Арктика – это синоним качества

Севморпуть
Арктика – это синоним качества

И снова в центре внимания – Арктика. На совместном заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ были рассмотрены вопросы применения в Арктической зоне достижений науки и технологий, подготовки кадров, повышения эффективности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации системы поиска и спасания. Мероприятие прошло под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина в Петербурге в конце сентября. В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, главы арктических субъектов РФ, представители бизнеса и научных организаций.

Юлия Орлова, спецкор

Нужны анализ и план

Выступая на заседании, Дмитрий Рогозин заявил о необходимости не просто проявить в Арктике хозяйское отношение, но и продемонстрировать его всему миру, так как «противники укрепления РФ используют тему безопасности, чтобы показать, что Россия не является хозяином в Арктике».

Понятно, что хозяйское отношение подразумевает дальнейшее развитие Арктики, повышение рентабельности этой зоны, а это невозможно без научно-технических инноваций.

– Сегодня занять и сохранить достойное место в мире можно, только поддерживая и интенсивно повышая уровень знаний и технологий. Для Арктики это в высшей степени актуально, – сказал Д. Рогозин.

В период с 2014 по 2016 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» профинансирован 31 проект по разработке материалов и технических средств для использования в Арктической зоне. Общий объем финансирования этих проектов составляет 1,3 млрд рублей бюджетных средств и 560 млн рублей из внебюджетных источников.

Однако, как прозвучало на заседании, сегодня сложно оценить, какие научные разработки являются перспективными и какие необходимыми, есть ли какой-то общий план и как имеющиеся разработки используются на практике.

Напомним, что ранее, на заседании государственной комиссии, прошедшем в Новосибирске, Дмитрий Рогозин уже обращал внимание на необходимость упорядочивания и систематизации научных исследований, ориентирования на практический результат и дальнейшую коммерциализацию с использованием принципа: «Разработка не ради разработки, а с целью внедрения». Это в полной мере относится и к Арктике, где в первую очередь требуется анализ проводимых научных исследований с определением перспективных разработок и реальной модели деятельности, формирование механизмов, ориентирующих науку на практическое применение. Более того, поставлена амбициозная задача – сделать так, чтобы в суровых арктических условиях научные исследования велись на отечественном оборудовании.

– Арктика – это синоним качества. То, что будет работать в Арктике, сможет работать везде. Именно поэтому нас интересуют технологии, работающие в реальных жестких условиях, – сказал заместитель председателя правительства.

Система комплексной безопасности

По словам вице-премьера, уже в 2020-2022 годах Россия окончательно закрепится в Арктическом регионе с новыми технологиями, новыми портами, транспортными развязками, с новой шельфовой и морской техникой.

– Безусловно, наивысший приоритет надо отдавать обеспечению безопасности жизни и здоровья человека в Арктике, – сказал Д. Рогозин. – Грамотно выстроенная и четко функционирующая система безопасности Арктической зоны является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности и развития Северного морского пути.

МЧС разрабатывает систему комплексной безопасности Арктической зоны, которая будет основана на десяти спасательно-аварийных центрах. Они предполагаются в городах Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Анадыре, Певеке и в поселках Тикси и Провидения. Четыре из них уже открыты.

Рогозин отметил, что всем очевидно, что Арктика сурова по своему характеру.

– Сложно назвать ее ласковой и гостеприимной, доступной средой обитания. Практически любая деятельность в Арктике связана с повышенным риском природного и техногенного характера, – обратил он внимание. – Нужно учитывать возможность повышения рисков в связи с перспективой увеличения добычи нефти и газа, с развитием транспорта и иной инфраструктуры.

По словам вице-премьера, тема организации поиска и спасения в Арктике очень важная. И если приглашать иностранные компании для освоения Северного морского пути, нужно четко понимать и необходимость обеспечения им полной безопасности на всем его протяжении.

Кроме того, в Арктике сегодня набирает популярность арктический экстремальный туризм. Среди туристов из многих стран мира очень популярны полеты на воздушных шарах, походы на лыжах и исследование Арктики на судах. По данным МЧС РФ, за последние пять лет 15 тысяч туристов покорили Арктику. И они тоже нуждаются в обеспечении безопасности в арктических условиях.

Под контроль – создание береговой инфраструктуры

– Развитие инфраструктуры Арктической зоны и обеспечение безопасности поселений Арктики невозможно без устойчивого и эффективного энергообеспечения, – заявил Дмитрий Рогозин.

Один из способов решения этого вопроса – строительство плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), способных функционировать в водах Арктики. В настоящее время заканчивается строительство одной такой ПАТЭС с последующим размещением ее на Чукотке в Певеке. Она должна стать одним из основных источников энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла.

Для эффективной и безопасной работы ПАТЭС требуется береговая инфраструктура. Окончание строительства береговых и гидротехнических сооружений, транспортировка и ввод в эксплуатацию ПАТЭС запланированы на 2019 год. Сроки увязаны с выводом Билибинской станции из эксплуатации.

