Законотворчество как объект гибридной войны?

Севморпуть
Законотворчество как объект гибридной войны?

По словам известного полярника, члена Комитета Госдумы по международным делам Артура Чилингарова, в 30-х годах прошлого века И.В. Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория». В соответствии с Декретом ЦИК СССР 1926 года, государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы на западе.

Алексей Казаков

Дальновидность И.В. Сталина, сберегшего углеводородную кладовую для будущих поколений, трудно не отметить, чего нельзя сказать о руководстве страны 90-х годов. Так в 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав, таким образом, упомянутый Декрет ЦИК. Такое решение ельцинской команды выглядит как минимум неоднозначно с моральной, экономической и военной точки зрения. Тем более что США в отличие от России не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву.

Жадные взгляды

Свои национальные интересы американцы отстаивают, не обращая внимания на нормы международного права, когда те противоречат их интересам. Подпись нашей страны под Конвенцией ООН вызвала шквал притязаний на территорию Арктики со стороны ряда государств. Например, Канада подала в ООН заявку на расширение своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить не только Арктику, но и Северный полюс, с его кратчайшим воздушным коридором между США и Россией. С исчезновением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе.

В начале 2000-х годов Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что «у Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе.

На сегодняшний день напряжение в Арктике продолжает нарастать. По словам командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова, сказанные им на первом заседании Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного развития районов Крайнего Севера, страны Арктического региона, такие как США, Норвегия, Канада и Дания, стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой право на присутствие в Арктике. При этом возможность защиты своих государственных интересов военным образом рассматривается ими как составная часть общей арктической политики. Зачастую более настойчиво, чем традиционные игроки, в Арктику к ее ресурсам и транспортным магистралям рвутся экономически развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям: это Япония, Китай, Южная Корея. Предпринимаемые ими шаги ясно показывают, насколько большое значение придается Арктическому региону мировым сообществом. Это привело к тому, что в 2004 году был создан и функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований, участниками которого являются Китай, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») совершил плавание по Северному морскому пути. На 2019 год запланирован годовой дрейф международной дрейфующей станции на немецком ледоколе.

Пока научное сотрудничество государств по исследованию Арктики носит дружественный характер. Однако при определенных условиях это не исключает и конкуренции. Список притязаний государств Азиатского форума и НАТО к Арктике весьма обширен.

Николай Евменов считает, что основные цели коалиции иностранных государств состоят из пяти пунктов. Прежде всего они хотят помешать России расширить границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Придать международный статус Северному морскому пути. Ущемить права России на континентальный шельф и юридически защитить свои права на освободившиеся территории. Беспрепятственно разрабатывать ресурсы Арктики с одновременным оказанием противодействия России в освоении месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Усилить военную активность стран НАТО в Арктике и увеличить количество своих мероприятий по оперативной и боевой подготовке. «Таким образом, действия приарктических и других государств по оказанию политического давления на Россию, а также наращивание своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от Российской Федерации принятия мер по защите национальных интересов», – убежден командующий Северным флотом.

Противодействие

В то же время возникает вопрос: а насколько адекватны меры противодействия России в области законодательного обеспечения тому давлению, которое предпринимают государства Азиатского форума и НАТО? Возможно ли повторение глупости, совершенной в 1997 году?

Вопрос не настолько наивный, как это может показаться. В настоящее время в РФ существует более 500 законодательных и нормативных актов, касающихся Крайнего Севера и Арктики. Эти акты нередко взаимоисключают друг другу, считает Артур Чилингаров. Из этой законодательной неразберихи только несколько законов остаются адекватными современным условиям, как внутрироссийским, так и международным.

Все они были приняты после 2008 года. Их и перечислил Николай Евменов на заседании Экспертного совета. Речь идет «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «В перечень действующих нормативных актов входит и государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Срок реализации этой программы продлен до 2025 года. Основополагающим документом, определяющим государственную политику России в области морской деятельности, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Новая доктрина охватывает четыре функциональных направления, одним из которых является военно-морская деятельность, и определяет шесть главных региональных направлений, в том числе и арктическое. В развитие положений доктрины издан указ президента «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Вот, наверное, и все. Остальные законодательные акты, по всей вероятности, подлежат экспертизе на их пригодность в современных условиях.

Неразбериха в законотворчестве, относящейся к теме Крайнего Севера, не изжита и после 2008 года. Например, сдача ледокола «Арктика» задерживается на неопределенное время. Причина в том, что завод «Кирoв-Энергомаш» не сможет поставить паротурбинную установку изготовителю ледокола ЦБК «Айсберг». «Серьезной проблемой является изменение законодательства в части проведения закупочных кампаний», – объяснил причину срыва сроков поставки главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.

По словам Николая Евменова, Минприроды в прошлом году был подготовлен пилотный проект комплексного управления природопользованием в арктических морях и его реализации в российской части Баренцева моря, а также проект федерального закона «О морском (акваториальном) планировании». Проектом предполагаются экологические ограничения деятельности РФ в различных областях развития, в том числе в области военной деятельности в российской части Баренцева моря. Изменение режима функционирования Северного морского пути, смещение его маршрута севернее архипелага Новая Земля в высокоширотную область Северного Ледовитого океана. Этот законопроект подготовлен на основе совместных российско-норвежских разработок. Главной целью пилотного проекта является обеспечение хозяйственной деятельности в морской акватории в части прибрежья, в границах водоохранной зоны. «Но данная цель недостижима без обеспечения военной безопасности России в арктической зоне, однако вопросы, связанные с военной деятельностью, в этот проект почему-то не были включены», – предупреждает Николай Евменов.

