Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Севморпуть
Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Нынешний год для Российской Арктики особенный – именно в 2014 году в Комиссию ООН по границам континентального шельфа будет подана доработанная заявка от нашей страны, в которой перечислят российские притязания на морские полярные территории. Однако как в случае положительного, так и в случае отрицательного решения русскую Арктику нужно будет уметь защитить, в том числе и с помощью оружия.

А. Сидоров

 

Золотое дно

Российские ученые подготовили заявку, которая позволит существенно расширить границы отечественного континентального шельфа в Арктике и которая будет подана в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2014 году. В случае положительного решения через несколько лет наша страна сможет присоединить к себе около 1,2 млн квадратных метров пространств Северного Ледовитого океана. В первую очередь речь идет о скрытом под водой хребте Ломоносова, возвышенности Менделеева и котловине Макарова. Арктическое дно на этих территориях поистине золотое: здесь, по различным подсчетам, сконцентрировано от 5 до 20 млрд тонн извлекаемых запасов углеводородов, а также залежи алмазов и золота.

Россия совершает уже вторую попытку взять под свой контроль большой участок арктического шельфа, который сейчас с правовой точки зрения является ничьим. В первый раз заявка от нашей страны была подана в 2001 году, когда Россия, сославшись на Конвенцию по морскому праву от 1982 года, предъявила претензии на арктическое дно за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Однако Комиссия ООН отклонила первичную заявку и затребовала дополнительные данные для обоснования принадлежности морского дна Северного Ледовитого океана к шельфу России.

Ооновские эксперты сочли неубедительным довод, что подводная территория фактически является продолжением надводной части страны, «продолжением» Сибири.

С тех пор российская сторона организовала несколько арктических научных экспедиций и провела обширные исследования, в результате которых было собрано значительное количество научных данных, подтверждающих российские права в этом районе. Как сообщил российский МИД, комментируя подготовку новой заявки, «в соответствии с результатами исследований материковая окраина Российской Федерации в Арктике включает в себя геоморфологический и геологический шельф, охватывающий поднятие (хребет) Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь, таким образом, идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России».

 

Обещанного семь лет ждут

Перспективы работы в российской части Арктики и меры, которые необходимо принять для защиты российских экономических интересов в полярных широтах, стали темой круглого стола «Арктика и интересы национальной безопасности России», прошедшего 23 января в Москве. В его работе приняли участие эксперты Российского совета по международным делам, Центра стратегических оценок и прогнозов, Института политического и военного анализа и других организаций.

Как сказал, выступая на круглом столе, политолог Андрей Загорский, член Совета ПИР-Центра (Политические исследования в России) и вице-президент российской Ассоциации евроатлантического сотрудничества, скорого решения по российской заявке ждать не приходится. «В лучшем случае в этом году мы только внесем заявление. Но дальше начинается долгая процедура. В Комиссию ООН по границам шельфа сегодня поступило 70 заявок. А за 15 лет рассмотрено только 17. Восемь еще находятся на рассмотрении. Поэтому надо настраиваться на долгий марафон. Процесс рассмотрения займет минимум лет 6-7, а значит, окончательного решения следует ждать примерно в 2020-2022 годах», – отметил эксперт.

Однако, и на этом сошлось большинство участников мероприятия, одних только дипломатических усилий для реализации экономических интересов России на арктическом шельфе будет недостаточно. Вполне вероятна ситуация, что станет необходимым возвращение в Арктику военного контингента, который после развала СССР практически исчез из этих широт. Как сказал Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, за ресурсы в Арктике еще придется поспорить. «Полезные ископаемые в Арктике очень трудно добывать. Но есть у них и свои преимущества. Дело в том, что все остальные запасы, которые имеются на планете Земля, уже давно поделены. А вот арктические в какой-то мере являются ничьими и из-за них могут возникнуть споры. Добычей ископаемых дело не ограничивается, есть еще биоресурсы, конкуренция за которые во всем мире становится все более жесткой. Наконец, Северный морской путь интересен не только России, к нему давно присматривается Китай, который даже построил несколько ледоколов», – сказал представитель Академии геополитических проблем.

«В то же время сил Северного флота совершенно недостаточно для обеспечения безопасности в этом гигантском районе, – продолжил Константин Сивков. – Поэтому создание специализированных соединений и частей, способных действовать в Арктике, – первоочередная задача. Их должно быть немного в силу малой оперативной емкости этого региона, но они должны быть. К примеру, США, Канада, Норвегия такие соединения создают, закономерно и естественно то, что мы должны сделать ответный шаг. Но кроме военных отрядов должна быть создана и соответствующая инфраструктура. Еще опыт Второй мировой войны показал, что без должной поддержки и обеспечения ведение боевых действий невозможно. Кстати, указанная инфраструктура имеет не только военное, но и общеэкономическое значение».

