Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Безопасность мореплавания
Оптимизация затрат: что еще не учтено?

Увеличение перечня угроз транспортным системам обусловливают необходимые дополнительные вложения в обеспечение систем безопасности. Разумная оптимизация таких вложений способствует, в итоге, снижению себестоимости перевозок и услуг транспорта, способствует сохранению конкурентоспособности транспортных предприятий.

Александр Кириченко, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Олег Изотов, к.т.н., доцент кафедры портов и грузовых терминалов ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

Сергей Латухов, заслуженный работник высшей школы РФ, д.г.н., профессор, капитан дальнего плавания, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»

 

Факторы уязвимости

Безопасность, если говорить научным языком, – это комплекс условий, когда воздействие внешних и внутренних факторов не влечет отрицательных последствий по отношению к любым морским объектам морской транспортной отрасли в соответствии с существующими потребностями, знаниями и представлениями.

Современные условия определяют расширенный перечень угроз такой сложной системе, как морской транспорт. Традиционные проблемы обеспечения безопасности судовождения, производственных процессов в портах сегодня дополнились, так сказать, полностью реанимированной проблемой морского пиратства и новой проблемой терроризма на транспорте. Например, повышенная уязвимость именно морских портов как инфраструктурных объектов объясняется следующими основными факторами:

-         безусловной значимостью порта как градообразующего предприятия, вследствие чего – высокий социальный резонанс произведенных терактов;

-         охватом террористическим воздействием одновременно средств нескольких взаимодействующих в транспортном узле видов транспорта;

-         наличием большой массы (по сравнению с железнодорожными станциями и отдельными грузовыми терминалами) материальных ценностей – временно хранимых грузов;

-         наличием расширенного перечня сред проникновения (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) на объекты;

-         наличием на акватории, в зоне относительной по сравнению с открытыми водами доступности судов (с грузами и пассажирами), пригодных к уничтожению, повреждению, захвату и угону за пределы территориальных вод, и другими факторами.

Указанные обстоятельства диктуют необходимость производства и внедрения актуальных разработок, направленных на определение оптимальных вариантов защиты и охраны морских транспортных комплексов.

Принятые международные и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся новых факторов безопасности, определяют перечень обязательных для судовых и портовых операторов организационно-технических мер, достаточно затратных по своей сути. Дополнительные расходы «на безопасность», естественно, удорожают стоимость транспортных услуг, а в условиях конкуренции на транспортном рынке являются объектом комплексной оптимизации.

 

Проблемы понятий

Исходя из сложившихся подходов, существуют определенные проблемы понятийно-терминологического обеспечения безопасности на транспорте. Так, к 2006 году в России были разработаны два законопроекта о транспортной безопасности, в которых по-разному рассматривается указанное понятие.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с изменениями и дополнениями от 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 февраля и 18 июля 2011 г., 23 июля 2013 г. дает определения:

-         транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

-         акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Таким образом, законодательно принятое определение носит выраженный отраслевой подход, искусственно ограниченный единственной группой внешних воздействующих факторов и опирающийся на понятие «защищенность». Определение защищенности как предотвращение угроз, минимизация рисков или минимизация ущерба от транспортных происшествий не рассматривалось. Игнорируются угрозы природного и техногенного характера.

В альтернативном проекте Федерального закона «О транспортной безопасности» указывалось: «Транспортной безопасностью является состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечить национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности».

В этом определении речь идет о необходимости достижения при государственном управлении соответствующего набора характеристик состояния объекта – транспортной системы Российской Федерации. Характеристика целевого состояния заключается в его способности выполнять перечисленные функции. Даны ценностно-целевые критерии: жизнь и здоровье, отсутствие ущерба. Системность определения образует категориальный ряд последующего уровня, определяя функциональную действенность, чем определяется реализация функционального подхода.

При определении категории «транспортная безопасность» необходимо учитывать все основные виды угроз (имеются данные, что человеческий фактор – террористическая угроза транспортной безопасности в общем объеме угроз составляет 4%; человеческих жертв в результате терактов намного меньше, чем, например, при автотранспортной деятельности). Угрозы транспортной безопасности детализируются как:

-         природные – виды природных факторов как наводнения, землетрясения, цунами, оползни и прочие природные стихии и катаклизмы;

-         техногенные – ненадлежащее состояние транспортных средств, инфраструктуры (вследствие повреждений, неготовности и высокой степени износа), игнорирование или несоответствие нормативных требований и правил;

-         социальные – неправомерные акты вмешательства в нормальное функционирование транспортного комплекса, включая террористические акты и угрозы их совершения, хищения, повреждение и (или) уничтожение имущества.

