Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Законотворчество как объект гибридной войны?

Севморпуть
Законотворчество как объект гибридной войны?

По словам известного полярника, члена Комитета Госдумы по международным делам Артура Чилингарова, в 30-х годах прошлого века И.В. Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория». В соответствии с Декретом ЦИК СССР 1926 года, государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы на западе.

Алексей Казаков

Дальновидность И.В. Сталина, сберегшего углеводородную кладовую для будущих поколений, трудно не отметить, чего нельзя сказать о руководстве страны 90-х годов. Так в 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав, таким образом, упомянутый Декрет ЦИК. Такое решение ельцинской команды выглядит как минимум неоднозначно с моральной, экономической и военной точки зрения. Тем более что США в отличие от России не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву.

Жадные взгляды

Свои национальные интересы американцы отстаивают, не обращая внимания на нормы международного права, когда те противоречат их интересам. Подпись нашей страны под Конвенцией ООН вызвала шквал притязаний на территорию Арктики со стороны ряда государств. Например, Канада подала в ООН заявку на расширение своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить не только Арктику, но и Северный полюс, с его кратчайшим воздушным коридором между США и Россией. С исчезновением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе.

В начале 2000-х годов Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что «у Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе.

На сегодняшний день напряжение в Арктике продолжает нарастать. По словам командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова, сказанные им на первом заседании Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного развития районов Крайнего Севера, страны Арктического региона, такие как США, Норвегия, Канада и Дания, стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой право на присутствие в Арктике. При этом возможность защиты своих государственных интересов военным образом рассматривается ими как составная часть общей арктической политики. Зачастую более настойчиво, чем традиционные игроки, в Арктику к ее ресурсам и транспортным магистралям рвутся экономически развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям: это Япония, Китай, Южная Корея. Предпринимаемые ими шаги ясно показывают, насколько большое значение придается Арктическому региону мировым сообществом. Это привело к тому, что в 2004 году был создан и функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований, участниками которого являются Китай, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») совершил плавание по Северному морскому пути. На 2019 год запланирован годовой дрейф международной дрейфующей станции на немецком ледоколе.

Пока научное сотрудничество государств по исследованию Арктики носит дружественный характер. Однако при определенных условиях это не исключает и конкуренции. Список притязаний государств Азиатского форума и НАТО к Арктике весьма обширен.

Николай Евменов считает, что основные цели коалиции иностранных государств состоят из пяти пунктов. Прежде всего они хотят помешать России расширить границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Придать международный статус Северному морскому пути. Ущемить права России на континентальный шельф и юридически защитить свои права на освободившиеся территории. Беспрепятственно разрабатывать ресурсы Арктики с одновременным оказанием противодействия России в освоении месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Усилить военную активность стран НАТО в Арктике и увеличить количество своих мероприятий по оперативной и боевой подготовке. «Таким образом, действия приарктических и других государств по оказанию политического давления на Россию, а также наращивание своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от Российской Федерации принятия мер по защите национальных интересов», – убежден командующий Северным флотом.

Противодействие

В то же время возникает вопрос: а насколько адекватны меры противодействия России в области законодательного обеспечения тому давлению, которое предпринимают государства Азиатского форума и НАТО? Возможно ли повторение глупости, совершенной в 1997 году?

Вопрос не настолько наивный, как это может показаться. В настоящее время в РФ существует более 500 законодательных и нормативных актов, касающихся Крайнего Севера и Арктики. Эти акты нередко взаимоисключают друг другу, считает Артур Чилингаров. Из этой законодательной неразберихи только несколько законов остаются адекватными современным условиям, как внутрироссийским, так и международным.

Все они были приняты после 2008 года. Их и перечислил Николай Евменов на заседании Экспертного совета. Речь идет «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «В перечень действующих нормативных актов входит и государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Срок реализации этой программы продлен до 2025 года. Основополагающим документом, определяющим государственную политику России в области морской деятельности, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Новая доктрина охватывает четыре функциональных направления, одним из которых является военно-морская деятельность, и определяет шесть главных региональных направлений, в том числе и арктическое. В развитие положений доктрины издан указ президента «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Вот, наверное, и все. Остальные законодательные акты, по всей вероятности, подлежат экспертизе на их пригодность в современных условиях.

