Законотворчество как объект гибридной войны?

Севморпуть
Законотворчество как объект гибридной войны?

По словам известного полярника, члена Комитета Госдумы по международным делам Артура Чилингарова, в 30-х годах прошлого века И.В. Сталин на одном из совещаний в Кремле провел на карте огромную дугу от Мурманска до мыса Уэлен на Чукотке и сказал: «Это наша национальная территория». В соответствии с Декретом ЦИК СССР 1926 года, государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы на западе.

Алексей Казаков

Дальновидность И.В. Сталина, сберегшего углеводородную кладовую для будущих поколений, трудно не отметить, чего нельзя сказать о руководстве страны 90-х годов. Так в 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав, таким образом, упомянутый Декрет ЦИК. Такое решение ельцинской команды выглядит как минимум неоднозначно с моральной, экономической и военной точки зрения. Тем более что США в отличие от России не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву.

Жадные взгляды

Свои национальные интересы американцы отстаивают, не обращая внимания на нормы международного права, когда те противоречат их интересам. Подпись нашей страны под Конвенцией ООН вызвала шквал притязаний на территорию Арктики со стороны ряда государств. Например, Канада подала в ООН заявку на расширение своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить не только Арктику, но и Северный полюс, с его кратчайшим воздушным коридором между США и Россией. С исчезновением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе.

В начале 2000-х годов Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что «у Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе.

На сегодняшний день напряжение в Арктике продолжает нарастать. По словам командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Евменова, сказанные им на первом заседании Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного развития районов Крайнего Севера, страны Арктического региона, такие как США, Норвегия, Канада и Дания, стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой право на присутствие в Арктике. При этом возможность защиты своих государственных интересов военным образом рассматривается ими как составная часть общей арктической политики. Зачастую более настойчиво, чем традиционные игроки, в Арктику к ее ресурсам и транспортным магистралям рвутся экономически развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям: это Япония, Китай, Южная Корея. Предпринимаемые ими шаги ясно показывают, насколько большое значение придается Арктическому региону мировым сообществом. Это привело к тому, что в 2004 году был создан и функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований, участниками которого являются Китай, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») совершил плавание по Северному морскому пути. На 2019 год запланирован годовой дрейф международной дрейфующей станции на немецком ледоколе.

Пока научное сотрудничество государств по исследованию Арктики носит дружественный характер. Однако при определенных условиях это не исключает и конкуренции. Список притязаний государств Азиатского форума и НАТО к Арктике весьма обширен.

Николай Евменов считает, что основные цели коалиции иностранных государств состоят из пяти пунктов. Прежде всего они хотят помешать России расширить границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Придать международный статус Северному морскому пути. Ущемить права России на континентальный шельф и юридически защитить свои права на освободившиеся территории. Беспрепятственно разрабатывать ресурсы Арктики с одновременным оказанием противодействия России в освоении месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Усилить военную активность стран НАТО в Арктике и увеличить количество своих мероприятий по оперативной и боевой подготовке. «Таким образом, действия приарктических и других государств по оказанию политического давления на Россию, а также наращивание своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от Российской Федерации принятия мер по защите национальных интересов», – убежден командующий Северным флотом.

Противодействие

В то же время возникает вопрос: а насколько адекватны меры противодействия России в области законодательного обеспечения тому давлению, которое предпринимают государства Азиатского форума и НАТО? Возможно ли повторение глупости, совершенной в 1997 году?

Вопрос не настолько наивный, как это может показаться. В настоящее время в РФ существует более 500 законодательных и нормативных актов, касающихся Крайнего Севера и Арктики. Эти акты нередко взаимоисключают друг другу, считает Артур Чилингаров. Из этой законодательной неразберихи только несколько законов остаются адекватными современным условиям, как внутрироссийским, так и международным.

Все они были приняты после 2008 года. Их и перечислил Николай Евменов на заседании Экспертного совета. Речь идет «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «В перечень действующих нормативных актов входит и государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Срок реализации этой программы продлен до 2025 года. Основополагающим документом, определяющим государственную политику России в области морской деятельности, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Новая доктрина охватывает четыре функциональных направления, одним из которых является военно-морская деятельность, и определяет шесть главных региональных направлений, в том числе и арктическое. В развитие положений доктрины издан указ президента «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Вот, наверное, и все. Остальные законодательные акты, по всей вероятности, подлежат экспертизе на их пригодность в современных условиях.

Неразбериха в законотворчестве, относящейся к теме Крайнего Севера, не изжита и после 2008 года. Например, сдача ледокола «Арктика» задерживается на неопределенное время. Причина в том, что завод «Кирoв-Энергомаш» не сможет поставить паротурбинную установку изготовителю ледокола ЦБК «Айсберг». «Серьезной проблемой является изменение законодательства в части проведения закупочных кампаний», – объяснил причину срыва сроков поставки главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.

По словам Николая Евменова, Минприроды в прошлом году был подготовлен пилотный проект комплексного управления природопользованием в арктических морях и его реализации в российской части Баренцева моря, а также проект федерального закона «О морском (акваториальном) планировании». Проектом предполагаются экологические ограничения деятельности РФ в различных областях развития, в том числе в области военной деятельности в российской части Баренцева моря. Изменение режима функционирования Северного морского пути, смещение его маршрута севернее архипелага Новая Земля в высокоширотную область Северного Ледовитого океана. Этот законопроект подготовлен на основе совместных российско-норвежских разработок. Главной целью пилотного проекта является обеспечение хозяйственной деятельности в морской акватории в части прибрежья, в границах водоохранной зоны. «Но данная цель недостижима без обеспечения военной безопасности России в арктической зоне, однако вопросы, связанные с военной деятельностью, в этот проект почему-то не были включены», – предупреждает Николай Евменов.

