Добыча и экспорт российской нефти

Грузовая база
Добыча и экспорт российской нефти

В 2013 году добыча нефти в России выросла до 523,3 млн тонн, поставив очередной постсоветский рекорд, а ее экспорт снизился. Снижение физических объемов экспорта в 2013 году было связано с ростом поставок сырья на переработку внутри страны.

Сейчас российские власти весьма оптимистичны в отношении дальнейшего развития нефтяной отрасли. Так, Минэкономразвития рассчитывает, что росту добычи будет способствовать вовлечение в разработку значительного количества новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов, а увеличению экспорта – расширение экспортных возможностей в восточном направлении.

Мировые цены на нефть в настоящее время довольно высоки, что также «на руку» российской «нефтянке». Вместе с тем, эксперты не исключают снижения мировых цен в среднесрочной перспективе в связи с возможным технологическим прорывом в сфере сланцевой нефти и другими факторами.

Галина Музлова

 

Динамика добычи и экспорта

В 2013 году в России было добыто 523,3 млн тонн нефти, что на 0,9% больше уровня 2012 года. По этому показателю Россия не только установила новый постсоветский рекорд, но и стала крупнейшим производителем нефти в мире, опередив ближайшего конкурента – Саудовскую Аравию на миллион баррелей в сутки.

Рост добычи нефти был обеспечен во многом благодаря увеличению инвестиций нефтяных компаний и эффективному использованию налогового режима «60/66» (напомним, данный режим действует с октября 2011 года и предусматривает снижение налоговой нагрузки на сырую нефть за счет увеличения нагрузки на нефтепродукты). Кроме того, в июле прошлого года были внесены поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие работу нефтяников с трудноизвлекаемыми запасами (ТИЗ), что, по мнению экспертов, также способствовало общему росту добычи нефтяного сырья. Добыча нефти росла главным образом за счет новых месторождений, но важной положительной тенденцией для нефтяной отрасли в прошлом году стало и замедление падения добычи на старых месторождениях (к середине 2013 года падение добычи составило 0,4% против 1-2% в 2012 году).

Вместе с тем, объем экспорта нефти из России в 2013 году снизился на 2,1% – до 234,9 млн тонн, что эксперты связывают с продолжающимся ростом поставок нефтяного сырья на внутренний рынок в связи с увеличением объемов отечественной нефтепереработки (в 2013 году поставки нефти на отечественные НПЗ выросли на 3%). Тенденцию переориентации части объемов нефти на внутренний рынок отражает и динамика доли экспорта в объемах добычи: в 2013 году на экспорт отправлялось менее 45% добытой нефти, тогда как в 2008 году этот показатель составлял почти 53%.

Доходы федерального бюджета от экспорта нефти снизились заметнее физических объемов – на 4% (до $173,7 млрд). Эксперты объясняют это падение доходов и некоторым снижением мировых цен на нефть в 2013 году.

 

Итоги и планы компаний

Рассмотрим основные итоги 2013 года и ближайшие планы по освоению нефтяных месторождений четверки лидеров отрасли – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», на которые в прошлом году пришлось 72% российской нефтедобычи.

Добыча «Роснефти» по итогам 2013 года составила 193 млн тонн, что ниже суммарной добычи «Роснефти» и ТНК-ВР прошлого года – 207 млн тонн (сделки по приобретению ТНК-ВР «Роснефть» завершила весной 2013 года). В целом в компании добыча снижается на «зрелых» месторождениях Западной Сибири и растет на новых.

Основным источником роста добычи госкомпании сейчас является Ванкорское месторождение в Восточной Сибири (в 2013 году добыча на нем выросла на 17% – до 21,4 млн тонн). Предполагается, что Ванкорское наряду с Сузунским, Тагульским, Лодочным и Верхнечонским месторождениями (все вместе они составляют Ванкорский кластер) обеспечат основной прирост нефтедобычи компании в будущем.

