Производство и экспорт СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

Грузовая база
Производство и экспорт СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

Являясь безусловным лидером мировой газовой промышленности, Россия на рынке сжиженного природного газа (СПГ) все еще находится в числе отстающих, и сегодняшние экономические реалии явно не способствуют исправлению ситуации. Санкции, низкие цены на углеводороды и стремительный рост конкуренции за рынки сбыта СПГ заставляют российские нефтегазовые компании кардинально пересматривать планы по строительству СПГ-мощностей и переносить сроки их ввода в эксплуатацию на более поздний период. Не в пользу развития отечественной СПГ-индустрии играет также изменчивый характер мирового рынка, не позволяющий сформировать долгосрочные планы по развитию мощностей.

Татьяна Дмитриева

 

Изменчивый мировой рынок

«Основная проблема мировой газовой отрасли заключается в том, что в текущий период времени прогнозы не работают, и не работают стратегии, которые построены на этих прогнозах», – отметил в своем выступлении на IV Петербургском международном газовом форуме в октябре прошлого года председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Это высказывание весьма точно характеризует и современный этап развития рынка СПГ как наиболее динамичного сегмента мировой газовой отрасли.

Не так давно эксперты прогнозировали стремительное увеличение доли СПГ в мировой  торговле газом, пророчили СПГ роль интегратора региональных газовых рынков в глобальный рынок и говорили о том, что сланцевый газ существенно изменит структуру мирового рынка СПГ. Но сегодня из уст аналитиков все чаще можно услышать о том, что доля СПГ в мировой торговле газом, достигнув сегодняшних 30%, не будет существенно меняться в среднесрочной перспективе, а СПГ станет скорее предметом конкуренции между крупными региональными рынками, нежели их интегратором в глобальный рынок. О производстве же сланцевого газа все чаще говорится как о локальном явлении, а не о революции, способной изменить соотношение сил на мировом рынке СПГ.

В целом, по данным Международной группы импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL), в 2014 году объем мирового рынка СПГ вырос на 1%, до уровня 239,2 млн тонн. Это немного ниже рекордного уровня в 240,8 млн тонн, который был зафиксирован в 2011 году. Мировой объем мощностей по сжижению природного газа в 2014 году увеличился на 4,2% и достиг 298 млн тонн.

 

Региональные рынки

Сегодня мировой рынок СПГ состоит из трех региональных рынков – азиатско-тихоокеанского, североамериканского и европейского (рис. 1), каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Рынок АТР – самый быстрорастущий и динамичный. Доминирующее положение здесь занимает Катар: обладая производственными мощностями в 77 млн тонн в год, страна является мировым лидером-экспортером СПГ. Вместе с тем, доля Катара в мировой торговле в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась с 32,9% до 31,9% и, скорее всего, будет продолжать снижаться в дальнейшем. Это связано с опережающим развитием мощностей по производству СПГ в других странах региона, в первую очередь в Австралии.

 

Рис.1. Основные грузопотоки СПГ в мире в 2014 году

Источник: Международная группа импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL)

 

В текущем году Австралия запустит в эксплуатацию проект Кертис Айленд (Curtis Island) мощностью 28,8 млн тонн, примерно такой же объем мощностей находится в стадии строительства. По прогнозам Международного газового союза, эта страна по экспорту СПГ обгонит Катар к 2018 году.

С каждым годом в АТР также растет число стран – импортеров СПГ, в текущем году в их число вошел Пакистан, наладив поставки СПГ из Катара на плавучий регазификационный терминал.

Североамериканский рынок СПГ остается самым неопределенным с точки зрения перспектив дальнейшего развития. В течение последних лет часто говорилось о буме экспорта СПГ из США в Европу и Азию, однако его признаков до сих пор не видно, и аналитики не исключают, что он может уже никогда не произойти. На волне энтузиазма по поводу экспорта природного газа из США было предложено более 30 СПГ-проектов, из них только 5 получили одобрение американского правительства, и лишь один проект – терминал в Сабин-Пасс в штате Луизиана – будет готов экспортировать сжиженный газ в конце 2015 года.

