Кладовой планеты нужен регулятор

Грузовая база

Международно-правовое управление рыболовством в Арктике

Камиль Бекяшев, заслуженный деятель наук, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой МГЮА им. О.Е. Кутафина, вице-президент Ассоциации международного морского права

 

Рыбохозяйственное значение арктических морей для России

Арктические моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта и Баффина для российского рыбного хозяйства пока не имеют большого значения. В 2011 г. российские рыбаки выловили в арктических морях более 40 тыс. тонн трески, пикши, сайки полярной, а также осетров. Эти виды добыты в устьях Енисея, Лены, Оби, в Карском море и море Лаптевых1.

Международных соглашений Российской Федерации о регулировании рыболовства в арктических морях нет. Россия является участником Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), которая регулирует рыболовство в незначительной части Северного Ледовитого океана (8% от общей площади Северного Ледовитого океана).

Арктика относится к самым уязвимым регионам мира. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах – до 10. Быстрое таяние льдов может привести к тому, что к концу столетия белые медведи окажутся в очень тяжелом положении и большая часть животных погибнет. С другой стороны, образуется значительная площадь водной глади, в которой будут обитать ценные виды промысловых рыб.

В частности, в настоящее время отчетливо определяется центральная часть Северного Ледовитого океана, расположенная за пределами исключительных экономических зон пяти приарктических государств: России, США, Канады, Норвегии и Дании (в отношении Гренландии), которая является с точки зрения международного морского права открытым морем, с вытекающими последствиями. Площадь этого района составляет примерно 2,8 млн км2, что равняется площади Средиземного моря.

Как отмечает Е.А. Шамрай, десять лет назад промысел трески практически заканчивался на 78-м градусе северной широты. Но за последние несколько лет его граница сдвинулась далеко за Шпицберген. Например, в последние годы в августе треска, палтус и мойва распределяются вплоть до 82-го градуса северной широты, возможно и севернее. В свое время даже экспедиции полярников не доходили до этого района километров 400. А сейчас там можно ловить рыбу. Это значит, что часть рыбных запасов, которые традиционно обитали в исключительных экономических зонах России и Норвегии, становятся доступными для других стран2.

Ряд норвежских ученых полагает, что мойва, сельдь и морской окунь могут мигрировать в Северном Ледовитом океане в поисках пищи, поскольку это пелагические виды, свободно перемещающиеся в водной толще. Если рыба мигрирует в международные воды, считают они, ситуация меняется, поскольку к ней могут проявить интерес новые международные игроки, не располагающие доступом к подобным ресурсам в других местах3.

Специалисты-ихтиологи полагают, что свободно мигрировать собственно в Северный Ледовитый океан могут только виды, свободно перемещающиеся в арктических водных массах на протяжении всей жизни или какой-то ее части, – например, мойва и морской окунь4.

Из-за тяжелых ледовых условий Северный Ледовитый океан – один из самых малоизученных морских районов. Сегодня, когда в летний период поверхность его в значительной мере освобождается ото льда, изучать его физические, химические и биологические условия становится легче. Видовой состав фито- и зоопланктона имеет критическое значение для миграции пелагических видов, поэтому изучение его изменений облегчит задачу по фиксации возможной кормовой миграции в этот район.

 

Рыболовная политика РФ в Арктике

Арктика – регион геополитических интересов Российской Федерации. Природоресурсный и экономический потенциалы этого региона играют важную роль в развитии национальной экономики и устойчивом развитии регионов Российской Федерации, расположенных в этой зоне.

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. В частности, в арктическую зону включены земли и острова, расположенные в российском секторе Арктики, а также внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Правовой режим использования живых морских ресурсов Арктической зоны Российской Федерации определен в федеральных законах: об исключительной экономической зоне 1998 г., о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне 1998 г., о континентальном шельфе 1995 г. Основные принципы арктической политики в области рыболовства обозначены: в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.5, Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу6, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года7.

