От эксперимента к системе

Инфраструктура / Образование
От эксперимента к системе

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был создан для повышения эффективности использования потенциала нашего вуза в интересах обеспечения обороны и безопасности страны. Между Министерством обороны РФ и СПбГМТУ в 2006, 2007 и 2008 гг. были заключены государственные контракты на оказание услуг по подготовке в порядке эксперимента офицеров из числа студентов университета на базе факультета военного обучения.

Альберт Акопян, начальник УВЦ при СПбГМТУ

 

Своевременное решение

Сегодня есть все основания считать, что создание системы подготовки военных кадров в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования было глубоко продуманным и своевременным решением. Существовавшая ранее система подготовки офицеров запаса не разрушилась, более того – в тех вузах, где появились учебные военные центры и остались военные кафедры (факультеты военного обучения), возросли требования к учебному процессу, к учебной материальной базе и профессорско-преподавательскому составу, что в целом обеспечило повышение качества военной подготовки. Именно так произошло и в нашем университете. Решением ученого совета университета военная кафедра введена в состав учебного военного центра в качестве самостоятельного структурного подразделения и продолжает традиции военной кафедры Ленинградского кораблестроительного института. Напомню, что среди выпускников последней есть видные военачальники, командиры кораблей и атомных подводных лодок. Мы гордимся именами вице-адмирала Владимира Фоминых, контр-адмирала Николая Чикера. Сейчас в штабе Главного командования служит наш выпускник капитан 1-го ранга Эдуард Пучков...

Централизация учебного процесса, учебной материальной базы и профессорско-преподавательского состава способствует повышению качества образования. В этом году 39 выпускников УВЦ пополнят ряды лейтенантов Вооруженных сил РФ, разъедутся по всей России, где будут – не сомневаюсь, достойно – служить своей стране. И в прошлом году наших выпускников было не меньше. Это весомое доказательство в пользу системы военного образования при гражданских вузах.

Однако процесс становления учебных военных центров в системе военного образования был и остается непростым. К сожалению, в высших военных учебных заведениях до сих пор есть противники новой системы военной подготовки. Хочется верить, что неправильное, с моей точки зрения, восприятие новой системы военной подготовки возникает у них лишь от незнания ее особенностей, а не от боязни создающейся конкуренции в части подготовки военных кадров. Альтернативная форма подготовки офицеров может и должна внести дух соревновательности между учебными военными центрами и высшими военными учебными заведениями.

Прошло всего шесть лет с начала нашего эксперимента, но уже сегодня мы имеем доказательства в пользу принятого решения об использовании потенциала гражданских вузов в деле подготовки военных кадров. Наши выпускники назначаются на надводные корабли и подводные лодки, на базы оружия, в военные представительства при предприятиях и учреждениях военно-промышленного комплекса. Выпуск УВЦ сопоставим с выпуском из военного института. При этом хочу особо подчеркнуть высокую мотивацию наших выпускников к военной службе.

 

Проблемы пока остаются

Существуют также и проблемные вопросы. В нашем случае это определение статуса учебного военного центра (военной кафедры, факультета военного обучения) среди военных учебных заведений ВМФ с целью упрощения и улучшения взаимодействия по всем направлениям совместной деятельности с военно-морскими учебными заведениями. По этой же причине нам сложно создавать и обслуживать собственную современную учебную материальную базу, а также безвозмездно использовать учебную материальную базу военно-морских учебных заведений. В законодательной базе все эти вопросы прописаны, но на деле мы сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями как объективного, так и субъективного характера (хотя, замечу, ситуация начинает меняться в лучшую сторону).

Решения, принятые совещанием руководителей органов государственной власти на тему «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий России, а также Военно-морского флота современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета» в апреле 2014 года, позволили нам совместно с представителями Главного командования ВМФ сделать серьезные шаги на пути совершенствования учебной материальной базы УВЦ. Соответствующую поддержку оказывают УВЦ и университет, предоставляя помещения и оснащая их электронно-вычислительной техникой.

Несколько слов хотелось бы сказать о существующих условиях формирования контингента для обучения в нашем центре, а также прохождения военной службы выпускниками. Дело в том, что между гражданином, заключившим контракт на обучение в УВЦ, и курсантом военного института есть существенная разница. Она касается прежде всего материального обеспечения. Так, ежемесячные выплаты для студента УВЦ на 1-м курсе составляют 1650 руб., на последующих курсах – три-четыре установленные законом государственные стипендии (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения, а курсант получает от 15 000 руб. независимо от результатов обучения. За проживание в общежитии студент платит от 750 руб. в месяц, курсант пользуется проживанием безвозмездно.

Студенту за все время обучения единожды производится выплата в размере 5000 руб. на приобретение специальной одежды, а курсант обеспечивается формой в соответствии с нормами весь период обучения. Студент питается самостоятельно (около 15 000 руб. в месяц), а курсант – в соответствии с нормами весь период безвозмездно.

Разница в финансовом обеспечении курсантов и студентов сегодня объясняется тем, что курсанты проходят военную службу со всеми ее тяготами и ограничениями, а студенты – нет, что не совсем справедливо.

Также отличаются и начальные условия службы у выпускников вузов.

