Лазейка на таможне

Таможня
Лазейка на таможне

Счетная палата завершила проверку эффективности таможенного контроля при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 и 2013 годах.

Алексей Казаков

Нормативными актами Таможенного союза и Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов временно ввозимых автотранспортных средств. Транспортные средства, принадлежащие иностранным физическим лицам и зарегистрированные на территории иностранных государств, освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей на срок их временного пребывания, но не более чем на один год.

 

Без пошлин и утилизационных сборов

По мнению аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, эта норма, регулируемая целым пакетом нормативных актов, в том числе положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, стала лазейкой для коррупционных схем. Автомобили, ввозимые иностранными физическими лицами, перепродаются или разбираются на детали. При этом иностранцы заявляют, что их автомобили были украдены. Масштаб проблемы таков. За 2012 год и первое полугодие 2013 года иностранными физическими лицами было временно ввезено в Российскую Федерацию порядка 4,6 млн автомашин. За указанный период количество транспортных средств с просроченным сроком вывоза (то есть украденных) составило 415,6 тыс. автомашин. Понятно, что никаких пошлин и утилизационных сборов за автомобили с «просроченным сроком вывоза» уплачено не было. Суды в таких случаях выносят свои вердикты в пользу иностранцев. Они считают, что имеются основания для освобождения лиц от обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по причине хищения автомобилей. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевших при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестных участников отношений, регулируемых таможенным законодательством. Тем самым увеличивается имущественный вред, причиненный потерпевшим от преступления, и создаются предпосылки для нарушения части 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 21, части 1 статьи 35 и статьи 52 Конституции Российской Федерации. В течение последних лет (начиная с 2010 года) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1 июля 2013 года достигла 812,1 млн рублей. Общая сумма непогашенной задолженности юридических лиц по таможенным платежам по процедуре временного ввоза составляет на 1 июля 2013 года 143,4 млн рублей с явной тенденцией к ее увеличению, считает аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин.

 

Кортежи из 22 автомобилей

В своей проверке аудитор Счетной палаты приводит анекдотические примеры. Например, отмечены факты ввоза иностранными физическими лицами без дальнейшего вывоза с территории Российской Федерации (Таможенного союза) по истечении установленного годового срока 10 и более легковых автомобилей.

«Так, иностранные граждане Т., Аб. и Ал., по данным информационной базы ФТС России, в нарушение установленного срока не вывезли ранее временно ввезенные соответственно 16 автомашин, 15 автомашин и 16 автомашин с неуплатой таможенных платежей и утилизационного сбора в общей сумме 5914,7 тыс. рублей, 6337,4 тыс. рублей и 5683,1 тыс. рублей.

В Центральной акцизной таможне отмечены факты оформления одним физическим лицом до 22 автотранспортных средств, по 2 автомашины оформили 67 человек, по 3 автомашины – 16 человек, по 4 автомашины – 8 человек и по 5 автомашин оформили 2 человека. В то же время полномочий по ограничению беспошлинного ввоза указанными лицами других автомобилей при невывозе ранее временно ввезенных у таможенных органов не имеется», – говорится в материалах проверки Счетной палаты. Большинство транспортных средств, помещенных первоначально под таможенную процедуру временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, попадают на территорию России в рамках договоров лизинга.

Из условий договоров лизинга следует, что право собственности на товар переходит к лизингополучателю по факту исполнения последним всех финансовых обязательств по окончании периода лизинга. То есть с этого момента право собственности на товар переходит к лизингополучателю.

 

Остап Бендер отдыхает

Таким образом, фактически транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза и вывезенные затем с территории Российской Федерации, являются собственностью лизингополучателей. Однако через некоторое время они ввозятся обратно уже как бывшие в употреблении транспортные средства «иными» организациями, говорится в материалах проверки.

