Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Севморпуть
Пора на Север: защита российских экономических интересов в Арктике

Нынешний год для Российской Арктики особенный – именно в 2014 году в Комиссию ООН по границам континентального шельфа будет подана доработанная заявка от нашей страны, в которой перечислят российские притязания на морские полярные территории. Однако как в случае положительного, так и в случае отрицательного решения русскую Арктику нужно будет уметь защитить, в том числе и с помощью оружия.

А. Сидоров

 

Золотое дно

Российские ученые подготовили заявку, которая позволит существенно расширить границы отечественного континентального шельфа в Арктике и которая будет подана в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2014 году. В случае положительного решения через несколько лет наша страна сможет присоединить к себе около 1,2 млн квадратных метров пространств Северного Ледовитого океана. В первую очередь речь идет о скрытом под водой хребте Ломоносова, возвышенности Менделеева и котловине Макарова. Арктическое дно на этих территориях поистине золотое: здесь, по различным подсчетам, сконцентрировано от 5 до 20 млрд тонн извлекаемых запасов углеводородов, а также залежи алмазов и золота.

Россия совершает уже вторую попытку взять под свой контроль большой участок арктического шельфа, который сейчас с правовой точки зрения является ничьим. В первый раз заявка от нашей страны была подана в 2001 году, когда Россия, сославшись на Конвенцию по морскому праву от 1982 года, предъявила претензии на арктическое дно за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Однако Комиссия ООН отклонила первичную заявку и затребовала дополнительные данные для обоснования принадлежности морского дна Северного Ледовитого океана к шельфу России.

Ооновские эксперты сочли неубедительным довод, что подводная территория фактически является продолжением надводной части страны, «продолжением» Сибири.

С тех пор российская сторона организовала несколько арктических научных экспедиций и провела обширные исследования, в результате которых было собрано значительное количество научных данных, подтверждающих российские права в этом районе. Как сообщил российский МИД, комментируя подготовку новой заявки, «в соответствии с результатами исследований материковая окраина Российской Федерации в Арктике включает в себя геоморфологический и геологический шельф, охватывающий поднятие (хребет) Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь, таким образом, идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России».

 

Обещанного семь лет ждут

Перспективы работы в российской части Арктики и меры, которые необходимо принять для защиты российских экономических интересов в полярных широтах, стали темой круглого стола «Арктика и интересы национальной безопасности России», прошедшего 23 января в Москве. В его работе приняли участие эксперты Российского совета по международным делам, Центра стратегических оценок и прогнозов, Института политического и военного анализа и других организаций.

Как сказал, выступая на круглом столе, политолог Андрей Загорский, член Совета ПИР-Центра (Политические исследования в России) и вице-президент российской Ассоциации евроатлантического сотрудничества, скорого решения по российской заявке ждать не приходится. «В лучшем случае в этом году мы только внесем заявление. Но дальше начинается долгая процедура. В Комиссию ООН по границам шельфа сегодня поступило 70 заявок. А за 15 лет рассмотрено только 17. Восемь еще находятся на рассмотрении. Поэтому надо настраиваться на долгий марафон. Процесс рассмотрения займет минимум лет 6-7, а значит, окончательного решения следует ждать примерно в 2020-2022 годах», – отметил эксперт.

Однако, и на этом сошлось большинство участников мероприятия, одних только дипломатических усилий для реализации экономических интересов России на арктическом шельфе будет недостаточно. Вполне вероятна ситуация, что станет необходимым возвращение в Арктику военного контингента, который после развала СССР практически исчез из этих широт. Как сказал Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, за ресурсы в Арктике еще придется поспорить. «Полезные ископаемые в Арктике очень трудно добывать. Но есть у них и свои преимущества. Дело в том, что все остальные запасы, которые имеются на планете Земля, уже давно поделены. А вот арктические в какой-то мере являются ничьими и из-за них могут возникнуть споры. Добычей ископаемых дело не ограничивается, есть еще биоресурсы, конкуренция за которые во всем мире становится все более жесткой. Наконец, Северный морской путь интересен не только России, к нему давно присматривается Китай, который даже построил несколько ледоколов», – сказал представитель Академии геополитических проблем.

«В то же время сил Северного флота совершенно недостаточно для обеспечения безопасности в этом гигантском районе, – продолжил Константин Сивков. – Поэтому создание специализированных соединений и частей, способных действовать в Арктике, – первоочередная задача. Их должно быть немного в силу малой оперативной емкости этого региона, но они должны быть. К примеру, США, Канада, Норвегия такие соединения создают, закономерно и естественно то, что мы должны сделать ответный шаг. Но кроме военных отрядов должна быть создана и соответствующая инфраструктура. Еще опыт Второй мировой войны показал, что без должной поддержки и обеспечения ведение боевых действий невозможно. Кстати, указанная инфраструктура имеет не только военное, но и общеэкономическое значение».