– Времени на раскачку нет, – подчеркнул Дмитрий Рогозин и отметил, что первостепенной задачей развития Чаун-Билибинского энергоузла является замещение выбывающих мощностей Билибинской атомной станции, обеспечение жителей этого региона электрической и тепловой энергией.

Заместитель председателя Правительства РФ поручил Министерству энергетики регулярно докладывать о ходе работ в Певеке, а государственной комиссии предложил взять этот вопрос под контроль.

Напомним, основу Чаун-Билибинского энергоузла составляют Чаунская ТЭЦ в Певеке и атомная электростанция в Билибино, которая планируется к выводу из эксплуатации в период 2019-2022 годов.

Чаун-Билибинский энергетический узел – это один из трех изолированных энергоузлов энергетической системы Чукотского автономного округа. Сегодня он обеспечивает электроэнергией населенные пункты и важные объекты не только Билибинского района, но и ближайших соседей – Чаунского района и Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

Задачи и предложения

Совместное заседание президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии показало, что в ближайшие годы предстоит работа над решением многих арктических проблем. Для еще большей эффективности Дмитрий Рогозин предложил продумать новый формат работы госкомиссии – проведение Арктических слушаний, в ходе которых члены комиссии вместе с губернаторами арктических субъектов будут предметно обсуждать актуальные вопросы, возникающие на местах. Один из таких вопросов был решен уже во время нынешнего заседания.

Включение Лоухского, Беломорского и Кемского районов Карелии в Арктическую зону – не только стратегически важное для региона решение, но и «восстановление справедливости» по отношению к жителям этих районов. Об этом заявил глава республики Александр Худилайнен, участвовавший в совместном заседании президиума государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морколлегии.

– Дело в том, что географически эти районы расположены так же и даже севернее, как отдельные территории Архангельской области, которые изначально имеют статус территорий Арктической зоны. Кроме того, Карелии очень важно быть полноценным участником федеральных программ развития Российской Арктики – это, наряду с нашими программами, поможет дать новый импульс развитию экономики, инфраструктуры и социальной сферы северных районов, – заявил Александр Худилайнен.

Морской флот №5 (2016)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец

Считавшийся арестованным на Украине теплоход вернется в Россию - судовладелец Сухогрузный теплоход «Сибирский 2112» после ремонта в порту «Черноморск» Одесской области вернется в...

Запасы нефти в США начали истощаться ?

Запасы нефти в США начали истощаться ? Появились признаки преждевременного истощения запасов нефти в бассейне Permian — одной из наиболее п...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 7,2% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2017 года вырос на 7,2% по сравнению с показател...

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3%

Производство грузовых вагонов в России в июле выросло на 81,3% Производство грузовых магистральных вагонов в России в июле 2017 года выросло на 81,3% по сравне...

Транспортная политика

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию

Путин призвал переориентировать белорусские НПЗ с Прибалтики на Россию Белорусские нефтеперерабатывающие заводы должны использовать российскую инфраструктуру. Об этом заяв...

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин

Структура по развитию Севморпути должна включать в себя субъекты и службы по ЧС - Левитин Структура, которая будет курировать развитие Севморпути, должна включать не только организации, подв...

Морские порты

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом

Частные инвесторы готовы построить морской вокзал в новом терминале под Калининградом Частные инвесторы заявили о готовности вложить средства в строительство морского вокзала в порту, ко...

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU

Контейнерооборот порта Гонконг в июле увеличился на 7%, до 1,7 млн TEU Контейнерооборот порта Гонконг в июле 2017 года составил 1,74 млн TEU (эквивалент 20-футового ко...




Морской транспорт

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г.

Viking Line увеличил объёмы перевозок, выручку и долю рынка в первом полугодии 2017 г. Финская паромная компания Viking Line заработала 239,2 млн. евро в первом полугодии 2017 г. Это на 0...

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ

Дальневосточное морское пароходство отложило публикацию отчета за полугодие по РСБУ «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) отложило публи...

Речной транспорт

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России

Енисейской речное пароходство начало доставку угля в самый северный порт России Енисейское речное пароходство (ЕРП) начало доставку угля в самый северный порт России - Дикс...

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно

Прокуратура требует от ульяновской компании поднять затонувшее судно Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд, чтобы обязать ООО «Ульяновская судоходная компани...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию

FESCO запускает свой первый транзитный поезд между Китаем и Европой через Монголию Транспортная группа FESCO запускает FESCO Silk Way Shuttle ‒ регулярный контейнерный поезд на ...

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб.

Global Ports продает логистический комплекс «Трансконтейнеру» за 1,9 млрд руб. Global Ports подписал соглашение о продаже 100% акций логистического комплекса «Логистика- Терми...

Авто транспорт

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал почти 31 млрд руб. в Дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде

Мост, построенный на самый большой в регионах транш от «Платона», открылся в Нижнем Новгороде Министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев торжественно ...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...