«Исходя из вышеизложенного, имеются серьезные основания полагать об использовании участниками ВЭД данной схемы с целью минимизации причитающихся к уплате в федеральный бюджет таможенных платежей и налогов «законным» способом», – делает вывод Сергей Штогрин. Этими примерами анекдотичность ситуации не исчерпывается. Штогрин обращает внимание на то, что в последнее время стала усиливаться тенденция, при которой транспортные средства, ранее помещенные под таможенную процедуру временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, помещаются под режим реэкспорта. Таким образом, в отношении данных транспортных средств вообще не уплачиваются какие-либо таможенные пошлины и налоги ни при ввозе, ни при вывозе.

Далее вывезенные транспортные средства через короткое время ввозятся обратно на территорию Российской Федерации, но уже предъявляются к таможенному оформлению иными организациями в рамках внешнеторговых договоров, заключенных с иными компаниями, как бывшие в употреблении и которые имеют значительно более низкую таможенную стоимость, а следовательно, и налогооблагаемую базу. Положение лиц, решивших воспользоваться этими лазейками в законодательстве, облегчается тем, что они могут разъезжать на таких автомобилях по территории Таможенного союза, не опасаясь правоохранительных органов. Для этого существует целый ряд возможностей в нашем законодательстве. Прежде всего не определена обязанность водителя иметь при себе документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз им данного транспортного средства. В рамках Таможенного союза не унифицированы нормы административного законодательства стран – участниц Таможенного союза в части мер ответственности за нарушения условий временного ввоза транспортных средств. У членов Таможенного союза нет полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны. В результате этого не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В работе таможенных органов с применением комплекса программных средств «Автомобильный пункт пропуска» имеется ряд проблем, связанных с несовершенством данного программного продукта.

 

Недомыслие или хорошо спланированная схема?

Также нормативно не урегулировано право проведения проверок соблюдения условий временного ввоза сотрудниками ГИБДД МВД России. Подобные проверки могут проводиться только совместными усилиями ГИБДД МВД и представителями таможенных органов. Отсутствует возможность ограничить въезд/выезд в (из) Российскую Федерацию лица, не осуществившего своевременный вывоз временно ввезенного транспортного средства, до погашения им задолженности по установленным таможенным платежам перед бюджетом. Имеются проблемные вопросы, связанные с поступлением и наличием полной информации о вывозе временно ввезенных транспортных средств через государственные границы Республики Беларусь и Республики Казахстан в третьи страны, в результате чего не обеспечивается полнота и достоверность учета таможенными органами Российской Федерации временно ввезенных транспортных средств. В настоящее время технология обмена информацией не реализована в полном объеме, отсутствует предусмотренная единая для таможенных органов государств – членов Таможенного союза электронная база информации о временно ввозимых транспортных средствах.

До внедрения технологии обмена информацией между таможенными органами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь осуществляется обмен реестрами о транспортных средствах, в отношении которых временный ввоз завершен либо продлен срок временного ввоза.

При использовании информации о временно ввезенных транспортных средствах, вывезенных транспортных средствах и транспортных средствах, в отношении которых принято решение о продлении срока временного ввоза, полученной от Республики Беларусь и Республики Казахстан, возникает ряд проблемных вопросов.

Так, в российском национальном программном средстве «Автомобильный пункт пропуска» не действует функция автоматического запроса информации из национальных баз таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан при отсутствии сведений о завершении временного ввоза транспортного средства.

Сведения о завершении временного ввоза в другом государстве – участнике Таможенного союза поступают на таможенные посты в Российской Федерации, где осуществляется снятие с контроля транспортных средств, с задержкой от недели до месяца. Указанное усложняет ввоз транспортного средства физическими лицами, ранее его вывезшими за пределы таможенной территории Таможенного союза через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан. Отсутствие данных о его вывозе приводит при его повторном ввозе к проведению дополнительного таможенного контроля.

При этом реестры обмена информацией поступают из таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в электронном формате без возможности загрузки в электронную базу данных для снятия операции с контроля в автоматическом режиме.

 

Международный экспедитор №4 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...