Арктический совет – текущее состояние и перспективы развития

Севморпуть
Арктический совет – текущее состояние и перспективы развития

Иван Паничкин, Аспирант МГИМО МИД России, эксперт Минэнерго России

 

Введение

Впервые на политическом уровне идея сотрудничества арктических государств1 была высказана в 1987 г. Президентом СССР Михаилом Горбачевым2. Спустя несколько лет, в 1989 г., арктические государства начали «процесс Рованиеми»3, приведший в 1991 г. к созданию Стратегии защиты окружающей среды Арктики4.

В ходе реализации данной стратегии стала очевидной необходимость более тесного сотрудничества арктических государств, в первую очередь в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, что и было реализовано в 1996 г. путем создания межправительственного форума «высокого уровня» – Арктический совет (далее – АС). Его учредителями выступили восемь арктических государств: Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция.

Основная цель создания АС – развитие сотрудничества арктических государств и координация их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера5.

Нескольким организациям, представляющим интересы коренных народов Севера, в АС предоставлен статус «постоянного участника», некоторым неарктическим государствам – статус «постоянного наблюдателя», а целый ряд межправительственных и неправительственных организаций наделены статусом «наблюдателя»6.

В интересах обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики в деятельности АС статус «постоянного участника»7 был предоставлен Циркумполярной конференции инуитов, Международной ассоциации алеутов, Совету саамов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктическому совету атабасков и Международному совету гвичинов. Количество «постоянных участников» может быть увеличено, но не должно превышать число государств – членов совета8.

Согласно учредительной Декларации, статус наблюдателя в АС могут получить неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

В настоящее время постоянными наблюдателями являются Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, а также Конференция парламентариев Арктического региона, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный союз охраны природы, Совет министров северных стран, Северная экологическая финансовая корпорация, Северный форум и ряд других (всего 20 международных и неправительственных организаций)9.

C 2007 г. статус наблюдателя совета предоставляется Китаю и Италии, Еврокомиссии, Южной Корее, Японии и ряду других государств. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя пересматривается каждые два года.

Организационная структура и направления деятельности

Высшим органом АС является сессии на уровне министров иностранных дел государств-участников, которые проводятся раз в два года. Каждые два года на основе принципа ротации выбирается председательствующая страна10. Текущими вопросами деятельности совета и подготовкой сессий занимается его рабочий орган – Комитет старших должностных лиц, который проводит заседания не реже двух раз в год. Начиная с 1996 г. и по настоящее время было проведено семь министерских сессий Арктического совета, на которых принято семь деклараций11 12.

В совете действуют шесть тематических рабочих групп:

-         Рабочая группа по арктическому мониторингу и оценке (далее – АМАП)13.

-         Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (далее – КАФФ)14.

-         Рабочая группа по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (далее – ЕППР)15.

-         Рабочая группа по сохранению арктической морской среды (далее – ПАМЕ)16.

-         Рабочая группа по устойчивому развитию (далее – СДВГ)17.

-         Рабочая группа по борьбе с загрязнениями Арктики (далее – АКАП)18.

Каждая рабочая группа действует на основании специального мандата и состоит из Председателя, Правления или Руководящего Комитета и Секретариата. Рабочими группами осуществляются различные проекты и разрабатываются носящие необязательный характер документы (руководства, доклады, оценки и другие) по вопросам, отнесенным к их ведению мандатом.

Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme, AMAP). Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности по выведению из использования в России полихлорбифенилов (PCB), сокращению применения бромсодержащих пламягасителей (BFR), снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу (The Mercury project), по утилизации просроченных пестицидов (The Obsolete pesticide project). По данным проектам были подготовлены информационные пособия.

Группа провела ряд мероприятий по совершенствованию деятельности входящих в ее состав групп экспертов, в том числе по вопросам радиоактивности, закисления, органических и ртутных загрязнителей, проблемам нефте- и газодобычи, здравоохранения. Была создана новая подгруппа по тематике изменения климата и ультрафиолетового излучения.

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic, ACAP). Приоритетным для АКАП является борьба с загрязнением Арктики, в первую очередь с трансграничным переносом вредных веществ.

В рамках АКАП реализуются следующие проекты:

1. Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики.

2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях.

3. Экологически безопасное хранение запрещенных к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности.

4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России.

