Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

В стране разворачивается строительство флота

Судостроение

Рыболовецкие, портовые и суда «река-море» – главные драйверы отечественного гражданского судостроения

VI Международный форум «Морская индустрия России» прошел 17–19 мая 2016 года в Москве в выставочном комплексе «Гостиный Двор». Программа форума традиционно объединила выставочную экспозицию и деловые мероприятия. Среди них – конференции, круглые столы, встречи разработчиков и заказчиков. Также в рамках официальной программы форума «Морская индустрия России» прошло награждение лауреатов конкурса «Элита судостроительной промышленности».

А. Сидоров, наш спецкор

Кто умеет, тот строит

Российские верфи, которые умеют строить суда качественно и в срок, получают своего заказчика. Мнение, что в России ничего не строится, – глубоко ошибочно. Об этом заявил заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, выступая на открытии форума «Морская индустрия России».

«Неправильно говорить, что сегодня в российском судостроении нет заказов, – отметил замминистра в приветственном слове во время церемонии открытия форума. – Заказчики никуда не пропали, и те, кто умеет строить качественно, всегда получают свой контракт. Поэтому задача судостроителей – предложить заказчику тот продукт, который он хочет видеть. Соответствующий и по цене, и по срокам, и по качеству исполнения. И в моем понимании в горизонте 5-7 лет будет что строить. Слово за верфями».

Мнение В. Олерского поддержал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. «Мне приятно сообщить, что мы приступаем к строительству рыболовецких судов, также в этом году будет заложен впервые за 60 лет российской истории пассажирский круизный лайнер класса «река-море». Далее, мы продолжаем строить суда обеспечения и различную морскую технику для добычи углеводородов», – привел пример глава ОСК.

«Мы ожидаем, что стройку (круизного лайнера. – прим.) закончим скорее всего к осени 2018 года. Думаю, что уже в навигацию 2019 года это судно начнет радовать наших потребителей», – сказал Рахманов, подчеркнув, что проект уже разработан, а ОСК ведет переговоры с заказчиком.

А. Рахманов также подчеркнул, что сегодняшний анонс закладки лайнера на российских верфях – это «некое предвосхищение подписания контракта, для которого уже созданы финансовые условия... Нам осталось только договориться о финансовом контракте, после которого уже сможем начать постройку этого судна».

Гражданские суда – перспектива есть

В рамках форума прошел круглый стол на тему «Перспективы развития гражданского судостроения в России», где глава управления планирования и маркетинга Российского морского регистра судоходства (РМРС) Георгий Бедрик сообщил, что, по данным его организации, в 2016 году российскими судостроителями будет сдано заказчикам 90 гражданских судов, при этом объем заказов на 2017 год на данный момент не превышает 20 единиц. Хотя, добавил он, для заключения новых контрактов есть еще полгода.

Г. Бедрик пояснил, что в ближайшее время должно произойти оживление на рынке рыболовецких судов, портового флота, а также судов класса «река-море». В частности, по его словам, сейчас средний возраст рыбопромыслового флота – 28 лет. «У нас в классе находится 1206 единиц, из которых более 30% (то есть 400 судов) старше 30 лет, это создает хорошую перспективу обновления»,– сообщил он. Аналогичная ситуация и с портовым флотом: по данным РМРС, в классе свыше 50% судов старше 30 лет.

В ходе выступления на круглом столе Владимир Штрамбранд, начальник управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт», сообщил, что по заказу предприятия сегодня строится 27 судов, еще 8 будут заказаны в этом году.

«Сегодня по заказу ФГУП «Росморпорт» строится 27 судов, большая часть из них – на отечественных верфях, – сообщил В. Штрамбранд. – Во-первых, это два ледокола: один мощностью 25 МВт, другой – 16 МВт. Во-вторых, 8 дноуглубительных судов, которые строятся на верфях Damen, «Красное Сормово», Онежском ССЗ. Еще 6 лоцмейстерских судов (их строят ОАО «Гранд», Онежский ССЗ и Сосновский СЗ). И 6 рабочих катеров (все – Онежский ССЗ). Затем 5 гидрографических катеров (ООО «Астрон Марин» и ООО «Специальные катера»)».

