Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

Севморпуть
Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

В Российской Федерации «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» были рассмотрены Госсоветом России в 2004 году. Было установлено, что государственная природоохранная политика должна исходить из сохранения чрезвычайно высоко уязвимых природных комплексов северных регионов страны, а также природно-климатических особенностей районов Севера, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования.

Алексей Иванчин, заместитель начальника лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ», к.т.н.

 

Неприемлемо и невыполнимо

Добыча нефти и ее транспортировка танкерами является основным потенциальным источником загрязнения на шельфе Арктики.

Экологическая опасность добычи нефти на арктическом шельфе складывается из двух составляющих: эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации буровой платформы, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах, однако при этом происходит хроническое загрязнение акватории морей. Аварийные разливы нефти происходят редко, но могут приводить к катастрофическим последствиям.

В вопросах предотвращения загрязнения морской среды российское законодательство основывается как на нормах международного права, так и на многовековом опыте освоения Арктики. К проблеме реагирования на разливы нефти (ЛРН) в РФ можно отнести около 40 нормативно-правовых документов. Основными действующими нормативными актами в области аварийного планирования являются:

-         Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

-         Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

-         Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Эти нормативные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.

Требования, приведенные в постановлениях Правительства РФ № 613, № 240 и приказе МЧС № 621, формально одинаковы как для нефтяных терминалов, на которых обрабатываются десятки миллионов тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сот тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом до 300 тонн. Однако это совершенно неприемлемо, поскольку не учитывается специфика объекта и его размеры. Уровню реагирования, согласно существующим требованиям, должно соответствовать наличие определенного количества сил и средств. Исходя из этого, от российских организаций, занятых операциями с нефтью, формально требуется обеспечение готовности к ликвидации любых разливов, возможных на их объектах. Практически это невыполнимо, а несоответствие требований и возможностей служит источником коррупции. Полностью проигнорирован международный опыт организации системы ликвидации разливов нефти в море. Между тем он показывает, что не только отдельная компания, но даже государство не в состоянии справиться с разливами нескольких тысяч тонн нефти, для этого необходимо привлечение кроме собственных сил и средств международной помощи. В мире принята трехуровневая система реагирования на разливы нефти, которая базируется на результатах оценки риска, выполняемой для каждого объекта с учетом его специфики.

 

Проблем не решил

Сравнительно недавно, с июля 2013 года, вступил в силу Федеральный закон № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Им устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.

По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в Брюсселе в 1969 году, законом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Им является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:

-         банковской гарантии выплаты средств, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         договора страхования, обеспечивающего финансирование в случае разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика ее расчета будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений Федерального закона № 287, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем согласно Федеральному закону № 174 о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) любая производственная деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды, подлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В связи с этим в настоящее время при направлении плана ЛРН на ГЭЭ необходимо прикладывать ОВОС, стоимость которого сопоставима с затратами на разработку плана ЛРН.

 

Нет единого правового акта

C момента принятия в начале 2000-х годов постановлений правительства № 613 и № 240 они находились под постоянной критикой ведомств, организаций, занимающихся операциями с нефтью и экспертами. Основные претензии касались невозможности выполнения в должной мере содержащихся в них требований. Именно поэтому МЧС России было поручено пересмотреть указанные постановления с учетом высказанных критических замечаний. МЧС России подготовило ряд новых вариантов документа, однако ни один из них не удовлетворил заинтересованные ведомства и правительство. Ниже приводятся характеристики подготовленного в 2013-2014 гг. последнего варианта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Проектом предусмотрен ряд принципиальных изменений.

В частности, в нем отменяется необходимость согласования плана. Данная процедура заменяется процедурой рассылки копии плана, утвержденного руководителем организации, в определенные органы исполнительной власти в целях их уведомления. Закрепляются общие требования к содержанию планов и их приложений.

Устанавливаются новые значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Исключается время локализации разлитой нефти и нефтепродукта.

По результатам анализа проекта необходимо отметить, что он имеет ряд положений, снижающих административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Например, отменяется необходимость согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, а также упрощается порядок продления срока действия планов и их корректировки.

В настоящее время Министерством природных ресурсов подготовлен проект приказа Министерства по природным ресурсам РФ «Об утверждении методики расчета финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом ЛРН». Согласно нему установлены лимиты финансового обеспечения для проведения операций ЛРН:

-         для разлива 500 тонн требуется иметь в резерве 5 млн рублей;

-         для разлива 5000 тонн – 44 млн рублей.

Таким образом, в России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности (и их взаимодействия) полностью регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство РФ – федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

Сегодня остро необходим единый нормативно-правовой акт, учитывающий специфику Арктики, в области предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...