 

Споры «ястребов» и «голубей»

Идея наращивания военного присутствия во время обсуждения на круглом столе нашла как своих сторонников, так и противников. В частности, Андрей Загорский напомнил, что другие страны Арктического региона не стремятся ввести войска в полярные широты из соображений банальной экономии. «Мировая экономика все еще не может выбраться из кризиса. Как следствие, Пентагон отказывается от инвестирования средств или развертывания каких-либо вооруженных сил в Арктике в обозримой перспективе. Более того, в последние два года США отказались от проведения учений даже на Аляске», – заметил политолог.

«Далее, предмета для спора в Арктике, который может стать причиной вооруженного конфликта, не существует. Арктические ресурсы поделены, и все неразведанные запасы находятся в пределах исключительных экономических зон. Мне неизвестно ни одно государство в мире, которое оспаривало бы права прибрежных государств на запасы в арктических зонах. Участвовать в добыче хотят многие компании, но именно участвовать. Поэтому они обращаются за разрешением к правительствам тех стран, которые имеют права на месторождения», – сказал Андрей Загорский.

Выступающему возразил Андрей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, отметив, что сокращение полярных вооруженных сил не означает автоматически ослабление военный угрозы. «Кто сказал, что сокращение означает потерю боеспособности? Вовсе нет, сокращение может означать просто-напросто оптимизацию. Время массовых армий прошло, на первое место выходят другие, более гибкие схемы применения вооруженных сил», – подчеркнул эксперт. «Далее, вокруг Арктики может возникнуть достаточно споров. Во-первых, военный: согласно современной военной доктрине России в Арктике должна находиться основная компонента наших стратегических ядерных сил. Но одновременно по Конвенции ООН граница сужается до 12 морских миль от берега. Если этот принцип вступит в силу, в полярных широтах будет очень сложно содержать нашу военную группировку. Во-вторых, вопрос дипломатический. У нас много трений с другими арктическими государствами по поводу статуса Севморпути, и в частности по поводу закрытия части портов на нем для захода иностранных судов, решении, которое было принято еще во времена СССР. В-третьих, имеется ряд пограничных споров. Шельфовые зоны Берингова моря и Берингова пролива не поделены до сих пор. Далее, в 1934 г. СССР разделил Чукотское море на Чукотское и Восточно-Сибирское, после чего объявил Восточно-Сибирское своим внутренним морем. Но США этот шаг не признали до сих пор, в результате чего возникает дипломатическая коллизия. Не скажу, что все вышеперечисленные споры фатальны, но иметь вооруженные силы для демонстрации решимости в случае сторонних претензий России все-таки надо. Поэтому для осуществления силовых и парасиловых демонстраций при подтверждении собственных заявок и споров нам необходимо иметь гибкую и мощную военную инфраструктуру», – заключил Андрей Фененко.

 

Ловушка «звездных войн»

В спор «ястребов» и «голубей», сторонников жесткой военной и мирной дипломатической линий, вмешался Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов. Согласно его мнению, конкуренция среди приполярных стран будет вестись не столько в военной области, сколько в инновационно-технологической.

«Сегодня мы можем наблюдать, как страны Арктического региона начинают вести серьезную инновационную работу по освоению Арктики. Они вкладывают очень серьезные деньги в разработки новых технологий, – сказал глава Центра стратегических оценок и прогнозов. – И когда России понадобится добывать нефть на арктическом шельфе, не останется ничего другого, как идти на поклон к норвежцам, у которых есть самые продвинутые технологии. В России недостаточно технологий для глубоководного бурения, тем более в северных водах. Зато ключевыми технологиями обладают сейчас Норвегия, Канада, другие страны, которые таким образом вынудят нас покупать технологии или услуги по разведке и добыче у них».

«Параллельно идет работа над так называемым Полярным кодексом, который должен определить правила и нормы судоходства по Севморпути и в полярных районах, – продолжил эксперт. – В частности, уже сегодня ведется активная пропаганда сохранения природы Арктики. К чему это может привести? К тому, что вступят в силу достаточно жесткие экологические нормы, а как результат право на проход по Севморпути получат суда, которые строятся не в России, а в Южной Корее. Похожий прецедент уже был, только в авиации, когда отличные по аэродинамике и техническим характеристикам российские самолеты потеряли право летать в европейские аэродромы всего лишь из-за повышенной шумности».

Подводя итоги, участники круглого стола сошлись на том, что присутствие ограниченного военного российского контингента в Арктике необходимо. Однако ни в коем случае нельзя еще раз попадаться в ловушку «звездных войн». Достаточно вспомнить 80-е годы, когда СССР перенапряг бюджет на военных заказах и запустил всю остальную экономику. И сейчас ситуация может повториться…

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...