В ряду угроз транспортной безопасности выделяются угрозы, общие для всех видов транспорта или видов транспортной деятельности, и специфические угрозы для каждого отдельного вида транспорта.

Соответственно, внутри отрасли (вида транспорта) транспортная безопасность также подразделяется на функциональные элементы: безопасность мореплавания; безопасность погрузочно-разгрузочных работ; безопасность при хранении груза; безопасность труда; промышленная безопасность портового объекта и др.

В частности, к видам деятельности в области промышленной безопасности портовых объектов относятся:

-         проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация портового объекта;

-         изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на портовом объекте;

-         проведение экспертизы промышленной безопасности;

-         подготовка и переподготовка работников портового объекта в необразовательных учреждениях.

Так, в случае перегрузки опасных грузов (имеющих весьма широкий номенклатурный спектр) организация, эксплуатирующая портовый объект (стивидорная компания), обязана:

-         соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

-         иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

-         обеспечивать укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями;

-         допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

-         обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

 

Комплексный подход

Комплексный подход к проблемам безопасности дает возможность оптимизировать необходимые затраты, обеспечивая многофункциональное применение используемых организационных мер и технических средств.

Например, если велика вероятность захвата судов пиратами, то практикуются особые конструктивные меры: все суда, которые направляются в Аденский залив, должны быть оборудованы так называемыми «цитаделями». Это помещения, в которые невозможно проникнуть снаружи, в которых есть запасы продовольствия, воды, автономные средства связи, в частности, тревожная кнопка и энергопитание.

Однако ещё во времена СССР отечественные суда конструктивно обеспечивались сходными помещениями – пунктами коллективной защиты, снабжёнными фильтровентиляционным оборудованием, а также системой водяной защиты (СВЗ), пунктами санитарной обработки и другими аналогичными системами и средствами. Указанные средства были предназначены для успешного преодоления зон заражения и очагов пожаров. В современных условиях указанные задачи «цитаделей» целесообразно комплексировать.

Сегодня же, к примеру, используемые для обеспечения транспортной безопасности (в определении действующего федерального закона «О транспортной безопасности») оптико-электронные системы, радиолокационные и гидроакустические станции параллельно применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания в составе систем управления движением судов (СУДС), что в комплексе позволяет:

-         организовывать и регулировать судоходство в акваториях портов и на подходах к ним, контролировать соблюдение правил плавания;

-         обеспечивать безопасность мореплавания в сложной навигационной, метеорологической и гидрологической обстановке;

-         защищать окружающую среду за счет снижения риска аварий и разлива нефтепродуктов;

-         содействовать лоцманским службам, поисково-спасательным операциям и операциям по борьбе с разливом нефтепродуктов;

-         контролировать судоходство в прибрежных водах в интересах государства, производить информационное обеспечение пограничных и таможенных режимов.

Другой пример комплексного использования технических средств – организация системы контроля и управления доступом (СКУД). Основная задача – управление доступом на заданную территорию (кого пускать, в какое время и на какую территорию), включая также ограничение доступа на заданную территорию; идентификацию лица, имеющего доступ на заданную территорию.

Дополнительные задачи, выполняемые СКУД, позволяют интегрировать ее в различные технологические и бизнес-процессы порта:

-         учет рабочего времени;

-         расчет заработной платы (при интеграции с системами бухгалтерского учета);

-         организация доступа автотранспорта по системе «тайм-слот», исключающей физическую очередь автомобилей;

-         распознание номеров и учета прибывающих в порт железнодорожных вагонов и контейнеров;

-         ведение базы персонала, посетителей, автомобильного и железнодорожного транспорта;

-         интеграция с системой безопасности, например:

-         с системой видеонаблюдения для совмещения архивов событий систем, передачи системе видеонаблюдения извещений о необходимости стартовать запись, повернуть камеру для записи последствий зафиксированного подозрительного события;

-         с системой охранной сигнализации (СОС), например, для ограничения доступа в помещения, стоящие на охране, или для автоматического снятия и постановки помещений на охрану;

-         с системой пожарной сигнализации (СПС) для получения информации о состоянии пожарных извещателей, автоматического разблокирования эвакуационных выходов и закрывания противопожарных дверей в случае пожарной тревоги.

В учебном процессе ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного транспорта им. адмирала С.О. Макарова» рассматриваются методики принятия управленческих решений в области комплексного обеспечения безопасности. На факультете международного транспортного менеджмента, где обучаются береговые специалисты, – в рамках отдельной дисциплины «Обеспечение безопасности транспортных систем».

 

Морской флот №4 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...