Лазейка на таможне

Таможня
Лазейка на таможне

Счетная палата завершила проверку эффективности таможенного контроля при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 и 2013 годах.

Алексей Казаков

Нормативными актами Таможенного союза и Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов временно ввозимых автотранспортных средств. Транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим лицам и зарегистрированные на территории иностранных государств, освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей на срок их временного пребывания, но не более чем на один год.

 

Без пошлин и утилизационных сборов

По мнению аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, эта норма, регулируемая целым пакетом нормативных актов, в том числе положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, стала лазейкой для коррупционных схем. Автомобили, ввозимые иностранными физическими лицами, перепродаются или разбираются на детали. При этом иностранцы заявляют, что их автомобили были украдены. Масштаб проблемы таков. За 2012 год и первое полугодие 2013 года иностранными физическими лицами было временно ввезено в Российскую Федерацию порядка 4,6 млн автомашин. За указанный период количество транспортных средств с просроченным сроком вывоза (то есть украденных) составило 415,6 тыс. автомашин. Понятно, что никаких пошлин и утилизационных сборов за автомобили с «просроченным сроком вывоза» уплачено не было. Суды в таких случаях выносят свои вердикты в пользу иностранцев. Они считают, что имеются основания для освобождения лиц от обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по причине хищения автомобилей. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевших при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестных участников отношений, регулируемых таможенным законодательством. Тем самым увеличивается имущественный вред, причиненный потерпевшим от преступления, и создаются предпосылки для нарушения части 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 21, части 1 статьи 35 и статьи 52 Конституции Российской Федерации. В течение последних лет (начиная с 2010 года) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1 июля 2013 года достигла 812,1 млн рублей. Общая сумма непогашенной задолженности юридических лиц по таможенным платежам по процедуре временного ввоза составляет на 1 июля 2013 года 143,4 млн рублей с явной тенденцией к ее увеличению, считает аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин.

 

Кортежи из 22 автомобилей

В своей проверке аудитор Счетной палаты приводит анекдотические примеры. Например, отмечены факты ввоза иностранными физическими лицами без дальнейшего вывоза с территории Российской Федерации (Таможенного союза) по истечении установленного годового срока 10 и более легковых автомобилей.

«Так, иностранные граждане Т., Аб. и Ал., по данным информационной базы ФТС России, в нарушение установленного срока не вывезли ранее временно ввезенные соответственно 16 автомашин, 15 автомашин и 16 автомашин с неуплатой таможенных платежей и утилизационного сбора в общей сумме 5914,7 тыс. рублей, 6337,4 тыс. рублей и 5683,1 тыс. рублей.

В Центральной акцизной таможне отмечены факты оформления одним физическим лицом до 22 автотранспортных средств, по 2 автомашины оформили 67 человек, по 3 автомашины – 16 человек, по 4 автомашины – 8 человек и по 5 автомашин оформили 2 человека. В то же время полномочий по ограничению беспошлинного ввоза указанными лицами других автомобилей при невывозе ранее временно ввезенных у таможенных органов не имеется», – говорится в материалах проверки Счетной палаты. Большинство транспортных средств, помещенных первоначально под таможенную процедуру временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, попадают на территорию России в рамках договоров лизинга.

Из условий договоров лизинга следует, что право собственности на товар переходит к лизингополучателю по факту исполнения последним всех финансовых обязательств по окончании периода лизинга. То есть с этого момента право собственности на товар переходит к лизингополучателю.

 

Остап Бендер отдыхает

Таким образом, фактически транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза и вывезенные затем с территории Российской Федерации, являются собственностью лизингополучателей. Однако через некоторое время они ввозятся обратно уже как бывшие в употреблении транспортные средства «иными» организациями, говорится в материалах проверки.

