Сланцевый газ готов к марш-броску

Грузовая база
Сланцевый газ готов к марш-броску

В 2002 году в США началась «сланцевая революция». Новый вид ресурса перевернул американский энергосектор, его добыча за 10 лет выросла почти в 20 раз. Страна сократила импорт газа, а дешевизна нового топлива позволила возродить промышленность, ранее перекочевавшую в Китай и другие страны. И сейчас джинна планируют выпустить из бутылки: с 2015 года сланцевый газ отправится на экспорт в Европу и Азию. Весь вопрос – в каком количестве? И пока в конгрессе США идут бурные дискуссии, рынок газовозов пополняется новыми заказами.

 

Александра Васильцева

 

Важнейшее событие за полвека

Начало добычи сланцевого газа – самое важное событие в энергобизнесе за последние 50 лет. Эти слова журналисты приписывают Джону Дейчу, одному из директоров ЦРУ и по совместительству профессору химии, оставившему службу в разведке в 1996 году. Фраза, правда, не совсем корректная, ведь первые попытки добывать сланцевый газ датируются еще 1825 годом. Затем эту технологию пытались применять начиная с 1915 года в американском штате Кентукки.

Отличительная особенность технологии добычи сланцевого газа – использование огромного количества мелких скважин, буквально испещряющих месторождение. Например, в Кентукки к 1976 году насчитывалось пять сотен скважин, а разработки занимали сотни квадратных километров. Дело это было не слишком рентабельным, поэтому до конца прошлого века сланцевый газ занимал скромную нишу в энергетическом секторе США. Так, в 1996 году на него приходилось меньше 1% всей добычи голубого топлива, а в 2000-м – чуть больше 1,5%.

Все изменилось в 2002 году, когда на месторождении Barnett Shale в Техасе впервые опробовали новый способ – горизонтальное бурение скважины. Эффект оказался потрясающим. В 2002 году было добыто 12,7 млрд кубометров сланцевого газа, в 2004-м – 17 млрд, а в 2012-м – 232 млрд! Этот стремительный скачок и получил название «сланцевой революции». В прошлом году на сланцевый газ пришлось 34%

добычи газа в Штатах.

Какие изменения в энергосектор – американский и мировой – принесла «сланцевая революция»? Прежде всего, разумеется, стремительное падение цен. Стоимость газа в разных частях света разная. Обычно выделяют среднегерманскую цену, японскую (на СПГ), Heren NBP Index (Великобритания) и Henry Hub (США). В 1996 году дороже всего топливо стоило в Японии – $3,66 за миллион британских тепловых единиц (Btu). Неудивительно для Азии, почти лишенной собственных энергоресурсов. Второе место с ценой $2,76 занимали как раз США, которым тоже приходилось импортировать значительные объемы. В Европе газ стоил немного дешевле.

Все последующие годы эти цифры росли. Для Штатов пик пришелся на 2005 год, когда Henry Hub дошел почти до $9. Однако по итогам 2012 года цена $2,76, как и 16 лет назад. В то время как в Японии это почти $17, в Германии – $11, в Великобритании – около $10. Стоимость нефти на международных рынках за этот же период выросла в 5 раз.

 

Выгодный американский газ

Все происходящее со сланцевым газом пока касается исключительно США. Именно там потребляется весь добытый объем. А поскольку потребность страны в газе все равно выше, чем его добыча, Штаты до сих пор остаются импортером. Правда, объемы неминуемо сокращаются. Так, если в 2002 году, когда началась «сланцевая революция», США ввозили около 20% потребляемого ресурса, то в 2012 году – чуть больше 5%.

Сокращение американского импорта уже отразилось на мировом рынке. С прицелом на Штаты разрабатывал свои месторождения и строил заводы по сжижению газа Катар, ныне крупнейший в мире импортер СПГ. Основные поставки должны были начаться в 2008-2009 годах, но к тому времени такие объемы стали не нужны. Катар срочно переориентировался на Европу, отправив туда крупные партии по бросовым ценам. Например, Heren NBP Index в 2009-м упал вдвое. После этого серьезно пошатнулись европейские позиции российского Газпрома.

Но это еще цветочки. По-настоящему ситуация изменится тогда, когда США станут добывать столько сланцевого газа, что смогут еще и направлять его на экспорт. Первая партия должна уйти с Северо- Американского континента в конце 2015 года. Сейчас строится два СПГ- завода – Freeport LNG в Техасе и Sabine Pass LNG в Луизиане. Оба терминала расположены на берегу Мексиканского залива.

Идея построить Sabine Pass появилась у компании Cheniere Energy еще в 2003 году, но тогда он задумывался как завод по приему, то есть разжижению СПГ. В 2008 году объект был введен в эксплуатацию и пустовал – импортного газа, как мы уже говорили, не появилось. Решено было переделать предприятие в экспортный терминал. Вполне успешно – на сегодняшний день уже законтрактовано 16 млн тонн в год будущего СПГ, что равно 90% экспортной мощности завода, отмечает Financial Times. Газ спешат купить британская, корейская, индийская и испанская компании. Все четыре контракта были подписаны за три месяца – абсолютный рекорд, подчеркивает Джин Абитебул, глава отдела маркетинга Cheniere Energy.

