Добыча и экспорт нефти в России: итоги-2014 и перспективы

Грузовая база
Добыча и экспорт нефти в России: итоги-2014 и перспективы

По выражению экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), в 2014 году российская нефтяная отрасль столкнулась с «идеальным штормом», в котором совпали падение цен на нефть, международные санкции и обесценивание рубля. На этом фоне добыча нефти в России в прошлом году выросла и даже установила новый постсоветский рекорд. Однако эксперты предупреждают, что последствия прошедшего «шторма» негативно скажутся на развитии нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе.

Впрочем, нет худа без добра – снижение цен на нефть заставило ввести налоговый механизм, снижающий зависимость бюджета от нефтяных цен, а введение санкций – серьезно задуматься о способах минимизации этой зависимости.

Татьяна Дмитриева

 

2014: рост добычи и снижение экспорта

В 2014 году объем добычи нефти в России увеличился на 0,6% по сравнению с 2013 годом и составил 526,8 млн тонн (рис. 1). Среднесуточная добыча нефти при этом составила 1,44 млн тонн, что стало рекордным показателем с 1987 года (1,5 млн тонн в сутки). По итогам прошлого года Россия заняла третье место в мире по добыче нефти, уступив США и Саудовской Аравии.

 

Рис. 1. Динамика добычи и экспорта российской нефти, 2007-2014 гг.

 

Источник: Минэнерго России, ЦДУ ТЭК

 

На фоне роста добычи экспорт нефти из РФ сократился на 5,7%, до 221,6 млн тонн, что было обусловлено в первую очередь ростом объемов нефтепереработки внутри страны, которая возросла на 5,2%, до 289 млн тонн. Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья в прошлом году сократился на 4,2%, в страны СНГ – снизился более значительно – на 15,7%.

Заметно снизились доходы РФ от экспорта нефти – на 11,3% по сравнению с 2013 годом, что было обусловлено как сокращением физических поставок экспортной нефти, так и падением ее цены (рис. 2). Так, средняя цена на нефть марки Urals (основной товар российского экспорта) в 2014 году сложилась на уровне $97,6 за баррель против $107,9 за баррель в 2013 году, снизившись, таким образом, на 9,5% (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика дохода России от экспорта нефти и динамика среднегодовых цен на нефть марки Urals, 2007-2014 гг.

 

Источник: Минфин России, ФТС России

 

2015: стабилизация добычи и рост экспорта

Осенью прошлого года, когда стоимость нефти марки Brent упала примерно на 30% – с $115 до $80 за баррель, российские власти были вынуждены рассмотреть вопрос о сокращении добычи нефти ради стабилизации сырьевых котировок. Планировалось, в частности, предложить ОПЕК сократить российское ежегодное производство на 15 млн тонн, чтобы в ответ, воспользовавшись механизмом квот, организация снизила годовую добычу примерно на 70 млн тонн нефти. Договоренность не была достигнута, но вопрос сокращения нефтедобычи в условиях низких цен (цены на нефть марки Brent достигли «дна» 13 января 2015 года – $47 за баррель) продолжал оставаться на повестке дня.

Так, в декабре прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович допустил сокращение нефтедобычи в России (из-за низких нефтяных цен и нехватки инвестиций) на 5-10% в ближайшие 2-3 года. В марте этого года вице-президент по стратегическому развитию и совладелец нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун заявил, что не исключает снижения добычи нефти в России по итогам года на 5-20 млн тонн в связи с сокращением капитальных затрат компаний.

Небольшое снижение добычи нефти в 2015 году предсказывает и Международное энергетическое агентство (МЭА): согласно среднесрочному отчету агентства, опубликованному в феврале, добыча нефти по итогам года должна упасть на 1,4% по сравнению с 2014 годом – до 10,75 млн баррелей в сутки (примерно 519,5 млн тонн в год). Небольшое снижение прогнозируют и эксперты ОПЕК: согласно докладу, опубликованному в апреле, добыча нефти в России в 2015 году составит 524,9 млн тонн.

