Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Газета «Морские вести России» завершает публикацию мнений шести руководителей российских приморских и приарктических регионов о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации, с которыми они выступили в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров

 

Арктический Север как приоритет развития страны

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

Жизнедеятельность и развитие арктического Севера чрезвычайно важны для Красноярского края. Поэтому со мной на конференции присутствуют многие сотрудники краевой администрации, отвечающие за арктические территории. Нам важно, чтобы наши специалисты нарабатывали лучшие практики и повышали качество управленческих решений по развитию арктического Севера. Но задача этого самого развития очень непростая.

Для нашего края арктический Север – это 9 муниципальных районов, где проживает примерно 400 тыс. человек. И есть серьезные проблемы, из-за которых мы уже сегодня сталкиваемся с рядом ограничений. Тем не менее потенциал развития арктического Севера России огромный. Мы можем неограниченно увеличивать добычу углеводородов, полиметаллов, золота в промышленных масштабах.

Перейду к проблемам. Во-первых, плохо решаются вопросы развития транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность сохраняется на том же уровне, что была еще во время первичного освоения Севера. Но жизнь кардинально изменилась как социологически, так и технологически. Сегодня люди не могут эффективно и постоянно работать, если они чувствуют свою оторванность. В таких комплексах, как Норильск или Богучанский алюминиевый комбинат, нельзя работать вахтами, там нужно жить. А жить крайне трудно, потому что нет дорог, летать скоро будет не на чем. Территории оторваны от Большой земли.

Во-вторых, крайне неубедительно решаются коммунальные проблемы. Мы до сих пор не очень точно понимаем, как строить на Севере за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Нам предлагают строить так же, как в Новосибирске, то есть на асфальте, на пересечении всех транспортных коммуникаций. Но это невозможно на Крайнем Севере. Зато сейчас существует множество технологий модульно-сборного строительства с высоким качеством. К сожалению, они почти не применяются.

Кроме того, жилье на северных территориях совсем другого качества. Там практически нет индивидуальных домов, зато достаточно много двухэтажных щитовых временно построенных сооружений, которые поставили еще первые геологи и первые строители. И нам нужно этот ветхий фонд в огромных объемах трансформировать.

Далее, у нас не самые эффективные генерирующие установки. На Севере нет электросетей, вся генерация осуществляется на месте. И, к примеру, в Хатанге себестоимость киловатта 50 рублей. Поэтому имеется обязательная задача выбрать самые эффективные технологии и снизить стоимость генерации.

И есть еще целый ряд задач в сфере традиционных промыслов. Можно вложить много средств в оленеводство, но какой эффект получится от этого? Или эти вложения нужны только лишь для того, чтобы люди не сидели на месте и не пили водку?

Конечно, уже проделана определенная работа. Власти приковали общественное внимание к вопросам Севера, повернули общественное сознание в отношении Арктики. Сегодня получено политическое решение главы государства, требующее рассматривать развитие арктического Севера как приоритетную задачу развития страны. Принято решение Совбеза в этой области, однако прошел уже почти год, но ничего не делается. К чему мы говорим про какие-то комиссии? Должен быть полноценный орган исполнительной власти, который обеспечивает развитие и управление северными территориями. Ведь очевидно, что здесь не хватит усилий ни одного региона, пусть даже самого сильного.

К примеру, возьмем проект автодороги, который мне представили. Его стоимость 25 млрд рублей. И строить на эти 25 млрд нужно сразу, а не в течение 25 лет, потому что население находится только в конечном пункте, а на всем остальном протяжении трассы никто не живет. А 25 млрд рублей за один раз не найдет даже самый большой регион.

Таким образом, проблема развития Севера – проблема общегосударственная. И государство получает такую отдачу от Севера, что не возникает никаких сомнений в целесообразности его освоения. Нужно только обеспечить эффективность вложения государственных средств.

В едином государственном органе нужно сконцентрировать ответственность за развитие инфраструктуры, потому что инфраструктура – основа развития Севера. Регионы должны решать вопросы социального обслуживания. И это тоже огромные затраты в образование, охрану здоровья, культуру и многое другое. Но ни один субъект не сможет самостоятельно построить транспортную артерию.

