Добыча и экспорт российской нефти

Грузовая база
Добыча и экспорт российской нефти

В 2013 году добыча нефти в России выросла до 523,3 млн тонн, поставив очередной постсоветский рекорд, а ее экспорт снизился. Снижение физических объемов экспорта в 2013 году было связано с ростом поставок сырья на переработку внутри страны.

Сейчас российские власти весьма оптимистичны в отношении дальнейшего развития нефтяной отрасли. Так, Минэкономразвития рассчитывает, что росту добычи будет способствовать вовлечение в разработку значительного количества новых месторождений и трудноизвлекаемых запасов, а увеличению экспорта – расширение экспортных возможностей в восточном направлении.

Мировые цены на нефть в настоящее время довольно высоки, что также «на руку» российской «нефтянке». Вместе с тем, эксперты не исключают снижения мировых цен в среднесрочной перспективе в связи с возможным технологическим прорывом в сфере сланцевой нефти и другими факторами.

Галина Музлова

 

Динамика добычи и экспорта

В 2013 году в России было добыто 523,3 млн тонн нефти, что на 0,9% больше уровня 2012 года. По этому показателю Россия не только установила новый постсоветский рекорд, но и стала крупнейшим производителем нефти в мире, опередив ближайшего конкурента – Саудовскую Аравию на миллион баррелей в сутки.

Рост добычи нефти был обеспечен во многом благодаря увеличению инвестиций нефтяных компаний и эффективному использованию налогового режима «60/66» (напомним, данный режим действует с октября 2011 года и предусматривает снижение налоговой нагрузки на сырую нефть за счет увеличения нагрузки на нефтепродукты). Кроме того, в июле прошлого года были внесены поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие работу нефтяников с трудноизвлекаемыми запасами (ТИЗ), что, по мнению экспертов, также способствовало общему росту добычи нефтяного сырья. Добыча нефти росла главным образом за счет новых месторождений, но важной положительной тенденцией для нефтяной отрасли в прошлом году стало и замедление падения добычи на старых месторождениях (к середине 2013 года падение добычи составило 0,4% против 1-2% в 2012 году).

Вместе с тем, объем экспорта нефти из России в 2013 году снизился на 2,1% – до 234,9 млн тонн, что эксперты связывают с продолжающимся ростом поставок нефтяного сырья на внутренний рынок в связи с увеличением объемов отечественной нефтепереработки (в 2013 году поставки нефти на отечественные НПЗ выросли на 3%). Тенденцию переориентации части объемов нефти на внутренний рынок отражает и динамика доли экспорта в объемах добычи: в 2013 году на экспорт отправлялось менее 45% добытой нефти, тогда как в 2008 году этот показатель составлял почти 53%.

Доходы федерального бюджета от экспорта нефти снизились заметнее физических объемов – на 4% (до $173,7 млрд). Эксперты объясняют это падение доходов и некоторым снижением мировых цен на нефть в 2013 году.

 

Итоги и планы компаний

Рассмотрим основные итоги 2013 года и ближайшие планы по освоению нефтяных месторождений четверки лидеров отрасли – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти», на которые в прошлом году пришлось 72% российской нефтедобычи.

Добыча «Роснефти» по итогам 2013 года составила 193 млн тонн, что ниже суммарной добычи «Роснефти» и ТНК-ВР прошлого года – 207 млн тонн (сделки по приобретению ТНК-ВР «Роснефть» завершила весной 2013 года). В целом в компании добыча снижается на «зрелых» месторождениях Западной Сибири и растет на новых.

Основным источником роста добычи госкомпании сейчас является Ванкорское месторождение в Восточной Сибири (в 2013 году добыча на нем выросла на 17% – до 21,4 млн тонн). Предполагается, что Ванкорское наряду с Сузунским, Тагульским, Лодочным и Верхнечонским месторождениями (все вместе они составляют Ванкорский кластер) обеспечат основной прирост нефтедобычи компании в будущем.

