Арктическая задача

Севморпуть
Арктическая задача

Для полноценного освоения Арктики и контроля за движением судов по Северному морскому пути России необходима эффективно работающая транспортная инфраструктура. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», в зону ответственности которого входят морские порты Анадырь, Провидения, Тикси, Певек, Беринговский и Эгвекинот, в соответствии с решениями Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Министерства транспорта РФ и под четким управлением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) всецело обеспечивает безопасность мореплавания в обозначенных морских портах.

Андрей Кротов, Владивосток

Роль и задачи СМП

Северный морской путь (СМП), главная судоходная магистраль России в Арктике, основа арктической транспортной системы проходит по морям Северного Ледовитого океана и соединяет европейские и дальневосточные порты. Морской транспорт в Арктике имеет большое значение как для развития международных торговых связей между Азией и Европой, так и для обеспечения жизнедеятельности северных регионов России и функционирования их хозяйственных комплексов.

Задачи морского транспорта в северных широтах обусловлены рядом ключевых факторов, связанных с обширной протяженностью береговой линии северной зоны России: отсутствием или слабой разветвленностью наземных коммуникаций круглогодичного действия в прилегающих к морскому побережью районах; связывающей ролью морских трасс для внутренних водных путей европейского и прежде всего азиатского Севера и меридиональных железнодорожных магистралей этих крупнейших регионов страны.

Особую роль играют стратегические факторы, касающиеся геополитики и транснационального морского судоходства в Арктической зоне. Это прежде всего контроль над морскими акваториями, богатыми природными ресурсами, обеспечение как транзитных перевозок по СМП, так и внутренних по маршруту между северо-западными и дальневосточными регионами России.

В результате развала СССР и перехода России к рыночной экономике в 1990-х годах транспортная система Севера была востребована на уровне всего около 25-30% ее потенциала. Звенья СМП и хозяйствующие субъекты трансформировались в предприятия различных форм собственности, не объединенные единой экономической и транспортной политикой.

Некоторое время спустя ситуация кардинально изменилась, и президентом РФ 18 сентября 2008 года были утверждены основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. К основным национальным интересам России в Арктике в соответствии с этой политикой относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

В последние годы был принят ряд концептуальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны РФ. Арктика остается приоритетным регионом для реализации государственных программ. Общий объем финансирования в 2015-2020 годах составит более 220 млрд рублей, большая часть которых будет направлена на расширение возможностей использования СМП.

В начале июня 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Северного морского пути на 15 лет. Тогда же зампред российского правительства Аркадий Дворкович отмечал, что объем грузоперевозок по СМП к 2030 году может превысить 80 млн тонн, что в 20 раз превышает текущие показатели. Таким образом, была обозначена задача развития инфраструктуры СМП, в том числе портовой.

Портовая инфраструктура Восточной Арктики

В настоящее время Росморречфлотом совместно с филиалами ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» для управления и координации поиска и спасания людей, терпящих бедствие в арктических морях, завершены работы по созданию, материально-техническому обеспечению и модернизации морского спасательного подцентра (МСПЦ) Певек и морского спасательного подцентра Тикси. В рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» Росморречфлот ведет строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов неограниченного района плавания с оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на борту, которые планируется эксплуатировать в Арктике. Налицо поступательное движение в направлении развития, модернизации и совершенствования портовой инфраструктуры и материально-технической базы соответствующих служб, что свидетельствует о слаженной работе всех подведомственных учреждений и ведомств по реализации планов государства в Арктике.

Основным фактором, влияющим на темпы развития портов Восточной Арктики, является ограниченный срок навигации (с июля по октябрь, ноябрь) и небольшое количество судозаходов. Однако успешное проведение навигаций в северных портах Дальневосточного федерального округа (ДФО) в последние годы, которое было обусловлено заблаговременным финансированием, позволило предприятиям морского транспорта в донавигационные периоды провести необходимые работы по приведению в исправное состояние инженерно-технических сооружений, портофлота, перегрузочной техники и оборудования, производственных помещений и складских площадей.

В данный момент Росморречфлотом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 г. №480 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» осуществляется реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Анадырь – причалы 12 и 13 (срок окончания – 2015 г.), морского порта Певек – причалы 1 и 2 (срок окончания – 2017 г.). Это позволит обеспечить техническую эксплуатацию причалов на протяжении 40 лет.

Кроме того, участники ВЭД в портах Восточной Арктики рассчитывают на участие государства в инвестировании средств в обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ. На сегодняшний день, например, в морском порту Анадырь отсутствует административное здание для размещения должностных лиц государственных контрольных органов, уполномоченных осуществлять контроль в морском пункте пропуска. В связи с отсутствием пассажирских международных терминалов в пункте пропуска оформление российских и иностранных пассажиров, прибывших в Россию или убывающих из нее, осуществляется на рейде.

Между тем в рамках ФЦП «Государственная граница РФ (2012-2020 годы)» новое строительство, оборудование и техническое оснащение пункта пропуска на территории морского терминала ОАО «Анадырский морской порт» запланировано на 2018-2020 годы.

Сейчас прорабатываются сроки начала работ по подготовке площадки под строительство пункта пропуска в морском порту Беринговский и разработке проектной документации на реконструкцию порта. Сумму на проектирование и строительство (реконструкция), техническое оснащение пункта пропуска планируется уточнить после оптимизации технических требований государственных контрольных органов на обустройство пункта пропуска.

Учитывая повышенное внимание государства к развитию СМП и инфраструктуры арктических портов, Росморречфлот совместно с филиалами ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» помимо этой работы исполняет и главную свою задачу в рамках международных и национальных требований – обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, а также сохранение человеческой жизни на море.

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...