Пиратству – адекватный ответ

Пиратство

Проблемы реализации международных договоров, касающихся вопросов борьбы с морским пиратством, возможные пути их решения

(Из практики работы военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации)

Правовой основой действий должностных лиц государственных органов Российской Федерации в случае захвата пиратского судна являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), Конвенция об открытом море (заключена в г. Женеве 29.04.1958), Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.1982), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства» (заключена в г. Риме 10.03.1988), Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (от 10.03.1988), Резолюция Совета Безопасности ООН от 02.06.2008 № 1816 «О противодействии пиратству у побережья и в территориальных водах Сомали», принятые в ее развитие резолюции № 1838 (2008), № 1844 (2008), № 1846 (2008), № 1851 (2008), № 1897 (2009), № 1918 (2010), Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, иные законодательные и нормативные правовые акты.

О.В. Лукашов, заместитель руководителя отдела – старший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ, полковник юстиции,

А.А. Мосин, помощник по особым поручениям руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ, полковник юстиции,

А.П. Синицын, заместитель руководителя отдела – старший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ, полковник юстиции

 

Правила открытого моря

В соответствии со статьей 19 Конвенции об открытом море, статьей 105 Конвенции ООН по морскому праву в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Помимо этого статья 14 Конвенции об открытом море предусматривает обязанность государств-участников содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Согласно статье 7 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства любое государство-участник, на территории которого находится преступник или предполагаемый преступник, в соответствии со своим законодательством заключает его под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие его присутствие в течение такого времени, которое необходимо для того, чтобы возбудить уголовное преследование или предпринять действия по выдаче. Такое государство немедленно проводит предварительное расследование фактов в соответствии со своим законодательством.

Частью 3 статьи 12 УК РФ установлено положение, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Таким образом, в уголовном преследовании лиц, задержанных российскими военнослужащими в открытом море за осуществление пиратской деятельности, на наш взгляд, следует выделить два аспекта. Первый из них относится к ответственности лиц, совершивших акты пиратства, посягающие на интересы Российской Федерации, а второй – к ответственности лиц, совершивших акты пиратства, не причинившие вреда Российской Федерации и посягающие на интересы иных государств.

Применительно ко второму аспекту вопросы юрисдикции Российской Федерации нашли свое отражение в статье 12 УК РФ. Иными словами, на законодательном уровне закреплена вытекающая из международных договоров обязанность Российской Федерации по осуществлению уголовного преследования пиратов, посягнувших на интересы иных государств. Однако в данном случае, по нашему мнению, обязанность Российской Федерации по осуществлению уголовного преследования задержанных пиратов должна выражаться в передаче компетентным органам любого другого заинтересованного государства задержанных лиц и доказательств их преступной деятельности, что согласуется с требованиями частей 1 и 4 статьи 8 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, которыми такая обязанность возложена на капитана судна, то есть на командира военного корабля.

При выявлении преступлений, связанных с пиратскими нападениями на корабли под флагом Российской Федерации или граждан Российской Федерации в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, они, безусловно, подлежат уголовному преследованию от имени Российской Федерации, осуществляемому органами предварительного следствия и прокуратуры. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях подсудны Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 227 УК РФ (пиратство), Уголовно-процессуальным кодексом (статья 151) отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

В свою очередь, приказом Следственного комитета от 03.07.2009 № 22 «Об организации работы при разрешении материалов и производстве предварительного следствия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших пиратство»1 обязанности по проведению проверок сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 227 УПК РФ, возбуждению уголовных дел и выполнению по ним первоначальных следственных и иных процессуальных действий возложены на следователей военных следственных органов Следственного комитета, прикомандированных к экипажам военных кораблей военно-морского флота, выполняющих задачи по борьбе с пиратством и обеспечению безопасности судоходства2.

 

Прокурор на борту

Практика прикомандирования прокурорско-следственных работников органов военной прокуратуры к экипажам военных кораблей, отправляющихся в дальние походы, сложилась в эпоху существования Советского Союза и не была прекращена после его распада. Основной задачей военных прокуроров и следователей, находящихся на военных судах, являлась предупредительно-профилактическая работа среди личного состава, расследование преступлений и происшествий, совершенных военнослужащими в период плавания.

После выделения в 2007 году Следственного комитета в самостоятельную структуру в рамках Прокуратуры Российской Федерации и после создания в январе 2011 года Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельного федерального государственного органа практика прикомандирования следователей военных следственных органов Следственного комитета к экипажам военных кораблей военно-морского флота нашла свое продолжение.

