Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Безопасность мореплавания
Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Увеличение перечня угроз транспортным системам обусловливают необходимые дополнительные вложения в обеспечение систем безопасности. Разумная оптимизация таких вложений способствует, в итоге, снижению себестоимости перевозок и услуг транспорта, способствует сохранению конкурентоспособности транспортных предприятий.

Александр Кириченко, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Олег Изотов, к.т.н., доцент кафедры портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Сергей Латухов, заслуженный работник высшей школы РФ, д.г.н., профессор, капитан дальнего плавания, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

 

Факторы уязвимости

Безопасность, если говорить научным языком, – это комплекс условий, когда воздействие внешних и внутренних факторов не влечет отрицательных последствий по отношению к любым морским объектам морской транспортной отрасли в соответствии с существующими потребностями, знаниями и представлениями.

Современные условия определяют расширенный перечень угроз такой сложной системе, как морской транспорт. Традиционные проблемы обеспечения безопасности судовождения, производственных процессов в портах сегодня дополнились, так сказать, полностью реанимированной проблемой морского пиратства и новой проблемой терроризма на транспорте. Например, повышенная уязвимость именно морских портов как инфраструктурных объектов объясняется следующими основными факторами:

-         безусловной значимостью порта как градообразующего предприятия, вследствие чего – высокий социальный резонанс произведенных терактов;

-         охватом террористическим воздействием одновременно средств нескольких взаимодействующих в транспортном узле видов транспорта;

-         наличием большой массы (по сравнению с железнодорожными станциями и отдельными грузовыми терминалами) материальных ценностей – временно хранимых грузов;

-         наличием расширенного перечня сред проникновения (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) на объекты;

-         наличием на акватории, в зоне относительной по сравнению с открытыми водами доступности судов (с грузами и пассажирами), пригодных к уничтожению, повреждению, захвату и угону за пределы территориальных вод, и другими факторами.

Указанные обстоятельства диктуют необходимость производства и внедрения актуальных разработок, направленных на определение оптимальных вариантов защиты и охраны морских транспортных комплексов.

Принятые международные и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся новых факторов безопасности, определяют перечень обязательных для судовых и портовых операторов организационно-технических мер, достаточно затратных по своей сути. Дополнительные расходы «на безопасность», естественно, удорожают стоимость транспортных услуг, а в условиях конкуренции на транспортном рынке являются объектом комплексной оптимизации.

 

Проблемы понятий

Исходя из сложившихся подходов, существуют определенные проблемы понятийно-терминологического обеспечения безопасности на транспорте. Так, к 2006 году в России были разработаны два законопроекта о транспортной безопасности, в которых по-разному рассматривается указанное понятие.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с изменениями и дополнениями от 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля и 18 июля 2011 г., 23 июля 2013 г. дает определения:

-         транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

-         акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Таким образом, законодательно принятое определение носит выраженный отраслевой подход, искусственно ограниченный единственной группой внешних воздействующих факторов и опирающийся на понятие «защищенность». Определение защищенности как предотвращение угроз, минимизация рисков или минимизация ущерба от транспортных происшествий не рассматривалось. Игнорируются угрозы природного и техногенного характера.

В альтернативном проекте Федерального закона «О транспортной безопасности» указывалось: «Транспортной безопасностью является состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечить национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности».

В этом определении речь идет о необходимости достижения при государственном управлении соответствующего набора характеристик состояния объекта – транспортной системы Российской Федерации. Характеристика целевого состояния заключается в его способности выполнять перечисленные функции. Даны ценностно-целевые критерии: жизнь и здоровье, отсутствие ущерба. Системность определения образует категориальный ряд последующего уровня, определяя функциональную действенность, чем определяется реализация функционального подхода.

При определении категории «транспортная безопасность» необходимо учитывать все основные виды угроз (имеются данные, что человеческий фактор – террористическая угроза транспортной безопасности в общем объеме угроз составляет 4%; человеческих жертв в результате терактов намного меньше, чем, например, при автотранспортной деятельности). Угрозы транспортной безопасности детализируются как:

-         природные – виды природных факторов как наводнения, землетрясения, цунами, оползни и прочие природные стихии и катаклизмы;

-         техногенные – ненадлежащее состояние транспортных средств, инфраструктуры (вследствие повреждений, неготовности и высокой степени износа), игнорирование или несоответствие нормативных требований и правил;

-         социальные – неправомерные акты вмешательства в нормальное функционирование транспортного комплекса, включая террористические акты и угрозы их совершения, хищения, повреждение и (или) уничтожение имущества.