Впрочем, что тут удивительного? Цена ресурса согласно контрактам будет привязана к Henry Hub, который находится на рекордно низком уровне. После сжижения, транспортировки и других расходов стоимость топлива, например, в Японии составит $9 за миллион Btu. А текущий уровень цен в Стране восходящего солнца – $17. Поэтому перед американским предложением трудно устоять.

По расчетам аналитиков Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в Европе газ, экспортируемый из Северной Америки, будет стоить около $8,5 за миллион Btu, или $300 за тысячу кубометров. В то же время Газпром, главный поставщик топлива в Европу, торгует на уровне примерно $400 ($402 в 2012 году и $383 в 2011-м). Другими словами, потребители из Старого Света тоже предпочтут перейти на американский газ, как только у них истекут долгосрочные контракты с российской компанией.

Еще одна особенность поставок из США – там, вероятно, не будет применяться система «бери или плати», которую любит Газпром и некоторые другие. Она предполагает, что покупатель обязан забрать столько газа, сколько предусмотрено контрактом, а если этого не происходит, он платит штраф. Американцы, по крайней мере Cheniere Energy, не собираются использовать этот принцип, что тоже добавляет им очков в глазах будущих покупателей.

Сколько же газа пойдет на экспорт из Северной Америки? Тут важно подчеркнуть: помимо США СПГ-проекты реализует и Канада, тоже активно развивающая добычу сланцевого газа. Газета Financial Times, ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie, пишет о восьми потенциальных заводах в Штатах суммарной мощность 120 млн тонн. Если это реализовать прямо сейчас, государство стало бы крупнейшим в мире экспортером СПГ, обогнав Катар с его 78 млн тонн.

Потенциальные возможности Канады – 12 млн тонн СПГ в год. Итого Северо-Американский континент дает 132 млн тонн, что равно 40% мирового рынка СПГ в 2012 году. Безусловно, такие огромные поставки, да еще и по относительно низким ценам, полностью изменят международный рынок газа.

Но есть опасения, все ли американские проекты будут реализованы. Внутри страны существует довольно мощное лобби против экспорта газа. Его основу составляют представители нефтехимической и обрабатывающей промышленности. Они небезосновательно опасаются, что внешние поставки взвинтят и внутренние цены на топливо. А удорожание энергоресурсов поставит крест на робком возрождении, точнее, возвращении промышленности из азиатских стран, происходящем в последние годы в США.

Серьезные претензии также высказывают экологи, правда, не к экспорту, а к добыче сланцевого газа. Применяемая при этом технология – гидроразрыв пласта, по их мнению, наносит сильный вред окружающей среде.

 

Японский аппетит

Перспективы американского экспорта, да и рынка СПГ в целом имеют большое значение для морского флота. Не случайно авторитетное консалтинговое агентство RS Platou в ежегодном обзоре называет дискуссии в конгрессе США относительно будущего экспорта в числе важнейших событий года.

Как известно, в мире сейчас наблюдается переизбыток судов. В 2012 году мировой коммерческий флот прибавил 7,8% по тоннажу – это восьмой год подряд, когда данный показатель превышает 7%. Как мы помним, в разгар сытых нулевых слишком много компаний разместили свои заказы на различных верфях... Однако этот, уже не нужный, рост неоднороден. Так, балкеры прибавили 12,6%, а газовозы для транспортировки СПГ – лишь 4%.

Между тем именно газовозы неплохо себя чувствовали в ушедшем году. Фрахтовые ставки установили исторический максимум – $125 тыс. в день против $93 тыс. годом ранее. Одновременно и заказы на новые суда переживают настоящий бум. RS Platou говорит о 33 новых заказах, появившихся в 2012 году. Итого на конец года в «листе ожидания» значилось 92 судна, что составляет 27% существующего флота. А сошли со стапелей в прошедшем году только два новых газовоза (при этом три было выведено из эксплуатации). В общем, в ближайшие годы рынок ждет пополнение на треть. Кстати, почти 80% заявок, поступивших в 2012-м, пришлись на корейские верфи.

Пик ввода новых газовозов придется на 2013-2015 годы. В текущем году ожидается 23 новых судна, в следующем – 34. А, например, в 2017-м – менее 5. Перспективы американских поставок СПГ, которые начнутся с 2015 года, уже «отыграны» в этих цифрах. Правда, пока речь идет только о двух терминалах – тех, что сейчас строятся. Если же будут реализованы и оставшиеся шесть проектов, спрос на новые суда сохранится и после 2017 года.

Так, недавно стало известно, что три крупнейшие японские судоходные компании – Nippon Yusen KK Mitsui, O.S.K. Lines Ltd и Kawasaki Kisen Kaisha Ltd – могут к 2020 году заказать 90 новых судов для транспортировки СПГ. В таком случае флот первой составит 100, а второй – 110 газовозов. Общая стоимость возможного заказа – $17,6 млрд. Суда будут экспортировать газ из Северной Америки и Австралии. Япония, после аварии на АЭС «Фукусима-1», отказавшаяся от атомной энергетики, является крупнейшим в мире импортером газа. Страна не имеет трубопроводов и закупает исключительно СПГ. Но, повторимся, такой заказ станет реальностью лишь после того, как США подтвердят свои намерения по всем или большинству экспортных проектов.



Морской флот №6, 2013 г.


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...