Неразбериха в законотворчестве, относящейся к теме Крайнего Севера, не изжита и после 2008 года. Например, сдача ледокола «Арктика» задерживается на неопределенное время. Причина в том, что завод «Кирoв-Энергомаш» не сможет поставить паротурбинную установку изготовителю ледокола ЦБК «Айсберг». «Серьезной проблемой является изменение законодательства в части проведения закупочных кампаний», – объяснил причину срыва сроков поставки главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.

По словам Николая Евменова, Минприроды в прошлом году был подготовлен пилотный проект комплексного управления природопользованием в арктических морях и его реализации в российской части Баренцева моря, а также проект федерального закона «О морском (акваториальном) планировании». Проектом предполагаются экологические ограничения деятельности РФ в различных областях развития, в том числе в области военной деятельности в российской части Баренцева моря. Изменение режима функционирования Северного морского пути, смещение его маршрута севернее архипелага Новая Земля в высокоширотную область Северного Ледовитого океана. Этот законопроект подготовлен на основе совместных российско-норвежских разработок. Главной целью пилотного проекта является обеспечение хозяйственной деятельности в морской акватории в части прибрежья, в границах водоохранной зоны. «Но данная цель недостижима без обеспечения военной безопасности России в арктической зоне, однако вопросы, связанные с военной деятельностью, в этот проект почему-то не были включены», – предупреждает Николай Евменов.

Обеспечение безопасности северных рубежей России не в меньшей, а, может быть, даже в большей степени, чем экономические, определяет нынешний интерес к арктической теме. Например, проводятся военные учения Российской армии в этом регионе. В том числе высадка десанта на Северный полюс, создание военной базы на Новосибирских островах. Происходит восстановление инфраструктуры СМП. Удалось избежать законодательной ошибки, в сравнении с которой ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1997 года показалась бы детской шалостью. В первоначальном варианте, подготовленном правительством, СМП определялся как международная транспортная магистраль. Но в России нашлись силы, которые настояли на том, чтобы принять закон о том, что Северный морской путь определяется как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике и прилегает она к российскому побережью.

Повысить мотивацию

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова, в последние годы удалось придать статус оперативно-стратегического командования Северному флоту. «Таким образом, на всем Севере появился один-единственный хозяин, который за все отвечает, все координирует», – уточнил на заседании Экспертного совета Владимир Шаманов. Плюс к этому он считает необходимым прилагать больше усилий по защите интересов России на дипломатическом уровне и принимать активное участие в работе международных организаций. Участие в международных договорах и соглашениях расширяет наши возможности, когда они отвечают интересам России. Например, Комиссия ООН признала недавно правомерность российской заявки на континентальный шельф Охотского моря. Таким образом, фактически стало российским внутренним морем.

Вместе с тем северные границы не будут на замке, если не будут созданы надежные тылы, то есть если не начнется социально-экономическое развитие региона. По словам директора Международного института проблем химизации современной экономики Валерия Бабкина, в этом вопросе дела обстоят из рук вон плохо. Например, на Сахалине на основе закона СРП с участием иностранного капитала действуют такие компании, как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3». «Но в результате их деятельности Сахалин не получил практически ничего, – считает он. – В России существует 45 стратегий и ни одна из них не выполняется. Почему берутся за разработку этих стратегий специалисты, которых никто не учил разрабатывать стратегии и которые плохо понимают, что им нужно делать?»

Существует мнение, что с начала девяностых годов все лучшие специалисты привлекаются в коммерческие структуры и, дескать, подготовка качественных стратегий и законов отдана на откуп дилетантам. Это надуманная проблема. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Евгений Каблов, имеющий заслуженный авторитет в кругах ОПК, не устает повторять с самых высоких трибун: «Необходимо срочно и резко изменить роль и статус РАН. Необходимо вернуть те права, которые были всегда. Именно академия должна давать окончательное заключение о научной обоснованности, технологической реализуемости любого крупного государственного проекта».