Все эти документы утверждены президентами Российской Федерации, что подчеркивает их значимость в решении проблем обеспечения присутствия Российской Федерации в этом стратегически важном районе.

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. содержит раздел «Арктическое региональное направление». Основу национальной морской политики на данном направлении составляет создание условий для деятельности российского флота (в том числе рыбопромыслового) в Баренцевом, Белом и в арктических морях. Доктрина призвана решать долгосрочную задачу, связанную с исследованием и использованием Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, созданием промыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов.

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу объявили в числе стратегических приоритетов развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий. В Основах предусмотрено освоение водных биоресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе и в области рыболовства. В частности, предусмотрены меры по сохранению и развитию ресурсного потенциала рыбного хозяйства и реализация мероприятий по техническому перевооружению и вводу в эксплуатацию новых мощностей по глубокой переработке водных биоресурсов и развитию морских биотехнологий, а также эффективности использования основных промысловых видов водных биологических ресурсов и вовлечение в промысел новых объектов. Особо отметим то положение Стратегии, в котором предусматриваются меры по предотвращению и пресечению незаконной добычи и оборота водных биоресурсов.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа, причем на обоих этапах предусматриваются меры, направленные на рациональное использование ресурсов и сохранение природной среды арктической зоны, основанные на ее систематическом комплексном научном исследовании.

Законодательство и документы о стратегии России в арктической зоне не затрагивают вопросов промысла водных биоресурсов в анклаве Северного Ледовитого океана. Вне сомнения, этот пробел в арктической политике России в скором времени будет ликвидирован.

 

О необходимости международно-правового управления рыболовством в анклаве Северного Ледовитого океана

Ряд зарубежных (С. Хайлиман, Т. Тейлор – Канада) и российских (И. Меленчук, В.К. Зиланов)8 ученых считают, что нерегулируемое рыболовство в центральной части Северного Ледовитого океана может привести к большой нагрузке на экосистему. Изъятие рыбы, являющейся кормовым объектом или каким-либо другим компонентом экосистемы, может оказать воздействие на другие группы видов: морских млекопитающих и птиц. В отсутствие необходимых научных знаний и мониторинга даже сравнительно небольшой коммерческий промысел может привести к непреднамеренному перелову добываемых видов и подорвать экономическую целостность экосистемы. Это обстоятельство может иметь важные негативные последствия для населения Арктики, ее коренных жителей, которым для обеспечения их жизненных нужд необходимы различные морские биологические ресурсы: рыба, морские млекопитающие и морские птицы.

По мнению ученых, нерегулируемое рыболовство в центральной части Арктического бассейна может также создать сложную политическую ситуацию. В интересах прибрежных арктических государств, особенно Канады, России и США – стран, расположенных ближе всего к новым потенциальным районам, ограничение (и может быть, запрещение) промысла экспедиционными рыболовными судами различных государств в центральной части Северного Ледовитого океана крайне необходимо. Для этих целей указанные выше авторы предлагают разработать и заключить международное соглашение. По их мнению, основными блоками такого соглашения могут быть: первоначальное сохранение статус-кво и прекращение промысла в Северном Ледовитом океане за пределами национальных юрисдикций пяти прибрежных арктических государств; создание программы исследований и мониторинга; согласованное открытие рыбных промыслов в будущем, если страны-участницы придут к общему мнению, что все положения о научных исследованиях, управлении и осуществлении контроля выполнены и может быть обеспечен устойчивый промысел.

Ситуация, складывающаяся в центральной части Северного Ледовитого океана, является предметом обсуждения международными организациями, конференциями и коллективами ученых.

Основы международного сотрудничества в Арктике заложены в Илулиссатской декларации, принятой 29 мая 2008 г. В ней отмечается, что пять прибрежных арктических стран должны играть ведущую роль в охране морской среды и ее ресурсов. Эти страны должны тесно сотрудничать друг с другом и другими заинтересованными странами. Сотрудничество включает сбор научных данных относительно континентального шельфа, сохранение морской окружающей среды и ее живых ресурсов и других научных тем.

