Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Сланцевый газ готов к марш-броску

Грузовая база
Сланцевый газ готов к марш-броску

В 2002 году в США началась «сланцевая революция». Новый вид ресурса перевернул американский энергосектор, его добыча за 10 лет выросла почти в 20 раз. Страна сократила импорт газа, а дешевизна нового топлива позволила возродить промышленность, ранее перекочевавшую в Китай и другие страны. И сейчас джинна планируют выпустить из бутылки: с 2015 года сланцевый газ отправится на экспорт в Европу и Азию. Весь вопрос – в каком количестве? И пока в конгрессе США идут бурные дискуссии, рынок газовозов пополняется новыми заказами.

 

Александра Васильцева

 

Важнейшее событие за полвека

Начало добычи сланцевого газа – самое важное событие в энергобизнесе за последние 50 лет. Эти слова журналисты приписывают Джону Дейчу, одному из директоров ЦРУ и по совместительству профессору химии, оставившему службу в разведке в 1996 году. Фраза, правда, не совсем корректная, ведь первые попытки добывать сланцевый газ датируются еще 1825 годом. Затем эту технологию пытались применять начиная с 1915 года в американском штате Кентукки.

Отличительная особенность технологии добычи сланцевого газа – использование огромного количества мелких скважин, буквально испещряющих месторождение. Например, в Кентукки к 1976 году насчитывалось пять сотен скважин, а разработки занимали сотни квадратных километров. Дело это было не слишком рентабельным, поэтому до конца прошлого века сланцевый газ занимал скромную нишу в энергетическом секторе США. Так, в 1996 году на него приходилось меньше 1% всей добычи голубого топлива, а в 2000-м – чуть больше 1,5%.

Все изменилось в 2002 году, когда на месторождении Barnett Shale в Техасе впервые опробовали новый способ – горизонтальное бурение скважины. Эффект оказался потрясающим. В 2002 году было добыто 12,7 млрд кубометров сланцевого газа, в 2004-м – 17 млрд, а в 2012-м – 232 млрд! Этот стремительный скачок и получил название «сланцевой революции». В прошлом году на сланцевый газ пришлось 34%

добычи газа в Штатах.

Какие изменения в энергосектор – американский и мировой – принесла «сланцевая революция»? Прежде всего, разумеется, стремительное падение цен. Стоимость газа в разных частях света разная. Обычно выделяют среднегерманскую цену, японскую (на СПГ), Heren NBP Index (Великобритания) и Henry Hub (США). В 1996 году дороже всего топливо стоило в Японии – $3,66 за миллион британских тепловых единиц (Btu). Неудивительно для Азии, почти лишенной собственных энергоресурсов. Второе место с ценой $2,76 занимали как раз США, которым тоже приходилось импортировать значительные объемы. В Европе газ стоил немного дешевле.

Все последующие годы эти цифры росли. Для Штатов пик пришелся на 2005 год, когда Henry Hub дошел почти до $9. Однако по итогам 2012 года цена $2,76, как и 16 лет назад. В то время как в Японии это почти $17, в Германии – $11, в Великобритании – около $10. Стоимость нефти на международных рынках за этот же период выросла в 5 раз.

 

Выгодный американский газ

Все происходящее со сланцевым газом пока касается исключительно США. Именно там потребляется весь добытый объем. А поскольку потребность страны в газе все равно выше, чем его добыча, Штаты до сих пор остаются импортером. Правда, объемы неминуемо сокращаются. Так, если в 2002 году, когда началась «сланцевая революция», США ввозили около 20% потребляемого ресурса, то в 2012 году – чуть больше 5%.

Сокращение американского импорта уже отразилось на мировом рынке. С прицелом на Штаты разрабатывал свои месторождения и строил заводы по сжижению газа Катар, ныне крупнейший в мире импортер СПГ. Основные поставки должны были начаться в 2008-2009 годах, но к тому времени такие объемы стали не нужны. Катар срочно переориентировался на Европу, отправив туда крупные партии по бросовым ценам. Например, Heren NBP Index в 2009-м упал вдвое. После этого серьезно пошатнулись европейские позиции российского Газпрома.

Но это еще цветочки. По-настоящему ситуация изменится тогда, когда США станут добывать столько сланцевого газа, что смогут еще и направлять его на экспорт. Первая партия должна уйти с Северо- Американского континента в конце 2015 года. Сейчас строится два СПГ- завода – Freeport LNG в Техасе и Sabine Pass LNG в Луизиане. Оба терминала расположены на берегу Мексиканского залива.

Идея построить Sabine Pass появилась у компании Cheniere Energy еще в 2003 году, но тогда он задумывался как завод по приему, то есть разжижению СПГ. В 2008 году объект был введен в эксплуатацию и пустовал – импортного газа, как мы уже говорили, не появилось. Решено было переделать предприятие в экспортный терминал. Вполне успешно – на сегодняшний день уже законтрактовано 16 млн тонн в год будущего СПГ, что равно 90% экспортной мощности завода, отмечает Financial Times. Газ спешат купить британская, корейская, индийская и испанская компании. Все четыре контракта были подписаны за три месяца – абсолютный рекорд, подчеркивает Джин Абитебул, глава отдела маркетинга Cheniere Energy.

Впрочем, что тут удивительного? Цена ресурса согласно контрактам будет привязана к Henry Hub, который находится на рекордно низком уровне. После сжижения, транспортировки и других расходов стоимость топлива, например, в Японии составит $9 за миллион Btu. А текущий уровень цен в Стране восходящего солнца – $17. Поэтому перед американским предложением трудно устоять.