Несколько оптимистичней ведомственные прогнозы. Так, Минэнерго на основании данных, полученных от компаний, предполагает, что суммарная добыча нефти в 2015 году останется на уровне 525-526 млн тонн. Сходные цифры содержатся в уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ, подготовленном Минэкономразвития, – 525 млн тонн. Так или иначе, в начале года добыча нефти в России продолжала расти: в январе-марте 2015 года было добыто 131,1 млн тонн «черного золота», что на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что касается динамики экспорта нефти в 2015 году, то согласно прогнозам министерств, сделанным в конце прошлого года, он должен был сократиться (по оценкам Минэнерго – до 225 млн тонн, по оценкам Минэкономразвития – до 222,5 млн тонн). Вместе с тем, вступивший в силу с 1 января 2015 года закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли заставляет экспертов радикально пересматривать прогнозы. Напомним, новый закон направлен на снижение зависимости бюджета страны от экспорта нефти и нефтепродуктов и предполагает снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение трех лет (2015-2017 гг.).

Налоговый маневр был одобрен правительством в условиях цен на нефть в $100 за баррель, а в  условиях текущих низких цен он может привести к резкому росту поставок нефти и нефтепродуктов на экспорт и их дефициту на внутреннем рынке. О возможном росте экспорта нефти в 2015 году заявляют, в частности, эксперты «Транснефти». По их мнению, налоговый маневр может заставить нефтяные компании оперативно пересмотреть и реализовать планы по экспорту в сторону увеличения.

За первый квартал 2015 года рост экспорта сырой нефти из России, по подсчетам агентства Bloomberg, достиг рекорда за девять лет: зарубежные поставки в январе-марте выросли на 7,4%. Однако мнения экспертов относительно того, считать это временным явлением или началом долгосрочной тенденции роста экспорта, пока расходятся.

 

Рис. 3. Динамика цен на нефть марки Brent, $/барр.

Источник: Bloomberg

 

Планы компаний

Рассмотрим ближайшие планы по освоению нефтяных месторождений четверки компаний-лидеров отрасли – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», на которые в прошлом году пришлось почти 76% объема общероссийской нефтедобычи.

«Роснефть», на которую в настоящее время приходится порядка 40% российской нефтедобычи, в первом квартале текущего года снизила добычу нефти по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1% и оказалась единственной, кто сократил добычу. При этом в основном нефтедобывающем активе компании, «Юганскнефтегазе», добыча нефти сократилась на 3,6%. Среди причин падения эксперты называют снижение инвестиций из-за падения цены на нефть и увеличение длины циклов ввода месторождений в эксплуатацию. Согласно заявлению президента «Роснефти» Игоря Сечина, в 2015 году компания сократит объем капитальных вложений на 30%, что в свою очередь может привести к временному падению добычи.

До 2030 года «Роснефть» планирует развивать свою нефтедобычу в 4 этапа. На первом этапе планируется стабилизировать и частично увеличить добычу на зрелых месторождениях и нарастить на новых. Второй этап предполагает запуск новых проектов в Восточной Сибири, в первую очередь месторождений Ванкорской группы, которую планируется разрабатывать с привлечением китайских инвестиций. На третьем этапе будет обеспечен существенный прирост добычи за счет масштабной разработки трудноизвлекаемых запасов, а четвертый этап предполагает разработку шельфовых месторождений.

В итоге, по данным компании, к 2030 году «Роснефть» должна увеличить добычу углеводородов на 40% – до 370-380 млн тонн нефтяного эквивалента, из которых четверть придется на шельфовые месторождения.

«Лукойл» в первом квартале 2015 года сохранил объем добычи нефти на уровне 2014 года. По итогам года компания также планирует выйти на уровень прошлого года – около 86 млн тонн.

Приоритетными для «Лукойла» выступают каспийские проекты, основным среди которых является освоение месторождения им. В. Филановского. В настоящее время компания проводит монтаж третьего блока стационарной платформы, добычу нефти планируется начать в конце 2015 – начале 2016 года. В целом для Каспия компанией разработана система комплексного освоения месторождений, которая предусматривает строительство более 25 платформ с общим объемом инвестирования более 350 млрд рублей.

За период до 2020 года компания планирует ввести в эксплуатацию такие месторождения, как Юрубчено-Тохомское, Русское, Восточно-Мессояхское, Новопортовское, Куюмбинское и Имилорское. В результате к 2025 году компания намеревается выйти на уровень добычи около 100 млн тонн нефти в год.

