Сланцевый газ готов к марш-броску

Грузовая база
Сланцевый газ готов к марш-броску

В 2002 году в США началась «сланцевая революция». Новый вид ресурса перевернул американский энергосектор, его добыча за 10 лет выросла почти в 20 раз. Страна сократила импорт газа, а дешевизна нового топлива позволила возродить промышленность, ранее перекочевавшую в Китай и другие страны. И сейчас джинна планируют выпустить из бутылки: с 2015 года сланцевый газ отправится на экспорт в Европу и Азию. Весь вопрос – в каком количестве? И пока в конгрессе США идут бурные дискуссии, рынок газовозов пополняется новыми заказами.

 

Александра Васильцева

 

Важнейшее событие за полвека

Начало добычи сланцевого газа – самое важное событие в энергобизнесе за последние 50 лет. Эти слова журналисты приписывают Джону Дейчу, одному из директоров ЦРУ и по совместительству профессору химии, оставившему службу в разведке в 1996 году. Фраза, правда, не совсем корректная, ведь первые попытки добывать сланцевый газ датируются еще 1825 годом. Затем эту технологию пытались применять начиная с 1915 года в американском штате Кентукки.

Отличительная особенность технологии добычи сланцевого газа – использование огромного количества мелких скважин, буквально испещряющих месторождение. Например, в Кентукки к 1976 году насчитывалось пять сотен скважин, а разработки занимали сотни квадратных километров. Дело это было не слишком рентабельным, поэтому до конца прошлого века сланцевый газ занимал скромную нишу в энергетическом секторе США. Так, в 1996 году на него приходилось меньше 1% всей добычи голубого топлива, а в 2000-м – чуть больше 1,5%.

Все изменилось в 2002 году, когда на месторождении Barnett Shale в Техасе впервые опробовали новый способ – горизонтальное бурение скважины. Эффект оказался потрясающим. В 2002 году было добыто 12,7 млрд кубометров сланцевого газа, в 2004-м – 17 млрд, а в 2012-м – 232 млрд! Этот стремительный скачок и получил название «сланцевой революции». В прошлом году на сланцевый газ пришлось 34%

добычи газа в Штатах.

Какие изменения в энергосектор – американский и мировой – принесла «сланцевая революция»? Прежде всего, разумеется, стремительное падение цен. Стоимость газа в разных частях света разная. Обычно выделяют среднегерманскую цену, японскую (на СПГ), Heren NBP Index (Великобритания) и Henry Hub (США). В 1996 году дороже всего топливо стоило в Японии – $3,66 за миллион британских тепловых единиц (Btu). Неудивительно для Азии, почти лишенной собственных энергоресурсов. Второе место с ценой $2,76 занимали как раз США, которым тоже приходилось импортировать значительные объемы. В Европе газ стоил немного дешевле.

Все последующие годы эти цифры росли. Для Штатов пик пришелся на 2005 год, когда Henry Hub дошел почти до $9. Однако по итогам 2012 года цена $2,76, как и 16 лет назад. В то время как в Японии это почти $17, в Германии – $11, в Великобритании – около $10. Стоимость нефти на международных рынках за этот же период выросла в 5 раз.

 

Выгодный американский газ

Все происходящее со сланцевым газом пока касается исключительно США. Именно там потребляется весь добытый объем. А поскольку потребность страны в газе все равно выше, чем его добыча, Штаты до сих пор остаются импортером. Правда, объемы неминуемо сокращаются. Так, если в 2002 году, когда началась «сланцевая революция», США ввозили около 20% потребляемого ресурса, то в 2012 году – чуть больше 5%.

Сокращение американского импорта уже отразилось на мировом рынке. С прицелом на Штаты разрабатывал свои месторождения и строил заводы по сжижению газа Катар, ныне крупнейший в мире импортер СПГ. Основные поставки должны были начаться в 2008-2009 годах, но к тому времени такие объемы стали не нужны. Катар срочно переориентировался на Европу, отправив туда крупные партии по бросовым ценам. Например, Heren NBP Index в 2009-м упал вдвое. После этого серьезно пошатнулись европейские позиции российского Газпрома.

Но это еще цветочки. По-настоящему ситуация изменится тогда, когда США станут добывать столько сланцевого газа, что смогут еще и направлять его на экспорт. Первая партия должна уйти с Северо- Американского континента в конце 2015 года. Сейчас строится два СПГ- завода – Freeport LNG в Техасе и Sabine Pass LNG в Луизиане. Оба терминала расположены на берегу Мексиканского залива.

Идея построить Sabine Pass появилась у компании Cheniere Energy еще в 2003 году, но тогда он задумывался как завод по приему, то есть разжижению СПГ. В 2008 году объект был введен в эксплуатацию и пустовал – импортного газа, как мы уже говорили, не появилось. Решено было переделать предприятие в экспортный терминал. Вполне успешно – на сегодняшний день уже законтрактовано 16 млн тонн в год будущего СПГ, что равно 90% экспортной мощности завода, отмечает Financial Times. Газ спешат купить британская, корейская, индийская и испанская компании. Все четыре контракта были подписаны за три месяца – абсолютный рекорд, подчеркивает Джин Абитебул, глава отдела маркетинга Cheniere Energy.

