Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Арктическое судоходство: таяние льдов и ледокольная пауза

Севморпуть
Арктическое судоходство: таяние льдов и ледокольная пауза

Таяние арктических льдов в результате глобального потепления маловероятно, напротив, ожидается пик ледовитости, который придется на 2030-2035 годы. Но даже если окажутся правы сторонники теории парникового эффекта, России все равно понадобятся мощные и автономные ледоколы. Однако освоение Северного морского пути и всего Арктического бассейна может оказаться под угрозой, поскольку в ближайшие десятилетия в России наступит «ледокольная пауза» – старые атомные ледоколы выйдут из эксплуатации, а новые не восполнят сокращение ледокольной мощи. Более того, в последнее время стало ясно, что само строительство новых атомоходов находится под большим вопросом.

А. Сидоров

26 июля 2013 года в Москве прошел круглый стол на тему «Северный морской путь: современное состояние, проблемы перспективы», организованный Аналитическим центром при Правительстве РФ. В мероприятии приняли участие представители Росморречфлота, Росатомфлота, Администрации Северного морского пути, Росгидромета, МЧС, Госморспасслужбы, других ведомств, государственных и частных компаний, научных учреждений, общественных организаций. На повестке дня стояло несколько тем, наиболее важные из них: перспективы изменения климата вдоль трасс Севморпути, экономические выгоды, которые может принести эксплуатация СМП, инвестиции, которые необходимы для обеспечения навигации по главной арктической трассе.

 

Парниковый эффект – миф?

Первым слово взял Сергей Бресткин, начальник Центра ледовой и гидрометеорологической информации ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Он напомнил собравшимся, что в последнее время весьма популярна идея о том, что судоходство по Северному морскому пути и другим арктическим акваториям станет более доступным благодаря таянию льдов в результате глобального потепления.

Однако в действительности таяние арктических льдов маловероятно, да и само глобальное потепление – весьма спорное явление, считает ученый. Более того, скоро начнется новый «ледниковый период», и пик ледовитости в арктических широтах придется на 2030-2035 годы.

«Сегодня в ходу две теории, – говорит Сергей Бресткин. – Согласно одной, накопление углекислого газа в результате человеческой деятельности вызывает парниковый эффект и следующее за ним потепление климата. Согласно другой, повышение среднегодовой температуры, регистрируемое в течение последних десятилетий, вызвано циклами солнечной активности. Малый цикл продолжается 60 лет, большой – 180 лет. И я склоняюсь ко второй теории – всему причина солнце, а не газ».

«Парниковая теория имеет много слабых мест и нерешенных противоречий, – продолжил Сергей Бресткин. – Во-первых, парниковый эффект, возникающий от углекислого газа, значительно слабее, чем эффект от водяного пара. Соотношение примерно 85% к 15%. Во-вторых, антропогенный вклад, а именно выброс углекислоты промышленностью, очень невелик в ее общем объеме. Главный поставщик углекислого газа – Мировой океан, а его эмиссия зависит от температуры воды. Далее, если мы построим графики изменения средней температуры по годам, то увидим, что они в точности повторяют графики изменения солнечной активности и никак не коррелируют с графиками изменения количества углекислого газа в атмосфере».

«Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет температура будет повышаться, а потом снова начнет снижаться. Изменение количества льда в Арктике будет запаздывать за температурными изменениями, потому что у ледовых масс есть определенная инерция. Лед трудно прогреть, в отличие от открытой воды. В результате максимум ледовитости придется на 2030-2035 гг.», – заключил представитель ААНИИ.

 

Ледоколы всем нужны

Участники круглого стола высказали мнение о том, что ледокольный флот потребуется нашей стране вне зависимости от перспектив изменений климата. «Даже если льды уйдут, это вовсе не значит, что ледокольный флот не нужен, – сказал Александр Ольшевский, руководитель ФКУ «Администрация Северного морского пути». – Потому что в этом случае удлинится период навигации, увеличится период вывоза СПГ из арктических месторождений, изменятся маршруты. А значит, ледовая проводка все равно потребуется».

К мнению ученого присоединился и президент ЦНИИМФ Всеволод Пересыпкин. «Ледовая обстановка в Арктике, по моему мнению, имеет циклический характер и никакого влияния на нее парникового эффекта не наблюдается. Предположение, что через несколько десятилетий льды исчезнут, по-моему, это фантазия», – сказал он.

Владимир Арутюнян, начальник управления эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот», добавил, что есть вариант следования караванов по более высокоширотным маршрутам, которые короче, а главное – глубже и способны пропускать крупные суда. «Для таких маршрутов всегда нужна ледокольная проводка, там и через сотню лет чистой воды не будет. Одним словом, работа ледоколам и судам усиленного ледового класса все равно найдется», – сказал он.

«У нас есть опыт прохода на ледоколах до самого Северного полюса, мы приобрели его во время выполнения туристических рейсов на ледоколе «50 лет Победы», – продолжил свою мысль представитель Атомфлота. – И этот опыт показывает, что дойти до полюса – не проблема. Но нужны мощные ледоколы, поэтому мы настаиваем на возвращении к проекту ледокола «Лидер» мощностью 110 МВт. Тогда высокоширотные маршруты перестанут быть фантастикой».

