Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Газета «Морские вести России» завершает публикацию мнений шести руководителей российских приморских и приарктических регионов о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации, с которыми они выступили в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров

 

Арктический Север как приоритет развития страны

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

Жизнедеятельность и развитие арктического Севера чрезвычайно важны для Красноярского края. Поэтому со мной на конференции присутствуют многие сотрудники краевой администрации, отвечающие за арктические территории. Нам важно, чтобы наши специалисты нарабатывали лучшие практики и повышали качество управленческих решений по развитию арктического Севера. Но задача этого самого развития очень непростая.

Для нашего края арктический Север – это 9 муниципальных районов, где проживает примерно 400 тыс. человек. И есть серьезные проблемы, из-за которых мы уже сегодня сталкиваемся с рядом ограничений. Тем не менее потенциал развития арктического Севера России огромный. Мы можем неограниченно увеличивать добычу углеводородов, полиметаллов, золота в промышленных масштабах.

Перейду к проблемам. Во-первых, плохо решаются вопросы развития транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность сохраняется на том же уровне, что была еще во время первичного освоения Севера. Но жизнь кардинально изменилась как социологически, так и технологически. Сегодня люди не могут эффективно и постоянно работать, если они чувствуют свою оторванность. В таких комплексах, как Норильск или Богучанский алюминиевый комбинат, нельзя работать вахтами, там нужно жить. А жить крайне трудно, потому что нет дорог, летать скоро будет не на чем. Территории оторваны от Большой земли.

Во-вторых, крайне неубедительно решаются коммунальные проблемы. Мы до сих пор не очень точно понимаем, как строить на Севере за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Нам предлагают строить так же, как в Новосибирске, то есть на асфальте, на пересечении всех транспортных коммуникаций. Но это невозможно на Крайнем Севере. Зато сейчас существует множество технологий модульно-сборного строительства с высоким качеством. К сожалению, они почти не применяются.

Кроме того, жилье на северных территориях совсем другого качества. Там практически нет индивидуальных домов, зато достаточно много двухэтажных щитовых временно построенных сооружений, которые поставили еще первые геологи и первые строители. И нам нужно этот ветхий фонд в огромных объемах трансформировать.

Далее, у нас не самые эффективные генерирующие установки. На Севере нет электросетей, вся генерация осуществляется на месте. И, к примеру, в Хатанге себестоимость киловатта 50 рублей. Поэтому имеется обязательная задача выбрать самые эффективные технологии и снизить стоимость генерации.

И есть еще целый ряд задач в сфере традиционных промыслов. Можно вложить много средств в оленеводство, но какой эффект получится от этого? Или эти вложения нужны только лишь для того, чтобы люди не сидели на месте и не пили водку?

Конечно, уже проделана определенная работа. Власти приковали общественное внимание к вопросам Севера, повернули общественное сознание в отношении Арктики. Сегодня получено политическое решение главы государства, требующее рассматривать развитие арктического Севера как приоритетную задачу развития страны. Принято решение Совбеза в этой области, однако прошел уже почти год, но ничего не делается. К чему мы говорим про какие-то комиссии? Должен быть полноценный орган исполнительной власти, который обеспечивает развитие и управление северными территориями. Ведь очевидно, что здесь не хватит усилий ни одного региона, пусть даже самого сильного.

К примеру, возьмем проект автодороги, который мне представили. Его стоимость 25 млрд рублей. И строить на эти 25 млрд нужно сразу, а не в течение 25 лет, потому что население находится только в конечном пункте, а на всем остальном протяжении трассы никто не живет. А 25 млрд рублей за один раз не найдет даже самый большой регион.

Таким образом, проблема развития Севера – проблема общегосударственная. И государство получает такую отдачу от Севера, что не возникает никаких сомнений в целесообразности его освоения. Нужно только обеспечить эффективность вложения государственных средств.

В едином государственном органе нужно сконцентрировать ответственность за развитие инфраструктуры, потому что инфраструктура – основа развития Севера. Регионы должны решать вопросы социального обслуживания. И это тоже огромные затраты в образование, охрану здоровья, культуру и многое другое. Но ни один субъект не сможет самостоятельно построить транспортную артерию.

