Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Сланцевый газ готов к марш-броску

Грузовая база
Сланцевый газ готов к марш-броску

В 2002 году в США началась «сланцевая революция». Новый вид ресурса перевернул американский энергосектор, его добыча за 10 лет выросла почти в 20 раз. Страна сократила импорт газа, а дешевизна нового топлива позволила возродить промышленность, ранее перекочевавшую в Китай и другие страны. И сейчас джинна планируют выпустить из бутылки: с 2015 года сланцевый газ отправится на экспорт в Европу и Азию. Весь вопрос – в каком количестве? И пока в конгрессе США идут бурные дискуссии, рынок газовозов пополняется новыми заказами.

 

Александра Васильцева

 

Важнейшее событие за полвека

Начало добычи сланцевого газа – самое важное событие в энергобизнесе за последние 50 лет. Эти слова журналисты приписывают Джону Дейчу, одному из директоров ЦРУ и по совместительству профессору химии, оставившему службу в разведке в 1996 году. Фраза, правда, не совсем корректная, ведь первые попытки добывать сланцевый газ датируются еще 1825 годом. Затем эту технологию пытались применять начиная с 1915 года в американском штате Кентукки.

Отличительная особенность технологии добычи сланцевого газа – использование огромного количества мелких скважин, буквально испещряющих месторождение. Например, в Кентукки к 1976 году насчитывалось пять сотен скважин, а разработки занимали сотни квадратных километров. Дело это было не слишком рентабельным, поэтому до конца прошлого века сланцевый газ занимал скромную нишу в энергетическом секторе США. Так, в 1996 году на него приходилось меньше 1% всей добычи голубого топлива, а в 2000-м – чуть больше 1,5%.

Все изменилось в 2002 году, когда на месторождении Barnett Shale в Техасе впервые опробовали новый способ – горизонтальное бурение скважины. Эффект оказался потрясающим. В 2002 году было добыто 12,7 млрд кубометров сланцевого газа, в 2004-м – 17 млрд, а в 2012-м – 232 млрд! Этот стремительный скачок и получил название «сланцевой революции». В прошлом году на сланцевый газ пришлось 34%

добычи газа в Штатах.

Какие изменения в энергосектор – американский и мировой – принесла «сланцевая революция»? Прежде всего, разумеется, стремительное падение цен. Стоимость газа в разных частях света разная. Обычно выделяют среднегерманскую цену, японскую (на СПГ), Heren NBP Index (Великобритания) и Henry Hub (США). В 1996 году дороже всего топливо стоило в Японии – $3,66 за миллион британских тепловых единиц (Btu). Неудивительно для Азии, почти лишенной собственных энергоресурсов. Второе место с ценой $2,76 занимали как раз США, которым тоже приходилось импортировать значительные объемы. В Европе газ стоил немного дешевле.

Все последующие годы эти цифры росли. Для Штатов пик пришелся на 2005 год, когда Henry Hub дошел почти до $9. Однако по итогам 2012 года цена $2,76, как и 16 лет назад. В то время как в Японии это почти $17, в Германии – $11, в Великобритании – около $10. Стоимость нефти на международных рынках за этот же период выросла в 5 раз.

 

Выгодный американский газ

Все происходящее со сланцевым газом пока касается исключительно США. Именно там потребляется весь добытый объем. А поскольку потребность страны в газе все равно выше, чем его добыча, Штаты до сих пор остаются импортером. Правда, объемы неминуемо сокращаются. Так, если в 2002 году, когда началась «сланцевая революция», США ввозили около 20% потребляемого ресурса, то в 2012 году – чуть больше 5%.

Сокращение американского импорта уже отразилось на мировом рынке. С прицелом на Штаты разрабатывал свои месторождения и строил заводы по сжижению газа Катар, ныне крупнейший в мире импортер СПГ. Основные поставки должны были начаться в 2008-2009 годах, но к тому времени такие объемы стали не нужны. Катар срочно переориентировался на Европу, отправив туда крупные партии по бросовым ценам. Например, Heren NBP Index в 2009-м упал вдвое. После этого серьезно пошатнулись европейские позиции российского Газпрома.

Но это еще цветочки. По-настоящему ситуация изменится тогда, когда США станут добывать столько сланцевого газа, что смогут еще и направлять его на экспорт. Первая партия должна уйти с Северо- Американского континента в конце 2015 года. Сейчас строится два СПГ- завода – Freeport LNG в Техасе и Sabine Pass LNG в Луизиане. Оба терминала расположены на берегу Мексиканского залива.