Согласно планам «Роснефти», к 2025 году на месторождениях кластера будет добываться не менее 55 млн тонн нефти, причем они будут обеспечивать нарастающий поток экспорта в страны АТР и в первую очередь в Китай. Значительный вклад в рост добычи госкомпании должно внести и Среднеботуобинское месторождение в Якутии (компанию «Таас-Юрях нефтегазодобыча», владеющую этим месторождением, «Роснефть» купила в 2013 году). В 2014-2016 годах «Роснефть» прогнозирует ежегодный рост добычи нефти на уровне 1%, а  в 2016-2019 годах – на 3-4% в год.

Компании «Лукойл» в 2013 году удалось переломить многолетнюю негативную тенденцию снижения добычи нефти. По сравнению с 2012 годом объем нефтедобычи увеличился на 1% и достиг 90,8 млн тонн нефти (85,5 млн тонн добыто в России и 5,3 млн тонн – за рубежом). Вместе с тем, положительной динамики показателя удалось добиться благодаря приобретению ЗАО «Самара-Нафта», которое увеличило добычу примерно на 7% относительно уровня прошлого года.

К 2017 году «Лукойл» планирует добывать 101,5-102 млн тонн нефти, значительную часть этого прироста должен обеспечить ввод в эксплуатацию месторождения им. В.Филановского на шельфе Каспийского моря в 2015 году. Кроме того, компания планирует нарастить добычу нефти в Ненецком АО за счет мероприятий по увеличению нефтеотдачи пластов, а также заняться разработкой нетрадиционных, в том числе сланцевых, запасов нефти, расположенных в Самарской и Ульяновской областях.

Для более эффективной реализацией проектов, связанных с разработкой ТИЗ и нетрадиционных запасов нефти, «Лукойл» в марте 2014 года начал переговоры о партнерстве с французской нефтегазовой компанией Total. Следует отметить, что в отличие от «Роснефти», наладившей партнерство с Exxon Mobil и Statoil, и «Газпром нефти», сотрудничающей с Shell, «Лукойл» пока не имеет крупного западного партнера.

Добыча нефти «Сургутнефтегаза» в 2013 года осталась на уровне 2012 года и составила 61,4 млн тонн. Согласно стратегии компании, добыча на уровне 61-62 млн тонн сохранится вплоть до 2030 года. При падении добычи на месторождениях Западной Сибири сохранять стабильный показатель будут помогать месторождения Якутии: в 2013 году объем добычи нефти здесь составил 7,2 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем в 2012 году.

В дальнейшем Якутские месторождения компания планирует развивать ещё более активно: к 2017 году добыча вырастет до 8,1 млн в год, а до 2022 года «Сургутнефтегаз» планирует ввести в Якутии еще 6 месторождений. Кроме того, существенную роль в поддержании стабильного уровня добычи компании должен сыграть ввод в эксплуатацию месторождения им.Шпильмана в Ханты-Мансийском АО в 2015 году (его запасы оцениваются в 90 млн тонн нефти, добыча на пике составит 6 млн тонн в год).

«Газпром нефть» добыла в 2013 году 32,7 млн тонн нефти, что на 4,2% выше уровня прошлого года. Наибольшее влияние на этот показатель оказала растущая добыча в Оренбургском регионе и на Приобском месторождении в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, «Газпром нефть» активно развивает месторождения севера Ямала – Новопортовское и Мессояхское. В этом году начата коммерческая добыча нефти на Новопортовском месторождении, сырье пока отгружается по зимникам, но уже ведется строительство пункта сдачи-приема нефти берегового перевалочного комплекса (его мощность составит 8,5 млн тонн в год, завершить строительство планируется к 2015 году).

Добыча нефти на Новопортовском месторождении выйдет на пик в 7,5 млн т в год в 2016-2017 годах. Запуск Мессояхского проекта ожидается в 2016  году, а его выход на пик добычи в 19,6 млн т будет достигнут в 2024 году. В обозримом будущем «Газпром нефть» планирует начать разработку запасов сланцевой нефти в Западной Сибири, специально для этой цели в начале 2014 года создано ВСП с Shell. Пилотным проектом СП в области добычи сланцевой нефти является освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождении в Ханты-Мансийском АО. Промышленная эксплуатация этого участка начнется не ранее 2017-2018 годов, а к 2022-2025 годам может выйти на уровень 1 млн тонн в год.