Согласно планам «Роснефти», к 2025 году на месторождениях кластера будет добываться не менее 55 млн тонн нефти, причем они будут обеспечивать нарастающий поток экспорта в страны АТР и в первую очередь в Китай. Значительный вклад в рост добычи госкомпании должно внести и Среднеботуобинское месторождение в Якутии (компанию «Таас-Юрях нефтегазодобыча», владеющую этим месторождением, «Роснефть» купила в 2013 году). В 2014-2016 годах «Роснефть» прогнозирует ежегодный рост добычи нефти на уровне 1%, а  в 2016-2019 годах – на 3-4% в год.

Компании «Лукойл» в 2013 году удалось переломить многолетнюю негативную тенденцию снижения добычи нефти. По сравнению с 2012 годом объем нефтедобычи увеличился на 1% и достиг 90,8 млн тонн нефти (85,5 млн тонн добыто в России и 5,3 млн тонн – за рубежом). Вместе с тем, положительной динамики показателя удалось добиться благодаря приобретению ЗАО «Самара-Нафта», которое увеличило добычу примерно на 7% относительно уровня прошлого года.

К 2017 году «Лукойл» планирует добывать 101,5-102 млн тонн нефти, значительную часть этого прироста должен обеспечить ввод в эксплуатацию месторождения им. В.Филановского на шельфе Каспийского моря в 2015 году. Кроме того, компания планирует нарастить добычу нефти в Ненецком АО за счет мероприятий по увеличению нефтеотдачи пластов, а также заняться разработкой нетрадиционных, в том числе сланцевых, запасов нефти, расположенных в Самарской и Ульяновской областях.

Для более эффективной реализацией проектов, связанных с разработкой ТИЗ и нетрадиционных запасов нефти, «Лукойл» в марте 2014 года начал переговоры о партнерстве с французской нефтегазовой компанией Total. Следует отметить, что в отличие от «Роснефти», наладившей партнерство с Exxon Mobil и Statoil, и «Газпром нефти», сотрудничающей с Shell, «Лукойл» пока не имеет крупного западного партнера.

Добыча нефти «Сургутнефтегаза» в 2013 года осталась на уровне 2012 года и составила 61,4 млн тонн. Согласно стратегии компании, добыча на уровне 61-62 млн тонн сохранится вплоть до 2030 года. При падении добычи на месторождениях Западной Сибири сохранять стабильный показатель будут помогать месторождения Якутии: в 2013 году объем добычи нефти здесь составил 7,2 млн тонн нефти, что на 9% больше, чем в 2012 году.

В дальнейшем Якутские месторождения компания планирует развивать ещё более активно: к 2017 году добыча вырастет до 8,1 млн в год, а до 2022 года «Сургутнефтегаз» планирует ввести в Якутии еще 6 месторождений. Кроме того, существенную роль в поддержании стабильного уровня добычи компании должен сыграть ввод в эксплуатацию месторождения им.Шпильмана в Ханты-Мансийском АО в 2015 году (его запасы оцениваются в 90 млн тонн нефти, добыча на пике составит 6 млн тонн в год).

«Газпром нефть» добыла в 2013 году 32,7 млн тонн нефти, что на 4,2% выше уровня прошлого года. Наибольшее влияние на этот показатель оказала растущая добыча в Оренбургском регионе и на Приобском месторождении в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, «Газпром нефть» активно развивает месторождения севера Ямала – Новопортовское и Мессояхское. В этом году начата коммерческая добыча нефти на Новопортовском месторождении, сырье пока отгружается по зимникам, но уже ведется строительство пункта сдачи-приема нефти берегового перевалочного комплекса (его мощность составит 8,5 млн тонн в год, завершить строительство планируется к 2015 году).

Добыча нефти на Новопортовском месторождении выйдет на пик в 7,5 млн т в год в 2016-2017 годах. Запуск Мессояхского проекта ожидается в 2016  году, а его выход на пик добычи в 19,6 млн т будет достигнут в 2024 году. В обозримом будущем «Газпром нефть» планирует начать разработку запасов сланцевой нефти в Западной Сибири, специально для этой цели в начале 2014 года создано ВСП с Shell. Пилотным проектом СП в области добычи сланцевой нефти является освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождении в Ханты-Мансийском АО. Промышленная эксплуатация этого участка начнется не ранее 2017-2018 годов, а к 2022-2025 годам может выйти на уровень 1 млн тонн в год.