Пребывание на борту военных кораблей, находящихся вдали от Российской Федерации, следователей военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации особенно стало актуальным в настоящее время, когда Военно-Морской Флот России выполняет поручение Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности морского судоходства. Свои полномочия следователи реализуют во взаимодействии с находящимися на борту кораблей офицерами органов военной прокуратуры, что позволяет в целом эффективно выполнять важные государственные задачи.

Вместе с тем их работа существенно затруднена наличием целого ряда проблемных вопросов, обусловленных прежде всего особенностями национального законодательства, к числу которых следует отнести следующие.

1. Невозможность реализации в полном объеме прав лица, задержанного в соответствии со статьей 91 УПК РФ в качестве подозреваемого в совершении пиратства, в части:

а) права на получение квалифицированной юридической помощи, предоставления ему адвоката (защитника) с момента задержания (статья 48 Конституции РФ, статья 46 УПК РФ) ввиду отсутствия на борту военного корабля профессионального адвоката либо группы адвокатов, принимая во внимание положение части 6 статьи 49 УПК РФ, не допускающей, чтобы одно и то же лицо могло быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого;

б) привлечения в соответствии со статьей 26 Конституции РФ, статьями 18 и 59 УПК РФ к участию в уголовном судопроизводстве переводчика, свободно владеющего языком, знание которого необходимо для перевода, учитывая принадлежность пиратов ко множеству языков, диалектов и наречий, используемых населением Сомали.

2. Сложности в получении судебных решений в связи с удаленностью от судебных учреждений, а фактически объективная невозможность в течение 48 часов с момента задержания подозреваемого (часть 2 статьи 22 Конституции РФ, статья 94 УПК РФ) избрать в отношении лица, задержанного в качестве подозреваемого, меру пресечения в виде заключения под стражу в соответствии с требованиями статей 29, 94 и 108 УПК РФ.

3. Неурегулированность вопроса о месте содержания под стражей на военном корабле арестованных пиратов ввиду того, что в силу статьи 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ помещения военного корабля не отнесены к местам содержания под стражей.

4. Отсутствие возможности выполнения следственных и иных процессуальных действий на борту судна, находящегося в открытом море не под флагом Российской Федерации и не приписанного к порту Российской Федерации, что прямо следует из положений части 2 статьи 2 УПК РФ. Также остается неясным вопрос о правовом статусе и распространении юрисдикции Российской Федерации на захваченные российскими военнослужащими в соответствии со статьей 19 Конвенции об открытом море пиратские суда или суда, захваченные посредством пиратских действий.

5. Отсутствие правового механизма передачи задержанных пиратов и материалов уголовного дела компетентным органам иностранных государств, не являющихся участниками универсальных международных договоров или двусторонних договоров с Российской Федерацией, для осуществления уголовного преследования и сложность такого механизма применительно к странам – участникам указанных договоров.

Указанные проблемные вопросы и потребность в их оперативном разрешении в полной мере осознаются в Следственном комитете Российской Федерации, в связи с чем по поручению председателя Следственного комитета в центральном аппарате организована и проводится работа по выработке предложений о способах их решения.

Так, 18.04.2011 в Следственном комитете Российской Федерации состоялась межведомственная встреча с участием представителей МИД России, Главного штаба ВМФ России, Военно-морской академии, Главной военной прокуратуры, Управления международно-правового сотрудничества и Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, на которой рассматривался вопрос о порядке действий следователей военных следственных органов, прикомандированных к экипажам военных кораблей ВМФ России, в случае задержания российскими военнослужащими лиц, занимающихся пиратской деятельностью.

 

Национальное законодательство

В ходе состоявшегося обсуждения и завязавшейся дискуссии участники встречи пришли к выводу о том, что правовая борьба с пиратством должна развиваться не только путем создания международного механизма уголовного преследования лиц, занимающихся пиратской деятельностью, но и посредством его совершенствования в рамках национального законодательства. Так как создание международного механизма является долгосрочной перспективой, имеющей неопределенные временные рамки, по результатам совещания высказано консолидированное мнение о необходимости сосредоточиться на совершенствовании национального механизма привлечения пиратов к уголовной ответственности.

При этом основными правовыми проблемами, которые должны быть разрешены в первую очередь, являются реализация задержанными лицами права пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента задержания, воспользоваться услугами переводчика, а также получение судебного решения о продлении срока задержания либо об избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Без разрешения указанных проблемных вопросов невозможно будет в полной мере обеспечить соблюдение основных прав и свобод задержанных лиц, что неизбежно повлечет за собой признание недопустимыми доказательств, полученных в ходе выполнения с ними процессуальных действий.

