Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи

Грузовая база
Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи

Добыча нефти в России в 2015 году выросла до 534 млн тонн, поставив новый постсоветский рекорд. Экспорт в физическом выражении вырос на 9%, тогда как в стоимостном сократился в 1,7 раза по причине падения цен на нефть, вызванного избытком предложения на мировом рынке.

Ведущие страны – производители нефти уже начали борьбу с затовариванием мирового рынка, пытаясь договориться о «замораживании» добычи. Эти обязательства взяли на себя и российские компании, подтвердившие намерение не повышать нефтедобычу выше уровня января 2016 года.

Таким образом, есть надежда, что усилия добывающих стран принесут свои плоды – цена на нефть вырастет и, по оценкам экспертов, стабилизируется на уровне не менее $50 за баррель. Российским компаниям это даст возможность не отказываться от запланированных новых инвестиционных проектов, тем более что добыча на старых месторождениях падает и поддерживать ее на одном уровне становится все труднее.

Татьяна Дмитриева

Рост без Западной Сибири

В 2015 году объем добычи нефти в России увеличился на 1,4%, или 7,3 млн тонн, по сравнению с уровнем 2014 года и составил 534,1 млн тонн (рис. 1). Лидером по наращиванию нефтедобычи стала «Башнефть» – по сравнению с предыдущим годом рост составил 11,9%. Также увеличили добычу «Татнефть» (на 2,7%), «Газпром нефть» (на 2,1%) и «Сургутнефтегаз» (на 0,3%). Две компании – «Роснефть» и «Лукойл» – снизили добычу нефти на 0,9% и 1,1% соответственно.

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России, 2007-2015 гг.

Источник: данные Росстата.

Наблюдаемое увеличение добычи нефти в целом по стране обусловлено ростом объемов на новых месторождениях в ЯНАО, Сахалинской, Иркутской, Тюменской областях (без ХМАО), Ненецком АО и в Республике Якутии, которое происходит на фоне снижения добычи на старых месторождениях Западной Сибири.

Так, главный добывающий актив «Роснефти», «Юганскнефтегаз», в 2015 году сократил добычу нефти на 3,3% – до 62,4 млн тонн, хотя летом прошлого года руководство компании заявляло о планах по достижению 66 млн тонн. Компания «Лукойл – Западная Сибирь», на которую приходится половина российской добычи «Лукойла», в 2015 году снизила добычу на 6,1% – до 41 млн тонн.

Снижение добычи нефти обеих компаний в Западной Сибири связано с истощением месторождений, а также с сокращением объемов бурения, которое является одним из ответов компаний на низкие цены на нефть. Кроме того, снижение показателей обусловлено и применяемыми методами разработки этих месторождений, в значительной степени зависящими от импорта технологий и оборудования, который был затронут отраслевыми санкциями.

По оценке экспертов, спад добычи нефти в Западной Сибири продолжится и по итогам текущего года составит около 5 млн тонн. В дальнейшем добыча «Лукойла» и «Роснефти» в Западной Сибири будет продолжать падать такими же темпами – на 3-4% в год.

Этот объем будет восполнен за счет выхода на проектную мощность нескольких крупных месторождений. Так, в 2016-2017 годах ожидается выход на проектную мощность месторождений им.Требса и Титова, Приразломного (в Ненецком АО), Новопортовского, Ярудейского (в ЯНАО), Ичединского (в Иркутской области), Аркутун-Даги (в Сахалинской области) и других. Кроме того, в ближайшие два года будут запущены новые месторождения: им.Филановского (Астраханская область), Сузунское (Красноярский край), Пякихинское и Восточно-Мессояхское (Ямало-Ненецкий АО), Наульское (Ненецкий АО).

Низкодоходный экспорт

Физический объем экспорта нефти из России в 2015 году вырос на 9,4% и достиг 244,5 млн тонн. При этом экспорт нефти в стоимостном выражении сократился в 1,7 раза – со $153,9 млрд до $89,57 млрд (рис. 2). Такая динамика, в свою очередь, вызвана снижением нефтяных цен: если в 2014 году среднегодовая цена российской экспортной нефтяной смеси Urals составляла $97,6 за баррель, то в 2015 году – лишь $51,2.

Рис. 2. Динамика экспорта нефти из России, доходов от экспорта нефти и среднегодовой цены на нефть марки Urals.

Источник: данные ФТС.