«Сургутнефтегаз» за первые три месяца 2015 года добыл 15,1 млн тонн нефти, что на 0,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 2015 года компания намерена сохранить добычу нефти на уровне предыдущего года – 61,4 млн тонн. Такой уровень добычи компания, согласно принятой стратегии, планирует поддерживать вплоть до 2030 года.

Однако, как отмечают аналитики, стабилизация добычи обходится компании все дороже в связи с необходимостью поддерживать ее объемы на истощенных месторождениях в Западной Сибири и компенсации выпадающей добычи за счет увеличения интенсивности эксплуатации новых месторождений в Якутии.

В будущем остановить падение объемов добычи в Западной Сибири и даже нарастить ее общий объем поможет разработка месторождения имени Шпильмана с запасами в 90 млн тонн. «Сургутнефтегаз» планирует к 2018 году добывать на Шпильмановском месторождении около 1 млн тонн нефти, а к 2020 году нарастить данный показатель до 6 млн тонн в год.

«Газпром нефть» в первом квартале 2015 года увеличила добычу нефти на 1,9%, по итогам 2015 года компания также планирует нарастить объемы добычи по сравнению с прошлым годом на 5-6% - примерно до 35 млн тонн. Основным источником роста нефтедобычи в настоящее время являются ее оренбургские активы, а также Приобское месторождение в ХМАО. Продолжают осваиваться месторождения севера Ямала, в частности, Новопортовское (20 февраля состоялась первая зимняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения – до этого нефть вывозилась по зимникам). Предполагается, что в 2016 году добыча здесь достигнет 2,8 млн тонн, далее вплоть до 2030 года с Мессояхского месторождения будет отгружаться по 8,5 млн тонн нефти в год.

Нефтедобыча на Приразломном месторождении – единственном на данный момент в России, где ведется промышленная добыча с арктического шельфа, – в 2014 году составила 300 тыс. тонн нефти. В этом году компания планирует удвоить объемы, в последующие годы планомерно их наращивать и выйти на пик в 5-5,5 млн тонн к 2021 году. Основные инвестиции в этот проект (строительство платформы, ее установку, бурение скважин) уже сделаны, кроме того, для месторождения действует нулевая ставка НДПИ и льготная экспортная пошлина, что делает проект эффективным в условиях западных санкций и низких цен на нефть.

 

Шельф: перезагрузка

Основной «мишенью» введенных Западом в прошлом году технологических санкций против России и ряда ее отраслей экономики, в частности, нефтяной отрасли, стали перспективные проекты по освоению российского шельфа «Роснефти» и «Газпрома» – двух компаний, которые сегодня имеют лицензии на разработку шельфовых месторождений.

Первым результатом действия санкций стала приостановка буровых работ на месторождении «Победа» в Карском море (запасы нефти – 130 млн тонн) – совместном проекте «Роснефти» и ExxonMobil. «Роснефть» была вынуждена отказаться от проведения буровых работ, вернуть зафрахтованную до 2020 года буровую платформу и начать поиск новых партнеров.

Кроме того, в феврале этого года «Роснефть» обратилась в Роснедра с запросом о переносе срока начала работ на 12 лицензионных шельфовых участках в Охотском, Баренцевом, Печорском, Восточно-Сибирском морях на 1,5-2 года по причине ухода иностранных партнеров из проектов. То есть если раньше добыча первой арктической нефти «Роснефтью» планировалась уже в 2018 году, то сейчас эти планы приходится переносить.

«Газпром нефть», уже имея опыт добычи нефти на арктическом шельфе, более оптимистично оценивает свои перспективы дальнейшей работы в этом направлении (уже после введения санкций руководство компании неоднократно заявляло, что освоение арктических месторождений станет главной целью для «Газпром нефти» на ближайшие годы), но тоже была вынуждена подкорректировать ближайшие планы. К примеру, компания перенесла бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год. Для разработки этого месторождения, а также освоения Северо-Западного лицензионного участка в Печорском море «Газпром нефть» решила привлечь в качестве партнера вьетнамскую компанию PetroVietnam (соответствующее соглашение о сотрудничестве по совместной добыче нефти подписано в апреле этого года). Добычу на Долгинском месторождении планируется начать после 2020 года.

