От эксперимента к системе

Инфраструктура / Образование
От эксперимента к системе

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан для повышения эффективности использования потенциала нашего вуза в интересах обеспечения обороны и безопасности страны. Между Министерством обороны РФ и СПбГМТУ в 2006, 2007 и 2008 гг. были заключены государственные контракты на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета на базе факультета военного обучения.

Альберт Акопян, начальник УВЦ при СПбГМТУ

 

Своевременное решение

Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования было глубоко продуманным и своевременным решением. Существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса не разрушилась, более того – в тех вузах, где появились учебные военные центры и остались военные кафедры (факультеты военного обучения), возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения и продолжает традиции военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института. Напомню, что среди выпускников последней есть видные военачальники, командиры кораблей и атомных подводных лодок. Мы гордимся именами вице-адмирала Владимира Фоминых, контр-адмирала Николая Чикера. Сейчас в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1-го ранга Эдуард Пучков...

Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования. В этом году 39 выпускников УВЦ пополнят ряды лейтенантов Вооруженных сил РФ, разъедутся по всей России, где будут – не сомневаюсь, достойно – служить своей стране. И в прошлом году наших выпускников было не меньше. Это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских вузах.

Однако процесс становления учебных военных центров в системе военного образования был и остается непростым. К сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Хочется верить, что неправильное, с моей точки зрения, восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.

Прошло всего шесть лет с начала нашего эксперимента, но уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских вузов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.

 

Проблемы пока остаются

Существуют также и проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальную базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера (хотя, замечу, ситуация начинает меняться в лучшую сторону).

Решения, принятые совещанием руководителей органов государственной власти на тему «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-морского флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета» в апреле 2014 года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ. Соответствующую поддержку оказывают УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.

Несколько слов хотелось бы сказать о существующих условиях формирования контингента для обучения в нашем центре, а также прохождения военной службы выпускниками. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть существенная разница. Она касается прежде всего материального обеспечения. Так, ежемесячные выплаты для студента УВЦ на 1-м курсе составляют 1650 руб., на последующих курсах – три-четыре установленные законом государственные стипендии (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант получает от 15 000 руб. независимо от результатов обучения. За проживание в общежитии студент платит от 750 руб. в месяц, курсант пользуется проживанием безвозмездно.

Студенту за все время обучения единожды производится выплата в размере 5000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант обеспечивается формой в соответствии с нормами весь период обучения. Студент питается самостоятельно (около 15 000 руб. в месяц), а курсант – в соответствии с нормами весь период безвозмездно.

Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов сегодня объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми ее тяготами и ограничениями, а студенты – нет, что не совсем справедливо.

Также отличаются и начальные условия службы у выпускников вузов.

По окончании учебного заведения выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного вуза – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения. Срок присвоения очередного воинского звания у выпускника УВЦ наступает через 3 года, а у выпускника военного вуза – через 2. У выпускника УВЦ время обучения не входит в общую выслугу, а у выпускника военного вуза – входит (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).

Что касается срока службы в первом звании, то, по моим данным, вопрос рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства. Будем надеяться, что разницу устранят.

Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях и, соответственно, должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15% от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование, формируют, как правило, родители. Дети из малообеспеченных и неполных семей чаще выбирают военное учебное заведение.

Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших путь защитника Отечества.

Нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, особенно телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным.

К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников на сегодняшний день проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок), что не всегда оказывается удачным. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок).

 В то же время у нас есть и положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в проведении учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих подразделениях уже служат наши выпускники.

 

День сегодняшний

На формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. В апреле-мае 2014 года 29 студентов 4-го курса приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле «Смольный» (командир похода контр-адмирал Владимир Соколов). По итогам военно-морского соревнования между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место. Командование похода наградило наше подразделение грамотой за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров, капитана 2-го ранга Дениса Кузнецова и капитана 3-го ранга Андрея Мартыновича. Это наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.

Немало внимания мы уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств, необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к аналогичному в военных институтах. Это касается и физической подготовки студентов УВЦ, которая проводится по отдельной программе.

Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная регата «Весла на воду!» в День города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году всероссийской. Ежегодно студенты «корабелки» и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам боевой славы Ладожской флотилии.

Не могу обойти тему нашего взаимодействия с Управлением военных представительств МО РФ, в интересах которых мы готовим военные кадры с 2008 года. В самые неблагоприятные для военного образования годы (2010-2012), когда не состоялись наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено соглашение. В соответствии с ним мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП и тем самым избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса. Позднее нам удалось получить разрешение на заключение с обучающимися договоров на продолжение учебы в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...