Низкий старт Южного кластера - Морские вести России

Низкий старт Южного кластера

02.01.2014

Судостроение

Создание судостроительных и развитие судоремонтных мощностей в Азово-Черноморском бассейне

В свете реализации национальной морской политики России в Азово-Черноморском бассейне важным аспектом обеспечения Черноморского флота является наличие собственных судостроительных и судоремонтных баз в регионе. В настоящее время в АЧБ судостроительные и судоремонтные предприятия имеют следующие технические показатели:

 

Технические мощности

«1-я судостроительная верфь», филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» – постройка для ВМФ рабоче-спасательных, гидрографических катеров, деревянных и стеклопластиковых шлюпок, а также оригинальных проектов крупнотоннажных деревянных судов. Кроме того, постройка деревянных и стеклопластиковых лодок, стеклопластиковых шлюпок типа ЯлПЛ-6, гидровелосипедов, пляжного инвентаря и т.п. Спусковые сооружения – слип до 50 тонн.

«5-й судоремонтный завод», филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» – строительство катеров различного назначения. Ремонт малых судов и катеров различного назначения. Спусковые сооружения – слип до 50 тонн.

ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» – ремонт и техническое обслуживание: боевых кораблей и катеров; кораблей специального назначения и судов и катеров обеспечения; судов гражданского назначения; дизельных двигателей и их составных частей; паровых турбин и их составных частей; газовых турбин и их составных частей; радионавигационного оборудования (исключая авиационное); модернизационные работы любой сложности по корпусу и системам судна; ремонт винторулевого комплекса; ремонт палубных механизмов и кранов любой конструкции; ремонт трубопроводов; ремонт силовых электрических машин и электрооборудования. Спусковые сооружения – плавдок С г/п до 60 000 тонн.

ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» – строительство маломерных судов, модернизация и переоборудование с использованием элементов старых судов. Реновация существующих судов по чертежам заказчика водоизмещением до 500 тонн. Слипование и ремонт судов с доковым весом до 2000 тонн, длиной до 140 м, шириной до 18 м. Спусковые сооружения – слип до 2000 тонн.

ЗАО «Азовская судоверфь» – разработка и постройка небольших катеров и яхт по индивидуальным заказам, нефтемусоросборочных судов. Также верфь имеет возможность осуществлять ремонт механизмов и оборудования надводной части судов различного класса водоизмещением до 5 тыс. тонн типа «река-море» возле причальных стенок. Перечень выполняемых ремонтных работ: ремонт палубных механизмов; ремонт главных двигателей и вспомогательных механизмов; ремонт винторулевого комплекса; ремонт и центровка валопроводов; ремонт судовых котельных установок; ремонт судовых систем и трубопроводов, включая ремонт или замену донно-забортной арматуры; ремонт радиоэлектронного оборудования, электротехнические и электромонтажные работы; любые виды ремонта корпуса (замена наружной обшивки и набора, усиление конструкций, расширение, удлинение, модернизация и т.д.); любые виды корпусных работ (газорезательные, сборочные, сварочные, проверочные, испытание на непроницаемость); достройка и отделка судов, ремонт или замена леерного ограждения, трапов, площадок, крышек, люков, зашивки, такелажа и прочие работы по достройке; очистка механическая и пескоструйная, окраска корпусов судов, механизмов и деталей; дефектация корпусов судов и механизмов; любые виды неразрушающего контроля сварных швов. Спусковые сооружения – слип до 200 тонн.

ЗАО «Темрюкский судоремонтный завод» (г. Темрюк, Краснодарский край) – предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию судов и переоборудованию судов. Предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделке и разрезке на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций. Транспортная обработка контейнеров и прочих грузов. Строительство судов.

ОАО «Судостроительно-судоремон-тный завод «Мидель» (г. Аксай, Ростовская область) – полный комплекс работ по ремонту и модернизации всех типов судов и плавучих сооружений с доковым весом до 3000 тонн. Завод располагает необходимыми производственными мощностями, позволяющими размещать и одновременно производить ремонт 6 единиц судов длиной до 145 м, шириной до 17 м. Это позволяет производить доковый ремонт от 55 до 60 единиц в год.