Не могу почувствовать государственную стратегию развития Севера, и от этого моя плановая работа становится недостаточно эффективной и полноценной.

Еще один важный момент. Всем понятно, и это должно быть зафиксировано в государственной политике, что нельзя развивать Север на основе рыночных целесообразностей. Освоение полярных широт – не рыночная среда, а серьезная государственная плановая программная работа. В этом можно убедиться на примере всех приполярных рыночных стран, посмотрев, как они осваивают свои северные территории.

 

Нужна единая транспортная сеть Севера и Арктической зоны РФ

Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми

В мае 2014 г. указом президента РФ Воркута включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Межрегиональная транспортно-логистическая сопряженность городского округа Воркута с другими территориями Арктической зоны, значительный его природно-ресурсный потенциал, а также наличие условий для формирования производства кадрового потенциала позволяют нам считать Воркуту надежной базой, обеспечивающей достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

Это в первую очередь развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Соответственно эта деятельность направлена и на решение задач повышения качества жизни населения на Севере. Модернизации и развитию транспортно-логистической инфраструктуры может способствовать реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов. И эти проекты в будущем могут стать важнейшими составляющими транзитно-транспортного коридора. Синхронизация этих проектов с проектом развития Мурманского транспортного узла, строительством порта Сабетта и развитием Архангельского морского порта позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России и стимулировать развитие железнодорожной сети и грузовых портов. Отдельно хочу отметить проект «Белкомур», который предполагает запуск поездов по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь и который обеспечивает транспортную интеграцию всех северных регионов России.

Не стоит забывать мегапроекты, которые реализуются в Арктике (линия Ямал – Европа, ветвь Бованенково – Ухта), цель которых – освоение углеводородного сырья полуострова Ямал. И в этом смысле Воркута – непосредственная часть системы транспортировки газа с этих месторождений, и при этом очень важная часть.

Программа развития Севера России предусматривает в первую очередь освоение полезных ископаемых арктических месторождений. Они компенсируют падение добычи на традиционных месторождениях после 2020 года. И по-новому взглянуть на структуру Печорского угольного бассейна нам позволяют поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Усинского и Юньягинского месторождений. Также будут исследованы новые геологические объекты. Большие надежды связаны с Предуральским краевым прогибом. Его перспективы оцениваются в 2 млрд тонн условного топлива. Кроме того, имеется множество металлических месторождений: меди, мышьяка, баритов, хромитов, золота, серебра и т.д. Активное включение в оборот данных ресурсов могло бы способствовать формированию новых транзитных зон железнодорожного сообщения арктической направленности Воркута – Усть-Кара – Амдерма.

Мы уже знаем, что Воркута определена как одна из точек формирующейся сети специализированных аварийно-спасательных центров Арктической зоны РФ. В связи с этим планируется строительство в Воркуте соответствующего спасательного центра, и в зону ответственности этого центра кроме Воркуты будет входить часть территории Ненецкого АО (побережье от поселка Варандей до поселка Усть-Кара), часть территории Ямало-Ненецкого АО. В составе центра будет арктический поисково-спасательный отряд.

Сегодня работа правительства республики направлена на всестороннее развитие Воркуты в первую очередь как субъекта Арктической зоны России. И с нашей точки зрения, необходимость развития всех российских арктических регионов выдвинула на первый план вопрос определения пространственной политики освоения Арктики. На наш взгляд, она должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего в себя устойчиво развивающиеся узловые арктические города (поселения) с транспортной, энергетической, информационной инфраструктурой, то есть базовые города, способные к самообеспечению. В этой связи встает важный вопрос межрегионального сотрудничества в области политики построения этой пространственной модели. Мы предлагаем для каждого субъекта Арктической зоны определиться с опорными точками с учетом сложившихся условий развития, специализацией территорий и имеющегося потенциала для дальнейшего использования. Благодаря этому будут сконцентрированы ресурсы для развития конкретного направления.

Воркута благодаря ее выгодному местоположению может стать опорной точкой транспортно-логистической инфраструктуры и пространственно-опорной моделью жизнедеятельности арктических городов. Предлагаем на примере Воркуты разработать модель города устойчивого развития, самодостаточного города. Проработанная нами модель может быть в дальнейшем использована другими субъектами Арктической зоны России.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...