5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов.

6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду.

7. План действий по укреплению общности коренного населения.

Рабочая группа также осуществляет проекты, направленные на разработку и внедрение новых технологий по безопасному хранению ядовитых отходов.

Рабочая группа по Программе сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna, CAFF). КАФФ призвана содействовать углублению международного сотрудничества и взаимодействия с другими рабочими группами в рамках АС в области арктической флоры и фауны.

В рамках КАФФ действуют экспертные группы по сохранению флоры (CAFF Flora Group), сохранению циркумполярных морских видов птиц (Circumpolar Seabird Group), по сети циркумполярных охраняемых районов (Circumpolar Protected Areas Network); реализуется программа циркумполярного мониторинга биологического разнообразия (Circumpolar Biodiversity Monitoring Program). КАФФ явилась инициатором создания интегрированного экосистемного подхода по сбережению биологической разновидности и минимизации последствий фрагментации ареалов обитания в регионах Российской Арктики.

Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group, SDWG). В деятельности группы особое внимание уделялось разработке механизма реализации Плана действий АС по устойчивому развитию. Осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т.ч. телемедицины и профилактики инфекционных заболеваний. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике. Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи.

Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response, EPPR). Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. Осуществлен ряд проектов в области контроля над источниками опасности, а именно: созданы обучающие программы, учебные центры по реагированию в ЧС, проведены совместные учения по ликвидации последствий ЧС на опасных радиоактивных объектах, по информированию населения, использованию программы НОСТРАДАМУС (компьютерная система по предварительной оценке атмосферных перемещений в реальном времени). На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звездочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности.

Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment, PAME). В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности.

 

Основные направления деятельности АС и результаты работы

За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь в области охраны окружающей среды Арктики, среди которых: выведение из использования в России полихлорбифенилов, снижение содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, изучение жизненных условий в Арктике, оценка влияния климатических изменений на экономику Севера и оценка последствий нефте- и газодобывающей деятельности в Арктике и многие другие.

С целью придания системе финансирования проектов более системного и организованного характера в АС создан совместный фонд для финансирования природоохранных проектов (преимущественно на территории России) – инструмент поддержки проектов (ИПП, англ. – Project Support Instrument). Объем финансирования данного фонда со стороны России составит 10 млн евро в течение 2011-2013 гг. с продолжением финансирования в будущем19 (для сравнения: Норвегия внесла 237 тыс. евро, Финляндия – 200 тыс. евро)20. Запуск ИПП позволит вывести деятельность Арктического совета на качественно новый организационный уровень путем постепенного перехода финансирования проектов на «бюджетную» основу, а также в перспективе – создание на его основе международного финансового фонда Арктического совета.

Рабочими группами АС подготовлен целый ряд докладов по таким направлениям, inter alia, как перспективы судоходства в Арктике, тенденции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разливов иных опасных и токсичных веществ в полярных водах. Разработан ряд носящих необязательный характер руководств, в том числе: «Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа»21; «Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики»22; «Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах»23; «Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах»24.

Одним из наиболее важных достижений АС за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 г. арктическими государствами первого в истории панарктического соглашения – Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (далее – Панарктическое соглашение). Успешный опыт разработки и принятия данного соглашения высоко оценен государствами – участниками АС и в 2011 г. арктическими государствами принято решение о создании в рамках АС Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике. Помимо этого ЕППР АС поручено составить рекомендации и/или обобщить наилучшую мировую практику по предотвращению морских нефтяных загрязнений.

К настоящему времени состоялось пять раундов переговоров Целевой группы. В ходе переговоров стороны признали целесообразность придания документу статуса международного соглашения25. Результаты работы Целевой группы и ЕППР должны быть представлены на очередной встрече министров иностранных дел государств – участников Арктического совета в мае 2013 г.26

 

Значение сотрудничества в АС для арктических государств

Многолетнее сотрудничество арктических государств в рамках АС позволяет им совместно определять основные угрозы и вызовы, существующие в Арктике, а также оптимальные варианты их преодоления.

Совместная реализация проектов27 обеспечивает выработку практических механизмов взаимодействия арктических государств, профильных ведомств и региональных властей в таких областях, как охрана окружающей среды, устойчивое развитие и культура и традиции коренных народов Севера.