Сомнения по поводу вхождения США в число мировых лидеров – экспортеров СПГ связано как с низкими ценами на нефть, из-за чего американский СПГ оказывается неконкурентоспособным по цене на рынках Европы и Азии, так и с недостаточным обеспечением страны собственным природным газом. Так или иначе, сегодня эксперты склоняются к мнению, что в ближайшие годы североамериканский газовый рынок будет решать скорее внутренние проблемы, чем усиливать экспортную ориентацию.

Европейский рынок всего несколько лет назад был настроен на быстрый рост потребления СПГ, что, в частности, выразилось в бурном строительстве регазификационных терминалов. Сегодня в Европе функционирует 22 импортных СПГ-терминала совокупной производительностью около 138 млрд тонн, при этом их средняя загруженность в прошлом году не превысила 20%. Это объясняется тем, что Европейский регион проиграл борьбу по ценам странам АТР: поставщикам СПГ стало выгоднее продавать газ в АТР, где цена на него существенно выше, чем в Европе.

Однако сейчас, после падения мировых цен на нефть и сокращения разрыва между ценами европейского и азиатского газовых рынков, европейский рынок становится более привлекательным для поставщиков СПГ. В связи с этим в ближайшее время можно ожидать роста поставок СПГ в Европу, полагают аналитики. На попытки увеличить импорт СПГ указывают, в частности, недавний запуск плавучего регазификационного терминала СПГ в литовской Клайпеде, на который в текущем году придется пятая часть газового импорта страны, а также терминал СПГ в польском Свиноуйсьце, который планируется запустить в середине 2015 года и который, как ожидается, покроет до трети потребностей страны в газе.

 

Дальний Восток: конкуренция за сырье

В настоящее время в России действует единственный завод по сжижению газа в Пригородном в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн тонн в год. Еще несколько проектов запланировано к реализации (рис. 2). Наиболее перспективным для российских СПГ-проектов представляется рынок АТР, поэтому большинство запланированных к строительству мощностей ориентированы на него. Причем сегодня он рассматривается не только как емкий и растущий ранок сбыта, но и как источник привлечения финансирования проектов (важный фактор в условиях санкционного ограничения доступа российских компаний к западным рынкам капитала).

Сейчас на Дальнем Востоке России запланированы к реализации три СПГ-проекта, которые частично конкурируют друг с другом за ресурсную базу: третья очередь завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», «Владивосток СПГ» и «Дальневосточный СПГ». Пока все три проекта входят в Генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года. Однако эксперты полагают, что в скором времени будет выбран приоритетный проект, а от двух других придется отказаться.

По плану расширения завода СПГ на Сахалине к настоящему времени сделаны реальные шаги:  между концерном Shell и «Газпромом» подписан меморандум в отношении подготовки пакета проектной документации. Предполагается, что окончательное решение об инвестициях в проект будет принято в конце 2015 года. Мощность третьей очереди составит 5 млн тонн, а источником ресурсов послужит газ Киринского и Южно-Киринского месторождений. Ранее планировалось, что первый газ с проекта может пойти в конце 2019 – начале 2020 года, однако в феврале текущего года «Газпром» сдвинул оценочный срок ввода третьей очереди завода на конец 2021 года.

В рамках проекта «Владивосток СПГ» в соответствии с первоначально заявленными планами «Газпром» предполагал построить завод, который будет включать две производственные линии общей мощностью до 10 млн тонн СПГ в год с перспективой строительства третьей очереди и расширения мощности до 15 млн тонн. Планировалось, что первая линия заработает уже в 2018 году, но затем этот срок был перенесен на 2019-2020 годы. С введением санкций обнаружились проблемы с финансированием: изначально профинансировать проект должен был «Газпромбанк», но санкции фактически закрыли ему доступ к кредитам в международных банках.

В октябре прошлого года по итогам газовых переговоров в Китае А.Миллер заявил, что «Газпром» рассматривает вопрос об отказе от реализации проекта «Владивосток СПГ» в пользу поставок газа в Китай по западному маршруту – плюс к законтрактованным ранее 38 млрд кубометрам в год по восточному маршруту (газопровод «Сила Сибири») на 30 лет. И уже 8 мая между «Газпромом» и китайской нефтегазовой корпорацией CNPC было подписано соглашение о поставках газа из России в Китай по западному маршруту на период 30 лет в объеме 30 млрд кубометров в год с перспективой увеличения этих объемов вдвое.