По расчетам аналитиков Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в Европе газ, экспортируемый из Северной Америки, будет стоить около $8,5 за миллион Btu, или $300 за тысячу кубометров. В то же время Газпром, главный поставщик топлива в Европу, торгует на уровне примерно $400 ($402 в 2012 году и $383 в 2011-м). Другими словами, потребители из Старого Света тоже предпочтут перейти на американский газ, как только у них истекут долгосрочные контракты с российской компанией.

Еще одна особенность поставок из США – там, вероятно, не будет применяться система «бери или плати», которую любит Газпром и некоторые другие. Она предполагает, что покупатель обязан забрать столько газа, сколько предусмотрено контрактом, а если этого не происходит, он платит штраф. Американцы, по крайней мере Cheniere Energy, не собираются использовать этот принцип, что тоже добавляет им очков в глазах будущих покупателей.

Сколько же газа пойдет на экспорт из Северной Америки? Тут важно подчеркнуть: помимо США СПГ-проекты реализует и Канада, тоже активно развивающая добычу сланцевого газа. Газета Financial Times, ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie, пишет о восьми потенциальных заводах в Штатах суммарной мощность 120 млн тонн. Если это реализовать прямо сейчас, государство стало бы крупнейшим в мире экспортером СПГ, обогнав Катар с его 78 млн тонн.

Потенциальные возможности Канады – 12 млн тонн СПГ в год. Итого Северо-Американский континент дает 132 млн тонн, что равно 40% мирового рынка СПГ в 2012 году. Безусловно, такие огромные поставки, да еще и по относительно низким ценам, полностью изменят международный рынок газа.

Но есть опасения, все ли американские проекты будут реализованы. Внутри страны существует довольно мощное лобби против экспорта газа. Его основу составляют представители нефтехимической и обрабатывающей промышленности. Они небезосновательно опасаются, что внешние поставки взвинтят и внутренние цены на топливо. А удорожание энергоресурсов поставит крест на робком возрождении, точнее, возвращении промышленности из азиатских стран, происходящем в последние годы в США.

Серьезные претензии также высказывают экологи, правда, не к экспорту, а к добыче сланцевого газа. Применяемая при этом технология – гидроразрыв пласта, по их мнению, наносит сильный вред окружающей среде.

 

Японский аппетит

Перспективы американского экспорта, да и рынка СПГ в целом имеют большое значение для морского флота. Не случайно авторитетное консалтинговое агентство RS Platou в ежегодном обзоре называет дискуссии в конгрессе США относительно будущего экспорта в числе важнейших событий года.

Как известно, в мире сейчас наблюдается переизбыток судов. В 2012 году мировой коммерческий флот прибавил 7,8% по тоннажу – это восьмой год подряд, когда данный показатель превышает 7%. Как мы помним, в разгар сытых нулевых слишком много компаний разместили свои заказы на различных верфях... Однако этот, уже не нужный, рост неоднороден. Так, балкеры прибавили 12,6%, а газовозы для транспортировки СПГ – лишь 4%.

Между тем именно газовозы неплохо себя чувствовали в ушедшем году. Фрахтовые ставки установили исторический максимум – $125 тыс. в день против $93 тыс. годом ранее. Одновременно и заказы на новые суда переживают настоящий бум. RS Platou говорит о 33 новых заказах, появившихся в 2012 году. Итого на конец года в «листе ожидания» значилось 92 судна, что составляет 27% существующего флота. А сошли со стапелей в прошедшем году только два новых газовоза (при этом три было выведено из эксплуатации). В общем, в ближайшие годы рынок ждет пополнение на треть. Кстати, почти 80% заявок, поступивших в 2012-м, пришлись на корейские верфи.

Пик ввода новых газовозов придется на 2013-2015 годы. В текущем году ожидается 23 новых судна, в следующем – 34. А, например, в 2017-м – менее 5. Перспективы американских поставок СПГ, которые начнутся с 2015 года, уже «отыграны» в этих цифрах. Правда, пока речь идет только о двух терминалах – тех, что сейчас строятся. Если же будут реализованы и оставшиеся шесть проектов, спрос на новые суда сохранится и после 2017 года.

Так, недавно стало известно, что три крупнейшие японские судоходные компании – Nippon Yusen KK Mitsui, O.S.K. Lines Ltd и Kawasaki Kisen Kaisha Ltd – могут к 2020 году заказать 90 новых судов для транспортировки СПГ. В таком случае флот первой составит 100, а второй – 110 газовозов. Общая стоимость возможного заказа – $17,6 млрд. Суда будут экспортировать газ из Северной Америки и Австралии. Япония, после аварии на АЭС «Фукусима-1», отказавшаяся от атомной энергетики, является крупнейшим в мире импортером газа. Страна не имеет трубопроводов и закупает исключительно СПГ. Но, повторимся, такой заказ станет реальностью лишь после того, как США подтвердят свои намерения по всем или большинству экспортных проектов.



Морской флот №6, 2013 г.


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения Уголовное дело возбуждено по факту столкновения двух грузовых судов на реке Лена в Иркутской области...

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

Российская экономика

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства Россия и Гвинея планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбно...

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля Агентство Рёнхап сообщает, что по итогам июля 2018 года судостроительным предприятиям Южной Кореи уд...

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1»

«Ингосстрах» выплатил более 45 млн рублей в связи с пожаром на судне «Одиссей-1» Страховая компания «Ингосстрах» выплатила возмещение в размере более 45 млн рублей владельцам судна ...

Речной транспорт

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров Омская транспортная прокуратура выявила нарушения трудового законодательства в ОАО «Омский речной по...

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6»

«Окская судоверфь» спустила на воду шестую несамоходную наливную баржу «Белмакс 6» АО «Окская судоверфь» (г.Навашино, Нижегородская область, входит в UCL Holding) спустило на ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...