Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Мотивация активности

Инфраструктура / Образование

В СПбГМТУ создают систему мотивации молодежи к выполнению научной работы

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки вузом высококвалифицированных специалистов является включенность студентов в научно-исследовательскую деятельность. Поэтому мотивация студентов к выполнению научной работы носит комплексный характер и требует системного подхода. Возможным путям решения этой проблемы был посвящен доклад проректора по научной работе, профессора Анатолия Филимонова на заседании ученого совета вуза.

Александр Бутенин, помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н.

 

Два основных мотива

Проректор выделил два основных мотива заинтересованности молодых кадров – студентов и специалистов в занятиях научно-исследовательской деятельностью. Эти мотивы – классический (базовый) и материальный.

В соответствии с первым мотивом основным условием является качество образовательного процесса. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна быть обязательной и органически неотъемлемой частью подготовки специалистов в вузе, входя в число основных задач, решаемых на базе единства равноценного учебного и научного процесса.

НИРС органично входит в структуру учебы студентов (курсовые, дипломные работы, разработка темы под руководством научного руководителя), а может проводиться и во внеучебное время, осуществляясь в рамках участия студентов в разработке госбюджетных и хоздоговорных тем.

По мнению Анатолия Филимонова, студенты могут найти применение своим талантам в научно-исследовательских подразделениях вуза. Желательно их участие в международных исследованиях по договорам и контрактам с зарубежными учебными и научными заведениями. Наконец, свою роль играет и занятость студентов в научных кружках, семинарах, в студенческих научно-производственных отрядах, а также участие в конкурсах на получение грантов.

Еще одним организационным этапом научно-исследовательской работы студентов по первому мотиву являются научно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС: конкурсы, предметные олимпиады, конференции, симпозиумы, выставки. Причем проведение этих мероприятий должно быть направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, на выявление и развитие их творческих способностей и, главное, на формирование в университете кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Профессор Анатолий Филимонов считает, что главное внимание следует обратить на широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов, начиная уже с первого курса.

 

Индивидуальное образование

Повышение интереса к выполнению научной работы у студентов необходимо реализовать через перспективные технологии, которые сейчас активно осваиваются в ведущих вузах России. Речь идет о создании элитного, или так называемого индивидуального образования. Практически это может быть реализовано через развитие института реального научного кураторства и восстановление должностей заместителей деканов по научной работе.

Проректор подчеркнул, что работа с перспективными студентами должна иметь комплексный, целевой характер. Залогом успеха является осуществление индивидуального карьерного сопровождения всякого талантливого студента на всех этапах его обучения. За каждым перспективным кандидатом, отобранным для участия в программе элитного индивидуального образования, закрепляется научный руководитель, определяющий направления творческой и научно-исследовательской деятельности своего подопечного.

Что же касается материального мотива заинтересованности студенчества в научной деятельности, то Анатолий Филимонов предлагает на основе созданного в СПбГМТУ объема накладных расходов сформировать фонд для финансирования системы мотивации. Кроме того, проректор выступил с двумя конкретными предложениями. Первое из них касается финансирования программы поддержки молодых ученых, условно названной «10 аспирантов».

Второе предложение касается организации в новом формате научного соревнования для студентов технических специальностей. В сентябре 2015 года руководство научно-исследовательской части СПбГМТУ совместно с управлением оборонных исследований и разработок намерено организовать конкурс «СПбГМТУ – Проба научных сил» в области прикладного программирования для автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Это пилотный проект. Основное направление разработки программного обеспечения для подводных аппаратов и техническое задание будут опубликованы в Интернете одновременно с объявлением соревнования. Задача, поставленная перед участниками конкурса, заключается в разработке программного обеспечения для системы управления усредненного варианта подводного аппарата, критерием работоспособности которого станет выполнение миссии подводного аппарата на симуляторе. Целью соревнований является повышение творческой и научной активности студентов, поиск талантливых студентов в области прикладного программирования.

Сроки проведения конкурса достаточно продолжительны, до 7 месяцев. Отбор заявок для участия в соревновании будет проводиться в соответствии с разработанным положением. К соревнованиям допустят студентов или коллективы студентов, которые подтвердят свою квалификацию группе экспертов дирекции соревнования. Победители получают премии: за 1-е место – 200 тысяч рублей, за 2-е место – 100 тысяч рублей и за 3-е место – 50 тысяч рублей из сметы накладных расходов на научно-исследовательские работы.

В процессе работы над темой в соревновании для каждой отобранной группы предусматриваются ассигнования до 50 тысяч рублей на закупку необходимых расходных материалов. Для подведения итогов соревнования силами научно-исследовательской части СПбГМТУ планируется создание программного симулятора подводного аппарата.

