Добыча и экспорт российской нефти

Грузовая база
Добыча и экспорт российской нефти

В 2013 году добыча нефти в России выросла до 523,3 млн тонн, поставив очередной постсоветский рекорд, а ее экспорт снизился. Снижение физических объемов экспорта в 2013 году было связано с ростом поставок сырья на переработку внутри страны.

Сейчас российские власти весьма оптимистичны в отношении дальнейшего развития нефтяной отрасли. Так, Минэкономразвития рассчитывает, что росту добычи будет способствовать вовлечение в разработку значительного количества новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов, а увеличению экспорта – расширение экспортных возможностей в восточном направлении.

Мировые цены на нефть в настоящее время довольно высоки, что также «на руку» российской «нефтянке». Вместе с тем, эксперты не исключают снижения мировых цен в среднесрочной перспективе в связи с возможным технологическим прорывом в сфере сланцевой нефти и другими факторами.

Галина Музлова

 

Динамика добычи и экспорта

В 2013 году в России было добыто 523,3 млн тонн нефти, что на 0,9% больше уровня 2012 года. По этому показателю Россия не только установила новый постсоветский рекорд, но и стала крупнейшим производителем нефти в мире, опередив ближайшего конкурента – Саудовскую Аравию на миллион баррелей в сутки.

Рост добычи нефти был обеспечен во многом благодаря увеличению инвестиций нефтяных компаний и эффективному использованию налогового режима «60/66» (напомним, данный режим действует с октября 2011 года и предусматривает снижение налоговой нагрузки на сырую нефть за счет увеличения нагрузки на нефтепродукты). Кроме того, в июле прошлого года были внесены поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие работу нефтяников с трудноизвлекаемыми запасами (ТИЗ), что, по мнению экспертов, также способствовало общему росту добычи нефтяного сырья. Добыча нефти росла главным образом за счет новых месторождений, но важной положительной тенденцией для нефтяной отрасли в прошлом году стало и замедление падения добычи на старых месторождениях (к середине 2013 года падение добычи составило 0,4% против 1-2% в 2012 году).

Вместе с тем, объем экспорта нефти из России в 2013 году снизился на 2,1% – до 234,9 млн тонн, что эксперты связывают с продолжающимся ростом поставок нефтяного сырья на внутренний рынок в связи с увеличением объемов отечественной нефтепереработки (в 2013 году поставки нефти на отечественные НПЗ выросли на 3%). Тенденцию переориентации части объемов нефти на внутренний рынок отражает и динамика доли экспорта в объемах добычи: в 2013 году на экспорт отправлялось менее 45% добытой нефти, тогда как в 2008 году этот показатель составлял почти 53%.

Доходы федерального бюджета от экспорта нефти снизились заметнее физических объемов – на 4% (до $173,7 млрд). Эксперты объясняют это падение доходов и некоторым снижением мировых цен на нефть в 2013 году.

 

Итоги и планы компаний

Рассмотрим основные итоги 2013 года и ближайшие планы по освоению нефтяных месторождений четверки лидеров отрасли – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», на которые в прошлом году пришлось 72% российской нефтедобычи.

Добыча «Роснефти» по итогам 2013 года составила 193 млн тонн, что ниже суммарной добычи «Роснефти» и ТНК-ВР прошлого года – 207 млн тонн (сделки по приобретению ТНК-ВР «Роснефть» завершила весной 2013 года). В целом в компании добыча снижается на «зрелых» месторождениях Западной Сибири и растет на новых.

Основным источником роста добычи госкомпании сейчас является Ванкорское месторождение в Восточной Сибири (в 2013 году добыча на нем выросла на 17% – до 21,4 млн тонн). Предполагается, что Ванкорское наряду с Сузунским, Тагульским, Лодочным и Верхнечонским месторождениями (все вместе они составляют Ванкорский кластер) обеспечат основной прирост нефтедобычи компании в будущем.