 

Споры «ястребов» и «голубей»

Идея наращивания военного присутствия во время обсуждения на круглом столе нашла как своих сторонников, так и противников. В частности, Андрей Загорский напомнил, что другие страны Арктического региона не стремятся ввести войска в полярные широты из соображений банальной экономии. «Мировая экономика все еще не может выбраться из кризиса. Как следствие, Пентагон отказывается от инвестирования средств или развертывания каких-либо вооруженных сил в Арктике в обозримой перспективе. Более того, в последние два года США отказались от проведения учений даже на Аляске», – заметил политолог.

«Далее, предмета для спора в Арктике, который может стать причиной вооруженного конфликта, не существует. Арктические ресурсы поделены, и все неразведанные запасы находятся в пределах исключительных экономических зон. Мне неизвестно ни одно государство в мире, которое оспаривало бы права прибрежных государств на запасы в арктических зонах. Участвовать в добыче хотят многие компании, но именно участвовать. Поэтому они обращаются за разрешением к правительствам тех стран, которые имеют права на месторождения», – сказал Андрей Загорский.

Выступающему возразил Андрей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, отметив, что сокращение полярных вооруженных сил не означает автоматически ослабление военный угрозы. «Кто сказал, что сокращение означает потерю боеспособности? Вовсе нет, сокращение может означать просто-напросто оптимизацию. Время массовых армий прошло, на первое место выходят другие, более гибкие схемы применения вооруженных сил», – подчеркнул эксперт. «Далее, вокруг Арктики может возникнуть достаточно споров. Во-первых, военный: согласно современной военной доктрине России в Арктике должна находиться основная компонента наших стратегических ядерных сил. Но одновременно по Конвенции ООН граница сужается до 12 морских миль от берега. Если этот принцип вступит в силу, в полярных широтах будет очень сложно содержать нашу военную группировку. Во-вторых, вопрос дипломатический. У нас много трений с другими арктическими государствами по поводу статуса Севморпути, и в частности по поводу закрытия части портов на нем для захода иностранных судов, решении, которое было принято еще во времена СССР. В-третьих, имеется ряд пограничных споров. Шельфовые зоны Берингова моря и Берингова пролива не поделены до сих пор. Далее, в 1934 г. СССР разделил Чукотское море на Чукотское и Восточно-Сибирское, после чего объявил Восточно-Сибирское своим внутренним морем. Но США этот шаг не признали до сих пор, в результате чего возникает дипломатическая коллизия. Не скажу, что все вышеперечисленные споры фатальны, но иметь вооруженные силы для демонстрации решимости в случае сторонних претензий России все-таки надо. Поэтому для осуществления силовых и парасиловых демонстраций при подтверждении собственных заявок и споров нам необходимо иметь гибкую и мощную военную инфраструктуру», – заключил Андрей Фененко.

 

Ловушка «звездных войн»

В спор «ястребов» и «голубей», сторонников жесткой военной и мирной дипломатической линий, вмешался Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов. Согласно его мнению, конкуренция среди приполярных стран будет вестись не столько в военной области, сколько в инновационно-технологической.

«Сегодня мы можем наблюдать, как страны Арктического региона начинают вести серьезную инновационную работу по освоению Арктики. Они вкладывают очень серьезные деньги в разработки новых технологий, – сказал глава Центра стратегических оценок и прогнозов. – И когда России понадобится добывать нефть на арктическом шельфе, не останется ничего другого, как идти на поклон к норвежцам, у которых есть самые продвинутые технологии. В России недостаточно технологий для глубоководного бурения, тем более в северных водах. Зато ключевыми технологиями обладают сейчас Норвегия, Канада, другие страны, которые таким образом вынудят нас покупать технологии или услуги по разведке и добыче у них».

«Параллельно идет работа над так называемым Полярным кодексом, который должен определить правила и нормы судоходства по Севморпути и в полярных районах, – продолжил эксперт. – В частности, уже сегодня ведется активная пропаганда сохранения природы Арктики. К чему это может привести? К тому, что вступят в силу достаточно жесткие экологические нормы, а как результат право на проход по Севморпути получат суда, которые строятся не в России, а в Южной Корее. Похожий прецедент уже был, только в авиации, когда отличные по аэродинамике и техническим характеристикам российские самолеты потеряли право летать в европейские аэродромы всего лишь из-за повышенной шумности».

Подводя итоги, участники круглого стола сошлись на том, что присутствие ограниченного военного российского контингента в Арктике необходимо. Однако ни в коем случае нельзя еще раз попадаться в ловушку «звездных войн». Достаточно вспомнить 80-е годы, когда СССР перенапряг бюджет на военных заказах и запустил всю остальную экономику. И сейчас ситуация может повториться…

 

Морские вести России №1 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...