Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

Севморпуть
Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

В Российской Федерации «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» были рассмотрены Госсоветом России в 2004 году. Было установлено, что государственная природоохранная политика должна исходить из сохранения чрезвычайно высоко уязвимых природных комплексов северных регионов страны, а также природно-климатических особенностей районов Севера, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования.

Алексей Иванчин, заместитель начальника лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ», к.т.н.

 

Неприемлемо и невыполнимо

Добыча нефти и ее транспортировка танкерами является основным потенциальным источником загрязнения на шельфе Арктики.

Экологическая опасность добычи нефти на арктическом шельфе складывается из двух составляющих: эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации буровой платформы, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах, однако при этом происходит хроническое загрязнение акватории морей. Аварийные разливы нефти происходят редко, но могут приводить к катастрофическим последствиям.

В вопросах предотвращения загрязнения морской среды российское законодательство основывается как на нормах международного права, так и на многовековом опыте освоения Арктики. К проблеме реагирования на разливы нефти (ЛРН) в РФ можно отнести около 40 нормативно-правовых документов. Основными действующими нормативными актами в области аварийного планирования являются:

-         Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

-         Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

-         Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Эти нормативные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.

Требования, приведенные в постановлениях Правительства РФ № 613, № 240 и приказе МЧС № 621, формально одинаковы как для нефтяных терминалов, на которых обрабатываются десятки миллионов тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сот тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом до 300 тонн. Однако это совершенно неприемлемо, поскольку не учитывается специфика объекта и его размеры. Уровню реагирования, согласно существующим требованиям, должно соответствовать наличие определенного количества сил и средств. Исходя из этого, от российских организаций, занятых операциями с нефтью, формально требуется обеспечение готовности к ликвидации любых разливов, возможных на их объектах. Практически это невыполнимо, а несоответствие требований и возможностей служит источником коррупции. Полностью проигнорирован международный опыт организации системы ликвидации разливов нефти в море. Между тем он показывает, что не только отдельная компания, но даже государство не в состоянии справиться с разливами нескольких тысяч тонн нефти, для этого необходимо привлечение кроме собственных сил и средств международной помощи. В мире принята трехуровневая система реагирования на разливы нефти, которая базируется на результатах оценки риска, выполняемой для каждого объекта с учетом его специфики.

 

Проблем не решил

Сравнительно недавно, с июля 2013 года, вступил в силу Федеральный закон № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Им устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.

По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в Брюсселе в 1969 году, законом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Им является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:

-         банковской гарантии выплаты средств, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         договора страхования, обеспечивающего финансирование в случае разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика ее расчета будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений Федерального закона № 287, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем согласно Федеральному закону № 174 о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) любая производственная деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды, подлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В связи с этим в настоящее время при направлении плана ЛРН на ГЭЭ необходимо прикладывать ОВОС, стоимость которого сопоставима с затратами на разработку плана ЛРН.

 

Нет единого правового акта

C момента принятия в начале 2000-х годов постановлений правительства № 613 и № 240 они находились под постоянной критикой ведомств, организаций, занимающихся операциями с нефтью и экспертами. Основные претензии касались невозможности выполнения в должной мере содержащихся в них требований. Именно поэтому МЧС России было поручено пересмотреть указанные постановления с учетом высказанных критических замечаний. МЧС России подготовило ряд новых вариантов документа, однако ни один из них не удовлетворил заинтересованные ведомства и правительство. Ниже приводятся характеристики подготовленного в 2013-2014 гг. последнего варианта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Проектом предусмотрен ряд принципиальных изменений.

В частности, в нем отменяется необходимость согласования плана. Данная процедура заменяется процедурой рассылки копии плана, утвержденного руководителем организации, в определенные органы исполнительной власти в целях их уведомления. Закрепляются общие требования к содержанию планов и их приложений.

Устанавливаются новые значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Исключается время локализации разлитой нефти и нефтепродукта.

По результатам анализа проекта необходимо отметить, что он имеет ряд положений, снижающих административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Например, отменяется необходимость согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, а также упрощается порядок продления срока действия планов и их корректировки.

В настоящее время Министерством природных ресурсов подготовлен проект приказа Министерства по природным ресурсам РФ «Об утверждении методики расчета финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом ЛРН». Согласно нему установлены лимиты финансового обеспечения для проведения операций ЛРН:

-         для разлива 500 тонн требуется иметь в резерве 5 млн рублей;

-         для разлива 5000 тонн – 44 млн рублей.

Таким образом, в России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности (и их взаимодействия) полностью регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство РФ – федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

Сегодня остро необходим единый нормативно-правовой акт, учитывающий специфику Арктики, в области предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений

Строительство российских вертолетоносцев начнут после утверждения госпрограммы вооружений Проектирование и строительство отечественных универсальных десантных кораблей начнется после утвержд...

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017»

Министру транспорта России понравилась экспозиция «Макаровки» на выставке «Нева-2017» С посещения стенда Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макаро...

Российская экономика

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться

Перевозка рыбы и рыбной продукции будет субсидироваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 российским организациям будут...

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1%

Добыча нефти в России в январе-августе выросла на 0,8%, газа – на 14,1% Добыча нефти, включая газовый конденсат, в России за январь-август выросла в годовом выражении на 0,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот»

Сегодня открылась конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот» Конференция «Специализированный и портовый служебно-вспомогательный флот: сделано в России», организ...

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...




Морской транспорт

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...