Кроме того, 2013 год и начало 2014 года отмечены знаковым событием для нефтяной отрасли России – получена первая нефть с арктического шельфа. В декабре 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении, расположенном в Печорском море в 60 км от берега, а в апреле 2014 года прошла отгрузка первой партии нефти объемом 70 тыс. тонн с месторождения на экспорт (запасы месторождения оцениваются в 72 млн тонн). Проект имеет существенные льготы со стороны государства (нулевая ставка НДПИ до 2021 года), предполагается, что он активизирует масштабную работу по добыче нефти в Арктике и в будущем позволит расширить присутствие России на мировых энергетических рынках.

 

Прогнозы добычи и динамики мировых цен

Согласно прогнозу Минэкономразвития России, добыча нефти на территории России в 2014-2016 годах стабилизируется на уровне 520-521 млн тонн. Что касается экспорта нефти, то министерство предполагает, что после незначительного снижения в 2014 году он увеличится за счет восстановления поставок в страны дальнего зарубежья и в 2016 году достигнет 242,6 млн тонн.

Интересно при этом, что  в 2013 году Минэкономразвития повысило по сравнению с прошлым годом долгосрочный прогноз добычи нефти. Теперь министерство предполагает, что до 2030 года будет добываться 520-525 млн тонн в год – на 5-13 млн тонн выше, чем в предыдущем прогнозе. При этом, подчеркивается в прогнозе, для поддержания добычи нефти на этом уровне потребуется привлечение дополнительных финансовых и технологических ресурсов для введения в эксплуатацию новых месторождений (в частности, в 2014-2016 годах будут введены к эксплуатацию месторождения им.Филановского, Новопортовское, Русское, им. Требса и Титова, Наульское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское), вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти и применения новых технологий извлечения нефти. Повышен на 13 млн тонн и прогноз экспорта нефти до 2030 года, что объясняется в первую очередь расширением экспортных возможностей в восточном направлении.

И всё же большинство экспертов сходится во мнении, что после 2015-2020 годов в России начнется снижение добычи нефти. Так, согласно прогнозу, подготовленному аналитическим центром при правительстве РФ и Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, в 2015 году Россия добудет 522 млн тонн, затем эти объемы будут постепенно сокращаться и к 2040 году достигнут 468 млн тонн. Экономисты банка HSBC считают, что некоторое снижение добычи нефти в России произойдет уже в 2014 году, на пик нефтедобыча выйдет в 2018-2019 году, а после 2020 года начнется планомерное снижения добычи нефти.

Не секрет, что наиболее высоким риском для российской нефтяной отрасли, как и для экономики страны в целом, остается риск снижения мировых цен на нефть. В 2014 году в бюджет России заложена цена на нефть марки Urals на уровне $93 за баррель, в 2015-м и 2016 годах – $95/барр. В настоящее время российские власти уверены в благоприятной для страны динамике нефтяных цен: так, Минэкономразвития в 2014 году прогнозирует среднегодовой уровень цен $104/барр, в 2015 и 2016 годах – $100/барр, в 2017 году – $98/барр.

Большинство аналитиков мирового рынка также считают, что в ближайшие годы цены останутся высокими (по прогнозу Всемирного Банка – $103/барр в 2014 году и $100/барр в 2015 году), но указывают на высокую вероятность снижения цен в среднесрочной перспективе.

Среди причин снижения цен в будущем эксперты в первую очередь называют открытие значительных нетрадиционных (трудноизвлекаемых) запасов нефти и возможное переинвестирование в сланцевую нефть (по аналогии с ситуацией со сланцевым газом, которая уже имела место в мире).

Среднесрочные прогнозы мировых цен существенно отличаются – одни эксперты говорят о стабилизации цен, другие – о вероятном падении, вплоть до $70 за баррель (впрочем, с оговоркой, что такое может случиться только в случае технологического прорыва в сфере сланцевой нефти). Так или иначе, пока «на плаву» нефтяные цены держит высокий спрос на нефть со стороны стран АТР (в первую очередь Китая), выступающих основным рынком сбыта российского нефтяного сырья на среднесрочную перспективу.

 

Морские порты №3 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...