«Кроме того, 8 судов по заказу Росморпорта будут заложены в 2016 г.: одно дноуглубительное судно, два лоцмейстерских, 4 рабочих и один гидрографический катер», – сообщил В. Штрамбранд.

«Общеизвестно, что с ледоколом ЛК-25 произошла задержка по срокам, – добавил представитель Росморпорта. – Это в первую очередь было вызвано проблемами в проектировании, пришлось возвращаться и переделывать проект. Затем из-за кризисных событий резко выросли цены, что усугубило ситуацию. По моим оценкам, мы вряд ли увидим ледокол в строю раньше 2018 года».

Паром для анклава и острова

Андрей Багно, генеральный директор ООО «БФИ», поделился опытом развития паромных линий на Балтийском море и в Татарском проливе Охотского моря сообщением Ванино – Сахалин.

Согласно приведенным им данным, текущее состояние на Калининградском направлении следующее:

– средний возраст судов 27,5 лет, что создает риски аварийности;

– паром «Санкт-Петербург» отличается недостаточной функциональностью в связи с конструктивными особенностями и малой вместимостью;

– перспективный объем – 2,7 млн тонн грузов для внутреннего потребления.

Также представитель паромного оператора привел данные по Сахалинскому направлению:

– средний возраст судов составляет 30 лет, что создает высокие риски аварийности;

– отмечены частые аварии на существующих паромах, что создает угрозу жизнеобеспечения острова Сахалин;

– на данном направлении востребована комплексная услуга, а именно перевозка как вагонов, так автотранспорта и пассажиров;

– реализация ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» подразумевает строительство двух ж/д паромов для Сахалинского направления;

– перспективный объем груза на линии – до 1,5 млн тонн.

«Ситуация с паромным сообщением между портами Ленинградской и Калининградской областей показательная. Для связи с российским анклавом существуют сухопутные маршруты доставки, но они проходят по иностранным территориям – Белоруссии и странам Прибалтики. Транспортники этих стран преследуют свои собственные цели и стремятся повышать цены на перевозку. Особенно сильно ценник зависит от международной обстановки. Напряженные политические отношения, какие сложились сейчас, подталкивают цены вверх.

В то же время идея паромов появилась давно и доказала свою рентабельность. В относительно благополучные с точки зрения международных взаимоотношений времена перевозка из России в Германию на паромах в порт Засниц оказалась более выгодной, чем сухопутные маршруты», – поделился информацией Андрей Багно.

«Нынешнее паромное сообщение с Калининградом – это способ регулирования объемов и стоимости доставки по сухопутному участку», – сделал вывод он.

Имеются и сложности, о которых упомянул представитель паромной компании. «На Балтийском море Конвенция МАРПОЛ ввела запрет на использование высокосернистого топлива, – сообщил Андрей Багно. – В результате экономика паромных перевозок просела, рентабельность резко упала и сегодня составляет всего 5%. Это означает, что любой сбой в линейности, шторм или задержка подачи груза на аппарель приводит к очень серьезным, чуть ли не катастрофическим последствиям. Возникает угроза либо больших убытков, либо банкротства. Поэтому надо искать выход. Один из вариантов – двигатели на газе. Поэтому разрабатываемый проект парома для Балтики должен учитывать эту особенность».

Описывая ситуацию на Сахалинской линии, глава компании БФИ сообщил, что за последние четыре года количество груза, которое перевозится на Сахалин железнодорожным транспортом, сократилось вдвое. И примерно в той же пропорции выросли перевозки ро-ро грузов. Ввод в эксплуатацию новой автотрассы Лидога – Ванино еще сильнее сместит эту пропорцию в сторону автотранспорта (на 30-50%), подчеркнул он.