Идея построить Sabine Pass появилась у компании Cheniere Energy еще в 2003 году, но тогда он задумывался как завод по приему, то есть разжижению СПГ. В 2008 году объект был введен в эксплуатацию и пустовал – импортного газа, как мы уже говорили, не появилось. Решено было переделать предприятие в экспортный терминал. Вполне успешно – на сегодняшний день уже законтрактовано 16 млн тонн в год будущего СПГ, что равно 90% экспортной мощности завода, отмечает Financial Times. Газ спешат купить британская, корейская, индийская и испанская компании. Все четыре контракта были подписаны за три месяца – абсолютный рекорд, подчеркивает Джин Абитебул, глава отдела маркетинга Cheniere Energy.

Впрочем, что тут удивительного? Цена ресурса согласно контрактам будет привязана к Henry Hub, который находится на рекордно низком уровне. После сжижения, транспортировки и других расходов стоимость топлива, например, в Японии составит $9 за миллион Btu. А текущий уровень цен в Стране восходящего солнца – $17. Поэтому перед американским предложением трудно устоять.

По расчетам аналитиков Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», в Европе газ, экспортируемый из Северной Америки, будет стоить около $8,5 за миллион Btu, или $300 за тысячу кубометров. В то же время Газпром, главный поставщик топлива в Европу, торгует на уровне примерно $400 ($402 в 2012 году и $383 в 2011-м). Другими словами, потребители из Старого Света тоже предпочтут перейти на американский газ, как только у них истекут долгосрочные контракты с российской компанией.

Еще одна особенность поставок из США – там, вероятно, не будет применяться система «бери или плати», которую любит Газпром и некоторые другие. Она предполагает, что покупатель обязан забрать столько газа, сколько предусмотрено контрактом, а если этого не происходит, он платит штраф. Американцы, по крайней мере Cheniere Energy, не собираются использовать этот принцип, что тоже добавляет им очков в глазах будущих покупателей.

Сколько же газа пойдет на экспорт из Северной Америки? Тут важно подчеркнуть: помимо США СПГ-проекты реализует и Канада, тоже активно развивающая добычу сланцевого газа. Газета Financial Times, ссылаясь на данные консалтинговой компании Wood Mackenzie, пишет о восьми потенциальных заводах в Штатах суммарной мощность 120 млн тонн. Если это реализовать прямо сейчас, государство стало бы крупнейшим в мире экспортером СПГ, обогнав Катар с его 78 млн тонн.

Потенциальные возможности Канады – 12 млн тонн СПГ в год. Итого Северо-Американский континент дает 132 млн тонн, что равно 40% мирового рынка СПГ в 2012 году. Безусловно, такие огромные поставки, да еще и по относительно низким ценам, полностью изменят международный рынок газа.

Но есть опасения, все ли американские проекты будут реализованы. Внутри страны существует довольно мощное лобби против экспорта газа. Его основу составляют представители нефтехимической и обрабатывающей промышленности. Они небезосновательно опасаются, что внешние поставки взвинтят и внутренние цены на топливо. А удорожание энергоресурсов поставит крест на робком возрождении, точнее, возвращении промышленности из азиатских стран, происходящем в последние годы в США.

Серьезные претензии также высказывают экологи, правда, не к экспорту, а к добыче сланцевого газа. Применяемая при этом технология – гидроразрыв пласта, по их мнению, наносит сильный вред окружающей среде.

 

Японский аппетит

Перспективы американского экспорта, да и рынка СПГ в целом имеют большое значение для морского флота. Не случайно авторитетное консалтинговое агентство RS Platou в ежегодном обзоре называет дискуссии в конгрессе США относительно будущего экспорта в числе важнейших событий года.

Как известно, в мире сейчас наблюдается переизбыток судов. В 2012 году мировой коммерческий флот прибавил 7,8% по тоннажу – это восьмой год подряд, когда данный показатель превышает 7%. Как мы помним, в разгар сытых нулевых слишком много компаний разместили свои заказы на различных верфях... Однако этот, уже не нужный, рост неоднороден. Так, балкеры прибавили 12,6%, а газовозы для транспортировки СПГ – лишь 4%.

