Добыча и экспорт российской нефти

Грузовая база
Добыча и экспорт российской нефти

В 2013 году добыча нефти в России выросла до 523,3 млн тонн, поставив очередной постсоветский рекорд, а ее экспорт снизился. Снижение физических объемов экспорта в 2013 году было связано с ростом поставок сырья на переработку внутри страны.

Сейчас российские власти весьма оптимистичны в отношении дальнейшего развития нефтяной отрасли. Так, Минэкономразвития рассчитывает, что росту добычи будет способствовать вовлечение в разработку значительного количества новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов, а увеличению экспорта – расширение экспортных возможностей в восточном направлении.

Мировые цены на нефть в настоящее время довольно высоки, что также «на руку» российской «нефтянке». Вместе с тем, эксперты не исключают снижения мировых цен в среднесрочной перспективе в связи с возможным технологическим прорывом в сфере сланцевой нефти и другими факторами.

Галина Музлова

 

Динамика добычи и экспорта

В 2013 году в России было добыто 523,3 млн тонн нефти, что на 0,9% больше уровня 2012 года. По этому показателю Россия не только установила новый постсоветский рекорд, но и стала крупнейшим производителем нефти в мире, опередив ближайшего конкурента – Саудовскую Аравию на миллион баррелей в сутки.

Рост добычи нефти был обеспечен во многом благодаря увеличению инвестиций нефтяных компаний и эффективному использованию налогового режима «60/66» (напомним, данный режим действует с октября 2011 года и предусматривает снижение налоговой нагрузки на сырую нефть за счет увеличения нагрузки на нефтепродукты). Кроме того, в июле прошлого года были внесены поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие работу нефтяников с трудноизвлекаемыми запасами (ТИЗ), что, по мнению экспертов, также способствовало общему росту добычи нефтяного сырья. Добыча нефти росла главным образом за счет новых месторождений, но важной положительной тенденцией для нефтяной отрасли в прошлом году стало и замедление падения добычи на старых месторождениях (к середине 2013 года падение добычи составило 0,4% против 1-2% в 2012 году).

Вместе с тем, объем экспорта нефти из России в 2013 году снизился на 2,1% – до 234,9 млн тонн, что эксперты связывают с продолжающимся ростом поставок нефтяного сырья на внутренний рынок в связи с увеличением объемов отечественной нефтепереработки (в 2013 году поставки нефти на отечественные НПЗ выросли на 3%). Тенденцию переориентации части объемов нефти на внутренний рынок отражает и динамика доли экспорта в объемах добычи: в 2013 году на экспорт отправлялось менее 45% добытой нефти, тогда как в 2008 году этот показатель составлял почти 53%.

Доходы федерального бюджета от экспорта нефти снизились заметнее физических объемов – на 4% (до $173,7 млрд). Эксперты объясняют это падение доходов и некоторым снижением мировых цен на нефть в 2013 году.

 

Итоги и планы компаний

Рассмотрим основные итоги 2013 года и ближайшие планы по освоению нефтяных месторождений четверки лидеров отрасли – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», на которые в прошлом году пришлось 72% российской нефтедобычи.

Добыча «Роснефти» по итогам 2013 года составила 193 млн тонн, что ниже суммарной добычи «Роснефти» и ТНК-ВР прошлого года – 207 млн тонн (сделки по приобретению ТНК-ВР «Роснефть» завершила весной 2013 года). В целом в компании добыча снижается на «зрелых» месторождениях Западной Сибири и растет на новых.

Основным источником роста добычи госкомпании сейчас является Ванкорское месторождение в Восточной Сибири (в 2013 году добыча на нем выросла на 17% – до 21,4 млн тонн). Предполагается, что Ванкорское наряду с Сузунским, Тагульским, Лодочным и Верхнечонским месторождениями (все вместе они составляют Ванкорский кластер) обеспечат основной прирост нефтедобычи компании в будущем.