Арктический совет, созданный 19 сентября 1996 г., призван рассматривать и координировать программы по мониторингу и оценке, сохранению арктической флоры и фауны, охране морской окружающей среды Арктики. К рассматриваемой проблеме соответствующее отношение имеют многие декларации, принятые в рамках Арктического совета, в частности Оттавская (1996 г.), Барровская (2000 г.), Инарийская (2002 г.), Рейкьявикская (2004 г.), Салехардская (2006 г.), Тромсе (2009 г.), Нуукская (2011 г.).

29 марта 2010 г. в пригороде Оттавы – Челси – состоялась вторая министерская встреча прибрежных арктических государств: Дании, Канады, Норвегии, России и США. На встрече обсуждалась ситуация в районе Северного Ледовитого океана и в Арктике в целом в свете новых возможностей и новых вызовов, возникающих в связи с изменением климата и развитием технологии. При обсуждении проблематики освоения природных ресурсов Северного Ледовитого океана упор был сделан на необходимости соблюдения баланса между экономическими и экологическими интересами, а также недопущении ограничения естественных конкурентных преимуществ государств под искусственными предлогами. Хотя крупномасштабное коммерческое рыболовство в Северном Ледовитом океане не является делом ближайшего будущего, участники переговоров обсудили необходимость дальнейшего научного изучения состояния и природы рыбных запасов и их экосистем для того, чтобы оценить намечающиеся тенденции и их последствия. «В настоящее время уже существует примерная и всеобъемлющая юридическая база, относящаяся к Северному Ледовитому океану, и у прибрежных арктических государств есть уникальный интерес и роль, которую они должны играть в нынешних и будущих усилиях по сохранению и управлению рыбными запасами в этом регионе», – резюмировали участники заседания.

 

Новое будущее для Российской Арктики

Всемирный фонд дикой природы (WWF) выполняет комплексный проект «Новое будущее для российской Арктики» (A New Future for the Russian Arctic), который состоит из пяти направлений.

Первое направление – информационная работа, публикация изданий, работа со СМИ и общественностью. Его цель – показать, что Арктике нужна помощь, для чего нужна как адаптация к новым условиям, так и снижение выбросов парниковых газов на всей планете. Без резкого снижения выбросов к середине века Арктике придется очень тяжело.

Цель второго направления – минимизация негативного воздействия судоходства в Арктике. Ожидается, что интенсивность судоходства в морях российской Арктики будет расти в связи с таянием льдов, и необходимо принять правовые меры, предупреждающие и предотвращающие негативное воздействие этих процессов. Основными направлениями деятельности будет содействие разработке и принятию федерального закона о предотвращении нефтяного загрязнения морей Российской Федерации, а также принятие специальных мер по судоходству в Арктике Международной морской организацией. Кроме того, важно, чтобы требования российского законодательства соответствовали этим мерам.

Третье направление – устранение угроз, вызываемых добычей нефти и газа, как сегодняшних, так и будущих, которые могут угрожать Арктике, если ее бездумно «использовать».

Четвертое направление – рыболовство в арктических морях. Это особо хрупкие экосистемы, и к ним должен быть особый подход. Российская Арктика, включая Баренцево и Берингово моря, является важнейшим районом для отечественного и мирового рыболовства. Здесь обитает одно из последних, еще сохранившихся крупных стад баренцевоморской трески и самый многочисленный вид тресковых – минтай. Помимо минтая другие виды рыб тоже хорошо известны покупателям: пикша, сайда, навага, путассу и сайка.

Основное направление деятельности – внедрение принципов ответственного рыболовства, направленного на долгосрочное сохранение здоровых и продуктивных морских экосистем.