Следствием этого может стать ущербность всей доказательственной базы по уголовному делу, построенной на использовании доказательств пиратской деятельности задержанных лиц, полученных «по горячим следам». В конечном итоге это может повлечь за собой невозможность привлечения виновных к уголовной ответственности. При этом острота проблемы не будет меньше и в случае передачи пиратов вместе с собранными следователями доказательствами их преступной деятельности иным заинтересованным государствам.

Думается, что при поддержке руководства государства и минимальном изменении действующего законодательства указанные проблемы могут быть преодолены в течение сравнительно непродолжительного времени путем издания соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих как вариант обязательное направление судей, адвокатов и переводчиков на военные корабли Российской Федерации, выполняющие задачи по обеспечению безопасности морского судоходства.

В связи с тем, что адвокаты не состоят на государственной службе, при реализации изложенного предложения возможны определенные затруднения, которые, тем не менее, могут быть преодолены в результате диалога с адвокатским сообществом с одновременным решением вопроса о достойной оплате труда привлеченных к указанной работе адвокатов.

Препятствий же для участия в походах боевых кораблей судей и переводчиков не усматривается.

Указанный вариант является наиболее предпочтительным, поскольку может быть реализован в кратчайшие сроки. В этом случае потребуется внесение дополнений в статью 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также в часть 2 статьи 100 («Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого») и часть 5 УПК РФ («Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

При невозможности направления на военные корабли судей и адвокатов вопросы соблюдения прав задержанных при осуществлении досудебного производства по уголовным делам (материалам) о пиратстве могут быть, на наш взгляд, разрешены путем реализации иных вариантов.

При этом следует исходить из того, что часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации установила право каждого задержанного лица пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента задержания.

Кроме того, пункт «с» части 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод налагает на государства-участники обязанность обеспечить право обвиняемых «защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия». Аналогичный тезис содержится в части 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., части 3 статьи 5 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Указанное право в соответствии с частью 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежит ограничению, что неизбежно приводит к выводу о том, что на борту корабля в обязательном порядке должно находиться лицо, которое будет оказывать задержанным пиратам квалифицированную юридическую помощь, используя весь спектр процессуальных возможностей, включая право на свидание в условиях конфиденциальности.

Рассматривая возможные варианты обеспечения задержанным по подозрению в пиратстве лицам права на защиту, следует обратить внимание на то, что в актах международного права специально не оговаривается обязательность выступления в качестве защитников только лиц, являющихся адвокатами. Не следует такой вывод и из положений части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, в которой упоминается о праве задержанного пользоваться услугами «адвоката (защитника)». В части 1 статьи 49 УПК РФ, которая определяет защитника как «лицо, осуществляющее в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу», вовсе не упоминается об адвокате.

При этом из смысла части 2 статьи 49 УПК РФ следует, что понятие «защитник» шире понятия «адвокат» и в качестве защитников могут выступать как адвокаты, так и иные лица при определенных законодателем условиях.

В своих решениях Европейский суд, упоминая о необходимости обеспечения права обвиняемого на защиту, использует как понятие «адвокат», «доступ к адвокату», «услуги адвоката», так и понятие «защитник». Различная терминология используется также и в иных международных актах.

 

Минимальный стандарт

Так, правило 93 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (приняты в г. Женеве 30.08.1955) (Резолюция (73) 5 Комитета министров Совета Европы) гласит:

«В целях своей защиты подследственные заключенные должны иметь право обращаться там, где это возможно, за бесплатной юридической консультацией, находясь в заключении принимать юридического советника (здесь и далее курсив наш), взявшего на себя их защиту, подготавливать и передавать ему конфиденциальные инструкции. С этой целью в их распоряжение следует предоставлять по их требованию письменные принадлежности. Свидания заключенного с его юридическим советником должны происходить на глазах, но за пределами слуха сотрудников полицейских или тюремных органов».

Согласно принципу 11 «Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (принят 09.12.1988 Резолюцией № 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) «лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом. Задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом». «Задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката» (принцип 17). «Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка» (принцип 18).

Согласно пункту 7 Основных принципов (приняты 8-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27.08–07.09.1990), касающемуся роли юристов, «правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания».

Таким образом, в международном праве отсутствует четкая регламентация относительно требований, предъявляемых к лицам, которые могут оказывать юридическую помощь задержанным по подозрению в совершении преступления.

