Арктическое судоходство: таяние льдов и ледокольная пауза

Севморпуть
Арктическое судоходство: таяние льдов и ледокольная пауза

Таяние арктических льдов в результате глобального потепления маловероятно, напротив, ожидается пик ледовитости, который придется на 2030-2035 годы. Но даже если окажутся правы сторонники теории парникового эффекта, России все равно понадобятся мощные и автономные ледоколы. Однако освоение Северного морского пути и всего Арктического бассейна может оказаться под угрозой, поскольку в ближайшие десятилетия в России наступит «ледокольная пауза» – старые атомные ледоколы выйдут из эксплуатации, а новые не восполнят сокращение ледокольной мощи. Более того, в последнее время стало ясно, что само строительство новых атомоходов находится под большим вопросом.

А. Сидоров

26 июля 2013 года в Москве прошел круглый стол на тему «Северный морской путь: современное состояние, проблемы перспективы», организованный Аналитическим центром при Правительстве РФ. В мероприятии приняли участие представители Росморречфлота, Росатомфлота, Администрации Северного морского пути, Росгидромета, МЧС, Госморспасслужбы, других ведомств, государственных и частных компаний, научных учреждений, общественных организаций. На повестке дня стояло несколько тем, наиболее важные из них: перспективы изменения климата вдоль трасс Севморпути, экономические выгоды, которые может принести эксплуатация СМП, инвестиции, которые необходимы для обеспечения навигации по главной арктической трассе.

 

Парниковый эффект – миф?

Первым слово взял Сергей Бресткин, начальник Центра ледовой и гидрометеорологической информации ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Он напомнил собравшимся, что в последнее время весьма популярна идея о том, что судоходство по Северному морскому пути и другим арктическим акваториям станет более доступным благодаря таянию льдов в результате глобального потепления.

Однако в действительности таяние арктических льдов маловероятно, да и само глобальное потепление – весьма спорное явление, считает ученый. Более того, скоро начнется новый «ледниковый период», и пик ледовитости в арктических широтах придется на 2030-2035 годы.

«Сегодня в ходу две теории, – говорит Сергей Бресткин. – Согласно одной, накопление углекислого газа в результате человеческой деятельности вызывает парниковый эффект и следующее за ним потепление климата. Согласно другой, повышение среднегодовой температуры, регистрируемое в течение последних десятилетий, вызвано циклами солнечной активности. Малый цикл продолжается 60 лет, большой – 180 лет. И я склоняюсь ко второй теории – всему причина солнце, а не газ».

«Парниковая теория имеет много слабых мест и нерешенных противоречий, – продолжил Сергей Бресткин. – Во-первых, парниковый эффект, возникающий от углекислого газа, значительно слабее, чем эффект от водяного пара. Соотношение примерно 85% к 15%. Во-вторых, антропогенный вклад, а именно выброс углекислоты промышленностью, очень невелик в ее общем объеме. Главный поставщик углекислого газа – Мировой океан, а его эмиссия зависит от температуры воды. Далее, если мы построим графики изменения средней температуры по годам, то увидим, что они в точности повторяют графики изменения солнечной активности и никак не коррелируют с графиками изменения количества углекислого газа в атмосфере».

«Ожидается, что в ближайшие 5-10 лет температура будет повышаться, а потом снова начнет снижаться. Изменение количества льда в Арктике будет запаздывать за температурными изменениями, потому что у ледовых масс есть определенная инерция. Лед трудно прогреть, в отличие от открытой воды. В результате максимум ледовитости придется на 2030-2035 гг.», – заключил представитель ААНИИ.

 

Ледоколы всем нужны

Участники круглого стола высказали мнение о том, что ледокольный флот потребуется нашей стране вне зависимости от перспектив изменений климата. «Даже если льды уйдут, это вовсе не значит, что ледокольный флот не нужен, – сказал Александр Ольшевский, руководитель ФКУ «Администрация Северного морского пути». – Потому что в этом случае удлинится период навигации, увеличится период вывоза СПГ из арктических месторождений, изменятся маршруты. А значит, ледовая проводка все равно потребуется».

К мнению ученого присоединился и президент ЦНИИМФ Всеволод Пересыпкин. «Ледовая обстановка в Арктике, по моему мнению, имеет циклический характер и никакого влияния на нее парникового эффекта не наблюдается. Предположение, что через несколько десятилетий льды исчезнут, по-моему, это фантазия», – сказал он.

Владимир Арутюнян, начальник управления эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот», добавил, что есть вариант следования караванов по более высокоширотным маршрутам, которые короче, а главное – глубже и способны пропускать крупные суда. «Для таких маршрутов всегда нужна ледокольная проводка, там и через сотню лет чистой воды не будет. Одним словом, работа ледоколам и судам усиленного ледового класса все равно найдется», – сказал он.

«У нас есть опыт прохода на ледоколах до самого Северного полюса, мы приобрели его во время выполнения туристических рейсов на ледоколе «50 лет Победы», – продолжил свою мысль представитель Атомфлота. – И этот опыт показывает, что дойти до полюса – не проблема. Но нужны мощные ледоколы, поэтому мы настаиваем на возвращении к проекту ледокола «Лидер» мощностью 110 МВт. Тогда высокоширотные маршруты перестанут быть фантастикой».