Помимо этого «Газпром» прорабатывает третий маршрут экспорта газа в КНР путем продления действующего газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, а именно этот газопровод должен был обеспечивать сырьем «Владивосток СПГ». Но так или иначе, официального отказа от реализации этого проекта пока не звучало, и эксперты полагают, что его дальнейшая судьба в значительной степени зависит от потребностей Японии в российском СПГ: в случае, если японская сторона на правительственном уровне подтвердит намерение существенно нарастить импорт российского СПГ, «Газпром» может вернуться к проекту «Владивосток СПГ».

Судьба третьего проекта СПГ на Дальнем Востоке – «Дальневосточного СПГ», реализуемого «Роснефтью» в партнерстве с американской Exxon Mobil, также пока находится под вопросом. В 2013 году госкомпания заявляла о намерении к 2018 году запустить первую очередь завода на базе газовых запасов проекта «Сахалин-2». Но сегодня реализации проекта мешают как минимум два обстоятельства: санкции, повлекшие за собой проблемы доступа к финансовым рынкам и участия в проекте американского партнера, а также проблемы с доступом к ресурсной базе.

Чтобы использовать для обеспечения проекта сырьем месторождения газа, расположенные на севере Сахалина, «Роснефти» необходим доступ к газотранспортной системе компании Sakhalin Energy. Однако в доступе к ней отказал и «Газпром» как контролирующий акционер компании, и арбитражный суд, в который обратилась «Роснефть» с соответствующим иском. Сегодня эксперты полагают, что «Роснефть» может либо отложить реализацию данного проекта на 3-5 лет, либо совсем отказаться от него.

 

«Ямал СПГ» и «Балтийский СПГ» готовы к реализации

Международный проект «Ямал СПГ» реализуется компанией «Новатэк» (владеет 60%) совместно с французской Total (20%) и китайской CNPC (20%) и предусматривает строительство завода мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Практически все необходимое оборудование и технологии для строительства завода были закуплены до введения санкций.

Возможно, именно это обстоятельство позволило не переносить сроки ввода завода в эксплуатацию: «Новатэк» по-прежнему заявляет, что первый танкер с ямальским газом отправится из порта Сабетта в 2017 году. Кроме того, проект «Ямал СПГ» представляется выигрышным с точки зрения своего географического положения: если большая часть отечественных СПГ-проектов из-за их близости к рынку сбыта ориентирована на страны АТР, то «Ямал СПГ» сможет поставлять газ и в Азию, и в Европу.

Финансировать проект вместо экспортно-импортного банка США, который прекратил сотрудничество с «Ямал СПГ» из-за санкций, будут китайские банки: в апреле 2015 года уже подписано рамочное соглашение по предоставлению финансирования в размере $13,5 млрд (общие расходы на строительство составляют $27 млрд).

В 2013 году «Новатэк» также заявлял о планах по строительству завода СПГ на полуострове Гыдан – проект получил тогда условное название «Ямал СПГ-2». Предполагалось, что ресурсной базой проекта станут месторождения Гыданского полуострова и Обской губы, мощность завода будет такой же, как у «Ямал СПГ» – три очереди по 5,5 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди «Ямал СПГ-2» был запланирован на 2022 год, при этом оговаривалось, что перспективы строительства завода во многом зависят от наличия контрактов на новые объемы и от цен на СПГ.

В мае 2015 года появилась информация, что «Новатэк» рассматривает возможность сжижения газа месторождений Гыдана с помощью плавучего завода (FLNG), при этом подчеркивалось, что идея находится на начальной стадии разработки, окончательно же сроки строительства и конфигурация второго завода компании будут определены в 2016 году. В качестве альтернативы создания мощностей СПГ на Гыдане рассматривается также строительство газопровода от месторождений Гыданского полуострова и Обской губы на производственную площадку «Ямал СПГ».