По окончании учебного заведения выпускник УВЦ обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения, выпускник военного вуза – месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения. Срок присвоения очередного воинского звания у выпускника УВЦ наступает через 3 года, а у выпускника военного вуза – через 2. У выпускника УВЦ время обучения не входит в общую выслугу, а у выпускника военного вуза – входит (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).

Что касается срока службы в первом звании, то, по моим данным, вопрос рассматривается в рабочей группе по совершенствованию законодательства. Будем надеяться, что разницу устранят.

Если рассматривать только финансовую составляющую порядка получения военного образования и дальнейшей военной службы, то гражданин, поступающий в УВЦ, находится в менее привлекательных условиях и, соответственно, должен обладать большей мотивацией к военной службе при равенстве всех прочих условий. Но это скорее всего не правило, а исключение из правил. К нам на обучение поступают также граждане, которые не прошли по конкурсу в военные учебные заведения, но их примерно 10-15% от общего количества поступающих. Все мы знаем, что окончательное решение, где получать военное образование, формируют, как правило, родители. Дети из малообеспеченных и неполных семей чаще выбирают военное учебное заведение.

Некоторые изменения в финансовом обеспечении в пользу граждан, проходящих обучение в УВЦ, а тем более их выпускников, несомненно, благоприятно скажутся и на системе военного образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и на гражданах, избравших путь защитника Отечества.

Нам не хватает внимания со стороны средств массовой информации, особенно телевидения. В телеэфире чаще говорят о высших военных учебных заведениях, да и на сайте МО РФ об учебных военных центрах практически ничего нет. Неудивительно, что в некоторых военных комиссариатах мы даже вынуждены вести разъяснительную работу при обращении к нам за помощью потенциальных абитуриентов. Думаю, что размещение более полной информации о каждом учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования на сайте Министерства обороны будет весьма целесообразным.

К сожалению, из-за недостатков организационного характера нам также не удается направить наших выпускников на стажировку с учетом объектов, рассматриваемых для их назначения на первичные должности. Картина кадрового предназначения выпускников на сегодняшний день проясняется только после выпуска офицеров из военных институтов, поэтому нам приходится самим формировать предложения по местам проведения учебных сборов (стажировок), что не всегда оказывается удачным. Опыт показал, что военно-морские институты, корабли резерва и бригады ремонтируемых кораблей в этом плане неэффективны. В качестве мест учебного сбора (стажировки) должны рассматриваться боеготовые части и соединения, учебные центры по подготовке экипажей кораблей (подводных лодок).

 В то же время у нас есть и положительный опыт проведения учебных сборов (стажировок). Мы благодарны как руководству, так и личному составу технических баз вооружения Балтийского флота за многолетнее плодотворное сотрудничество в проведении учебных сборов (стажировок) наших студентов. Как результат, в этих подразделениях уже служат наши выпускники.

 

День сегодняшний

На формировании будущего офицера флота благоприятно сказывается участие в дальних походах. В апреле-мае 2014 года 29 студентов 4-го курса приняли участие в дальнем штурманском походе на учебном корабле «Смольный» (командир похода контр-адмирал Владимир Соколов). По итогам военно-морского соревнования между военно-учебными заведениями именно студенты УВЦ при СПбГМТУ заняли первое место. Командование похода наградило наше подразделение грамотой за лучшую организацию службы войск и повседневной деятельности, за отличные показатели в учебе, отметило высокую организацию, порядок и воспитанность студентов УВЦ, хорошую физическую подготовленность, умелое руководство и инициативу наших офицеров, капитана 2-го ранга Дениса Кузнецова и капитана 3-го ранга Андрея Мартыновича. Это наглядный пример серьезности наших намерений в деле подготовки военных кадров.

Немало внимания мы уделяем военно-патриотическому воспитанию наших студентов, привитию им качеств, необходимых будущему офицеру. Это и раздельное компактное размещение их по подразделениям в общежитии, наработанная система внутреннего порядка под руководством курсовых офицеров и старшинского состава из числа старшекурсников, военно-спортивные мероприятия, участие в мероприятиях патриотической направленности. Мы стараемся максимально приблизить процесс обучения в УВЦ к аналогичному в военных институтах. Это касается и физической подготовки студентов УВЦ, которая проводится по отдельной программе.

Важное место в военно-спортивном воспитании занимают занятия на шлюпках ЯЛ-6. Нами ежегодно проводится шлюпочная регата «Весла на воду!» в День города Санкт-Петербурга, ставшая в этом году всероссийской. Ежегодно студенты «корабелки» и УВЦ ходят в шлюпочные походы по Ладоге, по местам боевой славы Ладожской флотилии.

Не могу обойти тему нашего взаимодействия с Управлением военных представительств МО РФ, в интересах которых мы готовим военные кадры с 2008 года. В самые неблагоприятные для военного образования годы (2010-2012), когда не состоялись наборы в военные институты и учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, между Управлением военных представительств (УВП) МО РФ и СПбГМТУ было заключено соглашение. В соответствии с ним мы приступили к подготовке гражданских инженерных кадров для УВП и тем самым избежали перерыва в деятельности УВЦ, сохранили и развили педагогическое и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава, накопили опыт в организации учебного процесса. Позднее нам удалось получить разрешение на заключение с обучающимися договоров на продолжение учебы в УВЦ. Благодаря именно этим решениям УВЦ осуществит выпуск офицеров в 2015-2017 годах.

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...