Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Газета «Морские вести России» завершает публикацию мнений шести руководителей российских приморских и приарктических регионов о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации, с которыми они выступили в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров

 

Арктический Север как приоритет развития страны

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

Жизнедеятельность и развитие арктического Севера чрезвычайно важны для Красноярского края. Поэтому со мной на конференции присутствуют многие сотрудники краевой администрации, отвечающие за арктические территории. Нам важно, чтобы наши специалисты нарабатывали лучшие практики и повышали качество управленческих решений по развитию арктического Севера. Но задача этого самого развития очень непростая.

Для нашего края арктический Север – это 9 муниципальных районов, где проживает примерно 400 тыс. человек. И есть серьезные проблемы, из-за которых мы уже сегодня сталкиваемся с рядом ограничений. Тем не менее потенциал развития арктического Севера России огромный. Мы можем неограниченно увеличивать добычу углеводородов, полиметаллов, золота в промышленных масштабах.

Перейду к проблемам. Во-первых, плохо решаются вопросы развития транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность сохраняется на том же уровне, что была еще во время первичного освоения Севера. Но жизнь кардинально изменилась как социологически, так и технологически. Сегодня люди не могут эффективно и постоянно работать, если они чувствуют свою оторванность. В таких комплексах, как Норильск или Богучанский алюминиевый комбинат, нельзя работать вахтами, там нужно жить. А жить крайне трудно, потому что нет дорог, летать скоро будет не на чем. Территории оторваны от Большой земли.

Во-вторых, крайне неубедительно решаются коммунальные проблемы. Мы до сих пор не очень точно понимаем, как строить на Севере за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Нам предлагают строить так же, как в Новосибирске, то есть на асфальте, на пересечении всех транспортных коммуникаций. Но это невозможно на Крайнем Севере. Зато сейчас существует множество технологий модульно-сборного строительства с высоким качеством. К сожалению, они почти не применяются.

Кроме того, жилье на северных территориях совсем другого качества. Там практически нет индивидуальных домов, зато достаточно много двухэтажных щитовых временно построенных сооружений, которые поставили еще первые геологи и первые строители. И нам нужно этот ветхий фонд в огромных объемах трансформировать.

Далее, у нас не самые эффективные генерирующие установки. На Севере нет электросетей, вся генерация осуществляется на месте. И, к примеру, в Хатанге себестоимость киловатта 50 рублей. Поэтому имеется обязательная задача выбрать самые эффективные технологии и снизить стоимость генерации.

И есть еще целый ряд задач в сфере традиционных промыслов. Можно вложить много средств в оленеводство, но какой эффект получится от этого? Или эти вложения нужны только лишь для того, чтобы люди не сидели на месте и не пили водку?

Конечно, уже проделана определенная работа. Власти приковали общественное внимание к вопросам Севера, повернули общественное сознание в отношении Арктики. Сегодня получено политическое решение главы государства, требующее рассматривать развитие арктического Севера как приоритетную задачу развития страны. Принято решение Совбеза в этой области, однако прошел уже почти год, но ничего не делается. К чему мы говорим про какие-то комиссии? Должен быть полноценный орган исполнительной власти, который обеспечивает развитие и управление северными территориями. Ведь очевидно, что здесь не хватит усилий ни одного региона, пусть даже самого сильного.

К примеру, возьмем проект автодороги, который мне представили. Его стоимость 25 млрд рублей. И строить на эти 25 млрд нужно сразу, а не в течение 25 лет, потому что население находится только в конечном пункте, а на всем остальном протяжении трассы никто не живет. А 25 млрд рублей за один раз не найдет даже самый большой регион.

Таким образом, проблема развития Севера – проблема общегосударственная. И государство получает такую отдачу от Севера, что не возникает никаких сомнений в целесообразности его освоения. Нужно только обеспечить эффективность вложения государственных средств.

В едином государственном органе нужно сконцентрировать ответственность за развитие инфраструктуры, потому что инфраструктура – основа развития Севера. Регионы должны решать вопросы социального обслуживания. И это тоже огромные затраты в образование, охрану здоровья, культуру и многое другое. Но ни один субъект не сможет самостоятельно построить транспортную артерию.

