Запоздавший манёвр для нефтепереработки

Грузовая база
Запоздавший манёвр для нефтепереработки

Модернизация собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), начавшаяся под давлением российского правительства, дала кое-какие результаты. За 2011-2014 годы компании реконструировали и построили на своих НПЗ 47 из 124 запланированных программой модернизации установок вторичной переработки нефти, потратив на это около 800 млрд рублей. В результате в стране увеличился объем переработки нефти с 256,5 млн до 289 млн тонн, экспорт нефтепродуктов (всеми видами транспорта) – со 132,1 млн до 165,3 млн тонн, глубина переработки нефти на НПЗ – с 70,6% до 72,4%, а объем выпуска высококачественного моторного топлива (бензин, дизельное топливо) класса «Евро-5» – с 2% до 75%.

Вместе с тем, благоприятные условия (высокие цены на нефть, доступность западных кредитных ресурсов, беспрепятственное сотрудничество с зарубежными партнерами, относительно стабильная экономическая ситуация в стране и т.д.), на фоне которых начиналась модернизация, сейчас практически сведены на нет. А налоговый маневр (налоговая система, направленная на снижение зависимости бюджета страны от экспорта нефти и нефтепродуктов), призванный также дополнительно стимулировать эту модернизацию и введенный с 1 января 2015 года, не приносит отрасли ожидаемого эффекта. Попробуем разобраться, что же происходит и что будет происходить с российской нефтепереработкой и рынком ее продукции в ближайшем и отдаленном будущем?

Татьяна Дмитриева

 

Развитие под давлением

В 2014 году на российские НПЗ для переработки было отправлено 289 млн тонн нефти, что на 5,2% больше, чем в 2013 году, и является максимальным показателем за всю новейшую историю России (рис. 1). Динамика производства основных нефтепродуктов в 2014 году была неодинаковой: производство бензина сократилось на 1,2%, дизельного топлива (ДТ) и топочного мазута увеличилось на 7,4% и 2% соответственно. Лидерами по объемам переработки нефти были «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Башнефть» и «Сургутнефтегаз», на продукцию которых пришлось 68,3% общероссийского объема.

 

Рис. 1. Динамика производства нефтепродуктов и изменения глубины переработки нефти в России, 2005-2014 гг.

Источник: ФТС России, Росстат

 

Стоит отметить, что объемы переработки нефти в последние годы росли быстрее объемов ее добычи, это происходило за счет того, что заметно увеличивался удельный вес перерабатываемой нефти: если в 2010 году он составлял 49,2% от добытой нефти, то в 2014-м – почти 55%.

По итогам 2014 года из России было вывезено 165,3 млн тонн нефтепродуктов, и это тоже исторический максимум последних лет. Рост экспорта нефтепродуктов в 2014 году опережал рост их производства, что привело к увеличению доли экспорта в общем объеме производства (рис. 2). Кроме того, рост экспорта нефтепродуктов происходил на фоне некоторого снижения экспорта сырой нефти, а это, как отмечают эксперты, указывает на положительную тенденцию замены экспорта сырья на продукцию переработки с более высокой добавленной стоимостью.

 

Рис. 2. Динамика экспорта нефтепродуктов из России и соотношения экспорта и производства нефтепродуктов, 2005-2014 гг.

 

Источник: ФТС России, Росстат

 

Помимо достижения количественных показателей, российская нефтепереработка за последнее время претерпела и качественные сдвиги: с 2011 по 2014 год глубина переработки нефти пусть не намного, но увеличилась – с 70,9% до 72,4% (рис. 1). Нефтяные компании модернизировали и построили 47 установок вторичной переработки нефти из 124 запланированных программой модернизации, инвестировав в модернизацию своих НПЗ свыше 800 млрд рублей. В 2014 году доля моторных топлив пятого экологического класса «Евро-5», производимых на российских заводах, достигла 75%, а с 1 января 2016 года по планам правительства российский автопром должен будет полностью перейти на использование топлива этого класса.

