IT-технологии в Новороссийской таможне

Таможня
IT-технологии в Новороссийской таможне

В последние годы в таможенной политике нашего государства сделан акцент на содействие участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на формирование максимально комфортных условий для их работы. Одним из приоритетов этой политики является информатизация таможенных процедур, проводимая ФТС России, и переход таможенных органов в этой сфере на работу по международным стандартам.

Новороссийская таможня, одно из крупнейших подразделений ФТС России на юге, сегодня активно внедряет передовые информационные технологии в свою работу, что, естественно, положительным образом сказывается на оптимизации таможенного оформления товаров в морском пункте пропуска Новороссийск и скорости прохождения внешнеторговых грузов через порт.

Игорь Кондратьев, и.о. начальника Новороссийской таможни

 

Предварительное информирование

Внедрение системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов о ввозимых товарах было утверждено Приказом ФТС России №192 от 10.03.2006 г. Концепция ПИ, утвержденная данным приказом, была разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и использованию этой информации таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Предпосылками создания системы ПИ таможенных органов в России стало усовершенствование условий работы таможни по минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства и одновременно обеспечению всемерного содействия торговле, а также по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Необходимо подчеркнуть, что Всемирная таможенная организация (ВТО) использование таможенными органами ПИ считает показателем высокого уровня развития таможенной службы той или иной страны.

В конце 2011 года вступило в силу решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», в соответствии с которым реализуются положения статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Однако обязательное предварительное информирование на морском транспорте на сегодняшний день законодательно не закреплено – сегодня оно является добровольным.

ФТС России проводит эксперимент по внедрению безбумажных технологий в отношении морских судов и перевозимых ими товаров. Предварительное информирование, которое упрощает таможенные формальности и сокращает время таможенного оформления, скоро станет обязательным для морского транспорта. Подготовка к введению новой таможенной технологии началась в мае 2011 года на Дальнем Востоке. А таможенными постами Новороссийской таможни она стала использоваться в середине второго квартала 2012 года.

Следует отметить, что с момента реализации установленной нормы по предоставлению ПИ, в Новороссийской таможне на практике наблюдается положительная динамика такого информирования при регистрации прибытия морских судов. Если в первом полугодии 2012 года участники ВЭД предоставляли таможенникам предварительную информацию только  о 50% судов, прибывающих в морской порт Новороссийск, то к концу прошлого года этот процент увеличился до 80%. А в третьем квартале 2013 года доля морских судов, в отношении которых при регистрации прибытия использовалась система ПИ, составила 99%.

Заблаговременно получая максимально полную информацию о перевозимых партиях товара и транспортных средствах, таможенный орган имеет возможность еще до прибытия судна в порт выполнить множество операций. Полученные электронные сообщения используются для формирования электронных форм таможенных документов и журналов учета, а также для определения объектов таможенного контроля. Использование в морском пункте пропуска такой технологии, как предварительное информирование, позволяет провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна. За счет этого время совершения таможенных операций заметно сокращается.

Оптимизация таможенных операций при перемещении товаров морским транспортом способствует сокращению временных и материальных затрат для участников бизнес-сообщества. Как сказано в Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, предварительное информирование «повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги».

 

Взаимодействие с бизнесом

С целью создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, сокращения времени совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля в морском порту Новороссийск Новороссийская таможня ведет информационную работу и тесное взаимодействие с бизнес-сообществом и другими властными структурами.

Так, в октябре 2012 года на базе Новороссийской таможни прошел межрегиональный семинар Федеральной таможенной службы на тему «Совершение таможенных операций и осуществление таможенного контроля морских (речных) судов и перемещаемых ими товаров в морских (речных) пунктах пропуска» и состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы Минтранса и ФТС России по вопросам взаимодействия при осуществлении государственного контроля международных морских и речных перевозок.

В мероприятиях приняли участие руководители ФТС России и Южного таможенного управления, Минтранса, Администрации Краснодарского края, Администраций морских портов (АМП) Азово-Черноморского бассейна, представители судоходных компаний, судовладельцев и других участников процесса трансграничной транспортировки грузов морским транспортом. Общая численность участников мероприятий, в том числе представителей всех территориальных таможенных органов России, в регионе деятельности которых расположены морские пункты пропуска через государственную границу РФ, превысила 100 человек. Участники обсудили задачи совершенствования таможенных операций в морских (речных) портах, актуальные вопросы применения современных информационных технологий для упрощения таможенных процедур и сокращения связанных с ними издержек.

Подчеркну, что Новороссийская таможня всегда открыта для диалога с представителями бизнеса. На базе таможни действует Консультативный совет по работе с участниками ВЭД, который и образован с целью организации сотрудничества и взаимодействия Таможни с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. Неоднократно на Совете рассматривался вопрос об апробировании технологии предварительного информирования в морском порту Новороссийск. Но уже сейчас нам необходимо найти оптимальный вариант ПИ, который устроил бы и участников ВЭД, и представителей таможни.