Также активно сейчас развивается проект «Газпрома» «Балтийский СПГ»: решение о строительстве завода на принципах проектного финансирования было принято в январе 2015 года, а в апреле межведомственная комиссия по размещению производительных сил в Ленобласти одобрила размещение завода в районе порта Усть-Луга. Проект уже перешел в инвестиционную стадию, и в ближайшее время компания готова приступить к проектированию завода.

Газ на завод будет поступать из Единой системы газоснабжения России. Для реализации проекта планируется построить газопровод высокого давления от Волхова через южную часть Ленинградской области до Усть-Луги. Проектная мощность предприятия составит 10 млн тонн СПГ в год с возможностью расширения до 15 млн тонн. Сроком ввода в эксплуатацию первой линии мощностью 5 млн тонн на сегодня называется IV квартал 2020 года (он сдвинут на два года позже относительно первоначальных заявлений «Газпрома» в 2014 году).

Проект «Балтийский СПГ» нацелен главным образом на европейские рынки – Испанию, Португалию, Великобританию (как альтернатива трубопроводным поставкам), а также на страны Латинской Америки и Индию. Помимо этого планируется использование продукции завода для газоснабжения Калининградской области для снижения зависимости региона от транзита газа через Литву. Часть СПГ также будет направлена для обслуживания рынка бункеровки и осуществления малотоннажных поставок на Балтике, что связано с введением с 1 января 2015 года ограничений по уровню содержания серы в судовом топливе до 0,1% в зоне особого контроля выбросов серы.

 

«Печора СПГ»: без права на экспорт

Проект «Печора СПГ» реализуется группой компаний «Аллтек» и предполагает создание завода СПГ мощностью до 5,2 млн тонн в год с возможностью расширения до 8 млн тонн в районе поселка Индига в незамерзающей большую часть года части Баренцева моря (до него доходит Гольфстрим) на базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого АО. Также компания прорабатывает возможность использования технологий FLNG, обеспечивающих добычу, переработку, сжижение, хранение и отгрузку газа непосредственно с морской акватории.

Изначально завод планировалось запустить в 2018 году, но в сегодняшних реалиях проект выглядит скорее фантомным. В мае прошлого года «Роснефть» заявляла о намерении выкупить у группы «Аллтек» мажоритарную долю в этом проекте, стороны договорились создать совместное предприятие до конца 2014 года, однако впоследствии было решено перенести эту работу на 2015 год. По состоянию на май текущего года сделка не закрыта, аналитики полагают, что у «Роснефти» просто нет средств на инвестиции и покупку активов на фоне удорожания кредитов и сложностей с обслуживанием долга.

Еще одной причиной, заставляющей усомниться в реалистичности данного проекта, является неопределенность перспектив экспорта СПГ: согласно действующей редакции закона «Об экспорте газа», компании, получившие лицензию на строительство завода СПГ после 1 января 2013 года (именно к ним относится «Печора СПГ»), не имеют права на экспорт газа. Поправки в закон, которые могли бы разрешить экспорт СПГ с данного проекта, пока находятся на стадии обсуждения.

 

Понижение амбиций

Еще в 2013 – начале 2014 года на волне высоких цен на нефть и сравнительно благоприятных экономических условий прогнозы относительно будущих позиций России на мировом рынке СПГ буквально дышали оптимизмом. Так, по прогнозу Минэнерго, представленному в начале прошлого года, к 2020 году доля России на мировом рынке СПГ должна увеличиться до 14%, а к 2025 году – до 20%.

Сейчас подобные прогнозы неизбежно корректируются в сторону уменьшения. Согласно экспертным оценкам, к 2020 году объем мирового рынка СПГ составит 500-550 млн тонн, а объем российского производства – порядка 30 млн тонн (рис. 2), то есть не более 5-6%.

 

Рис.2. Прогноз развития мощностей по производству СПГ в России до 2025 г.

 

Источник: Информация СМИ, оценки автора

 

Еще более пессимистично оценивают среднесрочные перспективы России на мировом рынке СПГ эксперты Международного энергетического агентства (МЭА): согласно опубликованному в апреле 2015 года прогнозу, доля России на мировом рынке СПГ к 2020 году выйдет на уровень и остановится на 4-5%.