Разработка руководств рабочими группами АС способствует обмену передовым национальным опытом и его гармонизацией прежде всего в таких областях, как управление природными ресурсами и судоходство.

Принятие Панарктического соглашения привело к созданию правовых механизмов сотрудничества арктических государств в области морского и авиационного спасания в Арктике. В свою очередь, соглашение о готовности и реагировании на морские нефтяные разливы в Арктике обеспечит правовые основы взаимодействия арктических государств в  соответствующей области. Учитывая, что все арктические государства уже приступили к разработке морских нефтегазовых ресурсов в Арктике и возможности стран по реагированию на данные угрозы ограничены, принятие данного документа представляется крайне важным и своевременным. Кроме этого, принятие данного соглашения в такой «чувствительной» области, как нефтяные разливы, продемонстрирует мировому сообществу способность и готовность арктических государств сотрудничать и брать на себя ответственность за защиту окружающей среды Арктики.

 

От межправительственного форума к международной организации

Одним из наиболее дискуссионных вопросов относительно будущего развития АС является вопрос о придании ему статуса международной организации. Несмотря на то что данный вопрос в настоящее время не стоит на повестке дня ввиду того, что не все арктические государства поддерживают такое «укрепление» АС, в частности: США28 и скандинавские страны – Дания и Швеция. Определенные шаги в этом направлении сделаны на министерской сессии АС в 2011 г., где арктические государства договорились о создании постоянного секретариата АС в норвежском городе Тромсё и специальной целевой группы по подготовке предложений по дальнейшему укреплению АС. На этой же встрече были согласованы положения, регламентирующие роль текущих наблюдателей и критерии приема новых. Принятие данных критериев29 позволит обеспечить баланс между сохранением региональной идентичности АС, с одной стороны, и расширением его взаимодействия с нерегиональными государствами и организациями – с другой30.

 

Россия и Арктический совет

Россия без преувеличения является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС в частности. Связано это в первую очередь с такими объективными преимуществами, как протяженность береговой линии, площадь территории страны за полярным кругом, объем запасов полезных ископаемых и масштабы их разработки (более 70% всех нефтегазовых ресурсов в России добывается в Арктике)31, а также крупнейшим ледокольным флотом32. Вместе с тем обладание данными преимуществами не означает, что Россия может занимать пассивную позицию и наблюдать за деятельностью АС. Наоборот, исходя из того, что все решения в АС принимаются на основе принципа консенсуса, России необходимо принимать активное участие во всех проектах и на всех направлениях работы АС, а также выходить с собственными инициативами.

 

Выводы

За более чем 15 лет своего существования АС стал основной международной площадкой для практического многостороннего сотрудничества в Арктике33. Это сотрудничество охватывает широкий круг вопросов устойчивого развития Арктики – от экономики и экологии до обеспечения социальных нужд проживающих там людей.

Отсутствие статуса международной организации сегодня не позволяет АС принимать обязательные решения. Придание АС такого статуса могло бы вывести АС на качественно новый международный уровень, однако к практической реализации данного вопроса в настоящее время готовы не все арктические государства. В то же время увеличение количества реализуемых проектов, их масштаб объективно требуют укрепления АС, его организационной структуры, системы финансирования34, и такая работа в настоящее время ведется. Основные направления такой работы – развитие институциональной структуры, расширение объема и глубины реализуемых проектов, поступательное придание решениям АС обязательной силы35.

В 2011 г. арктические государства обозначили свой подход в отношении участия нерегиональных государств, который заключается в том, что все субстантивные решения, касающиеся Арктики, будут приниматься самими арктическими государствами, а нерегиональные государства могут рассчитывать на статус наблюдателей и кандидатов в наблюдатели, уважая и соблюдая суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике36.

В целом успешный опыт функционирования АС, обусловленный общностью интересов арктических государств, прежде всего в области охраны окружающей среды Арктики, позволяет рассчитывать на дальнейшее плодотворное сотрудничество арктических государств на благо всего Арктического региона, что позволит сохранить низкий уровень конфронтации и высокий уровень сотрудничества.

 

1. Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия.