«Ровно год назад премьер-министром была поставлена задача разработать новую концепцию паромов для Балтийского моря, – продолжил свое выступление представитель БФИ. – Для реализации сообщения представляется логичной следующая идеология. Паромные участки в направлении Калининградской области, острова Сахалин и Республики Крым – это стыки между железными дорогами. Данный подход позволяет рассмотреть паром как аналог инфраструктуры ОАО «РЖД». В таком случае задача морских перевозчиков – обеспечение максимальной перерабатывающей способности междорожного (паромного) стыка, то есть коммерческий менеджмент. В то же время задача ОАО «РЖД» – обеспечение единого технологического перевозочного процесса, разработка и утверждение нормативов передачи вагонов по междорожным (паромным) стыкам».

Как сообщил А. Багно, рабочая группа предложила построить 2 парома для линии Ванино – Холмск и 3 парома для линии Усть Луга – Балтийск. Общая стоимость паромов – 12,6 млрд рублей. Подрядчик – российские верфи. Для Балтийского моря вместимость парома– 66 условных вагонов, топливо – СПГ. Для Сахалина: вместимость – 24 условных вагона, топливо – мазут.

«Есть ряд особенностей, на которые хотел бы обратить внимание. Для нас первоочередным вопросом является срок создания газовой инфраструктуры по бункеровке СПГ в Балтийском море и появление танкеров-бункеровщиков. Этим проектом занимается компания «Газпромнефть Марин Бункер», средства привлекаются из инвестиционной программы «Газпрома». В начале июля этого года станет известен окончательный срок по созданию танкеров-бункеровщиков, а данные по газовой инфраструктуре – в августе этого года. После этого мы сможем сделать уже предметный запрос судостроителям», – подвел итог гендиректор БФИ.

«Сверхполные» компенсируют недостаток глубин

В ходе сессии вопросов и ответов на круглом столе была затронута тема паромного сообщения между Россией и Казахстаном по Каспийскому морю. Как отметил Андрей Багно, отвечая на вопрос из зала, линия порт Актау – порт Махачкала более чем актуальна, в первую очередь для заказчиков из Казахстана.

«Маршрут, который сегодня продвигает Китай, из Актау в Баку ориентирован на контейнеры. В то же время Казахстан является производителем нефтехимических грузов и больших объемов зерна. Но Азербайджан мало заинтересован в продвижении казахской продукции, ему нужно продавать собственные нефть и нефтепродукты. Он также заинтересован в ограничении трейдерских возможностей Казахстана по зерну.

Поэтому за счет строительства двух паромов, которые планируется поставить на линию Актау – Махачкала, следует развернуть казахстанский грузопоток на порты России. Есть хорошо отработанная схема по транспортировке нефтепродуктов из Махачкалы в Новороссийск. Кроме того, когда будет построен Крымский мост, разгрузятся мощности порта Кавказ», – сказал гендиректор БФИ.

Геннадий Егоров, генеральный директор ЗАО «Морское инженерное бюро», сообщил, что суда плавания «река-море» – самый динамичный сегмент российского судостроения. «Они еще долго будут одним из самых мощных драйверов судостроительной отрасли. Судов такого типа много, а это значит, что со временем их надо будет менять, и это огромный рынок. В том числе и запасных частей»,– сказал он.

«Наша сегодняшняя сложность – мелководье, – продолжил Г. Егоров. – Расчетная осадка большинства судов 3,6 м, а мы иногда ходим на глубины 3,2 м и даже менее того. В результате значительная часть судов «река-море» оказалась в море, причем некоторые весьма далеко. Мы провели мониторинг одного дня, и обнаружилась следующая картина: из 29 судов проекта RST27 19 находились на реке, 6 – в море, еще 4 ожидали погрузки. С судами проектов RST01 и RST22 ситуация была принципиально иной. Из 26 судов только 3 шли по реке, а 21 находилось в море (еще 2 ожидали погрузки). Получается, что большая часть судов типа «Армада» оказалась вне реки. Это следствие малых глубин».

«Компенсировать отсутствие глубин можно двумя путями. Во-первых, строительством новых ГТС, чтобы глубины появились. Во-вторых, вводом в строй более эффективной техники, например, той, что мы называем судами со сверхполными обводами», – заключил гендиректор конструкторского бюро.

Морские вести России №8 (2016)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...