Согласно планам «Роснефти», к 2025 году на месторождениях кластера будет добываться не менее 55 млн тонн нефти, причем они будут обеспечивать нарастающий поток экспорта в страны АТР и в первую очередь в Китай. Значительный вклад в рост добычи госкомпании должно внести и Среднеботуобинское месторождение в Якутии (компанию «Таас-Юрях нефтегазодобыча», владеющую этим месторождением, «Роснефть» купила в 2013 году). В 2014-2016 годах «Роснефть» прогнозирует ежегодный рост добычи нефти на уровне 1%, а  в 2016-2019 годах – на 3-4% в год.

Компании «Лукойл» в 2013 году удалось переломить многолетнюю негативную тенденцию снижения добычи нефти. По сравнению с 2012 годом объем нефтедобычи увеличился на 1% и достиг 90,8 млн тонн нефти (85,5 млн тонн добыто в России и 5,3 млн тонн – за рубежом). Вместе с тем, положительной динамики показателя удалось добиться благодаря приобретению ЗАО «Самара-Нафта», которое увеличило добычу примерно на 7% относительно уровня прошлого года.

К 2017 году «Лукойл» планирует добывать 101,5-102 млн тонн нефти, значительную часть этого прироста должен обеспечить ввод в эксплуатацию месторождения им. В.Филановского на шельфе Каспийского моря в 2015 году. Кроме того, компания планирует нарастить добычу нефти в Ненецком АО за счет мероприятий по увеличению нефтеотдачи пластов, а также заняться разработкой нетрадиционных, в том числе сланцевых, запасов нефти, расположенных в Самарской и Ульяновской областях.

Для более эффективной реализацией проектов, связанных с разработкой ТИЗ и нетрадиционных запасов нефти, «Лукойл» в марте 2014 года начал переговоры о партнерстве с французской нефтегазовой компанией Total. Следует отметить, что в отличие от «Роснефти», наладившей партнерство с Exxon Mobil и Statoil, и «Газпром нефти», сотрудничающей с Shell, «Лукойл» пока не имеет крупного западного партнера.

Добыча нефти «Сургутнефтегаза» в 2013 года осталась на уровне 2012 года и составила 61,4 млн тонн. Согласно стратегии компании, добыча на уровне 61-62 млн тонн сохранится вплоть до 2030 года. При падении добычи на месторождениях Западной Сибири сохранять стабильный показатель будут помогать месторождения Якутии: в 2013 году объем добычи нефти здесь составил 7,2 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем в 2012 году.

В дальнейшем Якутские месторождения компания планирует развивать ещё более активно: к 2017 году добыча вырастет до 8,1 млн в год, а до 2022 года «Сургутнефтегаз» планирует ввести в Якутии еще 6 месторождений. Кроме того, существенную роль в поддержании стабильного уровня добычи компании должен сыграть ввод в эксплуатацию месторождения им.Шпильмана в Ханты-Мансийском АО в 2015 году (его запасы оцениваются в 90 млн тонн нефти, добыча на пике составит 6 млн тонн в год).

«Газпром нефть» добыла в 2013 году 32,7 млн тонн нефти, что на 4,2% выше уровня прошлого года. Наибольшее влияние на этот показатель оказала растущая добыча в Оренбургском регионе и на Приобском месторождении в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, «Газпром нефть» активно развивает месторождения севера Ямала – Новопортовское и Мессояхское. В этом году начата коммерческая добыча нефти на Новопортовском месторождении, сырье пока отгружается по зимникам, но уже ведется строительство пункта сдачи-приема нефти берегового перевалочного комплекса (его мощность составит 8,5 млн тонн в год, завершить строительство планируется к 2015 году).

Добыча нефти на Новопортовском месторождении выйдет на пик в 7,5 млн т в год в 2016-2017 годах. Запуск Мессояхского проекта ожидается в 2016  году, а его выход на пик добычи в 19,6 млн т будет достигнут в 2024 году. В обозримом будущем «Газпром нефть» планирует начать разработку запасов сланцевой нефти в Западной Сибири, специально для этой цели в начале 2014 года создано ВСП с Shell. Пилотным проектом СП в области добычи сланцевой нефти является освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождении в Ханты-Мансийском АО. Промышленная эксплуатация этого участка начнется не ранее 2017-2018 годов, а к 2022-2025 годам может выйти на уровень 1 млн тонн в год.

