Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 3

Газета «Морские вести России» завершает публикацию мнений шести руководителей российских приморских и приарктических регионов о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации, с которыми они выступили в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге.

А. Сидоров

 

Арктический Север как приоритет развития страны

Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

Жизнедеятельность и развитие арктического Севера чрезвычайно важны для Красноярского края. Поэтому со мной на конференции присутствуют многие сотрудники краевой администрации, отвечающие за арктические территории. Нам важно, чтобы наши специалисты нарабатывали лучшие практики и повышали качество управленческих решений по развитию арктического Севера. Но задача этого самого развития очень непростая.

Для нашего края арктический Север – это 9 муниципальных районов, где проживает примерно 400 тыс. человек. И есть серьезные проблемы, из-за которых мы уже сегодня сталкиваемся с рядом ограничений. Тем не менее потенциал развития арктического Севера России огромный. Мы можем неограниченно увеличивать добычу углеводородов, полиметаллов, золота в промышленных масштабах.

Перейду к проблемам. Во-первых, плохо решаются вопросы развития транспортной инфраструктуры. Транспортная доступность сохраняется на том же уровне, что была еще во время первичного освоения Севера. Но жизнь кардинально изменилась как социологически, так и технологически. Сегодня люди не могут эффективно и постоянно работать, если они чувствуют свою оторванность. В таких комплексах, как Норильск или Богучанский алюминиевый комбинат, нельзя работать вахтами, там нужно жить. А жить крайне трудно, потому что нет дорог, летать скоро будет не на чем. Территории оторваны от Большой земли.

Во-вторых, крайне неубедительно решаются коммунальные проблемы. Мы до сих пор не очень точно понимаем, как строить на Севере за полярным кругом в условиях вечной мерзлоты. Нам предлагают строить так же, как в Новосибирске, то есть на асфальте, на пересечении всех транспортных коммуникаций. Но это невозможно на Крайнем Севере. Зато сейчас существует множество технологий модульно-сборного строительства с высоким качеством. К сожалению, они почти не применяются.

Кроме того, жилье на северных территориях совсем другого качества. Там практически нет индивидуальных домов, зато достаточно много двухэтажных щитовых временно построенных сооружений, которые поставили еще первые геологи и первые строители. И нам нужно этот ветхий фонд в огромных объемах трансформировать.

Далее, у нас не самые эффективные генерирующие установки. На Севере нет электросетей, вся генерация осуществляется на месте. И, к примеру, в Хатанге себестоимость киловатта 50 рублей. Поэтому имеется обязательная задача выбрать самые эффективные технологии и снизить стоимость генерации.

И есть еще целый ряд задач в сфере традиционных промыслов. Можно вложить много средств в оленеводство, но какой эффект получится от этого? Или эти вложения нужны только лишь для того, чтобы люди не сидели на месте и не пили водку?

Конечно, уже проделана определенная работа. Власти приковали общественное внимание к вопросам Севера, повернули общественное сознание в отношении Арктики. Сегодня получено политическое решение главы государства, требующее рассматривать развитие арктического Севера как приоритетную задачу развития страны. Принято решение Совбеза в этой области, однако прошел уже почти год, но ничего не делается. К чему мы говорим про какие-то комиссии? Должен быть полноценный орган исполнительной власти, который обеспечивает развитие и управление северными территориями. Ведь очевидно, что здесь не хватит усилий ни одного региона, пусть даже самого сильного.

К примеру, возьмем проект автодороги, который мне представили. Его стоимость 25 млрд рублей. И строить на эти 25 млрд нужно сразу, а не в течение 25 лет, потому что население находится только в конечном пункте, а на всем остальном протяжении трассы никто не живет. А 25 млрд рублей за один раз не найдет даже самый большой регион.

Таким образом, проблема развития Севера – проблема общегосударственная. И государство получает такую отдачу от Севера, что не возникает никаких сомнений в целесообразности его освоения. Нужно только обеспечить эффективность вложения государственных средств.

В едином государственном органе нужно сконцентрировать ответственность за развитие инфраструктуры, потому что инфраструктура – основа развития Севера. Регионы должны решать вопросы социального обслуживания. И это тоже огромные затраты в образование, охрану здоровья, культуру и многое другое. Но ни один субъект не сможет самостоятельно построить транспортную артерию.

Не могу почувствовать государственную стратегию развития Севера, и от этого моя плановая работа становится недостаточно эффективной и полноценной.

