Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

От эксперимента к системе

Инфраструктура / Образование
От эксперимента к системе

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан для повышения эффективности использования потенциала нашего вуза в интересах обеспечения обороны и безопасности страны. Между Министерством обороны РФ и СПбГМТУ в 2006, 2007 и 2008 гг. были заключены государственные контракты на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета на базе факультета военного обучения.

Альберт Акопян, начальник УВЦ при СПбГМТУ

 

Своевременное решение

Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования было глубоко продуманным и своевременным решением. Существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса не разрушилась, более того – в тех вузах, где появились учебные военные центры и остались военные кафедры (факультеты военного обучения), возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения и продолжает традиции военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института. Напомню, что среди выпускников последней есть видные военачальники, командиры кораблей и атомных подводных лодок. Мы гордимся именами вице-адмирала Владимира Фоминых, контр-адмирала Николая Чикера. Сейчас в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1-го ранга Эдуард Пучков...

Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования. В этом году 39 выпускников УВЦ пополнят ряды лейтенантов Вооруженных сил РФ, разъедутся по всей России, где будут – не сомневаюсь, достойно – служить своей стране. И в прошлом году наших выпускников было не меньше. Это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских вузах.

Однако процесс становления учебных военных центров в системе военного образования был и остается непростым. К сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Хочется верить, что неправильное, с моей точки зрения, восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.

Прошло всего шесть лет с начала нашего эксперимента, но уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских вузов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.

 

Проблемы пока остаются

Существуют также и проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальную базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера (хотя, замечу, ситуация начинает меняться в лучшую сторону).

Решения, принятые совещанием руководителей органов государственной власти на тему «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-морского флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета» в апреле 2014 года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ. Соответствующую поддержку оказывают УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.

Несколько слов хотелось бы сказать о существующих условиях формирования контингента для обучения в нашем центре, а также прохождения военной службы выпускниками. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть существенная разница. Она касается прежде всего материального обеспечения. Так, ежемесячные выплаты для студента УВЦ на 1-м курсе составляют 1650 руб., на последующих курсах – три-четыре установленные законом государственные стипендии (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант получает от 15 000 руб. независимо от результатов обучения. За проживание в общежитии студент платит от 750 руб. в месяц, курсант пользуется проживанием безвозмездно.

Студенту за все время обучения единожды производится выплата в размере 5000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант обеспечивается формой в соответствии с нормами весь период обучения. Студент питается самостоятельно (около 15 000 руб. в месяц), а курсант – в соответствии с нормами весь период безвозмездно.

Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов сегодня объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми ее тяготами и ограничениями, а студенты – нет, что не совсем справедливо.

Также отличаются и начальные условия службы у выпускников вузов.

По окончании учебного заведения выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного вуза – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения. Срок присвоения очередного воинского звания у выпускника УВЦ наступает через 3 года, а у выпускника военного вуза – через 2. У выпускника УВЦ время обучения не входит в общую выслугу, а у выпускника военного вуза – входит (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).

Что касается срока службы в первом звании, то, по моим данным, вопрос рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства. Будем надеяться, что разницу устранят.

Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях и, соответственно, должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15% от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование, формируют, как правило, родители. Дети из малообеспеченных и неполных семей чаще выбирают военное учебное заведение.

Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших путь защитника Отечества.

Нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, особенно телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным.

К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников на сегодняшний день проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок), что не всегда оказывается удачным. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок).

 В то же время у нас есть и положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в проведении учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих подразделениях уже служат наши выпускники.

 

День сегодняшний

На формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. В апреле-мае 2014 года 29 студентов 4-го курса приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле «Смольный» (командир похода контр-адмирал Владимир Соколов). По итогам военно-морского соревнования между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место. Командование похода наградило наше подразделение грамотой за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров, капитана 2-го ранга Дениса Кузнецова и капитана 3-го ранга Андрея Мартыновича. Это наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.

Немало внимания мы уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств, необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к аналогичному в военных институтах. Это касается и физической подготовки студентов УВЦ, которая проводится по отдельной программе.

Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная регата «Весла на воду!» в День города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году всероссийской. Ежегодно студенты «корабелки» и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам боевой славы Ладожской флотилии.

Не могу обойти тему нашего взаимодействия с Управлением военных представительств МО РФ, в интересах которых мы готовим военные кадры с 2008 года. В самые неблагоприятные для военного образования годы (2010-2012), когда не состоялись наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено соглашение. В соответствии с ним мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП и тем самым избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса. Позднее нам удалось получить разрешение на заключение с обучающимися договоров на продолжение учебы в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Заболевший член экипажа земснаряда «Ветлуга» доставлен в порт Оля

Заболевший член экипажа земснаряда «Ветлуга» доставлен в порт Оля Получено сообщение от МСПЦ Астрахань о том, что на 130 км Волжско-Каспийского морского судоходного к...

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны В Южной Корее начались споры о достоверности того факта, что компания Shinil Group в июле первой обн...

Российская экономика

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока Вторая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в начале августа, сообщил журналистам глава «НОВАТЭКа» Леон...

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая Группа компаний «Доброфлот» начала строительство завода по переработке минтая в рамках территории оп...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показат...

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...




Морской транспорт

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии Испытания систем и элементов ядерной подлодки-бепилотника «Посейдон» вышли на завершающую стадию, со...

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Речной транспорт

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы Задержка при приеме и отправлении судов прогнозируется на таможенном пункте китайского города Хэйхэ ...

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...