IT-технологии в Новороссийской таможне

Таможня
IT-технологии в Новороссийской таможне

В последние годы в таможенной политике нашего государства сделан акцент на содействие участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на формирование максимально комфортных условий для их работы. Одним из приоритетов этой политики является информатизация таможенных процедур, проводимая ФТС России, и переход таможенных органов в этой сфере на работу по международным стандартам.

Новороссийская таможня, одно из крупнейших подразделений ФТС России на юге, сегодня активно внедряет передовые информационные технологии в свою работу, что, естественно, положительным образом сказывается на оптимизации таможенного оформления товаров в морском пункте пропуска Новороссийск и скорости прохождения внешнеторговых грузов через порт.

Игорь Кондратьев, и.о. начальника Новороссийской таможни

 

Предварительное информирование

Внедрение системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов о ввозимых товарах было утверждено Приказом ФТС России №192 от 10.03.2006 г. Концепция ПИ, утвержденная данным приказом, была разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и использованию этой информации таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Предпосылками создания системы ПИ таможенных органов в России стало усовершенствование условий работы таможни по минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства и одновременно обеспечению всемерного содействия торговле, а также по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Необходимо подчеркнуть, что Всемирная таможенная организация (ВТО) использование таможенными органами ПИ считает показателем высокого уровня развития таможенной службы той или иной страны.

В конце 2011 года вступило в силу решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», в соответствии с которым реализуются положения статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Однако обязательное предварительное информирование на морском транспорте на сегодняшний день законодательно не закреплено – сегодня оно является добровольным.

ФТС России проводит эксперимент по внедрению безбумажных технологий в отношении морских судов и перевозимых ими товаров. Предварительное информирование, которое упрощает таможенные формальности и сокращает время таможенного оформления, скоро станет обязательным для морского транспорта. Подготовка к введению новой таможенной технологии началась в мае 2011 года на Дальнем Востоке. А таможенными постами Новороссийской таможни она стала использоваться в середине второго квартала 2012 года.

Следует отметить, что с момента реализации установленной нормы по предоставлению ПИ, в Новороссийской таможне на практике наблюдается положительная динамика такого информирования при регистрации прибытия морских судов. Если в первом полугодии 2012 года участники ВЭД предоставляли таможенникам предварительную информацию только  о 50% судов, прибывающих в морской порт Новороссийск, то к концу прошлого года этот процент увеличился до 80%. А в третьем квартале 2013 года доля морских судов, в отношении которых при регистрации прибытия использовалась система ПИ, составила 99%.

Заблаговременно получая максимально полную информацию о перевозимых партиях товара и транспортных средствах, таможенный орган имеет возможность еще до прибытия судна в порт выполнить множество операций. Полученные электронные сообщения используются для формирования электронных форм таможенных документов и журналов учета, а также для определения объектов таможенного контроля. Использование в морском пункте пропуска такой технологии, как предварительное информирование, позволяет провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна. За счет этого время совершения таможенных операций заметно сокращается.

Оптимизация таможенных операций при перемещении товаров морским транспортом способствует сокращению временных и материальных затрат для участников бизнес-сообщества. Как сказано в Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, предварительное информирование «повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги».

 

Взаимодействие с бизнесом

С целью создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, сокращения времени совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля в морском порту Новороссийск Новороссийская таможня ведет информационную работу и тесное взаимодействие с бизнес-сообществом и другими властными структурами.

Так, в октябре 2012 года на базе Новороссийской таможни прошел межрегиональный семинар Федеральной таможенной службы на тему «Совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля морских (речных) судов и перемещаемых ими товаров в морских (речных) пунктах пропуска» и состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы Минтранса и ФТС России по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок.

В мероприятиях приняли участие руководители ФТС России и Южного таможенного управления, Минтранса, Администрации Краснодарского края, Администраций морских портов (АМП) Азово-Черноморского бассейна, представители судоходных компаний, судовладельцев и других участников процесса трансграничной транспортировки грузов морским транспортом. Общая численность участников мероприятий, в том числе представителей всех территориальных таможенных органов России, в регионе деятельности которых расположены морские пункты пропуска через государственную границу РФ, превысила 100 человек. Участники обсудили задачи совершенствования таможенных операций в морских (речных) портах, актуальные вопросы применения современных информационных технологий для упрощения таможенных процедур и сокращения связанных с ними издержек.

Подчеркну, что Новороссийская таможня всегда открыта для диалога с представителями бизнеса. На базе таможни действует Консультативный совет по работе с участниками ВЭД, который и образован с целью организации сотрудничества и взаимодействия Таможни с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. Неоднократно на Совете рассматривался вопрос об апробировании технологии предварительного информирования в морском порту Новороссийск. Но уже сейчас нам необходимо найти оптимальный вариант ПИ, который устроил бы и участников ВЭД, и представителей таможни.

