Лазейка на таможне

Таможня
Лазейка на таможне

Счетная палата завершила проверку эффективности таможенного контроля при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 и 2013 годах.

Алексей Казаков

Нормативными актами Таможенного союза и Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов временно ввозимых автотранспортных средств. Транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим лицам и зарегистрированные на территории иностранных государств, освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей на срок их временного пребывания, но не более чем на один год.

 

Без пошлин и утилизационных сборов

По мнению аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, эта норма, регулируемая целым пакетом нормативных актов, в том числе положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, стала лазейкой для коррупционных схем. Автомобили, ввозимые иностранными физическими лицами, перепродаются или разбираются на детали. При этом иностранцы заявляют, что их автомобили были украдены. Масштаб проблемы таков. За 2012 год и первое полугодие 2013 года иностранными физическими лицами было временно ввезено в Российскую Федерацию порядка 4,6 млн автомашин. За указанный период количество транспортных средств с просроченным сроком вывоза (то есть украденных) составило 415,6 тыс. автомашин. Понятно, что никаких пошлин и утилизационных сборов за автомобили с «просроченным сроком вывоза» уплачено не было. Суды в таких случаях выносят свои вердикты в пользу иностранцев. Они считают, что имеются основания для освобождения лиц от обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по причине хищения автомобилей. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевших при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестных участников отношений, регулируемых таможенным законодательством. Тем самым увеличивается имущественный вред, причиненный потерпевшим от преступления, и создаются предпосылки для нарушения части 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 21, части 1 статьи 35 и статьи 52 Конституции Российской Федерации. В течение последних лет (начиная с 2010 года) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1 июля 2013 года достигла 812,1 млн рублей. Общая сумма непогашенной задолженности юридических лиц по таможенным платежам по процедуре временного ввоза составляет на 1 июля 2013 года 143,4 млн рублей с явной тенденцией к ее увеличению, считает аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин.

 

Кортежи из 22 автомобилей

В своей проверке аудитор Счетной палаты приводит анекдотические примеры. Например, отмечены факты ввоза иностранными физическими лицами без дальнейшего вывоза с территории Российской Федерации (Таможенного союза) по истечении установленного годового срока 10 и более легковых автомобилей.

«Так, иностранные граждане Т., Аб. и Ал., по данным информационной базы ФТС России, в нарушение установленного срока не вывезли ранее временно ввезенные соответственно 16 автомашин, 15 автомашин и 16 автомашин с неуплатой таможенных платежей и утилизационного сбора в общей сумме 5914,7 тыс. рублей, 6337,4 тыс. рублей и 5683,1 тыс. рублей.

В Центральной акцизной таможне отмечены факты оформления одним физическим лицом до 22 автотранспортных средств, по 2 автомашины оформили 67 человек, по 3 автомашины – 16 человек, по 4 автомашины – 8 человек и по 5 автомашин оформили 2 человека. В то же время полномочий по ограничению беспошлинного ввоза указанными лицами других автомобилей при невывозе ранее временно ввезенных у таможенных органов не имеется», – говорится в материалах проверки Счетной палаты. Большинство транспортных средств, помещенных первоначально под таможенную процедуру временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, попадают на территорию России в рамках договоров лизинга.

Из условий договоров лизинга следует, что право собственности на товар переходит к лизингополучателю по факту исполнения последним всех финансовых обязательств по окончании периода лизинга. То есть с этого момента право собственности на товар переходит к лизингополучателю.

 

Остап Бендер отдыхает

Таким образом, фактически транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза и вывезенные затем с территории Российской Федерации, являются собственностью лизингополучателей. Однако через некоторое время они ввозятся обратно уже как бывшие в употреблении транспортные средства «иными» организациями, говорится в материалах проверки.

«Исходя из вышеизложенного, имеются серьезные основания полагать об использовании участниками ВЭД данной схемы с целью минимизации причитающихся к уплате в федеральный бюджет таможенных платежей и налогов «законным» способом», – делает вывод Сергей Штогрин. Этими примерами анекдотичность ситуации не исчерпывается. Штогрин обращает внимание на то, что в последнее время стала усиливаться тенденция, при которой транспортные средства, ранее помещенные под таможенную процедуру временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, помещаются под режим реэкспорта. Таким образом, в отношении данных транспортных средств вообще не уплачиваются какие-либо таможенные пошлины и налоги ни при ввозе, ни при вывозе.

Далее вывезенные транспортные средства через короткое время ввозятся обратно на территорию Российской Федерации, но уже предъявляются к таможенному оформлению иными организациями в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иными компаниями, как бывшие в употреблении и которые имеют значительно более низкую таможенную стоимость, а следовательно, и налогооблагаемую базу. Положение лиц, решивших воспользоваться этими лазейками в законодательстве, облегчается тем, что они могут разъезжать на таких автомобилях по территории Таможенного союза, не опасаясь правоохранительных органов. Для этого существует целый ряд возможностей в нашем законодательстве. Прежде всего не определена обязанность водителя иметь при себе документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз им данного транспортного средства. В рамках Таможенного союза не унифицированы нормы административного законодательства стран – участниц Таможенного союза в части мер ответственности за нарушения условий временного ввоза транспортных средств. У членов Таможенного союза нет полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны. В результате этого не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В работе таможенных органов с применением комплекса программных средств «Автомобильный пункт пропуска» имеется ряд проблем, связанных с несовершенством данного программного продукта.

 

Недомыслие или хорошо спланированная схема?

Также нормативно не урегулировано право проведения проверок соблюдения условий временного ввоза сотрудниками ГИБДД МВД России. Подобные проверки могут проводиться только совместными усилиями ГИБДД МВД и представителями таможенных органов. Отсутствует возможность ограничить въезд/выезд в (из) Российскую Федерацию лица, не осуществившего своевременный вывоз временно ввезенного транспортного средства, до погашения им задолженности по установленным таможенным платежам перед бюджетом. Имеются проблемные вопросы, связанные с поступлением и наличием полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны, в результате чего не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В настоящее время технология обмена информацией не реализована в полном объеме, отсутствует предусмотренная единая для таможенных органов государств – членов Таможенного союза электронная база информации о временно ввозимых транспортных средствах.

До внедрения технологии обмена информацией между таможенными органами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь осуществляется обмен реестрами о транспортных средствах, в отношении которых временный ввоз завершен либо продлен срок временного ввоза.

При использовании информации о временно ввезенных транспортных средствах, вывезенных транспортных средствах и транспортных средствах, в отношении которых принято решение о продлении срока временного ввоза, полученной от Республики Беларусь и Республики Казахстан, возникает ряд проблемных вопросов.

Так, в российском национальном программном средстве «Автомобильный пункт пропуска» не действует функция автоматического запроса информации из национальных баз таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан при отсутствии сведений о завершении временного ввоза транспортного средства.

Сведения о завершении временного ввоза в другом государстве – участнике Таможенного союза поступают на таможенные посты в Российской Федерации, где осуществляется снятие с контроля транспортных средств, с задержкой от недели до месяца. Указанное усложняет ввоз транспортного средства физическими лицами, ранее его вывезшими за пределы таможенной территории Таможенного союза через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан. Отсутствие данных о его вывозе приводит при его повторном ввозе к проведению дополнительного таможенного контроля.

При этом реестры обмена информацией поступают из таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в электронном формате без возможности загрузки в электронную базу данных для снятия операции с контроля в автоматическом режиме.

 

Международный экспедитор №4 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...