Кроме того, 2013 год и начало 2014 года отмечены знаковым событием для нефтяной отрасли России – получена первая нефть с арктического шельфа. В декабре 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении, расположенном в Печорском море в 60 км от берега, а в апреле 2014 года прошла отгрузка первой партии нефти объемом 70 тыс. тонн с месторождения на экспорт (запасы месторождения оцениваются в 72 млн тонн). Проект имеет существенные льготы со стороны государства (нулевая ставка НДПИ до 2021 года), предполагается, что он активизирует масштабную работу по добыче нефти в Арктике и в будущем позволит расширить присутствие России на мировых энергетических рынках.

 

Прогнозы добычи и динамики мировых цен

Согласно прогнозу Минэкономразвития России, добыча нефти на территории России в 2014-2016 годах стабилизируется на уровне 520-521 млн тонн. Что касается экспорта нефти, то министерство предполагает, что после незначительного снижения в 2014 году он увеличится за счет восстановления поставок в страны дальнего зарубежья и в 2016 году достигнет 242,6 млн тонн.

Интересно при этом, что  в 2013 году Минэкономразвития повысило по сравнению с прошлым годом долгосрочный прогноз добычи нефти. Теперь министерство предполагает, что до 2030 года будет добываться 520-525 млн тонн в год – на 5-13 млн тонн выше, чем в предыдущем прогнозе. При этом, подчеркивается в прогнозе, для поддержания добычи нефти на этом уровне потребуется привлечение дополнительных финансовых и технологических ресурсов для введения в эксплуатацию новых месторождений (в частности, в 2014-2016 годах будут введены к эксплуатацию месторождения им.Филановского, Новопортовское, Русское, им. Требса и Титова, Наульское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское), вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти и применения новых технологий извлечения нефти. Повышен на 13 млн тонн и прогноз экспорта нефти до 2030 года, что объясняется в первую очередь расширением экспортных возможностей в восточном направлении.

И всё же большинство экспертов сходится во мнении, что после 2015-2020 годов в России начнется снижение добычи нефти. Так, согласно прогнозу, подготовленному аналитическим центром при правительстве РФ и Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, в 2015 году Россия добудет 522 млн тонн, затем эти объемы будут постепенно сокращаться и к 2040 году достигнут 468 млн тонн. Экономисты банка HSBC считают, что некоторое снижение добычи нефти в России произойдет уже в 2014 году, на пик нефтедобыча выйдет в 2018-2019 году, а после 2020 года начнется планомерное снижения добычи нефти.

Не секрет, что наиболее высоким риском для российской нефтяной отрасли, как и для экономики страны в целом, остается риск снижения мировых цен на нефть. В 2014 году в бюджет России заложена цена на нефть марки Urals на уровне $93 за баррель, в 2015-м и 2016 годах – $95/барр. В настоящее время российские власти уверены в благоприятной для страны динамике нефтяных цен: так, Минэкономразвития в 2014 году прогнозирует среднегодовой уровень цен $104/барр, в 2015 и 2016 годах – $100/барр, в 2017 году – $98/барр.

Большинство аналитиков мирового рынка также считают, что в ближайшие годы цены останутся высокими (по прогнозу Всемирного Банка – $103/барр в 2014 году и $100/барр в 2015 году), но указывают на высокую вероятность снижения цен в среднесрочной перспективе.

Среди причин снижения цен в будущем эксперты в первую очередь называют открытие значительных нетрадиционных (трудноизвлекаемых) запасов нефти и возможное переинвестирование в сланцевую нефть (по аналогии с ситуацией со сланцевым газом, которая уже имела место в мире).

Среднесрочные прогнозы мировых цен существенно отличаются – одни эксперты говорят о стабилизации цен, другие – о вероятном падении, вплоть до $70 за баррель (впрочем, с оговоркой, что такое может случиться только в случае технологического прорыва в сфере сланцевой нефти). Так или иначе, пока «на плаву» нефтяные цены держит высокий спрос на нефть со стороны стран АТР (в первую очередь Китая), выступающих основным рынком сбыта российского нефтяного сырья на среднесрочную перспективу.

 

Морские порты №3 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...