В частности, речь идет о том, как можно восстановить инфраструктуру Крайнего Севера, если оттуда бегут люди? По информации председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, более 25% ныне работающих на Севере пытаются переселиться в другие регионы России. Их понять можно. Минимальная зарплата в России установлена сегодня в размере 7800 рублей для всех регионов, а прожиточный минимум на Севере и на юге совершенно разный. Нет реальных коэффициентов северных надбавок заработной платы. Да и другие гарантии северянам представлены только на бумаге.

«Почти 200 тысяч семей-северян стоят в очереди на получение жилищных субсидий для того, чтобы уехать с Севера. Многие семьи ждут от государства жилищный сертификат больше 20 лет. Почти 8 тысяч человек из них старше 80 лет». Эту позицию разделяет и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. По ее словам, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сближения среднеобластного и среднероссийского размера среднемесячной заработной платы. Если в 2003 году этот разрыв составлял 1,6 раза, то уже в 2016 году 1,3 раза. «То есть мы постепенно сближаемся со среднероссийской средней заработной платой. Сегодня практически нет преимуществ в жизни на Севере, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток (смею предположить, что не только в Мурманской области, но и в других территориях Арктической зоны)», – заявила губернатор.

В последние годы происходит экономический и цивилизационный поворот России с Запада на Дальний Восток. По меткому замечанию М. Ковтун, этот процесс сопровождается перетягиванием одеяла с Крайнего Севера на Восток, что приводит к незаслуженному снижению внимания к очень выгодным проектам на Севере, в частности в Мурманской области. В первую очередь ее упреки относятся к «Газпрому», который откладывает в долгий ящик планы по газификации области. «Конкурентное преимущество Мурманской области – это широкие экспортные возможности региона. Наш регион имеет свободный, не ограниченный никакими препятствиями выход в Мировой океан, и размещение у нас производств по сжижению природного газа, его отгрузки на импорт могло бы обеспечить гораздо более существенные объемы экспорта российского газа, нежели планирующиеся сегодня к созданию мощности на Балтике», – убеждена М. Ковтун.

Морские вести России №16 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет Модернизация единственного российского авианосца - тяжелого крейсера «Адмирал Кузнецов» - продлится...

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан Контракт на ремонт единственного в стране авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» заключен, начаты ...

Российская экономика

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО «НОВАТЭК» рассчитывает через 4-5 лет увеличить ресурсную базу на Гыдане до объемов, которые позволят...

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго Минэнерго считает, что «Роснефти» и «Газпрому» может быть интересна работа с другими компаниями из Р...

Транспортная политика

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим Минвостокразвития опубликовало для обсуждения пакет документов о создании в рамках свободного порта ...

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами Mediterranean Shipping Company решила отказаться от заключения контрактов с россиянами, находящимися...

Морские порты

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов Опубликована информация о ледокольных проводках на 19 апреля 2018 года. С начала навигации 2017-2018...

«Газпром» решил построить газохимический комплекс в Усть-Луге за $20 млрд

«Газпром» решил построить газохимический комплекс в Усть-Луге за $20 млрд «Газпром» и «Русгаздобыча» ведут работу над проектом газохимического комплекса под Петербургом, кото...




Морской транспорт

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс Ледокол «Капитан Драницын» 22 апреля вышел в рейс к Обской губе для осуществления ледокольных провод...

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017»

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017» ПАО «Совкомфлот» и банк ВТБ стали лауреатами ежегодной премии авторитетного международного журнала M...

Речной транспорт

В столице появится приложение для построения маршрута передвижения по Москве-реке

В столице появится приложение для построения маршрута передвижения по Москве-реке В столице разрабатывают приложение, которое позволит построить маршрут передвижения судов по Москве-...

Тарифы на водном общественном транспорте Москвы будут такими же, как на наземном

Тарифы на водном общественном транспорте Москвы будут такими же, как на наземном Стоимость поездки на водном общественном транспорте Москвы, который планируют запустить в столице, б...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Развитие и перспективы морского порта Кандалакша

Развитие и перспективы морского порта Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Морской транспорт

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Море зовет и бросает вызовы

Море зовет и бросает вызовы Развитие и возможности судоходной индустрии России стали главными темами отраслевой конференции Росм...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...