Учитывая указанные обстоятельства, а также удаленность военного корабля от Российской Федерации, представляется правильным тезис о необходимости создания по уголовным делам (материалам) о пиратстве таких условий, чтобы подозреваемым лицам непосредственно после их захвата и процессуального задержания на военном корабле оказывалась квалифицированная юридическая помощь в противовес тезису о том, что такая помощь должна оказываться исключительно адвокатом, обеспечить присутствие которого на борту военного корабля проблематично.

Необходимость присутствия на борту судна лица, оказывающего задержанным юридическую помощь, усматривается также из положений части 2 статьи 46 УПК РФ («Подозреваемый»), устанавливающей обязанность проведения допроса подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, и части 4 статьи 92 УПК РФ («Порядок задержания подозреваемого»), согласно которой до начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Внесение каких-либо изменений в названные статьи УПК РФ с целью отсрочить допрос на более длительное время было бы неоправданным с учетом стесненных условий содержания задержанных лиц на борту корабля и возможности вступления их в сговор относительно причин, давших основание к подозрению в занятии пиратской деятельностью.

С учетом изложенного обеспечить реализацию задержанными лицами своего права пользоваться квалифицированной юридической помощью возможно будет путем внесения изменений в часть 2 статьи 49 УПК РФ.

Указанную норму предлагается дополнить положением о том, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 227 УПК РФ, на период выполнения на борту военного корабля Российской Федерации, находящегося в открытом море, первоначальных следственных и иных процессуальных действий с лицами, задержанными по подозрению в осуществлении пиратской деятельности, по постановлению следователя в качестве защитников могут быть допущены иные лица, имеющие высшее юридическое образование, способные оказать квалифицированную юридическую помощь, не зависящие от органа предварительного расследования и не находящиеся в подчинении командира корабля.

В этом случае для участия в уголовном деле в качестве защитника на борту военного корабля может находиться лицо, отвечающее упомянутым требованиям, например, из числа сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, юридических служб министерств и ведомств.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова», «Конституция Российской Федерации не содержит указания на критерии, соблюдение которых свидетельствует о должном уровне квалификации лиц, оказывающих гражданам юридическую помощь. Определение таких критериев для лиц, допускаемых к оказанию юридической помощи по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых и обвиняемых, относится к компетенции законодателя. Только законодатель вправе при условии обеспечения каждому обвиняемому (подозреваемому) права на получение квалифицированной юридической помощи и в интересах правосудия в целом предусмотреть возможность допуска в качестве защитников иных, помимо адвокатов, избранных самим обвиняемым лиц, в том числе имеющих лицензию на оказание платных юридических услуг».

С учетом изложенного при определении законодателем критериев, которым должно отвечать лицо, допускаемое к участию в уголовном деле в качестве защитника, помимо адвоката, предлагаемые дополнения части 2 статьи 49 УПК РФ не вступят в противоречие с актами международного права. Однако временные перспективы определения названных критериев представляются весьма отдаленными, что отодвигает воплощение предложенного варианта на неопределенное время.

Также усматривается возможность путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство избежать его нарушений, связанных с превышением сроков задержания лиц, подозреваемых в совершении пиратства, до получения судебного решения.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Вместе с тем в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

 

Права и свободы

При этом установленный частью 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации 48-часовой срок задержания не отнесен к тем правам и свободам, которые не подлежат ограничению. Перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению, закреплен в части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

С учетом этого представляется допустимым внесение соответствующих дополнений в часть 2 статьи 94 УПК РФ посредством внесения нормы, устанавливающей иной, чем 48 часов, срок задержания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 227 УПК РФ, при задержании российскими военнослужащими в открытом море лиц по подозрению в занятии пиратской деятельностью. Вопрос о конкретном сроке задержания является дискуссионным и подлежит обсуждению. Во всяком случае, срок задержания должен быть достаточным для получения судебного решения либо о продлении срока задержания, либо о применении в отношении подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу.

Позиция Европейского суда по правам человека состоит в том, что лишение свободы захваченных в открытом море лиц без судебного решения в период времени между захватом судна и до доставки их в порт не является «законным» в значении пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) 1950 г. (постановления от 10.07.2008 и от 29.03.2010 по делу «Медведев против Франции» (жалоба № 3394/03).

С учетом этого получение судебного решения является обязательным.

Проблема направления запросов и получения судебных решений может быть решена посредством организации видеоконференций между военным кораблем и судебным органом. Соответствующие нормы могут быть включены в УПК РФ, после чего практическая реализация указанного предложения переводит данный вопрос из правовой плоскости в плоскость техническую и организационную.

Одновременно с внесением изменений в часть 2 статьи 94 УПК РФ представляется логичным дополнить часть 2 статьи 100 УПК РФ положением, в соответствии с которым обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 227 УК РФ, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Нет оснований полагать, что при надлежащей организации задержанные лица в течение указанного срока не могут быть либо доставлены в Российскую Федерацию, либо переданы третьей стороне.