Для активизации работы по представлению полной и качественной ПИ в связи с предстоящим законодательным закреплением этой нормы, устанавливающей обязательность представления ПИ о товарах, перемещаемых морским транспортом, нами инициируются рабочие встречи с представителями линейных судовых агентов, где мы совместно рассматриваем основные проблемы, возникающие при предоставлении участниками ВЭД и использовании таможенными органами ПИ, и пути их решения.

Взаимопонимание и совместная с участниками ВЭД выработка решений по проблемным вопросам ПИ стали основой работы таможенных органов, стремящихся создать оптимальные условия для участников транспортного процесса при осуществлении ими внешнеэкономических операций по перемещению товаров морским транспортом через таможенную границу Таможенного союза. Тем самым обеспечивается рост пропускных мощностей объектов пограничной транспортной инфраструктуры без потери качества государственного контроля.

В целом совершенствование таможенного администрирования создает условия как для увеличения грузооборота в отдельно взятом порту, так и для повышения конкурентоспособности российских морских портов. В перспективе ожидаемым макроэкономическим эффектом от гармонизации таможенных технологий может стать дальнейшее развитие международного транзита товаров через морской порт Новороссийск по международным транспортным коридорам.

 

Электронное декларирование

Еще одним из основных способов ускорения совершения таможенных операций и процедур на таможне, в чем заинтересованы не только таможенные органы, но и участники ВЭД, является развитие электронного декларирования (ЭД) посредством сети Интернет.

К приоритетным направлением деятельности Новороссийской таможни относится оперативное внедрение и активное развитие инновационных технологий при различных таможенных процедурах, способствующих созданию благоприятных условий дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности.

История применения электронного таможенного декларирования (ЭД) в России насчитывает более 5 лет, однако только в последние 2 года ЭД стало массовым. Возможность предоставления сведений через Интернет, введение института операторов существенно упростили доступ к технологии ЭД.

Таможенные посты Новороссийской таможни – Новороссийский юго-восточный, Новороссийский центральный, Новороссийский западный, Геленджикский – были включены в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, в том числе с использованием сети Интернет, в конце первого квартала 2010 года. Первая ЭДТ была подана на Новороссийский юго-восточный таможенный пост ООО «Далк» 31 марта 2010 года. Таким образом, фактически электронное декларирование товаров с применением технологии подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) посредством Интернет начало осуществляться на таможенных постах Новороссийской таможни во 2 квартале 2010 года. До конца 2010 года Новороссийский автотранспортный и Анапский таможенные посты также начали прием ГТД с использованием сети Интернет.

Проследив эволюцию внедрения ЭД-2, можно заметить, что отношение участников ВЭД к этой технологии изменилось. Результатом применения электронного декларирования в формате новейших технологий является рост количества Интернет-деклараций на таможне с 46% в 2010 году до 90% в 2011-2012 годах. По итогам 9 месяцев 2013 года количество Интернет-деклараций составило 99,27% от общего количества выпущенных таможенных деклараций.

Основным преимуществом технологии является возможность интерактивного удаленного «общения» с таможенными органами при осуществлении декларирования товаров. Для того, чтобы подать декларацию, квалифицированные специалисты по таможенным операциям теперь не стоят часами в очереди на таможенных постах. Достаточно иметь подключение к сети Интернет и электронную цифровую подпись (ЭЦП) и можно доставить ДТ в таможенный орган, не вставая с места.

Практически исчезли ограничения по возможности оформления товаров в электронном виде. Давно и успешно принимаются в режиме ЭД-2 предварительные декларации. Все операторы, предоставляющие услуги по передаче данных, реализовали также сервис предварительного информирования. C июля 2012 года ФТС России ввело обязательное предварительное информирование для товаров, пересекающих границу на автомобильном транспорте. При этом реализовалось применение системы управления рисками в рамках этой процедуры.

Использование Новороссийской таможней современных информационных технологий, позволяющих оптимизировать таможенные операции, их оперативное внедрение способствуют развитию внешнеторговых связей российских предприятий с зарубежными партнерами. В настоящее время продолжается работа по расширению практики применения информационных таможенных технологий оформления как ввозимых, так и вывозимых товаров и привлечения к использованию электронных форм декларирования новых участников ВЭД и таможенных представителей.

Электронное декларирование сегодня не только уменьшает объем бумажной волокиты, создает условия для быстрого прохождения товаров через государственную границу РФ, но и повышает удобство и эффективность работы для бизнеса. Помимо прочего, оно позволяет исключить общение инспектора и участника ВЭД и практически не оставляет возможностей для коррупционных схем.

 

Морские порты №7 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...