ОАО «Ростовский судоремонтный завод «Прибой» (г. Ростов-на-Дону) – производство текущего, среднего и капитального ремонта, а также модернизация судов всех типов. Оказание следующих услуг: ремонт и восстановление корпусов; ремонт главных и вспомогательных двигателей; ремонт движительно-рулевого комплекса; ремонт машин и механизмов; ремонт судовых устройств, механизмов и систем, трубопроводов; ремонт электро- и радионавигационного оборудования.

ОАО «Таганрогский судоремонтный завод» (г. Таганрог, Ростовская область) – докование судов, ремонт судов, изготовление сменных деталей и запчастей для судовых дизелей и вспомогательных механизмов. Строительство и ремонт грузовых судов, рыболовецких судов. Строительство лодок, яхт, катеров. Ремонт сухогрузных теплоходов, барж, технического флота.

 

Структура производственных показателей основных предприятий судостроительной отрасли АЧБ

Наименование предприятия

Объем выпуска всего, тыс. руб.

Объем выпуска, гражданская продукция, тыс. руб.

Численность, чел.

Сред. з/п, руб.

«1-я судостроительная верфь»
ОАО «Центр судоремонта
«Звездочка», филиал
(г. Сочи, Краснодарский край)

4612

4612

52

13 301

«5-й судоремонтный завод»
ОАО «Центр судоремонта Звездочка», филиал
(г. Темрюк, Краснодарский край)

24 956

21 308

91

19 703

ОАО «Новороссийский
судоремонтный завод»
(г. Новороссийск, Краснодарский край)

676 257

676 257

1001

18 545

ОАО «Туапсинский
судоремонтный завод»
(г. Туапсе, Краснодарский край)

103 611

103 611

 

 

ЗАО «Азовская судоверфь»

87 860

87 860

172

12 634

 

ОАО «Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод» (рп Усть-Донецкий, Ростовская область) – строительство и ремонт судов. Предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций.

ОАО «Ахтарская судоверфь» (г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край) – изготовление блоков силовых судовых лебедок (траловых, шлюпочных, швартовых и др.), насосов центробежных, судов морских добывающих самоходных, устройств специальных промысловых судов (блоки, роульсы, клюзы и др.), шпилей судовых, ремонт судов, строительство судов маломерного флота для прибрежного лова рыбы.

ЗАО «Цимлянский судомеханический завод» (г. Цимлянск, Ростовская область) – строительство земснарядов, производство оборудования для гидромеханизации и гидротехнических сооружений. Серийный выпуск грунтовых насосов, дизельных и электрических земснарядов производительностью от 50 до 500 м/ч по грунту. Налажен процесс литья легированного чугуна, повысилась износостойкость быстро изнашиваемых деталей грунтовых насосов.

ОАО «Моряк» (г. Ростов-на-Дону) – предприятие, входящее в АСТОН, оснащено современным оборудованием и технологиями для проведения ремонта и модернизации судов. Производится разработка конструкторско-технологической документации по переоборудованию и модернизации судов, находящихся в ремонте. Предприятие обслуживает суда длиной до 150 м, водоизмещением до 5000 т, с докованием в плавучем доке. Ремонт судов длиной до 70 м и водоизмещением до 600 т производится с докованием на слипе. Осуществляются услуги по судоремонту, в том числе: дефектация и ремонт корпуса судна; дефектация и ремонт судовых устройств; дефектация и ремонт валопроводов и гребных винтов судов водоизмещением до 5000 т, в том числе ВРШ.

ОАО «БТОФ» (г. Новороссийск, Краснодарский край) – выполнение работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием судов, кроме докового ремонта. Судоремонт, корпусные, сварочные, такелажные работы, ремонт автоматики, диагностика, химический анализ, дефектоскопия, ремонт двигателей, топливной аппаратуры, изготовление рукавов высокого давления и др.

ООО «Судоверфь «Дон-Кассенс» (г. Аксай, Ростовская область) – строительство и ремонт судов. Производство строительных металлических конструкций и изделий. Производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей.