Впрочем, западные санкции кроме негативного влияния на проекты «Роснефти» и «Газпрома» в Арктике могут иметь и положительный эффект для освоения российского шельфа. В настоящее время на уровне правительства РФ обсуждается вопрос об изменении подхода России к освоению шельфа: предлагается упразднить монополию на него компаний, подконтрольных государству и обладающих опытом работы на шельфе не менее пяти лет, и предоставить доступ к его разработке негосударственным компаниям. По мнению экспертов, такой подход в перспективе может повысить эффективность разработки шельфовых месторождений, а также создаст возможности для поставщиков отечественных технологий и оборудования для увеличения собственной доли рынка.

Так или иначе, масштабная добыча нефти и формирование крупных центров грузовой базы на российском шельфе – вопрос далекой перспективы. Даже по самым смелым прогнозам, к 2030 году на арктическом шельфе будет добываться не более 3% нефти от всего объема по стране в целом.

 

Прогнозы добычи и экспорта

В большинстве недавно опубликованных прогнозов указывается на вероятность снижения добычи нефти в России в среднесрочной перспективе. Так, согласно прогнозу МЭА, опубликованному в феврале 2015 года, добыча нефти в России в период до 2020 года сократится на 4,6%. Сокращение неизбежно, считают эксперты агентства, из-за экономических санкций, ослабления рубля и снижения цен на нефть. Также МЭА считает, что спрос на нефть в мире в последующие 5 лет будет восстанавливаться, но не достигнет уровня 2008 года. Что касается цен на нефть, то, согласно оценкам МЭА, период их падения в настоящее время завершается, «ценового дна» нефть достигнет к середине 2015 года, а в 2016 году нефть начнет дорожать.

Согласно докладу Управления энергетической информации при Министерстве энергетики США, опубликованному в апреле 2015 года, к 2020 году уровень добычи нефти в России снизится на 7% – до 490,5 млн тонн, затем он начнет расти и к 2035 году составит 523,4 млн тонн, то есть только лишь выйдет на сегодняшний уровень. Цена на нефть будет постепенно расти и к 2018 году составит $76 за баррель марки Brent.

В Энергетической стратегии России в настоящее время заложено сохранение уровня добычи нефти вплоть до 2035 года. Поддерживать этот уровень планируется путем вовлечения новых месторождений и поддержания добычи на зрелых. В частности, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, высказавшегося на Красноярском экономическом форуме в феврале 2015 года, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к 2035 году вырастет в два раза – с нынешних 58 млн тонн до 118 млн тонн в год. Что касается мировых цен на нефть, то, по оценкам Минэнерго, до 2017 года стоимость нефти марки Brent не превысит $70 за баррель.

По прогнозу Минэкономразвития России, объем добычи нефти в 2016 и 2017 годах снизится и составит 522 млн тонн и 520 млн тонн соответственно. Что касается экспорта нефти, то, согласно оценкам министерства, в 2016 году он снизится до 229,7 млн тонн, в 2017 году увеличится до 230,7 млн тонн.

В настоящее время наиболее активно развивается азиатское направление нефтеэкспорта, судя по всему, эта тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. Сейчас мощность нефтепровода ВСТО на участке Тайшет – Сковородино составляет 58 млн тонн нефти в год, на участке Сковородино – Козьмино – 30 млн тонн. На экспорт в Китай по нефтепроводу Сковородино – Мохэ идет 15 млн тонн в год при возможности прокачки до 20 млн тонн. Расширить мощности планируется до 80 млн тонн на участке Тайшет – Сковородино и до 50 млн тонн на участке Сковородино – Козьмино. Соответственно, направлять на экспорт в Китай по ответвлению нефтепровода Сковородино – Мохэ планируется 30 млн тонн. Причем если изначально завершить работы по расширению ВСТО планировалось к 2030 году, то сегодня растущий экспорт углеводородов в АТР заставил «Транснефть» перенести сроки, чтобы выйти на требуемые объемы на 10 лет раньше – к 2020 году.

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...