Обеспечение безопасности северных рубежей России не в меньшей, а, может быть, даже в большей степени, чем экономические, определяет нынешний интерес к арктической теме. Например, проводятся военные учения Российской армии в этом регионе. В том числе высадка десанта на Северный полюс, создание военной базы на Новосибирских островах. Происходит восстановление инфраструктуры СМП. Удалось избежать законодательной ошибки, в сравнении с которой ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1997 года показалась бы детской шалостью. В первоначальном варианте, подготовленном правительством, СМП определялся как международная транспортная магистраль. Но в России нашлись силы, которые настояли на том, чтобы принять закон о том, что Северный морской путь определяется как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике и прилегает она к российскому побережью.

Повысить мотивацию

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова, в последние годы удалось придать статус оперативно-стратегического командования Северному флоту. «Таким образом, на всем Севере появился один-единственный хозяин, который за все отвечает, все координирует», – уточнил на заседании Экспертного совета Владимир Шаманов. Плюс к этому он считает необходимым прилагать больше усилий по защите интересов России на дипломатическом уровне и принимать активное участие в работе международных организаций. Участие в международных договорах и соглашениях расширяет наши возможности, когда они отвечают интересам России. Например, Комиссия ООН признала недавно правомерность российской заявки на континентальный шельф Охотского моря. Таким образом, фактически стало российским внутренним морем.

Вместе с тем северные границы не будут на замке, если не будут созданы надежные тылы, то есть если не начнется социально-экономическое развитие региона. По словам директора Международного института проблем химизации современной экономики Валерия Бабкина, в этом вопросе дела обстоят из рук вон плохо. Например, на Сахалине на основе закона СРП с участием иностранного капитала действуют такие компании, как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3». «Но в результате их деятельности Сахалин не получил практически ничего, – считает он. – В России существует 45 стратегий и ни одна из них не выполняется. Почему берутся за разработку этих стратегий специалисты, которых никто не учил разрабатывать стратегии и которые плохо понимают, что им нужно делать?»

Существует мнение, что с начала девяностых годов все лучшие специалисты привлекаются в коммерческие структуры и, дескать, подготовка качественных стратегий и законов отдана на откуп дилетантам. Это надуманная проблема. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Евгений Каблов, имеющий заслуженный авторитет в кругах ОПК, не устает повторять с самых высоких трибун: «Необходимо срочно и резко изменить роль и статус РАН. Необходимо вернуть те права, которые были всегда. Именно академия должна давать окончательное заключение о научной обоснованности, технологической реализуемости любого крупного государственного проекта».

В частности, речь идет о том, как можно восстановить инфраструктуру Крайнего Севера, если оттуда бегут люди? По информации председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, более 25% ныне работающих на Севере пытаются переселиться в другие регионы России. Их понять можно. Минимальная зарплата в России установлена сегодня в размере 7800 рублей для всех регионов, а прожиточный минимум на Севере и на юге совершенно разный. Нет реальных коэффициентов северных надбавок заработной платы. Да и другие гарантии северянам представлены только на бумаге.

«Почти 200 тысяч семей-северян стоят в очереди на получение жилищных субсидий для того, чтобы уехать с Севера. Многие семьи ждут от государства жилищный сертификат больше 20 лет. Почти 8 тысяч человек из них старше 80 лет». Эту позицию разделяет и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. По ее словам, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сближения среднеобластного и среднероссийского размера среднемесячной заработной платы. Если в 2003 году этот разрыв составлял 1,6 раза, то уже в 2016 году 1,3 раза. «То есть мы постепенно сближаемся со среднероссийской средней заработной платой. Сегодня практически нет преимуществ в жизни на Севере, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток (смею предположить, что не только в Мурманской области, но и в других территориях Арктической зоны)», – заявила губернатор.

В последние годы происходит экономический и цивилизационный поворот России с Запада на Дальний Восток. По меткому замечанию М. Ковтун, этот процесс сопровождается перетягиванием одеяла с Крайнего Севера на Восток, что приводит к незаслуженному снижению внимания к очень выгодным проектам на Севере, в частности в Мурманской области. В первую очередь ее упреки относятся к «Газпрому», который откладывает в долгий ящик планы по газификации области. «Конкурентное преимущество Мурманской области – это широкие экспортные возможности региона. Наш регион имеет свободный, не ограниченный никакими препятствиями выход в Мировой океан, и размещение у нас производств по сжижению природного газа, его отгрузки на импорт могло бы обеспечить гораздо более существенные объемы экспорта российского газа, нежели планирующиеся сегодня к созданию мощности на Балтике», – убеждена М. Ковтун.

Морские вести России №16 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года

Швартовные испытания катера «Петр Могунов» стартуют в начале 2019 года Швартовые испытания большого десантного катера (БДК) «Петр Моргунов», возводимого по проекту...

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко

Первая в истории Африки высокоскоростная железнодорожная магистраль открыта в Марокко Скоростной, модернизированный поезд французской компании Alstom («Альстом») сможет преодолев...

Российская экономика

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1

Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в нефтегазовой отрасли на суше и на море». Часть 1 ГК «СКАНЭКС» начинает обзор докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в неф...

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо

«Роснефть» не выставила на биржевые торги бензин и зимнее дизтопливо Этот факт стал большим сюрпризом для топливного рынка.

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год

Находкинский морской торговый порт отчитался о реализации экологических мероприятий за 2018 год В 2018 году Находкинском МТП продолжил проведение мероприятий по внедрению комплексной системы пылеп...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска

Согласован новый график работ по строительству дороги в обход Мариинска Сроки реализации проекта сдвинулись с 2018 года на 2020-й из-за финансовых трудностей у генподрядчик...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...