И пятое – самое большое направление деятельности – забота об особо охраняемых природных территориях: создание и поддержка системы особо охраняемых природных территорий; сохранение редких и исчезающих видов; экологическое образование и просвещение населения.

Наиболее активным государством, выступающим за создание международно-правового режима рыболовства в анклаве Северного Ледовитого океана, являются Соединенные Штаты Америки.

 

Арктическая политика США

Арктическая политика США в целом и в отношении анклава Северного Ледовитого океана определена в Законе № 110-243 «Совместная резолюция о даче Соединенными Штатами Америки указания об инициировании дискуссий на международном уровне и принятии совместно с иными государствами мер, направленных на подготовку международного договора об управлении запасами мигрирующих рыб и трансграничными рыбными запасами в Северном Ледовитом океане», который принят конгрессом на его 110-й сессии 3 июня 2008г.9

В названии данного закона отражена его цель: инициирование США дискуссий на международном уровне и принятие совместно с соответствующими органами мер, направленных на подготовку международного договора об управлении запасами мигрирующих рыб и трансграничными рыбными запасами в Северном Ледовитом океане.

В этом законе отмечается, что уменьшение ряда ценных с коммерческой точки зрения рыбных запасов свидетельствует о необходимости принятия государствами мер, направленных на сохранение рыбных запасов и разработку механизмов управления, позволяющих обеспечить устойчивое рыболовство.

В законе обращается внимание на то, что глобальное изменение климатического режима может привести к росту температуры воды и, как следствие, появлению новых устойчивых ареалов, пригодных для обитания, в районах, климатические условия которых ранее были слишком суровыми для выживания определенных видов рыб, например, в Северном Ледовитом океане.

Как отмечается в п. 7 этого закона, в будущем расширение ареалов обитания и миграции рыбных ресурсов в пределах Северного Ледовитого океана, а также наличие возможности для стоянки судов и навигации в Северном Ледовитом океане может привести к возникновению благоприятных условий для начала и развития в указанном регионе коммерческого рыболовства.

В п. 5 закона констатируется, что имеют место факты осуществления коммерческого рыболовства в некоторых регионах Северного Ледовитого океана, включая Баренцево море, Карское море, море Бофорта, Чукотское море и Гренландское море, и учитывая наличие у ученых ограниченного количества данных относительно текущей и предполагаемой плотности популяции рыб, а также распределения областей их обитания в регионе Северного Ледовитого океана, необходимо учредить режим международного регулирования.

В законе указывается на то, что коренные национальные меньшинства различных государств, проживающие на побережье Северного Ледовитого океана, занимаются рыбным промыслом в ограниченном и небольшим объеме, и им в целях выживания должен быть предоставлен доступ к данному промыслу и обеспечена его устойчивость.

Далее в законе отмечается, что управление рыболовством в целях достижения его устойчивости требует осуществления всех видов рыболовства с учетом установленных и научно обоснованных лимитов вылова, периодической отчетности о результатах вылова, наличия справедливой системы предоставления доступа и распределения, а также эффективной системы мониторинга и возможности принуждения к выполнению обязательств.

США считают, что запасы мигрирующих рыб перемещаются через национальные границы и границы исключительных экономических зон государств, занимающихся рыбным промыслом, а также по открытому морю, в результате чего обеспечение устойчивого рыболовства в отношении указанных видов требует создания системы управления, основанной на международной координации действий и сотрудничества.