В качестве одного из вариантов механизма передачи третьей стороне задержанных пиратов и доказательств их преступной деятельности, если она не была направлена против Российской Федерации или ее граждан, было бы целесообразным делегировать командиру военного корабля, рассматривая его в качестве капитана судна в смысле части 4 статьи 8 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, полномочия по передаче вместе с задержанными лицами также и материалов уголовного дела (проверки), находящихся в производстве у следователя военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

С этой целью часть 5 УПК РФ «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» можно было бы дополнить соответствующей нормой, которой передачу указанных материалов уголовного дела (проверки) компетентным органам третьей стороны возложить на капитана судна (командира военного корабля).

Порядок взаимодействия следователя и прокурорского работника с командиром военного корабля при передаче материалов уголовного дела (проверки) третьей стороне возможно регламентировать в совместном приказе Минобороны России, Генпрокуратуры России и Следственного комитета Российской Федерации.

Кроме того, имеется необходимость разрешения ряда вопросов, связанных с организацией оперативной доставки задержанных пиратов в Российскую Федерацию, а также их последующего возвращения в страны постоянного проживания. Отдельному исследованию подлежит вопрос о размере финансовых и материальных затрат каждого из предложенных вариантов.

Очевидно, что разрешение указанных вопросов является непростым процессом, требующим определенного времени, которое по своим срокам в любом случае будет гораздо короче, чем создание международного механизма уголовного преследования лиц, занимающихся пиратской деятельностью (создание международного судебного органа и др.).

На брошенный пиратами вызов мировому сообществу со стороны Российской Федерации должен быть дан адекватный ответ, в том числе посредством организации и осуществления системы эффективного уголовного преследования современных «флибустьеров» и отправления над ними правосудия.

 

1. В настоящее время в центральном аппарате СК России с участием Главного военного следственного управления подготовлен проект новой редакции указанного организационно-распорядительного документа, который после его согласования с заинтересованными структурными подразделениями планируется к представлению на рассмотрение председателю Следственного комитета Российской Федерации.

2. В военных следственных органах Следственного комитета издано и действует указание от 14.08.2009 № 39 «О мерах по реализации приказа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации от 3 июля 2009 г. № 22 «Об организации работы при разрешении материалов и производстве предварительного следствия в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших пиратство».

 

Морские вести России №8 (2013)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Прокуратура через суд требует от владельца поднять затонувшее в январе в Финском заливе рыболовецкое судно

Прокуратура через суд требует от владельца поднять затонувшее в январе в Финском заливе рыболовецкое судно Прокуратура Ленинградской области направила в суд иск с требованием обязать ООО «Фи Шипинг» за свой ...

Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовное судно за незаконную ловлю краба

Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовное судно за незаконную ловлю краба Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовецкую шхуну Seven у ее компании-владельца за незаконную добыч...

Российская экономика

Прибрежные квоты вылова будут распределяться только между юрлицами и ИП, зарегистрированными в соответствующем субъекте РФ

Прибрежные квоты вылова будут распределяться только между юрлицами и ИП, зарегистрированными в соответствующем субъекте РФ Опубликовано постановление Правительства РФ от 14.02.2017 №185 «О внесении изменений в некоторые акт...

Игорь Пономарев вступил в должность генерального директора Северной верфи

Игорь Пономарев вступил в должность генерального директора Северной верфи Вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» по военному кораблестроению Игорь Поном...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Грузооборот в Махачкалинском морском порту снизился в 4 раза

Грузооборот в Махачкалинском морском порту снизился в 4 раза Общий грузооборот в Махачкалинском морском торговом порту в текущем году снизился в 4 раза. Это связ...

В Ванинском порту запущена в эксплуатацию новая пылеподавляющая техника

В Ванинском порту запущена в эксплуатацию новая пылеподавляющая техника В конце февраля арсенал пылеподавляющей техники ОАО «Порт Ванино» пополнили четыре новых снегогенера...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

На Брянском машзаводе создали первый в России трехсекционный магистральный тепловоз

На Брянском машзаводе создали первый в России трехсекционный магистральный тепловоз На Брянском машиностроительном заводе (входит в состав «Трансмашхолдинг») завершены работы п...

ПГК в январе увеличила объем погрузки в полувагонах на Дальнем Востоке на 40%

ПГК в январе увеличила объем погрузки в полувагонах на Дальнем Востоке на 40% Владивостокский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в январе 2017 года увеличил объем...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...