Для активизации работы по представлению полной и качественной ПИ в связи с предстоящим законодательным закреплением этой нормы, устанавливающей обязательность представления ПИ о товарах, перемещаемых морским транспортом, нами инициируются рабочие встречи с представителями линейных судовых агентов, где мы совместно рассматриваем основные проблемы, возникающие при предоставлении участниками ВЭД и использовании таможенными органами ПИ, и пути их решения.

Взаимопонимание и совместная с участниками ВЭД выработка решений по проблемным вопросам ПИ стали основой работы таможенных органов, стремящихся создать оптимальные условия для участников транспортного процесса при осуществлении ими внешнеэкономических операций по перемещению товаров морским транспортом через таможенную границу Таможенного союза. Тем самым обеспечивается рост пропускных мощностей объектов пограничной транспортной инфраструктуры без потери качества государственного контроля.

В целом совершенствование таможенного администрирования создает условия как для увеличения грузооборота в отдельно взятом порту, так и для повышения конкурентоспособности российских морских портов. В перспективе ожидаемым макроэкономическим эффектом от гармонизации таможенных технологий может стать дальнейшее развитие международного транзита товаров через морской порт Новороссийск по международным транспортным коридорам.

 

Электронное декларирование

Еще одним из основных способов ускорения совершения таможенных операций и процедур на таможне, в чем заинтересованы не только таможенные органы, но и участники ВЭД, является развитие электронного декларирования (ЭД) посредством сети Интернет.

К приоритетным направлением деятельности Новороссийской таможни относится оперативное внедрение и активное развитие инновационных технологий при различных таможенных процедурах, способствующих созданию благоприятных условий дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности.

История применения электронного таможенного декларирования (ЭД) в России насчитывает более 5 лет, однако только в последние 2 года ЭД стало массовым. Возможность предоставления сведений через Интернет, введение института операторов существенно упростили доступ к технологии ЭД.

Таможенные посты Новороссийской таможни – Новороссийский юго-восточный, Новороссийский центральный, Новороссийский западный, Геленджикский – были включены в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, в том числе с использованием сети Интернет, в конце первого квартала 2010 года. Первая ЭДТ была подана на Новороссийский юго-восточный таможенный пост ООО «Далк» 31 марта 2010 года. Таким образом, фактически электронное декларирование товаров с применением технологии подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) посредством Интернет начало осуществляться на таможенных постах Новороссийской таможни во 2 квартале 2010 года. До конца 2010 года Новороссийский автотранспортный и Анапский таможенные посты также начали прием ГТД с использованием сети Интернет.

Проследив эволюцию внедрения ЭД-2, можно заметить, что отношение участников ВЭД к этой технологии изменилось. Результатом применения электронного декларирования в формате новейших технологий является рост количества Интернет-деклараций на таможне с 46% в 2010 году до 90% в 2011-2012 годах. По итогам 9 месяцев 2013 года количество Интернет-деклараций составило 99,27% от общего количества выпущенных таможенных деклараций.

Основным преимуществом технологии является возможность интерактивного удаленного «общения» с таможенными органами при осуществлении декларирования товаров. Для того, чтобы подать декларацию, квалифицированные специалисты по таможенным операциям теперь не стоят часами в очереди на таможенных постах. Достаточно иметь подключение к сети Интернет и электронную цифровую подпись (ЭЦП) и можно доставить ДТ в таможенный орган, не вставая с места.

Практически исчезли ограничения по возможности оформления товаров в электронном виде. Давно и успешно принимаются в режиме ЭД-2 предварительные декларации. Все операторы, предоставляющие услуги по передаче данных, реализовали также сервис предварительного информирования. C июля 2012 года ФТС России ввело обязательное предварительное информирование для товаров, пересекающих границу на автомобильном транспорте. При этом реализовалось применение системы управления рисками в рамках этой процедуры.

Использование Новороссийской таможней современных информационных технологий, позволяющих оптимизировать таможенные операции, их оперативное внедрение способствуют развитию внешнеторговых связей российских предприятий с зарубежными партнерами. В настоящее время продолжается работа по расширению практики применения информационных таможенных технологий оформления как ввозимых, так и вывозимых товаров и привлечения к использованию электронных форм декларирования новых участников ВЭД и таможенных представителей.

Электронное декларирование сегодня не только уменьшает объем бумажной волокиты, создает условия для быстрого прохождения товаров через государственную границу РФ, но и повышает удобство и эффективность работы для бизнеса. Помимо прочего, оно позволяет исключить общение инспектора и участника ВЭД и практически не оставляет возможностей для коррупционных схем.

 

Морские порты №7 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...