Применительно к анклаву Северного Ледовитого океана в Законе №110-243 от 3 июня 2008 г. указано следующее:

-         в будущем коммерческое рыболовство в Северном Ледовитом океане и действия по управлению им должны осуществляться в рамках международной программы, предусмотренной международными договорами либо разработанной региональными организациями по управлению рыболовством. Указанная программа должна быть разработана до того момента, когда коммерческое рыболовство будет распространено в районах открытого моря;

-         США должны инициировать на международном уровне обсуждение и принятие совместно с иными арктическими государствами шагов по согласованию договора или договоров по управлению мигрирующими рыбными запасами и трансграничными рыбными запасами Северного Ледовитого океана, а также по созданию новой международной организации или организаций по управлению рыболовством в указанном регионе;

-         договор или договоры должны соответствовать требованиям Соглашения ООН о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих видов 1995 г. и содержать, помимо прочего, механизмы определения лимита вылова и прилова, распределения территории (участков) промысла, механизмы наблюдения, мониторинга, сбора данных, отчетности, возможность принуждения к выполнению обязательств, а также иные элементы, необходимые для обеспечения поддержания рыбных запасов Северного Ледовитого океана;

-         до вступления в силу договора или договоров и введения в действие мер, соответствующих Соглашению 1995 г. относительно рыбных запасов, США обязаны поддерживать усилия, предпринимаемые международным сообществом, в целях предотвращения распространения коммерческого рыболовства на территории открытой части Северного Ледовитого океана.

Таким образом, официальная позиция США по вопросу международно-правового управления рыболовством в анклаве Северного Ледовитого океана заключается в следующем:

1) изменение климата и быстрое таяние льдов может привести к изменению условий и ареалов обитания рыб;

2) должен быть обеспечен доступ коренному населению к любому району рыболовства в Северном Ледовитом океане;

3) управление рыболовством в Северном Ледовитом океане требует разработки и заключения международного договора и создания новой международной организации по управлению рыболовством;

4) США законодательно одобрили основные положения международного договора относительно рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана;

5) до вступления международного договора в силу должен быть установлен мораторий на промысел биоресурсов в открытой части Северного Ледовитого океана.

Как показали последние события, США четко придерживаются на переговорах положений Закона №110-243 от 3 июня 2008 г.

Проблема международно-правового управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана в течение ряда лет обсуждается на сессиях российско-американского Межправительственного консультативного комитета по рыбному хозяйству (далее – МКК). Так, на 22-й сессии в сентябре 2011 г. американская сторона отметила, что, несмотря на то, что в центральной части Северного Ледовитого океана промысла пока нет, потепление в этом регионе происходит быстрее, чем в других частях планеты, что позволяет предположить, что распространение некоторых промысловых видов рыб в более северные районы будет увеличиваться. США обращают внимание на то, что не существует международного соглашения по регулированию рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана и рыболовные суда могут начать промысел в этом районе при отсутствии соответствующей системы управления. США хотели бы избежать ситуации, которая в советское время сложилась в центральной части Северного Ледовитого океана.

США и Россия имеют общие интересы в этом районе. В соответствии с этим США предложили совместно с Россией разработать проект соглашения и представить его трем другим прибрежным государствам для обсуждения. Принятие такого многостороннего соглашения предотвратит ведение нерегулируемого промысла третьими странами. Соглашение, разработанное прибрежными государствами, будет призывать государства, находящиеся за пределами региона, которые потенциально могут вести промысел в центральной части этого океана, такие как Республика Корея, Япония, КНР, а также ЕС присоединятся к нему. Соглашение будет предусматривать ответственность стран-участниц за несанкционированное ведение рыболовства10.

На 23-й сессии МКК в 2012 г. стороны обсудили предложенный США проект соглашения. США напомнили, что цель соглашения – избежать повторения ситуации, в которую попали обе стороны в связи с коллапсом запасов минтая в Алеутском бассейне центральной части Берингова моря. По этой причине США предложили отложить коммерческий промысел в открытой части Северного Ледовитого океана, пока не будет соответствующего научного понимания, каким образом осуществлять там промысел, и пока не будет установлен многосторонний механизм такого управления, США предложили проводить совместные исследования в этой области.

 

Позиция России

Российская делегация заявила, что она придает весьма важное значение вопросу регулирования рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана и разделяет стремление американской стороны избежать ситуации неконтролируемого коммерческого промысла в этом районе со стороны третьих (не приарктических) государств. Однако на данном этапе, в силу ряда соображений, российская сторона не может в полной мере поддержать американский проект и стать его соавтором.

