Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Безопасность мореплавания
Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Увеличение перечня угроз транспортным системам обусловливают необходимые дополнительные вложения в обеспечение систем безопасности. Разумная оптимизация таких вложений способствует, в итоге, снижению себестоимости перевозок и услуг транспорта, способствует сохранению конкурентоспособности транспортных предприятий.

Александр Кириченко, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Олег Изотов, к.т.н., доцент кафедры портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Сергей Латухов, заслуженный работник высшей школы РФ, д.г.н., профессор, капитан дальнего плавания, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

 

Факторы уязвимости

Безопасность, если говорить научным языком, – это комплекс условий, когда воздействие внешних и внутренних факторов не влечет отрицательных последствий по отношению к любым морским объектам морской транспортной отрасли в соответствии с существующими потребностями, знаниями и представлениями.

Современные условия определяют расширенный перечень угроз такой сложной системе, как морской транспорт. Традиционные проблемы обеспечения безопасности судовождения, производственных процессов в портах сегодня дополнились, так сказать, полностью реанимированной проблемой морского пиратства и новой проблемой терроризма на транспорте. Например, повышенная уязвимость именно морских портов как инфраструктурных объектов объясняется следующими основными факторами:

-         безусловной значимостью порта как градообразующего предприятия, вследствие чего – высокий социальный резонанс произведенных терактов;

-         охватом террористическим воздействием одновременно средств нескольких взаимодействующих в транспортном узле видов транспорта;

-         наличием большой массы (по сравнению с железнодорожными станциями и отдельными грузовыми терминалами) материальных ценностей – временно хранимых грузов;

-         наличием расширенного перечня сред проникновения (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) на объекты;

-         наличием на акватории, в зоне относительной по сравнению с открытыми водами доступности судов (с грузами и пассажирами), пригодных к уничтожению, повреждению, захвату и угону за пределы территориальных вод, и другими факторами.

Указанные обстоятельства диктуют необходимость производства и внедрения актуальных разработок, направленных на определение оптимальных вариантов защиты и охраны морских транспортных комплексов.

Принятые международные и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся новых факторов безопасности, определяют перечень обязательных для судовых и портовых операторов организационно-технических мер, достаточно затратных по своей сути. Дополнительные расходы «на безопасность», естественно, удорожают стоимость транспортных услуг, а в условиях конкуренции на транспортном рынке являются объектом комплексной оптимизации.

 

Проблемы понятий

Исходя из сложившихся подходов, существуют определенные проблемы понятийно-терминологического обеспечения безопасности на транспорте. Так, к 2006 году в России были разработаны два законопроекта о транспортной безопасности, в которых по-разному рассматривается указанное понятие.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с изменениями и дополнениями от 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля и 18 июля 2011 г., 23 июля 2013 г. дает определения:

-         транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

-         акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Таким образом, законодательно принятое определение носит выраженный отраслевой подход, искусственно ограниченный единственной группой внешних воздействующих факторов и опирающийся на понятие «защищенность». Определение защищенности как предотвращение угроз, минимизация рисков или минимизация ущерба от транспортных происшествий не рассматривалось. Игнорируются угрозы природного и техногенного характера.

В альтернативном проекте Федерального закона «О транспортной безопасности» указывалось: «Транспортной безопасностью является состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечить национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности».

В этом определении речь идет о необходимости достижения при государственном управлении соответствующего набора характеристик состояния объекта – транспортной системы Российской Федерации. Характеристика целевого состояния заключается в его способности выполнять перечисленные функции. Даны ценностно-целевые критерии: жизнь и здоровье, отсутствие ущерба. Системность определения образует категориальный ряд последующего уровня, определяя функциональную действенность, чем определяется реализация функционального подхода.

При определении категории «транспортная безопасность» необходимо учитывать все основные виды угроз (имеются данные, что человеческий фактор – террористическая угроза транспортной безопасности в общем объеме угроз составляет 4%; человеческих жертв в результате терактов намного меньше, чем, например, при автотранспортной деятельности). Угрозы транспортной безопасности детализируются как:

-         природные – виды природных факторов как наводнения, землетрясения, цунами, оползни и прочие природные стихии и катаклизмы;

-         техногенные – ненадлежащее состояние транспортных средств, инфраструктуры (вследствие повреждений, неготовности и высокой степени износа), игнорирование или несоответствие нормативных требований и правил;

-         социальные – неправомерные акты вмешательства в нормальное функционирование транспортного комплекса, включая террористические акты и угрозы их совершения, хищения, повреждение и (или) уничтожение имущества.