Все эти перемены стали возможны благодаря реализации так называемой государственной политики в нефтеперерабатывающей отрасли, а точнее – увеличению административного давления на ВИНКи по принуждению их к проведению модернизации на российских НПЗ. В частности, в 2008 году был принят Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», а в 2011 году между ВИНКами, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены четырехсторонние соглашения о реконструкции и строительстве установок вторичной переработки нефти.

В соответствии с этим соглашением 12 компаний – «Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть», «ТНК ВР» (в 2013 году вошла в состав «Роснефти»), «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Альянс», «Башнефть», «Славнефть», «Газпром», «РуссНефть» и АПГ «Юг Руси» («Новошахтинский завод нефтепродуктов») – обязались модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов. Соответствующие ведомства и чиновников назначили контролировать соблюдение этими компаниями предусмотренных соглашениями обязательств, а в случае их невыполнения – принимать  решения о возбуждении административных дел с применением различного рода санкций…

 

Неоднозначный маневр

С 1 января 2015 года в России был введен в действие налоговый маневр – новая система налогообложения отрасли, которая в целом направлена на снижение зависимости бюджета страны от экспорта нефти и нефтепродуктов и преследует следующие цели:

-         потенциально увеличить налоговые поступления от предприятий нефтяной отрасли;

-         стимулировать рост нефтедобычи посредством увеличения рентабельности, которое в свою очередь должно быть достигнуто за счет снижения суммы взимаемых налогов с одной единицы добытой нефти;

-         стимулировать модернизацию НПЗ в России с целью увеличения производства бензина и ДТ и уменьшения производства мазута, а также с целью снижения объемов нефтепереработки и, как следствие, увеличения объемов экспорта сырой нефти, который более прибылен для бюджета и экономики;

-         не допустить роста розничных цен на бензин и дизельное топливо более чем на 5-10% в год посредством снижения акцизов;

-         устранить лазейки в законодательстве и неэффективные субсидии, возникающие вследствие наличия нескольких видов экспортных пошлин, включая субсидии для белорусских НПЗ, которые ведут деятельность в рамках Таможенного союза;

-         сократить налоговое субсидирование переработки за счет добычи (ранее такие субсидии были стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте);

-         минимизировать  потери бюджета РФ в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Казахстаном и Белоруссией (после вступления в силу межправительственных соглашений, ограничивающих объемы поставок нефти и нефтепродуктов, у Белоруссии и Казахстана появится возможность увеличения их беспошлинного ввоза и последующего реэкспорта. Маневр, поэтапно сократив экспортные пошлины до уровня Казахстана, снизит экономические стимулы для реэкспорта).

В нефтепереработке налоговый маневр по сути продолжает борьбу государства с «самоварами» – низкотехнологичными НПЗ, производящими темные нефтепродукты. Экономика таких предприятий держится за счет так называемой таможенной субсидии – разницы между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты. В результате, применив достаточно дешевый способ переработки нефти, можно существенно сэкономить на пошлинах. Но повышение пошлины на темные нефтепродукты наносит НПЗ с низкой глубиной переработки серьезный удар.

Впервые правительство дало понять, что без модернизации и увеличения выпуска светлых нефтепродуктов бизнес НПЗ не выживет в октябре 2011 года, когда в России начала действовать новая схема нефтегазовой отрасли, получившая название «60-66» (данная схема предполагала снижение в формуле расчета экспортной пошлины на нефть поправочного коэффициента до 0,60 с 0,65 и одновременную унификацию вывозных пошлин на нефтепродукты всех сортов на уровне 66% от пошлины на сырую нефть).

Однако к 2015 году модернизировать НПЗ их владельцы не успели, и в мае прошлого года Минэнерго предложило более мягкий вариант изменения налоговой системы: до 2017 года постепенно повышать пошлину на темные нефтепродукты и одновременно понижать пошлину на бензин и ДТ (табл. 1), которая позже и была утверждена как налоговый маневр. Чтобы снижение пошлины не спровоцировало рост цен на АЗС, было предусмотрено снижение акцизов на бензин и ДТ. А чтобы не пострадал бюджет – более резкое повышение НДПИ.