В условиях низких мировых цен, а также санкций и проблем с привлечением кредитных средств снижаются и инвестиционные возможности российских нефтяных компаний, что затрудняет разработку новых проектов. По оценке Минэнерго России, экономика российских нефтяных компаний позволяет им зарабатывать при цене на нефть ниже $50 за баррель, но лишает средств и стимулов вкладываться в разработку новых месторождений. Уже в текущем году российские нефтяники могут сократить инвестиции в новые проекты на 20-30% по сравнению с ранее запланированными.

В настоящее время нефтяные компании переносят сроки разработки новых месторождений с суммарной пиковой добычей 26 млн тонн в год. Так, «Роснефть» планирует отложить разработку Юрубчено-Тохомского месторождения в Восточной Сибири до 2018 года, Байкаловского в Красноярском крае – до 2023 года. «Газпром» планирует перенести ввод Западно-Тамбейского месторождения до 2023 года. Компания «Новатэк» планирует отложить начало разработки двух крупных нефтегазоконденсатных месторождений Уренгойского и Северо-Юбилейного до 2026 года.

Борьба с лишней нефтью

Превышение предложения нефти над спросом, которое по состоянию на февраль 2016 года составило на мировом рынке 1,75 млн баррелей в сутки, вызвано как снижением спроса в результате замедления развития мировой экономики, так и ростом предложения в результате выхода на рынок новых игроков, нарушивших равновесие, которое обеспечивалось картельными соглашениями и неформальными договоренностями.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), рост мирового спроса на нефть в 2016 году продолжит замедляться и составит 1,2 млн баррелей в сутки против 1,6 млн баррелей в сутки в 2015 году (рис. 3). Замедлению будет способствовать сокращение потребления нефти в Европе, Китае и США.

Рис. 3. Мировой спрос на нефть, 2013-2016 гг., млн барр./сутки

Источник: МЭА.

Что касается выхода на рынок новых игроков, то речь идет в первую очередь о США и Иране. В декабре прошлого года был снят введенный в 1975 году запрет на экспорт нефти из США, и в январе 2016 года страна осуществила первую после 40-летнего перерыва экспортную поставку. Экспорт нефти из США вызван стремлением «разгрузить» внутренний рынок в результате роста нефтяных запасов в стране (их уровень достиг максимального значения с 1930 года – порядка 490 млн баррелей), что в свою очередь стало возможным в результате «сланцевой революции» – росту объемов добычи сланцевой нефти. Ожидается, что объемы нефти, которые пойдут из США на экспорт, через два года составят 1,5-2 млн баррелей в сутки.

Кроме США с начала 2016 года экспорт нефти возобновил Иран. Это произошло вследствие снятия с Ирана санкций, введенных в 2005 году за разработку страной ядерной программы. За время действия санкций экспорт нефти из Ирана снизился с 2,5 млн до 1,1 млн баррелей в сутки. С момента их снятия до настоящего времени Иран уже увеличил экспорт нефти до 1,75 млн баррелей и планирует наращивать его и дальше, чтобы вернуться на досанкционный уровень уже в течение текущего года.

Чтобы прекратить дальнейшее затоваривание рынка нефти и поддержать мировые цены на нефть, в середине февраля на встрече в Дохе Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились «заморозить» добычу нефти на уровне января 2016 года – в случае если другие нефтедобывающие страны присоединятся к инициативе. Такую готовность выразили Эквадор, Алжир, Нигерия, Оман, Кувейт, ОАЭ.

Что касается новых игроков рынка, то они не спешат присоединяться к этому соглашению. Нефтяная отрасль США, будучи независимым бизнесом, не может по указанию правительства страны замораживать добычу. А Иран в середине марта объявил о том, что не будет участвовать в соглашении о «замораживании» добычи нефти до тех пор, пока ее производство в стране не достигнет досанкционного уровня – 4 млн баррелей в сутки.

Между тем влияние этих стран на баланс мирового рынка переоценивать не стоит. «Несмотря на то что США не будут «замораживать» добычу нефти, она в стране будет падать, ведь при нынешних ценах бурение сланцевых пластов нерентабельно», – отмечает Игорь Мещерин, член Совета Национального объединения проектировщиков и изыскателей, профессор РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина.

Согласно отчету Baker Hughes, число действующих нефтяных буровых установок в США только за первую неделю марта сократилось до 392 – минимального количества с декабря 2009 года. Добыча сланцевой нефти уже снизилась с максимума, достигнутого в апреле 2015 года, и, по прогнозам экспертов, продолжит падать в 2016-2017 годах.

