От эксперимента к системе

Инфраструктура / Образование
От эксперимента к системе

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан для повышения эффективности использования потенциала нашего вуза в интересах обеспечения обороны и безопасности страны. Между Министерством обороны РФ и СПбГМТУ в 2006, 2007 и 2008 гг. были заключены государственные контракты на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета на базе факультета военного обучения.

Альберт Акопян, начальник УВЦ при СПбГМТУ

 

Своевременное решение

Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования было глубоко продуманным и своевременным решением. Существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса не разрушилась, более того – в тех вузах, где появились учебные военные центры и остались военные кафедры (факультеты военного обучения), возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения и продолжает традиции военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института. Напомню, что среди выпускников последней есть видные военачальники, командиры кораблей и атомных подводных лодок. Мы гордимся именами вице-адмирала Владимира Фоминых, контр-адмирала Николая Чикера. Сейчас в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1-го ранга Эдуард Пучков...

Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования. В этом году 39 выпускников УВЦ пополнят ряды лейтенантов Вооруженных сил РФ, разъедутся по всей России, где будут – не сомневаюсь, достойно – служить своей стране. И в прошлом году наших выпускников было не меньше. Это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских вузах.

Однако процесс становления учебных военных центров в системе военного образования был и остается непростым. К сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Хочется верить, что неправильное, с моей точки зрения, восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.

Прошло всего шесть лет с начала нашего эксперимента, но уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских вузов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.

 

Проблемы пока остаются

Существуют также и проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальную базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера (хотя, замечу, ситуация начинает меняться в лучшую сторону).

Решения, принятые совещанием руководителей органов государственной власти на тему «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-морского флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета» в апреле 2014 года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ. Соответствующую поддержку оказывают УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.

Несколько слов хотелось бы сказать о существующих условиях формирования контингента для обучения в нашем центре, а также прохождения военной службы выпускниками. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть существенная разница. Она касается прежде всего материального обеспечения. Так, ежемесячные выплаты для студента УВЦ на 1-м курсе составляют 1650 руб., на последующих курсах – три-четыре установленные законом государственные стипендии (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант получает от 15 000 руб. независимо от результатов обучения. За проживание в общежитии студент платит от 750 руб. в месяц, курсант пользуется проживанием безвозмездно.

Студенту за все время обучения единожды производится выплата в размере 5000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант обеспечивается формой в соответствии с нормами весь период обучения. Студент питается самостоятельно (около 15 000 руб. в месяц), а курсант – в соответствии с нормами весь период безвозмездно.

Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов сегодня объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми ее тяготами и ограничениями, а студенты – нет, что не совсем справедливо.

Также отличаются и начальные условия службы у выпускников вузов.

По окончании учебного заведения выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного вуза – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения. Срок присвоения очередного воинского звания у выпускника УВЦ наступает через 3 года, а у выпускника военного вуза – через 2. У выпускника УВЦ время обучения не входит в общую выслугу, а у выпускника военного вуза – входит (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).

Что касается срока службы в первом звании, то, по моим данным, вопрос рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства. Будем надеяться, что разницу устранят.

Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях и, соответственно, должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15% от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование, формируют, как правило, родители. Дети из малообеспеченных и неполных семей чаще выбирают военное учебное заведение.

Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших путь защитника Отечества.

Нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, особенно телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным.

К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников на сегодняшний день проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок), что не всегда оказывается удачным. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок).

 В то же время у нас есть и положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в проведении учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих подразделениях уже служат наши выпускники.

 

День сегодняшний

На формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. В апреле-мае 2014 года 29 студентов 4-го курса приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле «Смольный» (командир похода контр-адмирал Владимир Соколов). По итогам военно-морского соревнования между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место. Командование похода наградило наше подразделение грамотой за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров, капитана 2-го ранга Дениса Кузнецова и капитана 3-го ранга Андрея Мартыновича. Это наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.

Немало внимания мы уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств, необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к аналогичному в военных институтах. Это касается и физической подготовки студентов УВЦ, которая проводится по отдельной программе.

Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная регата «Весла на воду!» в День города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году всероссийской. Ежегодно студенты «корабелки» и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам боевой славы Ладожской флотилии.

Не могу обойти тему нашего взаимодействия с Управлением военных представительств МО РФ, в интересах которых мы готовим военные кадры с 2008 года. В самые неблагоприятные для военного образования годы (2010-2012), когда не состоялись наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено соглашение. В соответствии с ним мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП и тем самым избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса. Позднее нам удалось получить разрешение на заключение с обучающимися договоров на продолжение учебы в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП Глава комитета по инвестициям и производственным вопросам АСОП Д. Морозов рассказал о проблемах и пе...

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля Особенностью японского подхода является активное применение зеленых насаждений: благодаря растениям ...




Морской транспорт

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск»

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск» Специалистами предприятия была проведена заменена всех фильтрующих элементов, неисправных форсунок и...

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России Федеральная трасса общего пользования А-289 «Краснодар – Тамань» после реконструкции станет наиболее...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Первая среди равных

Первая среди равных Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...