Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Севморпуть
Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Нынешний год для Российской Арктики особенный – именно в 2014 году в Комиссию ООН по границам континентального шельфа будет подана доработанная заявка от нашей страны, в которой перечислят российские притязания на морские полярные территории. Однако как в случае положительного, так и в случае отрицательного решения русскую Арктику нужно будет уметь защитить, в том числе и с помощью оружия.

А. Сидоров

 

Золотое дно

Российские ученые подготовили заявку, которая позволит существенно расширить границы отечественного континентального шельфа в Арктике и которая будет подана в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2014 году. В случае положительного решения через несколько лет наша страна сможет присоединить к себе около 1,2 млн квадратных метров пространств Северного Ледовитого океана. В первую очередь речь идет о скрытом под водой хребте Ломоносова, возвышенности Менделеева и котловине Макарова. Арктическое дно на этих территориях поистине золотое: здесь, по различным подсчетам, сконцентрировано от 5 до 20 млрд тонн извлекаемых запасов углеводородов, а также залежи алмазов и золота.

Россия совершает уже вторую попытку взять под свой контроль большой участок арктического шельфа, который сейчас с правовой точки зрения является ничьим. В первый раз заявка от нашей страны была подана в 2001 году, когда Россия, сославшись на Конвенцию по морскому праву от 1982 года, предъявила претензии на арктическое дно за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Однако Комиссия ООН отклонила первичную заявку и затребовала дополнительные данные для обоснования принадлежности морского дна Северного Ледовитого океана к шельфу России.

Ооновские эксперты сочли неубедительным довод, что подводная территория фактически является продолжением надводной части страны, «продолжением» Сибири.

С тех пор российская сторона организовала несколько арктических научных экспедиций и провела обширные исследования, в результате которых было собрано значительное количество научных данных, подтверждающих российские права в этом районе. Как сообщил российский МИД, комментируя подготовку новой заявки, «в соответствии с результатами исследований материковая окраина Российской Федерации в Арктике включает в себя геоморфологический и геологический шельф, охватывающий поднятие (хребет) Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь, таким образом, идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России».

 

Обещанного семь лет ждут

Перспективы работы в российской части Арктики и меры, которые необходимо принять для защиты российских экономических интересов в полярных широтах, стали темой круглого стола «Арктика и интересы национальной безопасности России», прошедшего 23 января в Москве. В его работе приняли участие эксперты Российского совета по международным делам, Центра стратегических оценок и прогнозов, Института политического и военного анализа и других организаций.

Как сказал, выступая на круглом столе, политолог Андрей Загорский, член Совета ПИР-Центра (Политические исследования в России) и вице-президент российской Ассоциации евроатлантического сотрудничества, скорого решения по российской заявке ждать не приходится. «В лучшем случае в этом году мы только внесем заявление. Но дальше начинается долгая процедура. В Комиссию ООН по границам шельфа сегодня поступило 70 заявок. А за 15 лет рассмотрено только 17. Восемь еще находятся на рассмотрении. Поэтому надо настраиваться на долгий марафон. Процесс рассмотрения займет минимум лет 6-7, а значит, окончательного решения следует ждать примерно в 2020-2022 годах», – отметил эксперт.

Однако, и на этом сошлось большинство участников мероприятия, одних только дипломатических усилий для реализации экономических интересов России на арктическом шельфе будет недостаточно. Вполне вероятна ситуация, что станет необходимым возвращение в Арктику военного контингента, который после развала СССР практически исчез из этих широт. Как сказал Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, за ресурсы в Арктике еще придется поспорить. «Полезные ископаемые в Арктике очень трудно добывать. Но есть у них и свои преимущества. Дело в том, что все остальные запасы, которые имеются на планете Земля, уже давно поделены. А вот арктические в какой-то мере являются ничьими и из-за них могут возникнуть споры. Добычей ископаемых дело не ограничивается, есть еще биоресурсы, конкуренция за которые во всем мире становится все более жесткой. Наконец, Северный морской путь интересен не только России, к нему давно присматривается Китай, который даже построил несколько ледоколов», – сказал представитель Академии геополитических проблем.

«В то же время сил Северного флота совершенно недостаточно для обеспечения безопасности в этом гигантском районе, – продолжил Константин Сивков. – Поэтому создание специализированных соединений и частей, способных действовать в Арктике, – первоочередная задача. Их должно быть немного в силу малой оперативной емкости этого региона, но они должны быть. К примеру, США, Канада, Норвегия такие соединения создают, закономерно и естественно то, что мы должны сделать ответный шаг. Но кроме военных отрядов должна быть создана и соответствующая инфраструктура. Еще опыт Второй мировой войны показал, что без должной поддержки и обеспечения ведение боевых действий невозможно. Кстати, указанная инфраструктура имеет не только военное, но и общеэкономическое значение».