 

Россию ожидает «ледокольная пауза»

Есть еще одна опасность, о которой предупредил собравшихся Владимир Арутюнян. Россию ожидает «ледокольная пауза», которая заключается в том, что в ближайшие десятилетия старые атомные ледоколы выйдут из эксплуатации, а новые не восполнят сокращение ледокольного флота. Более того, само строительство новых атомоходов находится под большим вопросом.

«Потребность в ледоколах возрастет, но в наличии у нас из них будет только четыре. Это самый новый из серии «Арктика», «50 лет Победы», который введен в строй в 2007 году, и три ледокола проекта ЛК-60, строительство которых сейчас начинается. Однако этого количества совершенно недостаточно, чтобы поддерживать нормальное судоходство в Арктическом бассейне. Серьезные ледокольные силы будут нужны только для того, чтобы обслуживать арктические проекты российских сырьевых компаний, таких как «НОВАТЭК» или «Газпромнефть», которые приступают к освоению Январского и Новопортовского месторождений. На наших сегодняшних партнеров уйдут все ледокольные мощности, и на транзит по трассе Северного морского пути ледоколов может просто не остаться», – сказал Арутюнян.

«Использование дизель-электрических ледоколов не решает проблемы, они не могут составить конкуренцию атомоходам, – продолжил эксперт. – Хотя атомный ледокол намного дороже при постройке, его эксплуатация обходится вдвое дешевле. Но главное – уникальная автономность. У дизельных ледоколов на такой длинной трассе, как Севморпуть, неизбежно возникнут сложности с обслуживанием, бункеровкой, отдачей балластных вод и т.д.».

Но ситуация может оказаться еще хуже, поскольку сегодня возникают серьезные сложности с финансированием строительства трех новых атомных ледоколов. «Решено, что с 2015 года финансирование строительства первого ЛК-60 будет осуществляться через государственно-частное партнерство. Но стоимость ледокола около $1 млрд, никакому частнику это не по карману. С двумя последующими ситуация еще сложнее, потому что на их строительство из бюджета предусмотрены совсем скромные средства, порядка одной пятой от всей суммы постройки», – предупредил В. Арутюнян.

«Мы уже опаздываем к 2030-2035 году, учитывая тот объем транзита, который ожидается. Это большая проблема для нашей страны. Обладая всего 3-4 ледоколами, мы остановим процесс судоходства в Арктике, нужно уже сегодня решать проблему нехватки ледоколов», – заключил эксперт.

 

Китайский дракон не спит

Вопрос инвестиций встает тем более остро, что к Севморпути давно приглядываются наши восточные соседи. Китай, Южная Корея и Япония в кооперации друг с другом вынашивают план под названием «Шелковый путь», который подразумевает навигацию в арктических широтах. КНР уже заказала в Финляндии проект транспортного атомного судна ледового класса, а в перспективе китайцы рассматривают проект атомного ледокола. То, что к этому идет, было понятно давно, но официальная шумиха со стороны азиатских государств началась лишь недавно.

Инвестировать российской стороне придется не только в суда и ледоколы, но и в наземную инфраструктуру, которая за годы после развала СССР почти полностью утеряна. Для навигации по Арктике необходимо навигационное и метеорологическое оборудование, порты, в которые суда могут зайти для ремонта или пополнения запасов. Для того чтобы проиллюстрировать важность навигационной информации, Сергей Бресткин привел такой пример: ледокол «Ямал», вышедший для срочной эвакуации станции СП-40, проделал весь путь с рекордной для льдов скоростью – порядка 10 узлов. «Но этот рекорд стал возможен в том числе и потому, что на прокладку оптимального маршрута были брошены лучшие силы прогнозистов, синоптиков и специалистов по льдам. Этот факт говорит о том, что инвестировать нужно не только в ледоколы, но и в прогнозистов, все системы должны работать во взаимодействии», – подчеркнул ученый.

Присутствовавшие на круглом столе представители компаний «НОВАТЭК» и «Ямал СПГ» даже бодро заявили, что при наличии качественной информации о льдах и погоде могут обойтись вообще без ледоколов, достаточно будет судов ледового класса. Их пыл охладил Александр Ольшевский. «Суда «Норильского никеля» действительно ходят по западному маршруту без ледокола. Но для прохода через низовья и устье Енисея они все равно вызывают наш ледокол. Тем более сейчас у них в эксплуатации маленькие суда, которые обладают высокой энерговооруженностью. Но сегодня российские сырьевики строят большие газовозы, и вот эти газовозы уже вряд ли смогут так свободно ходить. У них совершенно другие показатели удельной мощности на тонну водоизмещения», – сказал он.

Наконец, еще одна серьезная проблема, о которой упомянули участники мероприятия, – отсутствие промеров глубин на высокоширотных трассах, по которым теоретически могут ходить крупные суда, вплоть до «кэпсайзов», которым заказан проход по Суэцкому каналу. Но без карт глубин ни одно гражданское судно на такой рейс не отважится, а значит, о масштабном транзите по Севморпути можно будет забыть. А если не будут вовремя сделаны инвестиции в строительство ледоколов – забыть об арктическом транзите вообще.

 

Морские вести России №12 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...