Проректор СПбГМТУ Анатолий Филимонов довел до сведения членов ученого совета вуза результаты специально проведенного анализа, показавшего, что мотивационная сторона глазами студентов для занятия научно-исследовательской деятельностью, как правило, прагматична:

-         это освобождение от зачетов и экзаменов;

-         материальное поощрение;

-         и только в конце рейтинга – использование полученных знаний в дальнейшей работе.

Вместе с тем анализ результатов научно-исследовательской деятельности аспирантов «Корабелки» демонстрирует динамику роста численности аспирантов очной формы обучения, участвующих в НИОКР с оплатой труда:

-         в 2012 году – 13%;

-         в 2013 году – 18%;

-         в 2014 году – 19%.

По мнению профессора Филимонова, активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.

 

Кадровое обновление

Сейчас у большинства молодежи другие ценности, и времени на занятия научно-исследовательской деятельностью они не находят. Необходимо изменить отношение молодежи к научной работе в СПбГМТУ, популяризировать и пропагандировать ее перспективность.

Разумеется, при активизации этого участка работы вузу не обойтись без кадрового обновления. Проректор анонсировал ряд организационных изменений, предложив в структуре научно-исследовательской части переформатировать отдел по работе со студентами в формат отдела по научной работе с молодежью.

Начальником отдела в новом формате Анатолий Филимонов рекомендовал Владимира Якимова. Кандидату 31 год. Он является старшим преподавателем кафедры конструкции и технической эксплуатации судов. Окончил обучение в очной аспирантуре СПбГМТУ, выступал автором и соавтором 17 печатных работ, 7 зарегистрированных программ для ЭВМ. Ответственный исполнитель ряда тем по научно-исследовательским работам.

Заместителем начальника нового отдела проректор рекомендовал назначить Никиту Тряскина. Ему 29 лет. Будучи инженером 2-й категории НИЧ СПбГМТУ, Никита Тряскин также является автором и соавтором 17 печатных работ и 8 тезисов докладов.

Оба специалиста, по словам Анатолия Филимонова, принадлежат к разряду молодых перспективных ученых, которые в условиях расширения глобализации образовательного пространства и ошеломляющей скорости развития информационно-коммуникационных технологий полностью изменили парадигму методов обучения. Именно они смогут определить внутренние точки роста системы научно-исследовательской работы студентов и молодежи в СПбГМТУ, зная внешние актуальные научно-технические точки роста в судостроении, создадут единое информационное пространство по научному творчеству молодежи СПбГМТУ.

И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов также отметил, что работа по привлечению студентов к научной работе чрезвычайно важна для вуза. «Мы должны положительно решить вопрос прихода к нам молодых специалистов, наших же выпускников, которые в обозримом будущем смогут работать на кафедрах в лабораториях», – подчеркнул Евгений Апполонов. «Новоиспеченное руководство отдела по работе с молодежью являет собой яркий пример успешного сочетания образовательного процесса с научной работой. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы в течение ближайших лет у нас появилась научная и преподавательская смена. Без этого вуз не может существовать как самостоятельный университет», – добавил и.о. ректора, выразив поддержку всем предлагаемым мерам. Члены ученого совета также поддержали внесенные предложения.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море Командир судна Брайан Галло заявил о приверженности создания «прочных связей в Черноморском регионе,...

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае Около двух часов дрейфовали в пятницу рыбаки на оторвавшейся от припая льдине в бухте Силантьева в Х...

Российская экономика

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи Продвижению многочисленных проектов были посвящены мероприятия рабочей программы на форуме заместите...

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика В настоящее время из общего объема разведанных и предполагаемых запасов углеводородов на арктическом...

Транспортная политика

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете По результатам аудита открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти  интерне...

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг»

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг» Посол Индии в России Панкадж Саран предложил правительству Чечни принять участие в реализации проект...

Морские порты

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма»

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма» АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26%

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26% Количество судозаходов в январе сократилось: 49 судов против 94 в декабре. В то же время в минувшем ...




Морской транспорт

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач»

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач» Атомоход «Вайгач» побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки...

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин обсудил с главой Государственной тран...

Речной транспорт

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти Развитие и дозагрузка порта Камбарка в Удмуртии позволит ежегодно экономить около 400 млн рублей рег...

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области Компания «Конт», которая специализируется на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры, вло...

Ж/Д транспорт

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива Компании «Газпром», РЖД, «Синара-Транспортные машины» (СТМ) и Трансмашхолдинг подписали прог...

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения Инвестпрограмма ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2018 год объемом 549 млрд рублей б...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

В фарватере большой политики

В фарватере большой политики В середине августа президент РФ Владимир Путин провел в Калининграде совещание по развитию транспорт...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Дальневосточная школа судовых электромехаников

Дальневосточная школа судовых электромехаников В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...