Между тем именно газовозы неплохо себя чувствовали в ушедшем году. Фрахтовые ставки установили исторический максимум – $125 тыс. в день против $93 тыс. годом ранее. Одновременно и заказы на новые суда переживают настоящий бум. RS Platou говорит о 33 новых заказах, появившихся в 2012 году. Итого на конец года в «листе ожидания» значилось 92 судна, что составляет 27% существующего флота. А сошли со стапелей в прошедшем году только два новых газовоза (при этом три было выведено из эксплуатации). В общем, в ближайшие годы рынок ждет пополнение на треть. Кстати, почти 80% заявок, поступивших в 2012-м, пришлись на корейские верфи.

Пик ввода новых газовозов придется на 2013-2015 годы. В текущем году ожидается 23 новых судна, в следующем – 34. А, например, в 2017-м – менее 5. Перспективы американских поставок СПГ, которые начнутся с 2015 года, уже «отыграны» в этих цифрах. Правда, пока речь идет только о двух терминалах – тех, что сейчас строятся. Если же будут реализованы и оставшиеся шесть проектов, спрос на новые суда сохранится и после 2017 года.

Так, недавно стало известно, что три крупнейшие японские судоходные компании – Nippon Yusen KK Mitsui, O.S.K. Lines Ltd и Kawasaki Kisen Kaisha Ltd – могут к 2020 году заказать 90 новых судов для транспортировки СПГ. В таком случае флот первой составит 100, а второй – 110 газовозов. Общая стоимость возможного заказа – $17,6 млрд. Суда будут экспортировать газ из Северной Америки и Австралии. Япония, после аварии на АЭС «Фукусима-1», отказавшаяся от атомной энергетики, является крупнейшим в мире импортером газа. Страна не имеет трубопроводов и закупает исключительно СПГ. Но, повторимся, такой заказ станет реальностью лишь после того, как США подтвердят свои намерения по всем или большинству экспортных проектов.



Морской флот №6, 2013 г.


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море

Американский ракетный эсминец Ross вошел в Черное море Командир судна Брайан Галло заявил о приверженности создания «прочных связей в Черноморском регионе,...

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае

Спасатели сняли группу рыбаков с отколовшейся в бухте льдины в Хабаровском крае Около двух часов дрейфовали в пятницу рыбаки на оторвавшейся от припая льдине в бухте Силантьева в Х...

Российская экономика

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи

В. Олерский принял активное участие в программе Российского инвестиционного форума в Сочи Продвижению многочисленных проектов были посвящены мероприятия рабочей программы на форуме заместите...

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика

Доля рентабельных запасов на арктическом шельфе России очень невелика В настоящее время из общего объема разведанных и предполагаемых запасов углеводородов на арктическом...

Транспортная политика

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете

Открытое правительство отмечает рост представительства водного транспорта в интернете По результатам аудита открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти  интерне...

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг»

Индия предложила Чечне принять участие в проекте транспортного коридора «Север - Юг» Посол Индии в России Панкадж Саран предложил правительству Чечни принять участие в реализации проект...

Морские порты

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма»

«Ростерминалуголь» применяет на производстве принципы «нулевого травматизма» АО «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая комп...

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26%

В январе перевалка рыбы в Мурманском морском рыбном порту выросла на 26% Количество судозаходов в январе сократилось: 49 судов против 94 в декабре. В то же время в минувшем ...




Морской транспорт

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач»

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач» Атомоход «Вайгач» побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки...

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор

Власти Ямала планируют использовать экранопланы в Арктике - губернатор Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин обсудил с главой Государственной тран...

Речной транспорт

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти Развитие и дозагрузка порта Камбарка в Удмуртии позволит ежегодно экономить около 400 млн рублей рег...

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области

Частный инвестор построит 4 новых причала в туристических центрах Ленинградской области Компания «Конт», которая специализируется на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры, вло...

Ж/Д транспорт

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива

«Газпром», РЖД, СТМ и «Трансмашхолдинг» договорились расширить использование СПГ в качестве топлива Компании «Газпром», РЖД, «Синара-Транспортные машины» (СТМ) и Трансмашхолдинг подписали прог...

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения

Инвестпрограмма РЖД на 2018 г. в 549 млрд руб. будет скорректирована в сторону увеличения Инвестпрограмма ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2018 год объемом 549 млрд рублей б...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

В фарватере большой политики

В фарватере большой политики В середине августа президент РФ Владимир Путин провел в Калининграде совещание по развитию транспорт...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Дальневосточная школа судовых электромехаников

Дальневосточная школа судовых электромехаников В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...