит деактивация, пломба снимается и санкционный груз оформляется.

Контролирующие органы в режиме реального времени видят всю информацию о перевозке: где конкретно находятся подконтрольные товары и что конкретно с этими товарами происходит или происходило, если были попытки вскрытия. На основании этих данных могут быть разработаны и применены различные регламенты действий по оперативному реагированию на происходящие с товаром события. Если ФТС получит эти данные, то сможет интегрировать их в свои риск-ориентированные системы. Тогда станет возможным сокращение количества досмотров при пересечении границы по решению таможенной службы.

Аналогичные процессы предполагается реализовать и в других странах ЕАЭС, тогда время перевозки по территории Евразийского союза сократится на один-два дня. Такое светлое будущее, тем не менее, не близко. Пока каждое ведомство и бизнес-структура строит собственную платформу, изолированно работает над собственными форматами документов и ПО для их автоматической обработки, любое движение вперед будет происходить крайне медленно.

«Надо перестраивать мышление, отходя от форм документов и переходя к составу сведений. Таможне нужен бланк? Нет. Таможне нужны сведения, которые она в автоматическом режиме проанализирует, прогонит через риски и выдаст автоматическое решение», – призвал к здравому поиску работающих решений Алексей Гавричев, заместитель начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК.

Эксперимент в помощь

В 2021 году Минтранс России сов-местно с крупнейшими транспортными и логистическими компаниями разработал цифровую стратегию транспортного комплекса. В нее вошли электронный документооборот, электронные навигационные пломбы, единое бесшовное, безбумажное пространство на территории ЕАЭС.

Уже с 1 января 2022 года рынку автомобильного транспорта станет доступна единая государственная информационная система (ГИС) перевозочного документа. С 2023 года ГИС станет базой, «единым окном» для сбора перевозочных документов в электронном виде и общения бизнеса со всеми государственными органами власти.

В 2022 году к ГИС предлагается привлечь авиа-, железнодорожный и морской транспорт сначала в виде эксперимента, пилотного проекта.

«Предлагаю взять один порт, к примеру Большой порт Санкт-Петербург, и отработать на нем все технологии мультимодальных перевозочных документов, – предложила Полина Давыдова, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». – Мне кажется, порт – то самое место, где можно бесшовно проверить мультимодальную перевозку, обмен перевозочными документами в одном пункте. Предлагаем и в рамках этого «пилота», и в рамках работы с Минтрансом России отработать набор данных, который действительно станет единым стандартом, необходимым ФТС, ФНС, Минтрансу для того, чтобы связать все виды транспорта в едином перевозочном документе единой перевозочной системы...».

Это предложение завершило дискуссию о цифровизации таможенных процедур. Будет ли оно принято во внимание и реализовано, покажет время. Очевидно одно – дискуссия о цифровом будущем таможни была не последней.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты