Деятельность службы капитана порта в Холмском порту - Морские вести России

Деятельность службы капитана порта в Холмском порту

02.12.2015

Безопасность мореплавания

Основными направлениями деятельности капитана морского порта являются следующие: контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании; государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов; регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов; выдача документов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов.

Немного расскажем о деятельности по данным направлениям службы капитана морского порта Холмск.

Иван Головин, заместитель капитана морского порта Холмск, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

 

На страже безопасности мореплавания

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) морского порта Холмск является одной из неотъемлемых частей службы капитана морского порта. Инспекция укомплектована высокопрофессиональными специалистами, прошедшими свой трудовой путь от матросов до капитанов морских судов разных типов.

В связи с постоянным совершенствованием национальной и международной нормативно-правовой базы в области безопасности мореплавания требуется постоянная работа по повышению квалификации инспекторов. И такие курсы повышения квалификации наши инспекторы проходят как в специализированных учебных заведениях РФ, так и в рамках сотрудничества с нашими иностранными коллегами, в частности, в рамках Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта.

Постоянное сотрудничество с иностранными коллегами в Азиатско-Тихоокеанском регионе выявляет опасные тенденции в морском судоходстве, которые купируются применением комплекса мер по предупреждению аварий в морском судоходстве.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется выполнение экипажами судов требований нормативных документов, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность технических средств, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, выполнение требований правил пожарной безопасности, общее техническое состояние судна и условия труда, быта и соблюдение трудовых прав моряков.

В 2014 году в морском порту Холмск было проинспектировано в общей сложности 155 судов и выявлено около 300 несоответствий, что на 33% меньше по сравнению с 2013 годом. В связи со вступлением в силу Международной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве инспекторы проводят инспектирование судов по условиям труда, отдыха и безопасности членов экипажей морских судов.

Данный аспект деятельности очень важен как для моряков, так и для судовладельцев. Да, к сожалению, имеются случаи нарушения трудовых прав моряков их работодателями. Но при грамотном и профессиональном применении международных инструментов по контролю судов такие случаи должны быть искоренены. И такая деятельность приносит свои результаты.

Так, в 2014 году в порту Холмск было задержано судно «Нарва», на котором систематически задерживалась заработная плата морякам. После принятия обеспечивающих мер судовладелец в течение трех дней погасил задолженность по заработной плате морякам в полном объеме. В данной ситуации не пришлось прибегать к помощи правоохранительных органов и профсоюза.

Также выявляются несоответствия, связанные с несоблюдением рациона питания, обеспечением специальной защитной одеждой, проведением инструктажей по охране труда и технике безопасности, регистрацией рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов.

Однако существуют некоторые сложности в реализации положений данной конвенции в отношении судов, плавающих под «удобными флагами», судовладельцы которых всячески пытаются уйти от ответственности, а в результате страдают моряки. Проблема в том, что сами моряки очень плохо ориентируются в законодательстве, которое защищает их права.

Необходима комплексная работа по подготовке всех моряков по вопросам защиты их трудовых прав. Но и инспекторами при инспектировании судов проводится профилактическая работа с членами экипажей морских судов, проводятся интервью, разъясняются их права и как ими пользоваться.

В связи со вступлением в силу с 1 января 2015 года поправок к ряду международных конвенций и кодексов в части подготовки членов экипажей судов по мерам безопасности при работе в замкнутых помещениях стали выявляться несоответствия в этой области. Не на всех судах проводятся тренировки и подготовка членов экипажей судов по мерам безопасности при работе в замкнутых помещениях.

В основном безопасность моряков зависит от предпринятых превентивных мер, таких как инструктажи, учения и тренировки. Проверяется также качество проведения таких тренировок, так как встречаются случаи, когда такие тренировки проводятся фиктивно, а экипаж остается неподготовленным в вопросах личной и коллективной безопасности.

О качестве инспектирования судов инспекторами говорит факт улучшения общего технического состояния судов в последнее время, да и судовладельцы стали щепетильней относиться к состоянию своих судов. Причем увеличение затрат на обслуживание судов и его технических средств приводит к уменьшению потерь, связанных с простоем судов, к которым приводят задержания судов в портах за серьезные несоответствия требованиям.

Надеемся, что общие тенденции по улучшению состояния безопасности мореплавания сохранятся  с помощью предпринимаемых мер по контролю судов как государством порта, так и государством флага.

 

Отдел регистрации судов и прав на них

Регистрация судов и прав на них в морском порту Холмск осуществляется отделом дипломирования и регистрации судов службы капитана порта. Регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них. Регистрация судов и прав на них производится в следующих реестрах:

-         Государственном судовом реестре;

-         Бербоут-чартерном реестре;

-         Российском международном реестре судов.

Морской порт Холмск является одним из портов, в котором производится регистрация маломерных судов, используемых в коммерческих целях. В последние годы формируется тенденция по увеличению количества регистрируемых судов в Российском международном реестре судов и маломерных судов в Государственном судовом реестре морского порта Холмск.

В то же время увеличилось количество судов, которые исключаются из реестров морского порта Холмск в связи с утилизацией судов, причиной которой является возраст судов. Основная масса судов, зарегистрированных в морском порту Холмск, является возрастной, то есть возраст судов составляет более  20 лет. 

При регистрации судна и прав на него собственнику судна или его судовладельцу в случае необходимости оказывается помощь при составлении заявлений, анкет судового реестра и иных документов, производится консультирование заявителей по различным вопросам.

Оформление и выдача документов производится в наиболее возможные короткие сроки, меньшие, чем предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

К каждому заявителю используется индивидуальный подход, для того чтобы свести к минимуму время, необходимое для регистрации судна и прав на него, поскольку от этого зависит деятельность собственника или судовладельца судна.

 

Отдел дипломирования

Отдел дипломирования морского порта Холмск является структурным подразделением службы капитана порта, который укомплектован специалистами, имеющими морское образование.  Оформление и выдача морских квалификационных документов  членам экипажей морских судов осуществляется с 23 апреля 1987 года. С этого момента инспектором отдела работает Шадрина Лариса Викторовна. Более 20 лет в отделе работает Шапринская Надежда Владимировна, которая возглавляла его с 2002 года до реорганизации ФГУ «АМП Сахалина» в 2015 году. С 2002 года, в связи с организацией морской квалификационной комиссии морского порта Холмск, в отделе работает Болотова Лариса Михайловна. Их опыт и профессионализм неоднократно был оценен по достоинству руководством ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Основной задачей коллектива дипломного отдела является оформление и выдача квалификационных документов членам экипажей морских судов (дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений дипломов) в соответствии с Международной конвенцией ПДМНВ и Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62. Сотрудники  также консультируют моряков по вопросам дипломирования, так как Положение о дипломировании не дает четкого понимания о предоставлении определенных  документов.

В отдел дипломирования обращаются не только моряки Сахалинской области, но и других регионов России. В связи с реорганизацией в форме присоединения Холмского морского рыбного порта (ХМРП) количество обращений  моряков по обмену и получению дипломов увеличилось вдвое. Несмотря на  увеличение объема работы, документы оформляются и выдаются своевременно.

 

Морская квалификационная комиссия

Одним из важнейших элементов обеспечения безопасности  работы морского транспорта является морская квалификационная комиссия. Образована морская квалификационная комиссия в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (МК ПДМНВ) с поправками. Необходимость их продиктована практической работой морского флота.

В прежние времена судовладельцы всячески заботились об уровне профессиональных знаний и опыта всего плавсостава. Это обеспечивало низкий уровень аварийности и высокий уровень производственной эффективности. В настоящее время преобладает подход, когда судовладельцы обеспокоены только высокой доходностью предприятия и совершенно задвинута вглубь забота о росте профессионального мастерства моряков. Важной задачей администрации морских портов стала комплектация комиссий кадрами специалистов не только высокой квалификации, но и высокого морального уровня.

Морская квалификационная комиссия, созданная в Холмске под председательством капитана порта Холмск в 2002 году, показала за длительный период стабильную работу, без срывов и нарушений. Неоднократные проверки подтвердили ее надежность.  Ядром комиссии являются капитаны-инструкторы Бойченко Эдуард Григорьевич и Шарыпин Анатолий Иванович, старшие инструкторы Миллер Анатолий Константинович и Константинов Александр Васильевич. Работая в тесном контакте с другими членами дипломного отдела, они создали репутацию надежного органа по проведению проверки знаний как по компьютерным программам, так и экзамена путем собеседования.

Средняя пропускная способность комиссии  около 45 специалистов в месяц, хотя возможности значительно больше. С первого захода по программе «Дельта» сдает только половина специалистов, выпускников высших и средних мореходных училищ. Выпускники рыбопромышленных учебных заведений, особенно средних, не справляются с программой в подавляющем большинстве. Поэтому отказываться от старой программы «Экипаж» преждевременно.

Кроме того, практика сдачи государственных экзаменов с использованием различных пособий не дает  выпускнику необходимого запаса теоретических знаний. Со временем, когда возникает необходимость в обмене или продлении диплома, этот запас знаний уменьшается и специалисту очень трудно проходить аттестацию без основательной дополнительной подготовки. Назревает необходимость расширения учебных программ и улучшения уровня преподавания. Пробелы в уровне подготовки специалистов и приобретения практических навыков ведут к повышению уровня аварийности. Происшествия последних лет, сопровождающиеся гибелью десятков моряков, только подтверждают существующее  положение с подготовкой морских специалистов. Морские квалификационные комиссии остались практически единственным препятствием на пути перечисленных негативных явлений.

 

Морские порты №3 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