Не могу почувствовать государственную стратегию развития Севера, и от этого моя плановая работа становится недостаточно эффективной и полноценной.

Еще один важный момент. Всем понятно, и это должно быть зафиксировано в государственной политике, что нельзя развивать Север на основе рыночных целесообразностей. Освоение полярных широт – не рыночная среда, а серьезная государственная плановая программная работа. В этом можно убедиться на примере всех приполярных рыночных стран, посмотрев, как они осваивают свои северные территории.

 

Нужна единая транспортная сеть Севера и Арктической зоны РФ

Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми

В мае 2014 г. указом президента РФ Воркута включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Межрегиональная транспортно-логистическая сопряженность городского округа Воркута с другими территориями Арктической зоны, значительный его природно-ресурсный потенциал, а также наличие условий для формирования производства кадрового потенциала позволяют нам считать Воркуту надежной базой, обеспечивающей достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

Это в первую очередь развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Соответственно эта деятельность направлена и на решение задач повышения качества жизни населения на Севере. Модернизации и развитию транспортно-логистической инфраструктуры может способствовать реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов. И эти проекты в будущем могут стать важнейшими составляющими транзитно-транспортного коридора. Синхронизация этих проектов с проектом развития Мурманского транспортного узла, строительством порта Сабетта и развитием Архангельского морского порта позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России и стимулировать развитие железнодорожной сети и грузовых портов. Отдельно хочу отметить проект «Белкомур», который предполагает запуск поездов по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь и который обеспечивает транспортную интеграцию всех северных регионов России.

Не стоит забывать мегапроекты, которые реализуются в Арктике (линия Ямал – Европа, ветвь Бованенково – Ухта), цель которых – освоение углеводородного сырья полуострова Ямал. И в этом смысле Воркута – непосредственная часть системы транспортировки газа с этих месторождений, и при этом очень важная часть.

Программа развития Севера России предусматривает в первую очередь освоение полезных ископаемых арктических месторождений. Они компенсируют падение добычи на традиционных месторождениях после 2020 года. И по-новому взглянуть на структуру Печорского угольного бассейна нам позволяют поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Усинского и Юньягинского месторождений. Также будут исследованы новые геологические объекты. Большие надежды связаны с Предуральским краевым прогибом. Его перспективы оцениваются в 2 млрд тонн условного топлива. Кроме того, имеется множество металлических месторождений: меди, мышьяка, баритов, хромитов, золота, серебра и т.д. Активное включение в оборот данных ресурсов могло бы способствовать формированию новых транзитных зон железнодорожного сообщения арктической направленности Воркута – Усть-Кара – Амдерма.

Мы уже знаем, что Воркута определена как одна из точек формирующейся сети специализированных аварийно-спасательных центров Арктической зоны РФ. В связи с этим планируется строительство в Воркуте соответствующего спасательного центра, и в зону ответственности этого центра кроме Воркуты будет входить часть территории Ненецкого АО (побережье от поселка Варандей до поселка Усть-Кара), часть территории Ямало-Ненецкого АО. В составе центра будет арктический поисково-спасательный отряд.

Сегодня работа правительства республики направлена на всестороннее развитие Воркуты в первую очередь как субъекта Арктической зоны России. И с нашей точки зрения, необходимость развития всех российских арктических регионов выдвинула на первый план вопрос определения пространственной политики освоения Арктики. На наш взгляд, она должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего в себя устойчиво развивающиеся узловые арктические города (поселения) с транспортной, энергетической, информационной инфраструктурой, то есть базовые города, способные к самообеспечению. В этой связи встает важный вопрос межрегионального сотрудничества в области политики построения этой пространственной модели. Мы предлагаем для каждого субъекта Арктической зоны определиться с опорными точками с учетом сложившихся условий развития, специализацией территорий и имеющегося потенциала для дальнейшего использования. Благодаря этому будут сконцентрированы ресурсы для развития конкретного направления.

Воркута благодаря ее выгодному местоположению может стать опорной точкой транспортно-логистической инфраструктуры и пространственно-опорной моделью жизнедеятельности арктических городов. Предлагаем на примере Воркуты разработать модель города устойчивого развития, самодостаточного города. Проработанная нами модель может быть в дальнейшем использована другими субъектами Арктической зоны России.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...