Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Арктическая задача

Севморпуть
Арктическая задача

Для полноценного освоения Арктики и контроля за движением судов по Северному морскому пути России необходима эффективно работающая транспортная инфраструктура. ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», в зону ответственности которого входят морские порты Анадырь, Провидения, Тикси, Певек, Беринговский и Эгвекинот, в соответствии с решениями Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Министерства транспорта РФ и под четким управлением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) всецело обеспечивает безопасность мореплавания в обозначенных морских портах.

Андрей Кротов, Владивосток

Роль и задачи СМП

Северный морской путь (СМП), главная судоходная магистраль России в Арктике, основа арктической транспортной системы проходит по морям Северного Ледовитого океана и соединяет европейские и дальневосточные порты. Морской транспорт в Арктике имеет большое значение как для развития международных торговых связей между Азией и Европой, так и для обеспечения жизнедеятельности северных регионов России и функционирования их хозяйственных комплексов.

Задачи морского транспорта в северных широтах обусловлены рядом ключевых факторов, связанных с обширной протяженностью береговой линии северной зоны России: отсутствием или слабой разветвленностью наземных коммуникаций круглогодичного действия в прилегающих к морскому побережью районах; связывающей ролью морских трасс для внутренних водных путей европейского и прежде всего азиатского Севера и меридиональных железнодорожных магистралей этих крупнейших регионов страны.

Особую роль играют стратегические факторы, касающиеся геополитики и транснационального морского судоходства в Арктической зоне. Это прежде всего контроль над морскими акваториями, богатыми природными ресурсами, обеспечение как транзитных перевозок по СМП, так и внутренних по маршруту между северо-западными и дальневосточными регионами России.

В результате развала СССР и перехода России к рыночной экономике в 1990-х годах транспортная система Севера была востребована на уровне всего около 25-30% ее потенциала. Звенья СМП и хозяйствующие субъекты трансформировались в предприятия различных форм собственности, не объединенные единой экономической и транспортной политикой.

Некоторое время спустя ситуация кардинально изменилась, и президентом РФ 18 сентября 2008 года были утверждены основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. К основным национальным интересам России в Арктике в соответствии с этой политикой относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

В последние годы был принят ряд концептуальных документов, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны РФ. Арктика остается приоритетным регионом для реализации государственных программ. Общий объем финансирования в 2015-2020 годах составит более 220 млрд рублей, большая часть которых будет направлена на расширение возможностей использования СМП.

В начале июня 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал комплексный проект развития Северного морского пути на 15 лет. Тогда же зампред российского правительства Аркадий Дворкович отмечал, что объем грузоперевозок по СМП к 2030 году может превысить 80 млн тонн, что в 20 раз превышает текущие показатели. Таким образом, была обозначена задача развития инфраструктуры СМП, в том числе портовой.

Портовая инфраструктура Восточной Арктики

В настоящее время Росморречфлотом совместно с филиалами ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» для управления и координации поиска и спасания людей, терпящих бедствие в арктических морях, завершены работы по созданию, материально-техническому обеспечению и модернизации морского спасательного подцентра (МСПЦ) Певек и морского спасательного подцентра Тикси. В рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» Росморречфлот ведет строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов неограниченного района плавания с оборудованием для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на борту, которые планируется эксплуатировать в Арктике. Налицо поступательное движение в направлении развития, модернизации и совершенствования портовой инфраструктуры и материально-технической базы соответствующих служб, что свидетельствует о слаженной работе всех подведомственных учреждений и ведомств по реализации планов государства в Арктике.

Основным фактором, влияющим на темпы развития портов Восточной Арктики, является ограниченный срок навигации (с июля по октябрь, ноябрь) и небольшое количество судозаходов. Однако успешное проведение навигаций в северных портах Дальневосточного федерального округа (ДФО) в последние годы, которое было обусловлено заблаговременным финансированием, позволило предприятиям морского транспорта в донавигационные периоды провести необходимые работы по приведению в исправное состояние инженерно-технических сооружений, портофлота, перегрузочной техники и оборудования, производственных помещений и складских площадей.

В данный момент Росморречфлотом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 г. №480 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» осуществляется реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Анадырь – причалы 12 и 13 (срок окончания – 2015 г.), морского порта Певек – причалы 1 и 2 (срок окончания – 2017 г.). Это позволит обеспечить техническую эксплуатацию причалов на протяжении 40 лет.

Кроме того, участники ВЭД в портах Восточной Арктики рассчитывают на участие государства в инвестировании средств в обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ. На сегодняшний день, например, в морском порту Анадырь отсутствует административное здание для размещения должностных лиц государственных контрольных органов, уполномоченных осуществлять контроль в морском пункте пропуска. В связи с отсутствием пассажирских международных терминалов в пункте пропуска оформление российских и иностранных пассажиров, прибывших в Россию или убывающих из нее, осуществляется на рейде.

Между тем в рамках ФЦП «Государственная граница РФ (2012-2020 годы)» новое строительство, оборудование и техническое оснащение пункта пропуска на территории морского терминала ОАО «Анадырский морской порт» запланировано на 2018-2020 годы.

Сейчас прорабатываются сроки начала работ по подготовке площадки под строительство пункта пропуска в морском порту Беринговский и разработке проектной документации на реконструкцию порта. Сумму на проектирование и строительство (реконструкция), техническое оснащение пункта пропуска планируется уточнить после оптимизации технических требований государственных контрольных органов на обустройство пункта пропуска.

Учитывая повышенное внимание государства к развитию СМП и инфраструктуры арктических портов, Росморречфлот совместно с филиалами ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» помимо этой работы исполняет и главную свою задачу в рамках международных и национальных требований – обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, а также сохранение человеческой жизни на море.

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Бывший плавучий маяк «Ирбенский» в Калининграде сделали музеем

Бывший плавучий маяк «Ирбенский» в Калининграде сделали музеем В Калининграде бывший плавучий маяк Балтийского флота «Ирбенский» официально стал кораблем-музеем, с...

Судно «Янтарь» вернется к поискам аргентинской подлодки после пополнения запасов

Судно «Янтарь» вернется к поискам аргентинской подлодки после пополнения запасов Российское океанографическое исследовательское «Янтарь», которое участвует в поиске аргентинской под...

Российская экономика

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции Подготовленный Федеральной антимонопольной службой проект президентского указа об основных направлен...

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале Китайская компания China Communication Construction Company приступила к подготовке технико-экономич...

Транспортная политика

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев Время оформления судовых документов и документов моряка значительно уменьшилось. Так в декабре 2017 ...

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике Стратегическими приоритетами государственной политики по промышленному освоению Арктики является обе...

Морские порты

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом Режим порто-франко, который действует в Ванинском районе, должен быть распространен на Советскую Гав...

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл»

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл» ФАС одобрила ходатайство ООО «Транснефть- Балтика» (структура «Транснефти») о покупке 25%...




Морской транспорт

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 2017 года в Главном управлении Российского морского регистра судоходства (РС) сос...

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области Первое в Калининградской области рыболовецкое судно «Капитан Лобанов» после глубокой модернизации сп...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение об индексации грузовых же...

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Авто транспорт

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост 14 декабря 2017 года в Петрозаводске состоялся ввод в опытную эксплуатацию наплавного моста через Ло...

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...