 

Табл. 1. Изменение экспортной пошлины на нефтепродукты в процентах от пошлины для сырой нефти, 2014-2017 гг., согласно «налоговому маневру»

Вид топлива

2014

2015

2016

2017

Бензин

90%

78%

61%

30%

Дизельное топливо

65%

48%

40%

30%

Мазут

66%

76%

82%

100%

 

Несмотря на исключительно благие цели налогового маневра еще до вступления его в действие он вызвал неоднозначную оценку и даже критику со стороны представителей нефтяного сообщества. Главным риском для всей отрасли в условиях новой системы называлось падение мировых цен на нефть, из-за чего эффект от налогового маневра, который рассчитывался при стоимости нефти $100 за баррель, будет неизбежно уменьшаться по мере падения цен.

Так, председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков отмечал, что при цене барреля ниже $70 возникает дополнительная налоговая нагрузка на добычу. А вице-президент «Лукойла» Леонид Федун утверждал, что при $80 за баррель эффект от маневра отрицательный, но с оговоркой, что после завершения модернизации НПЗ положительный эффект компания получит уже при $60 за баррель.

Иными словами, налоговый маневр создает риск снижения рентабельности НПЗ только в том случае, если модернизация будет запаздывать за ходом самого маневра. По подсчетам экспертов Московского нефтегазового центра Ernst&Young, в группе риска сегодня находится от 40 до 100 млн тонн перерабатывающих мощностей, рентабельность которых без проведения модернизации может опуститься к 2017 году ниже $1-2 за баррель перерабатываемой нефти.

Еще один риск для нефтепереработки в условиях маневра, по мнению аналитиков Vygon Consulting, связан с транспортной составляющей в цене готового продукта НПЗ, которая возрастает до критичных величин. «НПЗ, которые находятся далеко от экспортных путей, могут сосредоточиться на своем региональном рынке, снизив долю экспорта. При этом низкоэффективные НПЗ с удачной логистикой, например находящиеся близко к портам, могут выжить и в условиях маневра из-за низких транспортных расходов», – отмечают эксперты консалтингового агентства.

Так или иначе, налоговый маневр уже начал трансформировать структуру российской нефтепереработки – как отмечает Минэнерго, по итогам I квартала 2015 года производство темных нефтепродуктов сократилось на 3,5%, а светлых – выросло. То есть налоговый маневр работает, хоть и со своими нюансами…

 

Отложенная модернизация

Падение мировых цен на нефть, углубление экономического кризиса и обмен санкциями между Западом и Россией не лучшим образом отразились на экономике страны, в том числе на нефтеперерабатывающей отрасли – спрос на моторное топливо на внутреннем рынке начал падать. По подсчетам экспертов Wood Mackenzie, в 2015 году падение составит 2,1%.

Все эти факторы подтолкнули российские нефтяные компании вновь заговорить о переносе модернизации НПЗ на более поздние сроки. Так, в апреле 2015 года в ФАС обратились «Лукойл», «Газпром нефть» и «ТАИФ» (акционер «Татнефти») с просьбой внести изменения в четырехсторонние соглашения о модернизации НПЗ в части сроков ее реализации. Другие компании с аналогичными просьбами в ведомство не обращались.

Вместе с тем, Минэнерго уже взялось прорабатывать возможность переноса сроков ввода в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти на разных НПЗ из 27, запланированных к запуску в 2015 году. О каких именно заводах идет речь, министерство не уточняет. Эксперты же отмечают, что в зону риска попадают установки изомеризации на Рязанском НПЗ и «Газпром нефтехим Салавате», а также установка каталитического крекинга на Омском НПЗ. Еще более пессимистично оценивают перспективы ввода новых установок аналитики агентства Platts – по их мнению, в 2015 году в действие будет введено всего 6 установок вторичной переработки нефти.

«Роснефть», реализующая самую масштабную программу модернизации НПЗ среди ВИНК, пока не обращалась с официальными просьбами о переносе сроков модернизации НПЗ, но при этом подала заявку на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые планирует использовать в том числе для реализации инвестпроектов в сфере нефтепереработки. Окончательно судьба заявки пока не решена, однако, по словам Министра энергетики РФ Александра Новака, проекты «Роснефти» по модернизации НПЗ достойны для финансирования из ФНБ.