2. Речь президента Михаила Горбачева, 02.10.1987 в г. Мурманске//Газета «Правда», 2 октября, 1987; Struzik E.Is it high time for a tough Arctic treaty?//Edmonton Journal: электрон. журнал, 2010, 27 июня. URL: http://www.edmontonjournal.com/news/high+time+tough+Arctic+treaty/3207557/story.html (дата обращения 19.04.2012); Koivurova T. Limits and possibilities of the Arctic Council in a rapidly changing scene of Arctic governance//Polar Record, 2010, 46, p. 146.

3. См.: http://senat.org/Finland/NovaFIN-3.html

4. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/history

5. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право. М., 2007, с. 150.

6. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/partners-links

7. Данный статус дает право на участие в обсуждении всех вопросов в Арктическом совете, но не дает «право голоса».

8. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/permanentparticipants

9. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/partners-links

10. Россия являлась Председателем АС с 2004 по 2006 год. C 2011 по 2013 год в АС председательствовала Швеция. C 2013 г. председательство переходит к Канаде.

11. Икалуитская декларация (Икалуит, Канада, 18.09.1998); Барроузская декларация (Барроу, Аляска, США, 13.10.2000); Инарийская декларация (Инари, Финляндия, 10.10.2002); Рейкьявикская декларации (Рейкьявик, Исландия, 24.11.2004); Салехардская декларация (Салехард, Российская Федерация, 26.10.2006); Декларация Тромсё (Тромсё, Норвегия, 29.04.2009); Нуукская декларация (Нуук, Гренландия, 12.05.2011).

12. Восьмая министерская сессия запланирована на май 2015 г. в г. Кирун, Швеция.

13. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/amap

14. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/caff

15. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/eppreng

16. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/pame

17. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/sdwgeng

18. См.: http://www.arctic-council.org/index.php/en/acap

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.05.2011 № 778-р.

20. Кривошапко Ю. А мы пойдем на Север//Российская газета, Федеральный выпуск, № 5747 (74).

21. См.: http://www.pame.is/images/stories/FrontPage/Arctic-Guidelines-2009-13th-Mar2009.pdf

22. См.: http://www.pame.is/images/stories/PDF_Files/Doc_lib/OilandGasReports/TROOP%20-%20Russian%202.pdf

23. См.: http://www.pame.is/images/stories/FrontPage/Arctic-Guidelines-2009-13th-Mar2009.pdf

24. См.: http://eppr.arctic-council.org/content/fldguide/index.html

25. См.: http://eppr.arctic-council.org/content/fldguide/index.html

26. Паничкин И.В. Международно-правовые основы сотрудничества арктических государств в области борьбы c морскими нефтяными загрязнениями в Арктике// Нефть Газ Право, 2013, № 1.

27. Сегодня в АС идет работа примерно по 80 различным проектам.

28. Сela M. Arctic Security. Policy Analysis of the Circumpolar States. Reykjavнk: Fйlagsvнsindastofnun Hбskуla Нslands.

29. Одним из главных критериев является наличие реальных проектов, которые готов привнести кандидат в наблюдатели в АС, для развития Арктики.

30. Васильев А. Международное сотрудничество в Арктике и подходы России// Арктические ведомости, 2012, № 1. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/ED626437EBBC719C44257981005590FE (дата обращения: 11.04.2012).

31. При этом доля Арктики в мировой добыче углеводородов составляет 16%.

32. Россия – единственная страна в мире, обладающая атомными ледоколами.

33. Лавров С., Стере Й. Арктический совет – 10 лет сотрудничества на благо Севера // Известия, 24 октября 2006 г. URL: http://www.izvestia.ru/news/318371 (дата обращения: 16.04.2012).

34, Сегодня штат сотрудников АС составляет несколько человек (включая переводчика). Временный секретариат находится в г. Тромсё, Норвегия. Бюджет секретариата формируется за счет средств, выделяемых арктическими государствами на добровольной основе.

35. Текущий формат АС не позволяет ему принимать обязательные для государств-участников решения.

36. Васильев А. Указ. соч.

 

Морские вести России №11 (2013)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с участниками рынка сформулирует едины...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн Консолидированный грузооборот терминалов группы Новороссийского морского торгового порта (НМТП&#...

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти. Это позволило России выйти на первое м...




Морской транспорт

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями Керченская паромная переправа, единственная автотранспортная артерия между Крымским полуостровом и «...

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов Viking Line с 10 апреля по 22 октября  2017 г. запускает по маршруту новое скоростное судн...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...