Обеспечение безопасности северных рубежей России не в меньшей, а, может быть, даже в большей степени, чем экономические, определяет нынешний интерес к арктической теме. Например, проводятся военные учения Российской армии в этом регионе. В том числе высадка десанта на Северный полюс, создание военной базы на Новосибирских островах. Происходит восстановление инфраструктуры СМП. Удалось избежать законодательной ошибки, в сравнении с которой ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1997 года показалась бы детской шалостью. В первоначальном варианте, подготовленном правительством, СМП определялся как международная транспортная магистраль. Но в России нашлись силы, которые настояли на том, чтобы принять закон о том, что Северный морской путь определяется как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике и прилегает она к российскому побережью.

Повысить мотивацию

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова, в последние годы удалось придать статус оперативно-стратегического командования Северному флоту. «Таким образом, на всем Севере появился один-единственный хозяин, который за все отвечает, все координирует», – уточнил на заседании Экспертного совета Владимир Шаманов. Плюс к этому он считает необходимым прилагать больше усилий по защите интересов России на дипломатическом уровне и принимать активное участие в работе международных организаций. Участие в международных договорах и соглашениях расширяет наши возможности, когда они отвечают интересам России. Например, Комиссия ООН признала недавно правомерность российской заявки на континентальный шельф Охотского моря. Таким образом, фактически стало российским внутренним морем.

Вместе с тем северные границы не будут на замке, если не будут созданы надежные тылы, то есть если не начнется социально-экономическое развитие региона. По словам директора Международного института проблем химизации современной экономики Валерия Бабкина, в этом вопросе дела обстоят из рук вон плохо. Например, на Сахалине на основе закона СРП с участием иностранного капитала действуют такие компании, как «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3». «Но в результате их деятельности Сахалин не получил практически ничего, – считает он. – В России существует 45 стратегий и ни одна из них не выполняется. Почему берутся за разработку этих стратегий специалисты, которых никто не учил разрабатывать стратегии и которые плохо понимают, что им нужно делать?»

Существует мнение, что с начала девяностых годов все лучшие специалисты привлекаются в коммерческие структуры и, дескать, подготовка качественных стратегий и законов отдана на откуп дилетантам. Это надуманная проблема. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Евгений Каблов, имеющий заслуженный авторитет в кругах ОПК, не устает повторять с самых высоких трибун: «Необходимо срочно и резко изменить роль и статус РАН. Необходимо вернуть те права, которые были всегда. Именно академия должна давать окончательное заключение о научной обоснованности, технологической реализуемости любого крупного государственного проекта».

В частности, речь идет о том, как можно восстановить инфраструктуру Крайнего Севера, если оттуда бегут люди? По информации председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, более 25% ныне работающих на Севере пытаются переселиться в другие регионы России. Их понять можно. Минимальная зарплата в России установлена сегодня в размере 7800 рублей для всех регионов, а прожиточный минимум на Севере и на юге совершенно разный. Нет реальных коэффициентов северных надбавок заработной платы. Да и другие гарантии северянам представлены только на бумаге.

«Почти 200 тысяч семей-северян стоят в очереди на получение жилищных субсидий для того, чтобы уехать с Севера. Многие семьи ждут от государства жилищный сертификат больше 20 лет. Почти 8 тысяч человек из них старше 80 лет». Эту позицию разделяет и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. По ее словам, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сближения среднеобластного и среднероссийского размера среднемесячной заработной платы. Если в 2003 году этот разрыв составлял 1,6 раза, то уже в 2016 году 1,3 раза. «То есть мы постепенно сближаемся со среднероссийской средней заработной платой. Сегодня практически нет преимуществ в жизни на Севере, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток (смею предположить, что не только в Мурманской области, но и в других территориях Арктической зоны)», – заявила губернатор.

В последние годы происходит экономический и цивилизационный поворот России с Запада на Дальний Восток. По меткому замечанию М. Ковтун, этот процесс сопровождается перетягиванием одеяла с Крайнего Севера на Восток, что приводит к незаслуженному снижению внимания к очень выгодным проектам на Севере, в частности в Мурманской области. В первую очередь ее упреки относятся к «Газпрому», который откладывает в долгий ящик планы по газификации области. «Конкурентное преимущество Мурманской области – это широкие экспортные возможности региона. Наш регион имеет свободный, не ограниченный никакими препятствиями выход в Мировой океан, и размещение у нас производств по сжижению природного газа, его отгрузки на импорт могло бы обеспечить гораздо более существенные объемы экспорта российского газа, нежели планирующиеся сегодня к созданию мощности на Балтике», – убеждена М. Ковтун.

Морские вести России №16 (2017)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория»

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория» 23 апреля в Центре дополнительного образования «Лапландия» состоялся форум «Моя профессиональная тра...

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон Вместе с мясными и молочными изделиями в страну могут попасть опасные вирусы животных, считают произ...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» приступил к реконструкции   постоянного много...

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...