На этой сессии было заявлено, что развернутый комментарий российской стороны к предложениям США будет представлен позже.

Российская сторона поддержала предложение американской стороны о созыве встречи представителей пяти приарктических государств для обсуждения вопросов управления живыми морскими ресурсами Арктики и готова принять деятельное участие в такой встрече11.

Ученые многих стран озабочены сложившейся ситуацией относительно управления ресурсами Северного Ледовитого океана. Отчетливо наметился вакуум в международно-правовом статусе Северного Ледовитого океана.

Более 2 тыс. ученых из 67 стран обратились с открытым письмом к международному сообществу с требованием защитить Северный Ледовитый океан, запретив коммерческое рыболовство до тех пор, пока исследования и регламентирование не гарантируют сохранения этой хрупкой природной экосистемы.

Ученые рекомендуют: а) достичь договоренности о предосторожном подходе к управлению рыболовством в открытых регионах Арктики; б) начать с нулевого уровня добычи и придерживаться его до тех пор, пока не будут проведены необходимые исследования по оценке воздействия рыболовства на экосистему центральной части Северного Ледовитого океана; в) установить надежную систему управления, мониторинга и правоприменения до того, как будет начат промысел.

Таяние льдов, достигшее рекордных показателей в 2007-2011 гг., разожгло аппетиты не только газо- и нефтедобывающих, но и рыболовецких компаний, привлеченных перспективой девственных природных ресурсов и отсутствия международного регулирования в Арктике. «Научное сообщество на данный момент не располагает достаточными биологическими данными, чтобы оценить присутствие, изобилие, структуру, передвижения и состояние рыбных запасов и их роль в расширенной экосистеме Северного Ледовитого океана», – пишут ученые в этом письме.

Авторы обращения призывают ввести мораторий на коммерческое рыболовство в регионе до тех пор, пока не будет проанализировано воздействие вылова рыбы на местную экосистему и население, чье существование зависит от этих ресурсов. Они требуют также, чтобы правительства пяти приарктических стран – Канады, Дании, США, Норвегии и России – выработали международное соглашение, основанное на результатах научных исследований и принципе осторожности.

Пока истинные объемы рыбных ресурсов региона неизвестны. Но, как отмечает Луи Фортье, научный директор Arctic Net – исследовательской программы в Университете Лаваля в Квебек-Сити, с постепенным исчезновением льдов биологическая производительность экосистем повысится, приведя к росту популяции рыб, особенно на севере Берингова пролива и востоке Баренцева моря. «Существует опасность переноса в Арктику практики чрезмерного вылова рыбы, которая привела к сверхэксплуатации некоторых крупных видов и стала причиной нарушения равновесия в морских экосистемах, – отметил Фортье. – В случае с Северным полюсом ситуация будет еще более разрушительной, так как местные рыбные ресурсы увеличиваются медленно: низкие температуры затрудняют процесс воспроизводства».

Как полагают А.И. Глубоков и М.К. Глубоковский, в связи с потеплением климата ряд районов Северного Ледовитого океана, находящихся за пределами исключительных экономических зон прибрежных стран, стал в летний период освобождаться ото льда, в том числе такие районы появились за зонами США, Канады и России в водах западной части американского побережья. Потепление климата вызвало распространение в промысловых количествах некоторых гидробионтов в Чукотское, Карское и другие моря, в которых ранее рыболовство не было развито. Потепление вызывает также рост биорассы некоторых запасов ценных промысловых рыб, например трески. Это в свою очередь обостряет конкуренцию за доступ к водным биоресурсам Арктики как в рамках многосторонних, так и двусторонних соглашений. Все эти природные явления, указывают А.И. Глубоков и М.К. Глубоковский, ставят в повестку дня несколько вопросов, а именно: а) о международном регулировании рыболовства в арктических морях, в которых раньше промысел не велся; б) о результате механизма международного регулирования рыбохозяйственной деятельности в открытом море Северного Ледовитого океана; в) о допуске третьих (неарктических) стран к промыслу за пределами исключительных экономических зон приарктических государств12.