Кроме того, 2013 год и начало 2014 года отмечены знаковым событием для нефтяной отрасли России – получена первая нефть с арктического шельфа. В декабре 2013 года «Газпром» начал добычу нефти на Приразломном месторождении, расположенном в Печорском море в 60 км от берега, а в апреле 2014 года прошла отгрузка первой партии нефти объемом 70 тыс. тонн с месторождения на экспорт (запасы месторождения оцениваются в 72 млн тонн). Проект имеет существенные льготы со стороны государства (нулевая ставка НДПИ до 2021 года), предполагается, что он активизирует масштабную работу по добыче нефти в Арктике и в будущем позволит расширить присутствие России на мировых энергетических рынках.

 

Прогнозы добычи и динамики мировых цен

Согласно прогнозу Минэкономразвития России, добыча нефти на территории России в 2014-2016 годах стабилизируется на уровне 520-521 млн тонн. Что касается экспорта нефти, то министерство предполагает, что после незначительного снижения в 2014 году он увеличится за счет восстановления поставок в страны дальнего зарубежья и в 2016 году достигнет 242,6 млн тонн.

Интересно при этом, что  в 2013 году Минэкономразвития повысило по сравнению с прошлым годом долгосрочный прогноз добычи нефти. Теперь министерство предполагает, что до 2030 года будет добываться 520-525 млн тонн в год – на 5-13 млн тонн выше, чем в предыдущем прогнозе. При этом, подчеркивается в прогнозе, для поддержания добычи нефти на этом уровне потребуется привлечение дополнительных финансовых и технологических ресурсов для введения в эксплуатацию новых месторождений (в частности, в 2014-2016 годах будут введены к эксплуатацию месторождения им.Филановского, Новопортовское, Русское, им. Требса и Титова, Наульское, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское), вовлечения в разработку нетрадиционных запасов нефти и применения новых технологий извлечения нефти. Повышен на 13 млн тонн и прогноз экспорта нефти до 2030 года, что объясняется в первую очередь расширением экспортных возможностей в восточном направлении.

И всё же большинство экспертов сходится во мнении, что после 2015-2020 годов в России начнется снижение добычи нефти. Так, согласно прогнозу, подготовленному аналитическим центром при правительстве РФ и Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, в 2015 году Россия добудет 522 млн тонн, затем эти объемы будут постепенно сокращаться и к 2040 году достигнут 468 млн тонн. Экономисты банка HSBC считают, что некоторое снижение добычи нефти в России произойдет уже в 2014 году, на пик нефтедобыча выйдет в 2018-2019 году, а после 2020 года начнется планомерное снижения добычи нефти.

Не секрет, что наиболее высоким риском для российской нефтяной отрасли, как и для экономики страны в целом, остается риск снижения мировых цен на нефть. В 2014 году в бюджет России заложена цена на нефть марки Urals на уровне $93 за баррель, в 2015-м и 2016 годах – $95/барр. В настоящее время российские власти уверены в благоприятной для страны динамике нефтяных цен: так, Минэкономразвития в 2014 году прогнозирует среднегодовой уровень цен $104/барр, в 2015 и 2016 годах – $100/барр, в 2017 году – $98/барр.

Большинство аналитиков мирового рынка также считают, что в ближайшие годы цены останутся высокими (по прогнозу Всемирного Банка – $103/барр в 2014 году и $100/барр в 2015 году), но указывают на высокую вероятность снижения цен в среднесрочной перспективе.

Среди причин снижения цен в будущем эксперты в первую очередь называют открытие значительных нетрадиционных (трудноизвлекаемых) запасов нефти и возможное переинвестирование в сланцевую нефть (по аналогии с ситуацией со сланцевым газом, которая уже имела место в мире).

Среднесрочные прогнозы мировых цен существенно отличаются – одни эксперты говорят о стабилизации цен, другие – о вероятном падении, вплоть до $70 за баррель (впрочем, с оговоркой, что такое может случиться только в случае технологического прорыва в сфере сланцевой нефти). Так или иначе, пока «на плаву» нефтяные цены держит высокий спрос на нефть со стороны стран АТР (в первую очередь Китая), выступающих основным рынком сбыта российского нефтяного сырья на среднесрочную перспективу.

 

Морские порты №3 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...