В ряду угроз транспортной безопасности выделяются угрозы, общие для всех видов транспорта или видов транспортной деятельности, и специфические угрозы для каждого отдельного вида транспорта.

Соответственно, внутри отрасли (вида транспорта) транспортная безопасность также подразделяется на функциональные элементы: безопасность мореплавания; безопасность погрузочно-разгрузочных работ; безопасность при хранении груза; безопасность труда; промышленная безопасность портового объекта и др.

В частности, к видам деятельности в области промышленной безопасности портовых объектов относятся:

-         проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация портового объекта;

-         изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на портовом объекте;

-         проведение экспертизы промышленной безопасности;

-         подготовка и переподготовка работников портового объекта в необразовательных учреждениях.

Так, в случае перегрузки опасных грузов (имеющих весьма широкий номенклатурный спектр) организация, эксплуатирующая портовый объект (стивидорная компания), обязана:

-         соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

-         иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

-         обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями;

-         допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

-         обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

 

Комплексный подход

Комплексный подход к проблемам безопасности дает возможность оптимизировать необходимые затраты, обеспечивая многофункциональное применение используемых организационных мер и технических средств.

Например, если велика вероятность захвата судов пиратами, то практикуются особые конструктивные меры: все суда, которые направляются в Аденский залив, должны быть оборудованы так называемыми «цитаделями». Это помещения, в которые невозможно проникнуть снаружи, в которых есть запасы продовольствия, воды, автономные средства связи, в частности, тревожная кнопка и энергопитание.

Однако ещё во времена СССР отечественные суда конструктивно обеспечивались сходными помещениями – пунктами коллективной защиты, снабжёнными фильтровентиляционным оборудованием, а также системой водяной защиты (СВЗ), пунктами санитарной обработки и другими аналогичными системами и средствами. Указанные средства были предназначены для успешного преодоления зон заражения и очагов пожаров. В современных условиях указанные задачи «цитаделей» целесообразно комплексировать.

Сегодня же, к примеру, используемые для обеспечения транспортной безопасности (в определении действующего федерального закона «О транспортной безопасности») оптико-электронные системы, радиолокационные и гидроакустические станции параллельно применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания в составе систем управления движением судов (СУДС), что в комплексе позволяет:

-         организовывать и регулировать судоходство в акваториях портов и на подходах к ним, контролировать соблюдение правил плавания;

-         обеспечивать безопасность мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке;

-         защищать окружающую среду за счет снижения риска аварий и разлива нефтепродуктов;

-         содействовать лоцманским службам, поисково-спасательным операциям и операциям по борьбе с разливом нефтепродуктов;

-         контролировать судоходство в прибрежных водах в интересах государства, производить информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.

Другой пример комплексного использования технических средств – организация системы контроля и управления доступом (СКУД). Основная задача – управление доступом на заданную территорию (кого пускать, в какое время и на какую территорию), включая также ограничение доступа на заданную территорию; идентификацию лица, имеющего доступ на заданную территорию.

Дополнительные задачи, выполняемые СКУД, позволяют интегрировать ее в различные технологические и бизнес-процессы порта:

-         учет рабочего времени;

-         расчет заработной платы (при интеграции с системами бухгалтерского учета);

-         организация доступа автотранспорта по системе «тайм-слот», исключающей физическую очередь автомобилей;

-         распознание номеров и учета прибывающих в порт железнодорожных вагонов и контейнеров;

-         ведение базы персонала, посетителей, автомобильного и железнодорожного транспорта;

-         интеграция с системой безопасности, например:

-         с системой видеонаблюдения для совмещения архивов событий систем, передачи системе видеонаблюдения извещений о необходимости стартовать запись, повернуть камеру для записи последствий зафиксированного подозрительного события;

-         с системой охранной сигнализации (СОС), например, для ограничения доступа в помещения, стоящие на охране, или для автоматического снятия и постановки помещений на охрану;

-         с системой пожарной сигнализации (СПС) для получения информации о состоянии пожарных извещателей, автоматического разблокирования эвакуационных выходов и закрывания противопожарных дверей в случае пожарной тревоги.

В учебном процессе ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного транспорта им. адмирала С.О. Макарова» рассматриваются методики принятия управленческих решений в области комплексного обеспечения безопасности. На факультете международного транспортного менеджмента, где обучаются береговые специалисты, – в рамках отдельной дисциплины «Обеспечение безопасности транспортных систем».

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...