Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Севморпуть
Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Нынешний год для Российской Арктики особенный – именно в 2014 году в Комиссию ООН по границам континентального шельфа будет подана доработанная заявка от нашей страны, в которой перечислят российские притязания на морские полярные территории. Однако как в случае положительного, так и в случае отрицательного решения русскую Арктику нужно будет уметь защитить, в том числе и с помощью оружия.

А. Сидоров

 

Золотое дно

Российские ученые подготовили заявку, которая позволит существенно расширить границы отечественного континентального шельфа в Арктике и которая будет подана в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2014 году. В случае положительного решения через несколько лет наша страна сможет присоединить к себе около 1,2 млн квадратных метров пространств Северного Ледовитого океана. В первую очередь речь идет о скрытом под водой хребте Ломоносова, возвышенности Менделеева и котловине Макарова. Арктическое дно на этих территориях поистине золотое: здесь, по различным подсчетам, сконцентрировано от 5 до 20 млрд тонн извлекаемых запасов углеводородов, а также залежи алмазов и золота.

Россия совершает уже вторую попытку взять под свой контроль большой участок арктического шельфа, который сейчас с правовой точки зрения является ничьим. В первый раз заявка от нашей страны была подана в 2001 году, когда Россия, сославшись на Конвенцию по морскому праву от 1982 года, предъявила претензии на арктическое дно за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Однако Комиссия ООН отклонила первичную заявку и затребовала дополнительные данные для обоснования принадлежности морского дна Северного Ледовитого океана к шельфу России.

Ооновские эксперты сочли неубедительным довод, что подводная территория фактически является продолжением надводной части страны, «продолжением» Сибири.

С тех пор российская сторона организовала несколько арктических научных экспедиций и провела обширные исследования, в результате которых было собрано значительное количество научных данных, подтверждающих российские права в этом районе. Как сообщил российский МИД, комментируя подготовку новой заявки, «в соответствии с результатами исследований материковая окраина Российской Федерации в Арктике включает в себя геоморфологический и геологический шельф, охватывающий поднятие (хребет) Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь, таким образом, идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России».

 

Обещанного семь лет ждут

Перспективы работы в российской части Арктики и меры, которые необходимо принять для защиты российских экономических интересов в полярных широтах, стали темой круглого стола «Арктика и интересы национальной безопасности России», прошедшего 23 января в Москве. В его работе приняли участие эксперты Российского совета по международным делам, Центра стратегических оценок и прогнозов, Института политического и военного анализа и других организаций.

Как сказал, выступая на круглом столе, политолог Андрей Загорский, член Совета ПИР-Центра (Политические исследования в России) и вице-президент российской Ассоциации евроатлантического сотрудничества, скорого решения по российской заявке ждать не приходится. «В лучшем случае в этом году мы только внесем заявление. Но дальше начинается долгая процедура. В Комиссию ООН по границам шельфа сегодня поступило 70 заявок. А за 15 лет рассмотрено только 17. Восемь еще находятся на рассмотрении. Поэтому надо настраиваться на долгий марафон. Процесс рассмотрения займет минимум лет 6-7, а значит, окончательного решения следует ждать примерно в 2020-2022 годах», – отметил эксперт.

Однако, и на этом сошлось большинство участников мероприятия, одних только дипломатических усилий для реализации экономических интересов России на арктическом шельфе будет недостаточно. Вполне вероятна ситуация, что станет необходимым возвращение в Арктику военного контингента, который после развала СССР практически исчез из этих широт. Как сказал Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, за ресурсы в Арктике еще придется поспорить. «Полезные ископаемые в Арктике очень трудно добывать. Но есть у них и свои преимущества. Дело в том, что все остальные запасы, которые имеются на планете Земля, уже давно поделены. А вот арктические в какой-то мере являются ничьими и из-за них могут возникнуть споры. Добычей ископаемых дело не ограничивается, есть еще биоресурсы, конкуренция за которые во всем мире становится все более жесткой. Наконец, Северный морской путь интересен не только России, к нему давно присматривается Китай, который даже построил несколько ледоколов», – сказал представитель Академии геополитических проблем.

«В то же время сил Северного флота совершенно недостаточно для обеспечения безопасности в этом гигантском районе, – продолжил Константин Сивков. – Поэтому создание специализированных соединений и частей, способных действовать в Арктике, – первоочередная задача. Их должно быть немного в силу малой оперативной емкости этого региона, но они должны быть. К примеру, США, Канада, Норвегия такие соединения создают, закономерно и естественно то, что мы должны сделать ответный шаг. Но кроме военных отрядов должна быть создана и соответствующая инфраструктура. Еще опыт Второй мировой войны показал, что без должной поддержки и обеспечения ведение боевых действий невозможно. Кстати, указанная инфраструктура имеет не только военное, но и общеэкономическое значение».