Донская судостроительная компания (г. Ростов-на-Дону) – строительство и ремонт судов. Производство строительных металлических конструкций и изделий. Производство металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей.

 

Доля участия РФ в собственности указанных предприятий

Наименование предприятия

Наибольший пакет акций

Доля участия Российской Федерации, %

«1-я судостроительная верфь»
 ОАО «Центр судоремонта
«Звездочка», филиал

Филиал ОАО «ЦС «Звездочка»
100% –  1 акция

100% – 1 акция

«5-й судостроительный завод»
ОАО «Центр судоремонта
«Звездочка», филиал

Филиал ОАО «ЦС «Звездочка»
100% – 1 акция

100% – 1 акция

ОАО «Новороссийский
судоремонтный завод»

В ОАО «ОСК»
30,28%

30,28%

ОАО «Туапсинский
судоремонтный завод»

В ОАО «ОСК»
25,4%

25,4%

ЗАО «Азовская судоверфь»

Частное предприятие

0

 

Что делать

По поручению Минпромторга экспертами дополнительно были обследованы отдельные предприятии АЧБ:

  • головной филиал «5-й СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка», г. Темрюк;
  • ОАО «Туапсинский СРЗ»;
  • ОАО «Новороссийский СРЗ».

Головной филиал «5-й СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» расположен в промышленной зоне. Затон Чирчик, на берегу которого расположен завод, имеет ширину от 80 м на входе до 250 м в наиболее широкой части. Протяженность береговой черты, принадлежащей заводу, – 350 м. Площадь территории 15 га. Имеется железная дорога с тупиком, грунтовая дорога. Удаление от города 4 км.

Основные здания и сооружения построены в 1960-е годы. Здания находятся в аварийном состоянии и не эксплуатируются.

Для обеспечения судоремонта используется судоремонтный комплекс – плавучий док ПД-454 грузоподъемностью до 5000 т и плавмастерская ГГМ-663. Гидротехнические сооружения состоят из причала длиной 37,53 м, шириной 29,5 м, глубиной 2 м, высотой 1,5 м.

Учитывая выгодное расположение судоремонтного завода, имеется реальная перспектива его эффективного использования по прямому назначению при условии полной реконструкции и существенных капиталовложений для выполнения всех видов ремонта кораблей 3-4-го ранга, а также вспомогательных судов водоизмещением менее 5000 т и судов ФПС. Ориентировочная трудоемкость годовой программы ремонта составит 0,9 млн нормо-часов.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» выполняется разработка проектной документации по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на головном филиале «5-й судоремонтный завод».

ОАО «Туапсинский СРЗ» расположено в городской черте, площадь территории 16,7 га, железнодорожные пути отсутствуют. На территории завода находятся производственные цеха: блок цехов № 1, доковый цех, электромонтажный участок, ремонтно-механический участок, корпусный цех, блок цехов № 2, литейный цех.

ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» на протяжении всего периода своей деятельности сохраняло позиции одного из крупнейших производителей судоремонтных работ в АЧБ. Однако в течение 2011 года в хозяйственной деятельности общества произошли существенные изменения. В связи с отсутствием судоподъёмного сооружения (плавучий док продан собственником – ФАУГИ) полностью приостановлена деятельность по основному профилю предприятия – производству судоремонтных работ, что повлекло за собой консервацию производственных мощностей и сокращение штатной численности персонала завода (среднесписочная численность на 2010 год составляла 646 человек).

В связи с отсутствием годовой программы ремонта (последний ремонт выполнялся в 2010 году) основные здания и сооружения выведены из эксплуатации, оборудование морально и физически устарело. Гидротехнические сооружения состоят из 5 причалов общей длиной 756,1 м с глубинами от 3 до 4,5 м и требуют капитального ремонта.

ОАО «Новороссийский СРЗ» входит в группу компаний ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Общая площадь территории 30,0 га, из них 23,4 га отведены под перегрузочный комплекс. Судоремонтный комплекс размещен на территории 6,6 га, с наличием четырехпролетного блока цехов № 1, котельно-корпусного цеха в блоке цехов № 2, бытового корпуса, участка ККЦ и транспортного цеха. Оборудование морально и физически устарело, имеет большой процент износа, на территории завода есть железнодорожные пути.