 

Россию ожидает «ледокольная пауза»

Есть еще одна опасность, о которой предупредил собравшихся Владимир Арутюнян. Россию ожидает «ледокольная пауза», которая заключается в том, что в ближайшие десятилетия старые атомные ледоколы выйдут из эксплуатации, а новые не восполнят сокращение ледокольного флота. Более того, само строительство новых атомоходов находится под большим вопросом.

«Потребность в ледоколах возрастет, но в наличии у нас из них будет только четыре. Это самый новый из серии «Арктика», «50 лет Победы», который введен в строй в 2007 году, и три ледокола проекта ЛК-60, строительство которых сейчас начинается. Однако этого количества совершенно недостаточно, чтобы поддерживать нормальное судоходство в Арктическом бассейне. Серьезные ледокольные силы будут нужны только для того, чтобы обслуживать арктические проекты российских сырьевых компаний, таких как «НОВАТЭК» или «Газпромнефть», которые приступают к освоению Январского и Новопортовского месторождений. На наших сегодняшних партнеров уйдут все ледокольные мощности, и на транзит по трассе Северного морского пути ледоколов может просто не остаться», – сказал Арутюнян.

«Использование дизель-электрических ледоколов не решает проблемы, они не могут составить конкуренцию атомоходам, – продолжил эксперт. – Хотя атомный ледокол намного дороже при постройке, его эксплуатация обходится вдвое дешевле. Но главное – уникальная автономность. У дизельных ледоколов на такой длинной трассе, как Севморпуть, неизбежно возникнут сложности с обслуживанием, бункеровкой, отдачей балластных вод и т.д.».

Но ситуация может оказаться еще хуже, поскольку сегодня возникают серьезные сложности с финансированием строительства трех новых атомных ледоколов. «Решено, что с 2015 года финансирование строительства первого ЛК-60 будет осуществляться через государственно-частное партнерство. Но стоимость ледокола около $1 млрд, никакому частнику это не по карману. С двумя последующими ситуация еще сложнее, потому что на их строительство из бюджета предусмотрены совсем скромные средства, порядка одной пятой от всей суммы постройки», – предупредил В. Арутюнян.

«Мы уже опаздываем к 2030-2035 году, учитывая тот объем транзита, который ожидается. Это большая проблема для нашей страны. Обладая всего 3-4 ледоколами, мы остановим процесс судоходства в Арктике, нужно уже сегодня решать проблему нехватки ледоколов», – заключил эксперт.

 

Китайский дракон не спит

Вопрос инвестиций встает тем более остро, что к Севморпути давно приглядываются наши восточные соседи. Китай, Южная Корея и Япония в кооперации друг с другом вынашивают план под названием «Шелковый путь», который подразумевает навигацию в арктических широтах. КНР уже заказала в Финляндии проект транспортного атомного судна ледового класса, а в перспективе китайцы рассматривают проект атомного ледокола. То, что к этому идет, было понятно давно, но официальная шумиха со стороны азиатских государств началась лишь недавно.

Инвестировать российской стороне придется не только в суда и ледоколы, но и в наземную инфраструктуру, которая за годы после развала СССР почти полностью утеряна. Для навигации по Арктике необходимо навигационное и метеорологическое оборудование, порты, в которые суда могут зайти для ремонта или пополнения запасов. Для того чтобы проиллюстрировать важность навигационной информации, Сергей Бресткин привел такой пример: ледокол «Ямал», вышедший для срочной эвакуации станции СП-40, проделал весь путь с рекордной для льдов скоростью – порядка 10 узлов. «Но этот рекорд стал возможен в том числе и потому, что на прокладку оптимального маршрута были брошены лучшие силы прогнозистов, синоптиков и специалистов по льдам. Этот факт говорит о том, что инвестировать нужно не только в ледоколы, но и в прогнозистов, все системы должны работать во взаимодействии», – подчеркнул ученый.

Присутствовавшие на круглом столе представители компаний «НОВАТЭК» и «Ямал СПГ» даже бодро заявили, что при наличии качественной информации о льдах и погоде могут обойтись вообще без ледоколов, достаточно будет судов ледового класса. Их пыл охладил Александр Ольшевский. «Суда «Норильского никеля» действительно ходят по западному маршруту без ледокола. Но для прохода через низовья и устье Енисея они все равно вызывают наш ледокол. Тем более сейчас у них в эксплуатации маленькие суда, которые обладают высокой энерговооруженностью. Но сегодня российские сырьевики строят большие газовозы, и вот эти газовозы уже вряд ли смогут так свободно ходить. У них совершенно другие показатели удельной мощности на тонну водоизмещения», – сказал он.

Наконец, еще одна серьезная проблема, о которой упомянули участники мероприятия, – отсутствие промеров глубин на высокоширотных трассах, по которым теоретически могут ходить крупные суда, вплоть до «кэпсайзов», которым заказан проход по Суэцкому каналу. Но без карт глубин ни одно гражданское судно на такой рейс не отважится, а значит, о масштабном транзите по Севморпути можно будет забыть. А если не будут вовремя сделаны инвестиции в строительство ледоколов – забыть об арктическом транзите вообще.

 

Морские вести России №12 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...