Не могу почувствовать государственную стратегию развития Севера, и от этого моя плановая работа становится недостаточно эффективной и полноценной.

Еще один важный момент. Всем понятно, и это должно быть зафиксировано в государственной политике, что нельзя развивать Север на основе рыночных целесообразностей. Освоение полярных широт – не рыночная среда, а серьезная государственная плановая программная работа. В этом можно убедиться на примере всех приполярных рыночных стран, посмотрев, как они осваивают свои северные территории.

 

Нужна единая транспортная сеть Севера и Арктической зоны РФ

Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми

В мае 2014 г. указом президента РФ Воркута включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Межрегиональная транспортно-логистическая сопряженность городского округа Воркута с другими территориями Арктической зоны, значительный его природно-ресурсный потенциал, а также наличие условий для формирования производства кадрового потенциала позволяют нам считать Воркуту надежной базой, обеспечивающей достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

Это в первую очередь развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Соответственно эта деятельность направлена и на решение задач повышения качества жизни населения на Севере. Модернизации и развитию транспортно-логистической инфраструктуры может способствовать реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов. И эти проекты в будущем могут стать важнейшими составляющими транзитно-транспортного коридора. Синхронизация этих проектов с проектом развития Мурманского транспортного узла, строительством порта Сабетта и развитием Архангельского морского порта позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России и стимулировать развитие железнодорожной сети и грузовых портов. Отдельно хочу отметить проект «Белкомур», который предполагает запуск поездов по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь и который обеспечивает транспортную интеграцию всех северных регионов России.

Не стоит забывать мегапроекты, которые реализуются в Арктике (линия Ямал – Европа, ветвь Бованенково – Ухта), цель которых – освоение углеводородного сырья полуострова Ямал. И в этом смысле Воркута – непосредственная часть системы транспортировки газа с этих месторождений, и при этом очень важная часть.

Программа развития Севера России предусматривает в первую очередь освоение полезных ископаемых арктических месторождений. Они компенсируют падение добычи на традиционных месторождениях после 2020 года. И по-новому взглянуть на структуру Печорского угольного бассейна нам позволяют поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Усинского и Юньягинского месторождений. Также будут исследованы новые геологические объекты. Большие надежды связаны с Предуральским краевым прогибом. Его перспективы оцениваются в 2 млрд тонн условного топлива. Кроме того, имеется множество металлических месторождений: меди, мышьяка, баритов, хромитов, золота, серебра и т.д. Активное включение в оборот данных ресурсов могло бы способствовать формированию новых транзитных зон железнодорожного сообщения арктической направленности Воркута – Усть-Кара – Амдерма.

Мы уже знаем, что Воркута определена как одна из точек формирующейся сети специализированных аварийно-спасательных центров Арктической зоны РФ. В связи с этим планируется строительство в Воркуте соответствующего спасательного центра, и в зону ответственности этого центра кроме Воркуты будет входить часть территории Ненецкого АО (побережье от поселка Варандей до поселка Усть-Кара), часть территории Ямало-Ненецкого АО. В составе центра будет арктический поисково-спасательный отряд.

Сегодня работа правительства республики направлена на всестороннее развитие Воркуты в первую очередь как субъекта Арктической зоны России. И с нашей точки зрения, необходимость развития всех российских арктических регионов выдвинула на первый план вопрос определения пространственной политики освоения Арктики. На наш взгляд, она должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего в себя устойчиво развивающиеся узловые арктические города (поселения) с транспортной, энергетической, информационной инфраструктурой, то есть базовые города, способные к самообеспечению. В этой связи встает важный вопрос межрегионального сотрудничества в области политики построения этой пространственной модели. Мы предлагаем для каждого субъекта Арктической зоны определиться с опорными точками с учетом сложившихся условий развития, специализацией территорий и имеющегося потенциала для дальнейшего использования. Благодаря этому будут сконцентрированы ресурсы для развития конкретного направления.

Воркута благодаря ее выгодному местоположению может стать опорной точкой транспортно-логистической инфраструктуры и пространственно-опорной моделью жизнедеятельности арктических городов. Предлагаем на примере Воркуты разработать модель города устойчивого развития, самодостаточного города. Проработанная нами модель может быть в дальнейшем использована другими субъектами Арктической зоны России.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...