К настоящему времени нам известен один проект такого международно-правового документа. В частности, Государственный департамент США в октябре 2011 г. распространил проект Соглашения о рыболовстве в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Данный проект состоит из 9 статей.

Целью Соглашения является обеспечение проведения малого рыболовства на участке открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана только лишь в соответствии с принципами одной или более региональной или субрегиональной организации или договоренности, которая может быть создана или установлена в конкретных целях для управления таким рыболовством согласно современным международным стандартам.

Статья 4 проекта содержит перечень обязательств сторон. Стороны Соглашения будут давать разрешение своим рыболовным судам на ведение промысла в зоне Соглашения и только лишь в соответствии с принципами одной или более региональных организаций или договоренности, которая может быть создана или установлена в конкретных целях управления таким рыболовством.

Стороны учредят совместную программу научных исследований с целью улучшения понимания ими экосистемы района применения Соглашения и, в частности, с целью определения возможности существования в зоне Соглашения в настоящем или в будущем рыбных запасов, которые могли бы добываться на устойчивой основе в рамках промышленного лова, а также возможного воздействия такого промысла на экосистему.

Принципиальной является ст. 5 проекта, в которой предполагается определить условия участия третьих стран в рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана.

Участники Соглашения будут поощрять страны за принятие мер к своим судам в отношении выполнения требований Соглашения.

Участники Соглашения должны принимать меры, отвечающие нормам международного права, направленные на то, чтобы не позволить судам, имеющим право плавать под флагами третьих стран, не участвующих в Соглашении, осуществлять деятельность, которая подрывала бы эффективность выполнения положений Соглашения.

 

Свобода открытого моря

По своему правовому статусу центральная часть Северного Ледовитого океана является открытым морем, и, следовательно, управление рыболовством в ней должно осуществляться на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.) и других международно-правовых актов. Согласно ст. 87 Конвенции 1982 г. открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Однако свобода открытого моря, в том числе свобода рыболовства, осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми этой Конвенцией и другими нормами международного права. Эти нормы должны быть закреплены в специальной конвенции, которую условно можно назвать как «Конвенция по сохранению живых морских ресурсов центральной части Северного Ледовитого океана».

По нашему мнению, ключевыми положениями данной Конвенции могли бы быть следующие положения.

1. Все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к этому району, обязаны воздерживаться от любой деятельности, касающейся промышленной добычи живых морских ресурсов до момента, когда Комиссия (см. далее) на основе научных исследований вынесет рекомендацию о возможностях промысла в конкретных районах центральной части Северного Ледовитого океана.

2. Все государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в центральной части Северного Ледовитого океана и обязаны быть участниками Конвенции.

3. Все государства должны проводить морские научные исследования или принимать участие в их проведении в указанном районе и передавать результаты таких исследований Комиссии для анализа и опубликования.

4. Государства – участники Конвенции учреждают Комиссию по сохранению и управлению живыми морскими ресурсами открытой части Северного Ледовитого океана и координации морских научных исследований. Все решения Комиссии по существу принимаются консенсусом.

5. Только государства – участники Конвенции будут иметь в дальнейшем права на доступ к промысловым ресурсам.

6. Комиссия будет:

-         получать и оценивать научные рекомендации; проводить обзор состояния запасов и окружающей морской среды;

-         согласовывать стандарты сбора, сообщения, проверки данных о живых морских ресурсах;

-         поощрять проведение научной оценки запасов;

-         механизмом сотрудничества для эффективного мониторинга, контроля, наблюдения и обеспечения выполнения;

-         обеспечивать всестороннее сотрудничество государств, национальных учреждений и предприятий по изучению морской среды и ее живых морских ресурсов.