Несколько более обнадеживающими выглядят перспективы России по экспорту СПГ за горизонтом 2025 года. Однако вспомним приведенное в начале статьи высказывание главы «Газпрома» о том, что прогнозы сегодня не работают. Исходя из этого, можно предположить, что через пару лет тенденции мирового рынка могут кардинально измениться, и отечественным компаниям вновь придется перекраивать свои планы…

 

Экспертное мнение

Игорь Мещерин, член Совета Национального объединения проектировщиков и изыскателей, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

– Основная сложность дальнейшего развития российских СПГ-проектов в условиях технологических санкций заключается в отсутствии отечественных отработанных технологий сжижения природного газа. Мощное турбокомпрессорное оборудование и большие теплообменники, которые лежат в основе любого крупнотоннажного (5 млн тонн в год и более) СПГ-производства, никогда не изготавливались в России, а разработать и внедрить их в короткие сроки не представляется возможным.

На мой взгляд, не все ранее заявленные проекты по строительству СПГ-заводов будут реализованы. Скорее всего, не будет построен завод «Владивосток СПГ». Этот проект не выглядел рентабельным в условиях высоких цен на углеводороды, а сейчас при их снижении практически вдвое, он становится и вовсе нереалистичным.

Слабо верится и в реализацию проекта «Печора СПГ». Во-первых, он предполагает отгрузку газа через акваторию со сложными ледовыми условиями, что требует больших дополнительных вложений в порт и танкеры. Во-вторых, у предполагаемого завода слабая сырьевая база, что также означает необходимость больших дополнительных вложений в доразведку и освоение месторождений.

Под вопросом реализация совместного СПГ-проекта «Роснефти» и Exxon Mobil на Сахалине – «Дальневосточный СПГ»: Exxon Mobil как американская компания была вынуждена свернуть ряд программ, например геологоразведочные работы в Карском море. Похоже, в условиях санкций весьма проблематично будет инвестирование в масштабный проект по строительству производственных мощностей на Сахалине.

Три других проекта – «Балтийский СПГ», «Ямал СПГ» и третья очередь завода СПГ на Сахалине – скорее всего, будут реализованы.

Местом строительства «Балтийского СПГ» уже выбрана Усть-Луга, хотя, на мой взгляд, Приморск был бы предпочтительнее, поскольку там расположена КС «Портовая», мощности которой можно было использовать для предварительного охлаждения газа и за счет этого получить некоторую экономию. Благоприятна для реализации проекта «Балтийский СПГ» и неполная загруженность газопровода «Северный поток», и, следовательно, резерв мощности, необходимый для обеспечения будущего завода сырьем. Для завода в Усть-Луге потребуется строительство 400 км трубопровода.

Проект «Ямал СПГ» будет развиваться согласно заявленному плану, при этом не исключено, что будет принято решение по строительству еще одного завода на полуострове Гыдан.

Что касается проекта третьей очереди пока единственного в России действующего завода на Сахалине, единственное, что может помешать его развитию, – это отсутствие достаточной сырьевой базы.

Относительно малотоннажных производств СПГ, в том числе плавучих заводов, не думаю, что они смогут внести стратегический вклад в общий объем российского производства и экспорта СПГ. Основной проблемой плавучих заводов является отгрузка СПГ в открытом море: при волне выше 4 метров нужно останавливать отгрузку. Но, к примеру, в Баренцевом море такая волна почти все время, поэтому сооружать там плавучий завод нет смысла.

Стоит также вспомнить, что в России за всю историю было построено 7 малотоннажных установок по производству СПГ, которые почти за 25 лет суммарно произвели менее 250 тыс. тонн сжиженного газа, тогда как одна линия завода на Сахалине производит 5 млн тонн СПГ в год. Иными словами, малотоннажные установки по производству СПГ решают локальные задачи, в то время как основные игроки на газовом рынке используют СПГ в качестве мощного экспортного инструмента.

С учетом сказанного я не ожидаю, что позиция России на мировом рынке СПГ существенно изменится к 2020 году. Даже при условии реализации всех трех СПГ-проектов Россия будет занимать не более 7-8% рынка – это максимум, который можно ожидать.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...