В ряду угроз транспортной безопасности выделяются угрозы, общие для всех видов транспорта или видов транспортной деятельности, и специфические угрозы для каждого отдельного вида транспорта.

Соответственно, внутри отрасли (вида транспорта) транспортная безопасность также подразделяется на функциональные элементы: безопасность мореплавания; безопасность погрузочно-разгрузочных работ; безопасность при хранении груза; безопасность труда; промышленная безопасность портового объекта и др.

В частности, к видам деятельности в области промышленной безопасности портовых объектов относятся:

-         проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация портового объекта;

-         изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на портовом объекте;

-         проведение экспертизы промышленной безопасности;

-         подготовка и переподготовка работников портового объекта в необразовательных учреждениях.

Так, в случае перегрузки опасных грузов (имеющих весьма широкий номенклатурный спектр) организация, эксплуатирующая портовый объект (стивидорная компания), обязана:

-         соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

-         иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

-         обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями;

-         допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

-         обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

 

Комплексный подход

Комплексный подход к проблемам безопасности дает возможность оптимизировать необходимые затраты, обеспечивая многофункциональное применение используемых организационных мер и технических средств.

Например, если велика вероятность захвата судов пиратами, то практикуются особые конструктивные меры: все суда, которые направляются в Аденский залив, должны быть оборудованы так называемыми «цитаделями». Это помещения, в которые невозможно проникнуть снаружи, в которых есть запасы продовольствия, воды, автономные средства связи, в частности, тревожная кнопка и энергопитание.

Однако ещё во времена СССР отечественные суда конструктивно обеспечивались сходными помещениями – пунктами коллективной защиты, снабжёнными фильтровентиляционным оборудованием, а также системой водяной защиты (СВЗ), пунктами санитарной обработки и другими аналогичными системами и средствами. Указанные средства были предназначены для успешного преодоления зон заражения и очагов пожаров. В современных условиях указанные задачи «цитаделей» целесообразно комплексировать.

Сегодня же, к примеру, используемые для обеспечения транспортной безопасности (в определении действующего федерального закона «О транспортной безопасности») оптико-электронные системы, радиолокационные и гидроакустические станции параллельно применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания в составе систем управления движением судов (СУДС), что в комплексе позволяет:

-         организовывать и регулировать судоходство в акваториях портов и на подходах к ним, контролировать соблюдение правил плавания;

-         обеспечивать безопасность мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке;

-         защищать окружающую среду за счет снижения риска аварий и разлива нефтепродуктов;

-         содействовать лоцманским службам, поисково-спасательным операциям и операциям по борьбе с разливом нефтепродуктов;

-         контролировать судоходство в прибрежных водах в интересах государства, производить информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.

Другой пример комплексного использования технических средств – организация системы контроля и управления доступом (СКУД). Основная задача – управление доступом на заданную территорию (кого пускать, в какое время и на какую территорию), включая также ограничение доступа на заданную территорию; идентификацию лица, имеющего доступ на заданную территорию.

Дополнительные задачи, выполняемые СКУД, позволяют интегрировать ее в различные технологические и бизнес-процессы порта:

-         учет рабочего времени;

-         расчет заработной платы (при интеграции с системами бухгалтерского учета);

-         организация доступа автотранспорта по системе «тайм-слот», исключающей физическую очередь автомобилей;

-         распознание номеров и учета прибывающих в порт железнодорожных вагонов и контейнеров;

-         ведение базы персонала, посетителей, автомобильного и железнодорожного транспорта;

-         интеграция с системой безопасности, например:

-         с системой видеонаблюдения для совмещения архивов событий систем, передачи системе видеонаблюдения извещений о необходимости стартовать запись, повернуть камеру для записи последствий зафиксированного подозрительного события;

-         с системой охранной сигнализации (СОС), например, для ограничения доступа в помещения, стоящие на охране, или для автоматического снятия и постановки помещений на охрану;

-         с системой пожарной сигнализации (СПС) для получения информации о состоянии пожарных извещателей, автоматического разблокирования эвакуационных выходов и закрывания противопожарных дверей в случае пожарной тревоги.

В учебном процессе ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного транспорта им. адмирала С.О. Макарова» рассматриваются методики принятия управленческих решений в области комплексного обеспечения безопасности. На факультете международного транспортного менеджмента, где обучаются береговые специалисты, – в рамках отдельной дисциплины «Обеспечение безопасности транспортных систем».

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...