На предприятии находятся судоподъемные сооружения:

  • бетонный док № 1 грузоподъёмностью 18 500 т, частично затоплен у причала № 12;
  • понтонный двухбашенный автономный док № 2 грузоподъемностью 30 000 т, класс плавучего дока снят 11 сентября 2004 года в связи с непредъявлением арендатором к очередному освидетельствованию классификационным обществом (Российский морской регистр судоходства);
  • плавучий самодокующийся неавтономный U-образный трехпонтонный док № 3 грузоподъемностью 60 000 т, свидетельство о годности к плаванию выдано Российским морским регистром судоходства, действительно до 2016 года. Российским морским регистром судоходства введены ограничения по водоизмещению поднимаемых судов.

Для выполнения судоремонтных работ предназначены причал № 12 (длина 131,9 м, глубина 4,5 м) и причал № 13 (длина 252,43 м, глубина 4,75 м). В связи с нахождением у причала № 12 частично затопленного дока № 1 эксплуатация по назначению его временно запрещена.

Исходя из состава имеющихся и строящихся кораблей, а также кораблей специального назначения, морских и рейдовых судов обеспечения, определенных для базирования в Новороссийской ВМБ, целесообразно специализировать ОАО «Новороссийский СРЗ» и ОАО «Туапсинский СРЗ» на выполнении всех видов ремонтов кораблей 1-2-го ранга, а также вспомогательных судов водоизмещением более 5000 т. Ориентировочная трудоемкость годовой программы ремонта составит 4 млн нормо-часов.

В соответствии с годовой программой ремонта кораблей 1-2-го ранга необходимо разработать проектную документацию модернизации производственных площадей цехов, производств и служб указанных предприятий.

Учитывая ограниченность территорий и акваторий судоремонтных предприятий Краснодарского края, целесообразно:

  • ремонт кораблей 1-2-го ранга, а также вспомогательных судов водоизмещением более 5000 т проводить на ОАО «Новороссийский СРЗ», для чего необходимо произвести предпроектные работы по «Техническому перевооружению и дооборудованию производственных мощностей ОАО «НСРЗ» в обеспечение ремонта кораблей 1-2-го ранга на период до 2030 года»;
  • ремонт кораблей 3-4-го ранга, а также вспомогательных судов водоизмещением менее 5000 т и судов ФПС проводить на ГФ «5-й СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» и ОАО «Туапсинский СРЗ», для этого необходимо провести анализ выбранных проектных и технологических решений на соответствие годовой программе судоремонта;
  • рассмотреть возможность создания цеха по ремонту дизелей всех типов на ОАО «Темрюкский СРЗ», для чего внести необходимые доработки в проектную документацию по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей на головном филиале «5-й судоремонтный завод»;
  • при принятии решения о выполнении средних ремонтов дизельных подводных лодок на ОАО «НСРЗ» необходимо дополнительно предусмотреть строительство судоподъемника и эллинга в обеспечение данных работ на твердом основании.

В развитие судостроительных мощностей в АЧБ государственной программой «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», подпрограммы «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли» в рамках основного мероприятия «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения в Южном федеральном округе (на основе поддержки формирования судостроительного кластера в округе) предполагается создание, модернизация и развитие судостроительных комплексов в Южном федеральном округе (средства финансирования из федерального бюджета в настоящее время не предусмотрены).

На сегодняшний день судостроительные мощности округа значительно устарели и требуют широкомасштабного инвестирования как со стороны частных инвесторов, так и государства. В случае реализации данного мероприятия госпрограммы в АЧБ будет создан современный кластер, способный удовлетворить интересы как государственного, так и частного заказчика в данном регионе России. Период реализации основного мероприятия – 2014-2022 годы. По предварительным расчетам, потребуется финансирование в размере порядка 6800,0 млн рублей, в основном из внебюджетных средств. Данная концепция находится в стадии разработки.

 

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, Новороссийск, 2013 год

 

Морские вести России №8 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