Относительно Ирана эксперты отмечают, что рост добычи и экспорта нефти из этой страны в условиях низких цен ограничен трудностями с инвестициями. Так, старая нефтяная инфраструктура Ирана требует коренной модернизации, на которую нужно, по оценкам Moody's, $150-200 млрд главным образом иностранных инвестиций. Столь значительную сумму сложно привлечь в короткие сроки, особенно учитывая дефицит кредитных ресурсов в мире и тот фактор, что нефтяным компаниям США по-прежнему запрещено инвестировать в Иран из-за частичного сохранения санкций.

Кроме того, планам по наращиванию иранского экспорта могут помешать сложности со страхованием нефтеналивных судов. Несмотря на снятый запрет по страхованию иранских танкеров европейскими страховыми компаниями, по состоянию на начало марта только 9 из 13 участников Международной группы клубов взаимного страхования (P&I) дали согласие на необходимость покрытия страховых рисков грузоперевозкам иранских нефтеналивных судов, тогда как для осуществления планируемых объемов экспорта необходимо одобрение всех членов группы.

Если достигнутые на начало марта договоренности по «замораживанию» добычи нефти будут выполнены – производство нефти в мире сократится на 1,3 млн баррелей в сутки. Это снизит превышение предложения над спросом с 1,75 млн до 0,45 млн баррелей в сутки.

Вместе с тем, эксперты напоминают, что предложение нефти определяется не только текущим объемом добычи, но и объемом нефтяных резервов. По прогнозу МЭА, мировые запасы нефти в нефтехранилищах, накапливающиеся с 2014 года (в США – это нефть в том числе «сланцевой революции», в остальном мире – избыточная нефть ОПЕК), продолжат увеличиваться до конца 2017 года. На то, чтобы потратить хотя бы часть этих запасов, могут уйти годы, и все это время цены будут испытывать давление данного фактора.

В январе 2016 года стоимость барреля нефти марки Brent впервые с июня 2004 года опустилась ниже $30 за баррель, но в феврале – начале марта наметился рост. Считать ли это началом долгосрочной тенденции или колебанием цен? Мнения аналитиков на этот счет разделяются.

«Мировой рынок нефти сейчас движется без руля и без ветрил, поэтому возможны резкие скачки цен в диапазоне $20-40 за баррель», – отмечается в недавнем отчете Goldman Sachs. Другие эксперты склоняются к мнению, что цены на нефть оттолкнулись ото дна и начали поступательное движение вверх. Так, по прогнозам Управления по энергетической информации США (EIA), средняя цена на нефть марки Brent составит $40 за баррель в 2016 году и $50 за баррель в 2017 году.

Замораживание на пике

В начале марта текущего года свою готовность «заморозить» добычу нефти на уровне января 2016 года президенту РФ В.Путину подтвердили главы крупнейших российских нефтяных компаний (в России нет законодательного механизма «замораживания» добычи нефти, поэтому сделано это было в виде устных обещаний). Впрочем, как утверждают эксперты, такой шаг сложности для них не представляет, ведь «заморозить» добычу предполагается на рекордном уровне – 10,9 млн баррелей в сутки.

Если январский уровень добычи нефти в нашей стране сохранится (в феврале российские компании свои предварительные обещания выполнили – среднесуточная добыча составила 10,885 млн баррелей, что на 0,2% ниже января), то по итогам текущего года объем нефтедобычи вырастет на 1,9% – до 544 млн тонн.

Интересно, что этот показатель даже выше экспертных прогнозов, сделанных до решения о «замораживании». Так, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», с учетом роста добычи нефти на новых месторождениях (ставшего возможным во многом благодаря введенным налоговым льготам – каникулам по НДПИ и снижению экспортной пошлины) и падения на старых месторождениях объем добычи нефти в России в 2016 году может увеличиться на 6-7 млн тонн, или на 1,5-1,6% – до 539-540 млн тонн.

По прогнозу Минэнерго, добыча нефти в России в 2016 году сохранится на уровне прошлого года и составит 533-534 млн тонн. Наконец, по прогнозу МЭА, в 2016 году Россия будет извлекать нефти 10,69 млн баррелей в сутки, что позволит по итогам года выйти на уровень 533 млн тонн.

Тревогу при этом вызывает наблюдаемый в настоящее время перенос сроков освоения месторождений в связи с отсутствием средств на инвестиции у нефтяных компаний. По оценке Минэнерго, это может сказаться на объемах добычи российской нефти уже в 2017 году – они могут снизиться на 10 млн тонн – до 523 млн тонн.

По оценке экспертов МЭА, в условиях воздействия на российскую нефтяную отрасль низких нефтяных цен, санкций и сокращения капитальных вложений через 5 лет в России (из всех стран, не входящих в ОПЕК) произойдет крупнейшее падение добычи нефти – на 275 тыс. баррелей в сутки. Это означает, что за горизонтом 2020 года Россия будет добывать не более 530 млн тонн нефти в год.