Стоит отметить, что перенос сроков модернизации НПЗ, инициируемый сегодня ВИНКами, уже не сводится только к вопросу финансирования этих проектов, а лежит также в технологической плоскости. Проекты практически всех отечественных НПЗ осуществляются в большей части по зарубежным технологиям и с использованием иностранного оборудования. Западные санкции на ограничение поставок нефтегазового оборудования стали дополнительным ударом по нефтепереработке…

Согласно расчетам Минэнерго, на данный момент отечественная промышленность способна обеспечить поставку лишь 67% оборудования, необходимого для модернизации НПЗ. Возможности импортозамещения имеются, но довольно ограниченные, особенно если учесть, что речь идет о сжатых сроках. С этой точки зрения западные санкции играют на задержку модернизации российских НПЗ.

Так или иначе, вероятность несоблюдения сроков программы модернизации в нефтепереработке налицо. Какими проблемами это чревато? На самом деле их много, но вот одна, касающаяся отечественного автопрома, выглядит наиболее остро. После вывода из употребления моторного топлива класса «Евро-4», запланированного российским правительством с января 2016 года, объемов топлива «Евро-5» и выше может просто не хватить для насыщения внутреннего рынка, что грозит огромным дефицитом и ростом цен.

 

А готов ли наш автопром к «Евро-5»?

Отдельного внимания заслуживает вопрос готовности отечественного автопрома к переходу на использование моторных топлив повышенного экологического класса «Евро-5» и к запрету оборота топлив «Евро-4» с 1 января 2016 года. Напомним, официально выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ниже «Евро-2» был запрещен в России с 1 января 2013 года, а «Евро-3» – с 1 января 2015 года. Дело в том, что введение в оборот топлив пятого экологического класса с одновременным упразднением топлив более низких классов означает и переход российской автомобильной промышленности на новый стандарт двигателей.

Однако, как отмечают эксперты, в условиях сложившейся экономической ситуации отечественные автопроизводители не готовы в сжатые сроки инвестировать средства в разработку новых двигателей и налаживать выпуск автомобилей более высокого экологического класса. Сейчас в России машины с моторами стандарта «Евро-5» собирают по системе крупноузловой сборки производители таких марок, как, например, Audi и BMW, но их доля в общем автопарке крайне мала. При этом количество легковых и коммерческих автомобилей, потребляющих топливо классами ниже, в России очень велико (рис. 3).

 

Рис. 3. Распределение парка российских автомобилей по экологическим классам на начало 2015 года (тыс. шт.)

 

Источник: Аналитическое агентство «Автостат»

 

По оценкам экспертов, себестоимость автомобиля с двигателем «Евро-5» на 10-15% выше, чем автомобиля с двигателем «Евро-4», и каждому отечественному автопроизводителю переход на «Евро-5» обойдется примерно в 2 млрд рублей, что, безусловно, скажется на росте цен на автомобили.

Используя данную аргументацию, в марте 2015 года российские автопроизводители просили правительство перенести перевод отрасли на двигатели стандарта «Евро-5». Нужно сказать, что правительством такая возможность рассматривалась неоднократно, однако на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в начале июня было принято решение этого не делать.

В итоге на сегодня вырисовывается такая картина: надеяться на выпуск новых двигателей отечественным автопромом с учетом российской специфики – это почти фантастика. А перспектива использования автомобилями с двигателями экологического класса «Евро-4» и ниже (в том числе подержанных иномарок, не говоря уже о российской «классике», которая все еще колесит по дорогам отечества и не подпадает ни под какие евростандарты) моторного топлива «Евро-5» и выше (другого по идее не должно быть в природе) – это просто сказка. Во-первых, сейчас на всех его не хватит, во-вторых, такое топливо не сделает выхлоп от старых машин более чистым (экологичным).

 

Рост производства замедлится, экспорта – сохранится?