 

Споры «ястребов» и «голубей»

Идея наращивания военного присутствия во время обсуждения на круглом столе нашла как своих сторонников, так и противников. В частности, Андрей Загорский напомнил, что другие страны Арктического региона не стремятся ввести войска в полярные широты из соображений банальной экономии. «Мировая экономика все еще не может выбраться из кризиса. Как следствие, Пентагон отказывается от инвестирования средств или развертывания каких-либо вооруженных сил в Арктике в обозримой перспективе. Более того, в последние два года США отказались от проведения учений даже на Аляске», – заметил политолог.

«Далее, предмета для спора в Арктике, который может стать причиной вооруженного конфликта, не существует. Арктические ресурсы поделены, и все неразведанные запасы находятся в пределах исключительных экономических зон. Мне неизвестно ни одно государство в мире, которое оспаривало бы права прибрежных государств на запасы в арктических зонах. Участвовать в добыче хотят многие компании, но именно участвовать. Поэтому они обращаются за разрешением к правительствам тех стран, которые имеют права на месторождения», – сказал Андрей Загорский.

Выступающему возразил Андрей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, отметив, что сокращение полярных вооруженных сил не означает автоматически ослабление военный угрозы. «Кто сказал, что сокращение означает потерю боеспособности? Вовсе нет, сокращение может означать просто-напросто оптимизацию. Время массовых армий прошло, на первое место выходят другие, более гибкие схемы применения вооруженных сил», – подчеркнул эксперт. «Далее, вокруг Арктики может возникнуть достаточно споров. Во-первых, военный: согласно современной военной доктрине России в Арктике должна находиться основная компонента наших стратегических ядерных сил. Но одновременно по Конвенции ООН граница сужается до 12 морских миль от берега. Если этот принцип вступит в силу, в полярных широтах будет очень сложно содержать нашу военную группировку. Во-вторых, вопрос дипломатический. У нас много трений с другими арктическими государствами по поводу статуса Севморпути, и в частности по поводу закрытия части портов на нем для захода иностранных судов, решении, которое было принято еще во времена СССР. В-третьих, имеется ряд пограничных споров. Шельфовые зоны Берингова моря и Берингова пролива не поделены до сих пор. Далее, в 1934 г. СССР разделил Чукотское море на Чукотское и Восточно-Сибирское, после чего объявил Восточно-Сибирское своим внутренним морем. Но США этот шаг не признали до сих пор, в результате чего возникает дипломатическая коллизия. Не скажу, что все вышеперечисленные споры фатальны, но иметь вооруженные силы для демонстрации решимости в случае сторонних претензий России все-таки надо. Поэтому для осуществления силовых и парасиловых демонстраций при подтверждении собственных заявок и споров нам необходимо иметь гибкую и мощную военную инфраструктуру», – заключил Андрей Фененко.

 

Ловушка «звездных войн»

В спор «ястребов» и «голубей», сторонников жесткой военной и мирной дипломатической линий, вмешался Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов. Согласно его мнению, конкуренция среди приполярных стран будет вестись не столько в военной области, сколько в инновационно-технологической.

«Сегодня мы можем наблюдать, как страны Арктического региона начинают вести серьезную инновационную работу по освоению Арктики. Они вкладывают очень серьезные деньги в разработки новых технологий, – сказал глава Центра стратегических оценок и прогнозов. – И когда России понадобится добывать нефть на арктическом шельфе, не останется ничего другого, как идти на поклон к норвежцам, у которых есть самые продвинутые технологии. В России недостаточно технологий для глубоководного бурения, тем более в северных водах. Зато ключевыми технологиями обладают сейчас Норвегия, Канада, другие страны, которые таким образом вынудят нас покупать технологии или услуги по разведке и добыче у них».

«Параллельно идет работа над так называемым Полярным кодексом, который должен определить правила и нормы судоходства по Севморпути и в полярных районах, – продолжил эксперт. – В частности, уже сегодня ведется активная пропаганда сохранения природы Арктики. К чему это может привести? К тому, что вступят в силу достаточно жесткие экологические нормы, а как результат право на проход по Севморпути получат суда, которые строятся не в России, а в Южной Корее. Похожий прецедент уже был, только в авиации, когда отличные по аэродинамике и техническим характеристикам российские самолеты потеряли право летать в европейские аэродромы всего лишь из-за повышенной шумности».

Подводя итоги, участники круглого стола сошлись на том, что присутствие ограниченного военного российского контингента в Арктике необходимо. Однако ни в коем случае нельзя еще раз попадаться в ловушку «звездных войн». Достаточно вспомнить 80-е годы, когда СССР перенапряг бюджет на военных заказах и запустил всю остальную экономику. И сейчас ситуация может повториться…

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...