Согласно консервативному сценарию прогноза Минэнерго в проекте ЭС-2035, добыча нефти в России составит всего 516 млн тонн к 2020 году и 476 млн тонн к 2035 году. Кроме того, в проекте ЭС-2035 предусмотрен стресс-сценарий, согласно которому добыча нефти в России может снизиться еще более значительно – до 460 млн тонн в год в 2020-2025, то есть на 14% к уровню 2015 года. При стресс-сценарии накопленные налоговые выплаты нефтяной отрасли уменьшатся на 60-65%, ее вклад в ВВП сократится на 60-65% до 2022 года, а капитальные вложения – на 10-15%.

Падение добычи будет сопровождаться снижением роли России на мировом нефтяном рынке. Напомним, по итогам 2014 года наша страна уже утратила мировое лидерство по объемам добычи нефти, уступив его США (третье место занимает Саудовская Аравия), и отрыв от лидера, прогнозируют эксперты, будет только расти.

Такой сценарий способна изменить лишь большая политика, подверженная влиянию мирового кризиса, прогнозировать которую сегодня мало кто берется.

Морские порты №2 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Верфь «Полтава» отмечает трехлетие закладки первого корабля

Верфь «Полтава» отмечает трехлетие закладки первого корабля Верфь исторического судостроения «Полтава» 27 февраля 2017 года празднует трехлетие с момента заклад...

Фрегат «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами направлен в Средиземное море

Фрегат «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами направлен в Средиземное море Фрегат Черноморского флота РФ «Адмирал Григорович», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр», направле...

Российская экономика

Орешкин анонсировал скорую приватизацию 25% минус одна акция «Совкомфлота»

Орешкин анонсировал скорую приватизацию 25% минус одна акция «Совкомфлота» Правительство определилось, что приватизация 25% минус одна акция «Совкомфлота» пройдет только н...

Глава ВТБ сравнил транспортную инфраструктуру РФ с Габоном из-за недостатка финансирования

Глава ВТБ сравнил транспортную инфраструктуру РФ с Габоном из-за недостатка финансирования Глава ВТБ Андрей Костин сравнил уровень развития российской транспортной инфраструктуры с Габоном из...

Транспортная политика

Минтранс предлагает включить сезонный фактор в тарифный коридор РЖД - Соколов

Минтранс предлагает включить сезонный фактор в тарифный коридор РЖД - Соколов Тарифный коридор ОАО  «Российские железные дороги» мог бы включать сезонный фактор с целью...

Вопрос распространения «Платона» на региональные трассы могут решить после апробации системы

Вопрос распространения «Платона» на региональные трассы могут решить после апробации системы Вопрос возможного распространения системы взимания платы за проезд большегрузных автомобилей на реги...

Морские порты

ВМТП внедряет систему задействования тыловых терминалов

ВМТП внедряет систему задействования тыловых терминалов «Владивостокский морской торговый порт» в целях облегчения работы своего основного терминала внедряе...

Первую очередь Архангельского глубоководного порта планируется ввести к 2025 году

Первую очередь Архангельского глубоководного порта планируется ввести к 2025 году Первую очередь глубоководного района морского порта в Архангельске планируется ввести в строй к 2025...




Морской транспорт

Круизное сообщение по маршруту Сочи - Крым - Стамбул откроется 1 мая

Круизное сообщение по маршруту Сочи - Крым - Стамбул откроется 1 мая Круизный лайнер по маршруту Сочи - Ялта - Севастополь-Стамбул начнет выполнять рейсы с 1 мая этого ...

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустило на воду свой двадцать первый танкер проекта RST27

«Красное Сормово» спустило на воду свой двадцать первый танкер проекта RST27 17 февраля 2017 года нижегородский завод «Красное Сормово» спустил на воду свое двадцатое первое неф...

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Ж/Д транспорт

Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций Gefco у РЖД - владелец группы

Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций Gefco у РЖД - владелец группы Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций логистической компании Gefco у РЖД. Об этом сообщил...

РФПИ интересуется покупкой акций Gefco у РЖД - глава фонда

РФПИ интересуется покупкой акций Gefco у РЖД - глава фонда Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) интересуется покупкой акций логистической компании ...

Авто транспорт

Реформа ОСАГО в текущем виде не поможет преодолеть убыточность - глава «Ингосстраха»

Реформа ОСАГО в текущем виде не поможет преодолеть убыточность - глава «Ингосстраха» Введение натурального возмещения в ОСАГО в текущем варианте законопроекта не поможет преодолеть убыт...

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...