7. При определении характера и объема участия для новых членов Комиссии или участия их в Конвенции должны быть приняты во внимание, в частности, соответствующие интересы таких государств в сохранении живых морских ресурсов; соответствующий вклад новых и уже имеющихся членов или участников в сохранение запасов и управление ими, а также в их изучении, оценке и мониторинге; потребности прибрежных государств, чья экономика в значительной степени зависит от эксплуатации живых морских ресурсов; нужды прибрежных рыболовных общин (компаний), которые зависят главным образом от промысла соответствующих запасов.

8. Государства, не являющиеся по каким-либо причинам членами Комиссии или участниками Конвенции и не дающие своего согласия быть таковыми, не освобождаются от обязанности сотрудничать с Комиссией и другими государствами в сохранении соответствующих ресурсов и проведении научных исследований.

Такое государство обязано не разрешать судам, плавающим под его флагом, заниматься промышленным рыболовством и строго соблюдать меры по сохранению и управлению, введенные Комиссией.

 

Выводы

Полагаю, вполне можно присоединиться к мнению С. Хайлимана (США) в том, что приарктические государства должны взять на себя роль лидеров в решении сложных задач, связанных с рыбными ресурсами в центральной Арктике. Разрешение этого потенциального спорного вопроса до того, как он превратится в конфликт за ресурсы, позволит арктическим государствам осуществить необходимые природоохранные меры в отношении Северного Ледовитого океана в условиях изменения климата. И абсолютно прав С. Хайлиман в том, что «если арктические государства не возьмут на себя эту ведущую роль, то вакуум заполнят другие заинтересованные стороны, такие как Евросоюз и неприбрежные государства»13.

 

1. См. подробнее: Российская Арктика: на пороге катастрофы. М., 1996, с. 93-101.

2. См.: Михайлов А. В море без правил. Промысел в освободившихся от арктических льдов районах пока не имеет правового и научного обоснования//Российская газета, 2013, 23 января.

3. См.: Лоэнг Х., Йосетер Х., Ингвальдсен Р. Северный Ледовитый – без рыбного промысла? // mvestnik.ru.,14.03.2013.

4. См.: Там же, с. 2.

5. См.: www.kremlin.ru

6. См.: Российская газета, 2009, 27 марта.

7. См.: www.goverment.ru

8. См.: Хайлиман С., Тейлор Т. Международное соглашение о сохранении рыбных промыслов в центральной части Северного Ледовитого океана и управлении ими// Рыбные ресурсы, 2011, № 2, с. 14-17; Зиланов В.К. Новые вызовы арктическому рыболовству. В сб. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане». М., 2012, с. 44-45.

9. http:/beta.congress/gov/bill/110-th congress/senate-joint-resolotion/17/text

10. См.: Протокол 22-й сессии российско-американского Межправительственного консультативного комитета (МКК) по рыбному хозяйству, 5-9 сентября 2011 г., с. 4 (материал находится в архиве УМС Росрыболовства).

11. См.: Протокол 23-й сессии российско-американского Межправительственного консультативного комитета (МКК) по рыбному хозяйства, 5-9 сентября 2012 г., с. 7 (материал находится в архиве УМС Росрыболовства).

12. См. подробнее: Глубоков А.И., Глубоковский М.К. Международно-правовое регулирование рыболовства в арктических морях. В кн.: Арктика: зона мира и сотрудничества. М., 2011, с.103.

13. Хайлиман С. Предотвращение нерегулируемого рыболовства в районе открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана. В сб.: «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального правления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане». М., 2012, с. 37.

 

Морские вести России №14 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ Заказ на строительство трех новых паромов для железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга – Балтийск...

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ Транспортная группа Fesco доставила на Курильские острова около 2,685 тыс.тонн грузов по заказу Мини...

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...