Еще один важный момент. Всем понятно, и это должно быть зафиксировано в государственной политике, что нельзя развивать Север на основе рыночных целесообразностей. Освоение полярных широт – не рыночная среда, а серьезная государственная плановая программная работа. В этом можно убедиться на примере всех приполярных рыночных стран, посмотрев, как они осваивают свои северные территории.

 

Нужна единая транспортная сеть Севера и Арктической зоны РФ

Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми

В мае 2014 г. указом президента РФ Воркута включена в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ. Межрегиональная транспортно-логистическая сопряженность городского округа Воркута с другими территориями Арктической зоны, значительный его природно-ресурсный потенциал, а также наличие условий для формирования производства кадрового потенциала позволяют нам считать Воркуту надежной базой, обеспечивающей достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

Это в первую очередь развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития транспортной, энергетической и современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Соответственно эта деятельность направлена и на решение задач повышения качества жизни населения на Севере. Модернизации и развитию транспортно-логистической инфраструктуры может способствовать реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов. И эти проекты в будущем могут стать важнейшими составляющими транзитно-транспортного коридора. Синхронизация этих проектов с проектом развития Мурманского транспортного узла, строительством порта Сабетта и развитием Архангельского морского порта позволит сформировать единую транспортную сеть Арктической зоны и Севера России и стимулировать развитие железнодорожной сети и грузовых портов. Отдельно хочу отметить проект «Белкомур», который предполагает запуск поездов по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь и который обеспечивает транспортную интеграцию всех северных регионов России.

Не стоит забывать мегапроекты, которые реализуются в Арктике (линия Ямал – Европа, ветвь Бованенково – Ухта), цель которых – освоение углеводородного сырья полуострова Ямал. И в этом смысле Воркута – непосредственная часть системы транспортировки газа с этих месторождений, и при этом очень важная часть.

Программа развития Севера России предусматривает в первую очередь освоение полезных ископаемых арктических месторождений. Они компенсируют падение добычи на традиционных месторождениях после 2020 года. И по-новому взглянуть на структуру Печорского угольного бассейна нам позволяют поисковые работы на коксующиеся угли особо ценных марок в юго-восточной части Усинского и Юньягинского месторождений. Также будут исследованы новые геологические объекты. Большие надежды связаны с Предуральским краевым прогибом. Его перспективы оцениваются в 2 млрд тонн условного топлива. Кроме того, имеется множество металлических месторождений: меди, мышьяка, баритов, хромитов, золота, серебра и т.д. Активное включение в оборот данных ресурсов могло бы способствовать формированию новых транзитных зон железнодорожного сообщения арктической направленности Воркута – Усть-Кара – Амдерма.

Мы уже знаем, что Воркута определена как одна из точек формирующейся сети специализированных аварийно-спасательных центров Арктической зоны РФ. В связи с этим планируется строительство в Воркуте соответствующего спасательного центра, и в зону ответственности этого центра кроме Воркуты будет входить часть территории Ненецкого АО (побережье от поселка Варандей до поселка Усть-Кара), часть территории Ямало-Ненецкого АО. В составе центра будет арктический поисково-спасательный отряд.

Сегодня работа правительства республики направлена на всестороннее развитие Воркуты в первую очередь как субъекта Арктической зоны России. И с нашей точки зрения, необходимость развития всех российских арктических регионов выдвинула на первый план вопрос определения пространственной политики освоения Арктики. На наш взгляд, она должна ориентироваться на формирование опорного каркаса, включающего в себя устойчиво развивающиеся узловые арктические города (поселения) с транспортной, энергетической, информационной инфраструктурой, то есть базовые города, способные к самообеспечению. В этой связи встает важный вопрос межрегионального сотрудничества в области политики построения этой пространственной модели. Мы предлагаем для каждого субъекта Арктической зоны определиться с опорными точками с учетом сложившихся условий развития, специализацией территорий и имеющегося потенциала для дальнейшего использования. Благодаря этому будут сконцентрированы ресурсы для развития конкретного направления.

Воркута благодаря ее выгодному местоположению может стать опорной точкой транспортно-логистической инфраструктуры и пространственно-опорной моделью жизнедеятельности арктических городов. Предлагаем на примере Воркуты разработать модель города устойчивого развития, самодостаточного города. Проработанная нами модель может быть в дальнейшем использована другими субъектами Арктической зоны России.

 

Морские вести России №6 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов Общий вылов всех российских пользователей, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ Транспортная группа Fesco доставила на Курильские острова около 2,685 тыс.тонн грузов по заказу Мини...

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...