«Исходя из вышеизложенного, имеются серьезные основания полагать об использовании участниками ВЭД данной схемы с целью минимизации причитающихся к уплате в федеральный бюджет таможенных платежей и налогов «законным» способом», – делает вывод Сергей Штогрин. Этими примерами анекдотичность ситуации не исчерпывается. Штогрин обращает внимание на то, что в последнее время стала усиливаться тенденция, при которой транспортные средства, ранее помещенные под таможенную процедуру временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, помещаются под режим реэкспорта. Таким образом, в отношении данных транспортных средств вообще не уплачиваются какие-либо таможенные пошлины и налоги ни при ввозе, ни при вывозе.

Далее вывезенные транспортные средства через короткое время ввозятся обратно на территорию Российской Федерации, но уже предъявляются к таможенному оформлению иными организациями в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иными компаниями, как бывшие в употреблении и которые имеют значительно более низкую таможенную стоимость, а следовательно, и налогооблагаемую базу. Положение лиц, решивших воспользоваться этими лазейками в законодательстве, облегчается тем, что они могут разъезжать на таких автомобилях по территории Таможенного союза, не опасаясь правоохранительных органов. Для этого существует целый ряд возможностей в нашем законодательстве. Прежде всего не определена обязанность водителя иметь при себе документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз им данного транспортного средства. В рамках Таможенного союза не унифицированы нормы административного законодательства стран – участниц Таможенного союза в части мер ответственности за нарушения условий временного ввоза транспортных средств. У членов Таможенного союза нет полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны. В результате этого не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В работе таможенных органов с применением комплекса программных средств «Автомобильный пункт пропуска» имеется ряд проблем, связанных с несовершенством данного программного продукта.

 

Недомыслие или хорошо спланированная схема?

Также нормативно не урегулировано право проведения проверок соблюдения условий временного ввоза сотрудниками ГИБДД МВД России. Подобные проверки могут проводиться только совместными усилиями ГИБДД МВД и представителями таможенных органов. Отсутствует возможность ограничить въезд/выезд в (из) Российскую Федерацию лица, не осуществившего своевременный вывоз временно ввезенного транспортного средства, до погашения им задолженности по установленным таможенным платежам перед бюджетом. Имеются проблемные вопросы, связанные с поступлением и наличием полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны, в результате чего не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В настоящее время технология обмена информацией не реализована в полном объеме, отсутствует предусмотренная единая для таможенных органов государств – членов Таможенного союза электронная база информации о временно ввозимых транспортных средствах.

До внедрения технологии обмена информацией между таможенными органами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь осуществляется обмен реестрами о транспортных средствах, в отношении которых временный ввоз завершен либо продлен срок временного ввоза.

При использовании информации о временно ввезенных транспортных средствах, вывезенных транспортных средствах и транспортных средствах, в отношении которых принято решение о продлении срока временного ввоза, полученной от Республики Беларусь и Республики Казахстан, возникает ряд проблемных вопросов.

Так, в российском национальном программном средстве «Автомобильный пункт пропуска» не действует функция автоматического запроса информации из национальных баз таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан при отсутствии сведений о завершении временного ввоза транспортного средства.

Сведения о завершении временного ввоза в другом государстве – участнике Таможенного союза поступают на таможенные посты в Российской Федерации, где осуществляется снятие с контроля транспортных средств, с задержкой от недели до месяца. Указанное усложняет ввоз транспортного средства физическими лицами, ранее его вывезшими за пределы таможенной территории Таможенного союза через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан. Отсутствие данных о его вывозе приводит при его повторном ввозе к проведению дополнительного таможенного контроля.

При этом реестры обмена информацией поступают из таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в электронном формате без возможности загрузки в электронную базу данных для снятия операции с контроля в автоматическом режиме.

 

Международный экспедитор №4 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с участниками рынка сформулирует едины...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн Консолидированный грузооборот терминалов группы Новороссийского морского торгового порта (НМТП&#...

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти. Это позволило России выйти на первое м...




Морской транспорт

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями Керченская паромная переправа, единственная автотранспортная артерия между Крымским полуостровом и «...

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов Viking Line с 10 апреля по 22 октября  2017 г. запускает по маршруту новое скоростное судн...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...