Впрочем, что тут удивительного? Цена ресурса согласно контрактам будет привязана к Henry Hub, который находится на рекордно низком уровне. После сжижения, транспортировки и других расходов стоимость топлива, например, в Японии составит $9 за миллион Btu. А текущий уровень цен в Стране восходящего солнца – $17. Поэтому перед американским предложением трудно устоять.

По расчетам аналитиков Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в Европе газ, экспортируемый из Северной Америки, будет стоить около $8,5 за миллион Btu, или $300 за тысячу кубометров. В то же время Газпром, главный поставщик топлива в Европу, торгует на уровне примерно $400 ($402 в 2012 году и $383 в 2011-м). Другими словами, потребители из Старого Света тоже предпочтут перейти на американский газ, как только у них истекут долгосрочные контракты с российской компанией.

Еще одна особенность поставок из США – там, вероятно, не будет применяться система «бери или плати», которую любит Газпром и некоторые другие. Она предполагает, что покупатель обязан забрать столько газа, сколько предусмотрено контрактом, а если этого не происходит, он платит штраф. Американцы, по крайней мере Cheniere Energy, не собираются использовать этот принцип, что тоже добавляет им очков в глазах будущих покупателей.

Сколько же газа пойдет на экспорт из Северной Америки? Тут важно подчеркнуть: помимо США СПГ-проекты реализует и Канада, тоже активно развивающая добычу сланцевого газа. Газета Financial Times, ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie, пишет о восьми потенциальных заводах в Штатах суммарной мощность 120 млн тонн. Если это реализовать прямо сейчас, государство стало бы крупнейшим в мире экспортером СПГ, обогнав Катар с его 78 млн тонн.

Потенциальные возможности Канады – 12 млн тонн СПГ в год. Итого Северо-Американский континент дает 132 млн тонн, что равно 40% мирового рынка СПГ в 2012 году. Безусловно, такие огромные поставки, да еще и по относительно низким ценам, полностью изменят международный рынок газа.

Но есть опасения, все ли американские проекты будут реализованы. Внутри страны существует довольно мощное лобби против экспорта газа. Его основу составляют представители нефтехимической и обрабатывающей промышленности. Они небезосновательно опасаются, что внешние поставки взвинтят и внутренние цены на топливо. А удорожание энергоресурсов поставит крест на робком возрождении, точнее, возвращении промышленности из азиатских стран, происходящем в последние годы в США.

Серьезные претензии также высказывают экологи, правда, не к экспорту, а к добыче сланцевого газа. Применяемая при этом технология – гидроразрыв пласта, по их мнению, наносит сильный вред окружающей среде.

 

Японский аппетит

Перспективы американского экспорта, да и рынка СПГ в целом имеют большое значение для морского флота. Не случайно авторитетное консалтинговое агентство RS Platou в ежегодном обзоре называет дискуссии в конгрессе США относительно будущего экспорта в числе важнейших событий года.

Как известно, в мире сейчас наблюдается переизбыток судов. В 2012 году мировой коммерческий флот прибавил 7,8% по тоннажу – это восьмой год подряд, когда данный показатель превышает 7%. Как мы помним, в разгар сытых нулевых слишком много компаний разместили свои заказы на различных верфях... Однако этот, уже не нужный, рост неоднороден. Так, балкеры прибавили 12,6%, а газовозы для транспортировки СПГ – лишь 4%.

Между тем именно газовозы неплохо себя чувствовали в ушедшем году. Фрахтовые ставки установили исторический максимум – $125 тыс. в день против $93 тыс. годом ранее. Одновременно и заказы на новые суда переживают настоящий бум. RS Platou говорит о 33 новых заказах, появившихся в 2012 году. Итого на конец года в «листе ожидания» значилось 92 судна, что составляет 27% существующего флота. А сошли со стапелей в прошедшем году только два новых газовоза (при этом три было выведено из эксплуатации). В общем, в ближайшие годы рынок ждет пополнение на треть. Кстати, почти 80% заявок, поступивших в 2012-м, пришлись на корейские верфи.

Пик ввода новых газовозов придется на 2013-2015 годы. В текущем году ожидается 23 новых судна, в следующем – 34. А, например, в 2017-м – менее 5. Перспективы американских поставок СПГ, которые начнутся с 2015 года, уже «отыграны» в этих цифрах. Правда, пока речь идет только о двух терминалах – тех, что сейчас строятся. Если же будут реализованы и оставшиеся шесть проектов, спрос на новые суда сохранится и после 2017 года.

Так, недавно стало известно, что три крупнейшие японские судоходные компании – Nippon Yusen KK Mitsui, O.S.K. Lines Ltd и Kawasaki Kisen Kaisha Ltd – могут к 2020 году заказать 90 новых судов для транспортировки СПГ. В таком случае флот первой составит 100, а второй – 110 газовозов. Общая стоимость возможного заказа – $17,6 млрд. Суда будут экспортировать газ из Северной Америки и Австралии. Япония, после аварии на АЭС «Фукусима-1», отказавшаяся от атомной энергетики, является крупнейшим в мире импортером газа. Страна не имеет трубопроводов и закупает исключительно СПГ. Но, повторимся, такой заказ станет реальностью лишь после того, как США подтвердят свои намерения по всем или большинству экспортных проектов.



Морской флот №6, 2013 г.


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...