 

Споры «ястребов» и «голубей»

Идея наращивания военного присутствия во время обсуждения на круглом столе нашла как своих сторонников, так и противников. В частности, Андрей Загорский напомнил, что другие страны Арктического региона не стремятся ввести войска в полярные широты из соображений банальной экономии. «Мировая экономика все еще не может выбраться из кризиса. Как следствие, Пентагон отказывается от инвестирования средств или развертывания каких-либо вооруженных сил в Арктике в обозримой перспективе. Более того, в последние два года США отказались от проведения учений даже на Аляске», – заметил политолог.

«Далее, предмета для спора в Арктике, который может стать причиной вооруженного конфликта, не существует. Арктические ресурсы поделены, и все неразведанные запасы находятся в пределах исключительных экономических зон. Мне неизвестно ни одно государство в мире, которое оспаривало бы права прибрежных государств на запасы в арктических зонах. Участвовать в добыче хотят многие компании, но именно участвовать. Поэтому они обращаются за разрешением к правительствам тех стран, которые имеют права на месторождения», – сказал Андрей Загорский.

Выступающему возразил Андрей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, отметив, что сокращение полярных вооруженных сил не означает автоматически ослабление военный угрозы. «Кто сказал, что сокращение означает потерю боеспособности? Вовсе нет, сокращение может означать просто-напросто оптимизацию. Время массовых армий прошло, на первое место выходят другие, более гибкие схемы применения вооруженных сил», – подчеркнул эксперт. «Далее, вокруг Арктики может возникнуть достаточно споров. Во-первых, военный: согласно современной военной доктрине России в Арктике должна находиться основная компонента наших стратегических ядерных сил. Но одновременно по Конвенции ООН граница сужается до 12 морских миль от берега. Если этот принцип вступит в силу, в полярных широтах будет очень сложно содержать нашу военную группировку. Во-вторых, вопрос дипломатический. У нас много трений с другими арктическими государствами по поводу статуса Севморпути, и в частности по поводу закрытия части портов на нем для захода иностранных судов, решении, которое было принято еще во времена СССР. В-третьих, имеется ряд пограничных споров. Шельфовые зоны Берингова моря и Берингова пролива не поделены до сих пор. Далее, в 1934 г. СССР разделил Чукотское море на Чукотское и Восточно-Сибирское, после чего объявил Восточно-Сибирское своим внутренним морем. Но США этот шаг не признали до сих пор, в результате чего возникает дипломатическая коллизия. Не скажу, что все вышеперечисленные споры фатальны, но иметь вооруженные силы для демонстрации решимости в случае сторонних претензий России все-таки надо. Поэтому для осуществления силовых и парасиловых демонстраций при подтверждении собственных заявок и споров нам необходимо иметь гибкую и мощную военную инфраструктуру», – заключил Андрей Фененко.

 

Ловушка «звездных войн»

В спор «ястребов» и «голубей», сторонников жесткой военной и мирной дипломатической линий, вмешался Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов. Согласно его мнению, конкуренция среди приполярных стран будет вестись не столько в военной области, сколько в инновационно-технологической.

«Сегодня мы можем наблюдать, как страны Арктического региона начинают вести серьезную инновационную работу по освоению Арктики. Они вкладывают очень серьезные деньги в разработки новых технологий, – сказал глава Центра стратегических оценок и прогнозов. – И когда России понадобится добывать нефть на арктическом шельфе, не останется ничего другого, как идти на поклон к норвежцам, у которых есть самые продвинутые технологии. В России недостаточно технологий для глубоководного бурения, тем более в северных водах. Зато ключевыми технологиями обладают сейчас Норвегия, Канада, другие страны, которые таким образом вынудят нас покупать технологии или услуги по разведке и добыче у них».

«Параллельно идет работа над так называемым Полярным кодексом, который должен определить правила и нормы судоходства по Севморпути и в полярных районах, – продолжил эксперт. – В частности, уже сегодня ведется активная пропаганда сохранения природы Арктики. К чему это может привести? К тому, что вступят в силу достаточно жесткие экологические нормы, а как результат право на проход по Севморпути получат суда, которые строятся не в России, а в Южной Корее. Похожий прецедент уже был, только в авиации, когда отличные по аэродинамике и техническим характеристикам российские самолеты потеряли право летать в европейские аэродромы всего лишь из-за повышенной шумности».

Подводя итоги, участники круглого стола сошлись на том, что присутствие ограниченного военного российского контингента в Арктике необходимо. Однако ни в коем случае нельзя еще раз попадаться в ловушку «звездных войн». Достаточно вспомнить 80-е годы, когда СССР перенапряг бюджет на военных заказах и запустил всю остальную экономику. И сейчас ситуация может повториться…

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с участниками рынка сформулирует едины...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн Консолидированный грузооборот терминалов группы Новороссийского морского торгового порта (НМТП&#...

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти. Это позволило России выйти на первое м...




Морской транспорт

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями Керченская паромная переправа, единственная автотранспортная артерия между Крымским полуостровом и «...

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов Viking Line с 10 апреля по 22 октября  2017 г. запускает по маршруту новое скоростное судн...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...