Согласно планам «Роснефти», к 2025 году на месторождениях кластера будет добываться не менее 55 млн тонн нефти, причем они будут обеспечивать нарастающий поток экспорта в страны АТР и в первую очередь в Китай. Значительный вклад в рост добычи госкомпании должно внести и Среднеботуобинское месторождение в Якутии (компанию «Таас-Юрях нефтегазодобыча», владеющую этим месторождением, «Роснефть» купила в 2013 году). В 2014-2016 годах «Роснефть» прогнозирует ежегодный рост добычи нефти на уровне 1%, а  в 2016-2019 годах – на 3-4% в год.

Компании «Лукойл» в 2013 году удалось переломить многолетнюю негативную тенденцию снижения добычи нефти. По сравнению с 2012 годом объем нефтедобычи увеличился на 1% и достиг 90,8 млн тонн нефти (85,5 млн тонн добыто в России и 5,3 млн тонн – за рубежом). Вместе с тем, положительной динамики показателя удалось добиться благодаря приобретению ЗАО «Самара-Нафта», которое увеличило добычу примерно на 7% относительно уровня прошлого года.

К 2017 году «Лукойл» планирует добывать 101,5-102 млн тонн нефти, значительную часть этого прироста должен обеспечить ввод в эксплуатацию месторождения им. В.Филановского на шельфе Каспийского моря в 2015 году. Кроме того, компания планирует нарастить добычу нефти в Ненецком АО за счет мероприятий по увеличению нефтеотдачи пластов, а также заняться разработкой нетрадиционных, в том числе сланцевых, запасов нефти, расположенных в Самарской и Ульяновской областях.

Для более эффективной реализацией проектов, связанных с разработкой ТИЗ и нетрадиционных запасов нефти, «Лукойл» в марте 2014 года начал переговоры о партнерстве с французской нефтегазовой компанией Total. Следует отметить, что в отличие от «Роснефти», наладившей партнерство с Exxon Mobil и Statoil, и «Газпром нефти», сотрудничающей с Shell, «Лукойл» пока не имеет крупного западного партнера.

Добыча нефти «Сургутнефтегаза» в 2013 года осталась на уровне 2012 года и составила 61,4 млн тонн. Согласно стратегии компании, добыча на уровне 61-62 млн тонн сохранится вплоть до 2030 года. При падении добычи на месторождениях Западной Сибири сохранять стабильный показатель будут помогать месторождения Якутии: в 2013 году объем добычи нефти здесь составил 7,2 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем в 2012 году.

В дальнейшем Якутские месторождения компания планирует развивать ещё более активно: к 2017 году добыча вырастет до 8,1 млн в год, а до 2022 года «Сургутнефтегаз» планирует ввести в Якутии еще 6 месторождений. Кроме того, существенную роль в поддержании стабильного уровня добычи компании должен сыграть ввод в эксплуатацию месторождения им.Шпильмана в Ханты-Мансийском АО в 2015 году (его запасы оцениваются в 90 млн тонн нефти, добыча на пике составит 6 млн тонн в год).

«Газпром нефть» добыла в 2013 году 32,7 млн тонн нефти, что на 4,2% выше уровня прошлого года. Наибольшее влияние на этот показатель оказала растущая добыча в Оренбургском регионе и на Приобском месторождении в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, «Газпром нефть» активно развивает месторождения севера Ямала – Новопортовское и Мессояхское. В этом году начата коммерческая добыча нефти на Новопортовском месторождении, сырье пока отгружается по зимникам, но уже ведется строительство пункта сдачи-приема нефти берегового перевалочного комплекса (его мощность составит 8,5 млн тонн в год, завершить строительство планируется к 2015 году).

Добыча нефти на Новопортовском месторождении выйдет на пик в 7,5 млн т в год в 2016-2017 годах. Запуск Мессояхского проекта ожидается в 2016  году, а его выход на пик добычи в 19,6 млн т будет достигнут в 2024 году. В обозримом будущем «Газпром нефть» планирует начать разработку запасов сланцевой нефти в Западной Сибири, специально для этой цели в начале 2014 года создано ВСП с Shell. Пилотным проектом СП в области добычи сланцевой нефти является освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождении в Ханты-Мансийском АО. Промышленная эксплуатация этого участка начнется не ранее 2017-2018 годов, а к 2022-2025 годам может выйти на уровень 1 млн тонн в год.

