Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

Севморпуть
Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

В Российской Федерации «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» были рассмотрены Госсоветом России в 2004 году. Было установлено, что государственная природоохранная политика должна исходить из сохранения чрезвычайно высоко уязвимых природных комплексов северных регионов страны, а также природно-климатических особенностей районов Севера, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования.

Алексей Иванчин, заместитель начальника лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ», к.т.н.

 

Неприемлемо и невыполнимо

Добыча нефти и ее транспортировка танкерами является основным потенциальным источником загрязнения на шельфе Арктики.

Экологическая опасность добычи нефти на арктическом шельфе складывается из двух составляющих: эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации буровой платформы, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах, однако при этом происходит хроническое загрязнение акватории морей. Аварийные разливы нефти происходят редко, но могут приводить к катастрофическим последствиям.

В вопросах предотвращения загрязнения морской среды российское законодательство основывается как на нормах международного права, так и на многовековом опыте освоения Арктики. К проблеме реагирования на разливы нефти (ЛРН) в РФ можно отнести около 40 нормативно-правовых документов. Основными действующими нормативными актами в области аварийного планирования являются:

-         Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

-         Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

-         Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Эти нормативные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.

Требования, приведенные в постановлениях Правительства РФ № 613, № 240 и приказе МЧС № 621, формально одинаковы как для нефтяных терминалов, на которых обрабатываются десятки миллионов тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сот тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом до 300 тонн. Однако это совершенно неприемлемо, поскольку не учитывается специфика объекта и его размеры. Уровню реагирования, согласно существующим требованиям, должно соответствовать наличие определенного количества сил и средств. Исходя из этого, от российских организаций, занятых операциями с нефтью, формально требуется обеспечение готовности к ликвидации любых разливов, возможных на их объектах. Практически это невыполнимо, а несоответствие требований и возможностей служит источником коррупции. Полностью проигнорирован международный опыт организации системы ликвидации разливов нефти в море. Между тем он показывает, что не только отдельная компания, но даже государство не в состоянии справиться с разливами нескольких тысяч тонн нефти, для этого необходимо привлечение кроме собственных сил и средств международной помощи. В мире принята трехуровневая система реагирования на разливы нефти, которая базируется на результатах оценки риска, выполняемой для каждого объекта с учетом его специфики.

 

Проблем не решил

Сравнительно недавно, с июля 2013 года, вступил в силу Федеральный закон № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Им устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.

По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в Брюсселе в 1969 году, законом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Им является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:

-         банковской гарантии выплаты средств, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         договора страхования, обеспечивающего финансирование в случае разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

-         документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика ее расчета будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений Федерального закона № 287, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем согласно Федеральному закону № 174 о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) любая производственная деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды, подлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В связи с этим в настоящее время при направлении плана ЛРН на ГЭЭ необходимо прикладывать ОВОС, стоимость которого сопоставима с затратами на разработку плана ЛРН.

 

Нет единого правового акта

C момента принятия в начале 2000-х годов постановлений правительства № 613 и № 240 они находились под постоянной критикой ведомств, организаций, занимающихся операциями с нефтью и экспертами. Основные претензии касались невозможности выполнения в должной мере содержащихся в них требований. Именно поэтому МЧС России было поручено пересмотреть указанные постановления с учетом высказанных критических замечаний. МЧС России подготовило ряд новых вариантов документа, однако ни один из них не удовлетворил заинтересованные ведомства и правительство. Ниже приводятся характеристики подготовленного в 2013-2014 гг. последнего варианта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Проектом предусмотрен ряд принципиальных изменений.

В частности, в нем отменяется необходимость согласования плана. Данная процедура заменяется процедурой рассылки копии плана, утвержденного руководителем организации, в определенные органы исполнительной власти в целях их уведомления. Закрепляются общие требования к содержанию планов и их приложений.

Устанавливаются новые значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Исключается время локализации разлитой нефти и нефтепродукта.

По результатам анализа проекта необходимо отметить, что он имеет ряд положений, снижающих административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Например, отменяется необходимость согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, а также упрощается порядок продления срока действия планов и их корректировки.

В настоящее время Министерством природных ресурсов подготовлен проект приказа Министерства по природным ресурсам РФ «Об утверждении методики расчета финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом ЛРН». Согласно нему установлены лимиты финансового обеспечения для проведения операций ЛРН:

-         для разлива 500 тонн требуется иметь в резерве 5 млн рублей;

-         для разлива 5000 тонн – 44 млн рублей.

Таким образом, в России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности (и их взаимодействия) полностью регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство РФ – федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

Сегодня остро необходим единый нормативно-правовой акт, учитывающий специфику Арктики, в области предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...