По прогнозу Минэнерго, в 2015 году российские НПЗ смогут переработать 286 млн тонн нефти, то есть в стране произойдет первое за несколько лет снижение объемов переработки нефти. Динамика производства отдельных нефтепродуктов будет при этом различной (рис. 4). В 2015 году по сравнению с предыдущим годом снизится производство мазута, выпуск ДТ останется на прежнем уровне, а бензинов – немного вырастет. К 2020 году производство мазута должно резко снизиться за счет увеличения глубины переработки НПЗ, а ДТ и бензинов – значительно вырасти.

 

Рис. 4. Динамика и прогноз производства основных видов нефтепродуктов в России в 2014-2020 гг.

 

Источник: Минэнерго России

 

Если говорить о более далеком временном горизонте производства нефтепродуктов, то, согласно Прогнозу развития энергетики мира и России до 2040 года, подготовленному ИНЭИ РАН и Аналитическим центром при Правительстве РФ, масштабы нефтепереработки в России после 2015 года будут сокращаться, и только после 2020 года ожидается их постепенное восстановление – до 280 млн тонн к 2040 году. При этом будет расширяться производство моторных топлив и сырья для нефтехимии. Глубина переработки возрастет с 72,4% в 2014 году до 85% в 2040 году (следует иметь в виду, что в Западной Европе уже сегодня средние значения глубины переработки нефти составляют 85-90%, а в США – 92-93%).

По итогам 2015 года Минэнерго ожидает роста экспорта всех видов нефтепродуктов, а к 2020 году – только светлых, в то время как экспорт мазута практически сойдет на нет (рис. 5). Экспорт моторных топлив с начала 2015 года уже стал для нефтяников более выгодным, чем продажа внутри России, что немедленно сказалось на росте экспортных объемов. Так, в феврале 2015 года среднесуточный экспорт бензина из России составил 17,7 тыс. тонн против примерно 15,8 тыс. тонн в январе.

 

Рис. 5. Динамика и прогноз экспорта основных видов нефтепродуктов в России в 2014-2020 гг.

Источник: Минэнерго России

 

Аналитики ожидают, что в будущем тенденция роста объемов экспорта моторных топлив продолжится, причем основной прирост будет происходить за счет стран Западной Европы в связи с налоговым маневром и падением внутреннего спроса. Подтверждением их ожиданий служит, в частности, развивающаяся быстрыми темпами инфраструктура, позволяющая без проблем наращивать объемы экспорта.

Так, «Транснефть» планирует увеличить пропускную способность нефтепродуктопровода «Север» с нынешних 8,5 млн до 18 млн тонн к началу 2017 года и до 25 млн тонн после 2018 года. Другой реализуемый «Транснефтью» масштабный проект «Юг» рассчитан на экспорт светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья России в страны Европы и мира и предусматривает строительство трубопровода от Волгограда до морского терминала в Новороссийске. Первый этап нефтепродуктопровода «Юг», рассчитанного на перекачку 6 млн тонн нефтепродуктов на участке Тихорецк – Новороссийск, планируется ввести в эксплуатацию уже в 2016 году, а общий объем экспорта нефтепродуктов из Новороссийска с учетом возможностей железной дороги составит 40 млн тонн.

Эксперты же Reuters предупреждают, что если экспорт высокоэкологичных моторных топлив из России в Европу будет продолжать расти в соответствии с планами российских компаний, то для европейских НПЗ это станет серьезным ударом, в частности, это вынудит их в условиях перенасыщенного рынка снижать объемы своего производства.

Впрочем, ситуация может измениться в самое ближайшее время: хотя вопрос расширения секторальных санкций Евросоюза против России официально еще не обсуждался (на момент написания статьи), но, как отмечает «Интерфакс», ЕС может ввести новые санкции, в том числе ограничивающие экспорт моторного топлива из России.

В этом случае российскому правительству потребуется продумывать и согласовывать уже не налоговые маневры, а какие-то другие... Но зачем им особо беспокоиться и торопиться, ведь перед ними – вечность! 

 

Морские порты №5 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...