Кроме того, 2013 год и начало 2014 года отмечены знаковым событием для нефтяной отрасли России – получена первая нефть с арктического шельфа. В декабре 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении, расположенном в Печорском море в 60 км от берега, а в апреле 2014 года прошла отгрузка первой партии нефти объемом 70 тыс. тонн с месторождения на экспорт (запасы месторождения оцениваются в 72 млн тонн). Проект имеет существенные льготы со стороны государства (нулевая ставка НДПИ до 2021 года), предполагается, что он активизирует масштабную работу по добыче нефти в Арктике и в будущем позволит расширить присутствие России на мировых энергетических рынках.

 

Прогнозы добычи и динамики мировых цен

Согласно прогнозу Минэкономразвития России, добыча нефти на территории России в 2014-2016 годах стабилизируется на уровне 520-521 млн тонн. Что касается экспорта нефти, то министерство предполагает, что после незначительного снижения в 2014 году он увеличится за счет восстановления поставок в страны дальнего зарубежья и в 2016 году достигнет 242,6 млн тонн.

Интересно при этом, что  в 2013 году Минэкономразвития повысило по сравнению с прошлым годом долгосрочный прогноз добычи нефти. Теперь министерство предполагает, что до 2030 года будет добываться 520-525 млн тонн в год – на 5-13 млн тонн выше, чем в предыдущем прогнозе. При этом, подчеркивается в прогнозе, для поддержания добычи нефти на этом уровне потребуется привлечение дополнительных финансовых и технологических ресурсов для введения в эксплуатацию новых месторождений (в частности, в 2014-2016 годах будут введены к эксплуатацию месторождения им.Филановского, Новопортовское, Русское, им. Требса и Титова, Наульское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское), вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти и применения новых технологий извлечения нефти. Повышен на 13 млн тонн и прогноз экспорта нефти до 2030 года, что объясняется в первую очередь расширением экспортных возможностей в восточном направлении.

И всё же большинство экспертов сходится во мнении, что после 2015-2020 годов в России начнется снижение добычи нефти. Так, согласно прогнозу, подготовленному аналитическим центром при правительстве РФ и Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, в 2015 году Россия добудет 522 млн тонн, затем эти объемы будут постепенно сокращаться и к 2040 году достигнут 468 млн тонн. Экономисты банка HSBC считают, что некоторое снижение добычи нефти в России произойдет уже в 2014 году, на пик нефтедобыча выйдет в 2018-2019 году, а после 2020 года начнется планомерное снижения добычи нефти.

Не секрет, что наиболее высоким риском для российской нефтяной отрасли, как и для экономики страны в целом, остается риск снижения мировых цен на нефть. В 2014 году в бюджет России заложена цена на нефть марки Urals на уровне $93 за баррель, в 2015-м и 2016 годах – $95/барр. В настоящее время российские власти уверены в благоприятной для страны динамике нефтяных цен: так, Минэкономразвития в 2014 году прогнозирует среднегодовой уровень цен $104/барр, в 2015 и 2016 годах – $100/барр, в 2017 году – $98/барр.

Большинство аналитиков мирового рынка также считают, что в ближайшие годы цены останутся высокими (по прогнозу Всемирного Банка – $103/барр в 2014 году и $100/барр в 2015 году), но указывают на высокую вероятность снижения цен в среднесрочной перспективе.

Среди причин снижения цен в будущем эксперты в первую очередь называют открытие значительных нетрадиционных (трудноизвлекаемых) запасов нефти и возможное переинвестирование в сланцевую нефть (по аналогии с ситуацией со сланцевым газом, которая уже имела место в мире).

Среднесрочные прогнозы мировых цен существенно отличаются – одни эксперты говорят о стабилизации цен, другие – о вероятном падении, вплоть до $70 за баррель (впрочем, с оговоркой, что такое может случиться только в случае технологического прорыва в сфере сланцевой нефти). Так или иначе, пока «на плаву» нефтяные цены держит высокий спрос на нефть со стороны стран АТР (в первую очередь Китая), выступающих основным рынком сбыта российского нефтяного сырья на среднесрочную перспективу.

 

Морские порты №3 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...