Каналу имени Москвы – 85! - Морские вести России

Каналу имени Москвы – 85!

19.07.2022

Речной транспорт

Каналу имени Москвы – 85!

Фото: ФГБУ «Канал имени Москвы»

На протяжении долгих лет канал снабжает Белокаменную водой, служит для обводнения реки Москвы, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия области, создает кратчайшую связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой. Благодаря каналу столица стала портом пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Напомним, что строительство канала Москва – Волга длилось 4 года и 8 месяцев. Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года создано управление эксплуатации канала. В постоянную эксплуатацию канал Москва – Волга был принят 15 июля 1937 года. В 1945 году в состав предприятия вошел Вышневолоцкий техучасток.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России. В честь 800-летия столицы, 7 сентября 1947 года, канал Москва – Волга переименован в канал имени Москвы. Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с одноименными шлюзами переданы в ведение предприятия в 1950 году.

Передача предприятию водных путей и гидросооружений на Оке в 1958 году завершила формирование зоны деятельности нынешнего ФГБУ «Канал имени Москвы».

Оглядываясь на годы эксплуатации, можно сказать, что технические решения инженеров-проектировщиков канала по габаритам искусственного водного пути, по конструктиву сооружений, по механическому оборудованию судоходных шлюзов, по агрегатам насосных станций и ГЭС прошли проверку временем.

Архитектура

Архитектура канала Москва – Волга строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу, а его гидротехнические сооружения были оформлены очень красиво. Результат достигнут благодаря таланту авторов.

Старший архитектор А.М. Рухлядев спроектировал и построил Московский (Химкинский) речной вокзал, 9-й шлюз, Карамышевскую железобетонную плотину и электростанцию. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского шлюза № 3 (В.Я. Мовчан), Икшанского шлюза № 5 (Д.Б. Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и № 8 (В.Ф. Кринский), авторы нашли тактичную меру применения пластичных форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика.

Фото. Шлюз №5. Архитекторы – Д.Б. Савицкий, Ю.А. Кун, 1937 год

Фото. Карамышевская плотина. Архитектор – A.M. Рухлядев, 1937 год

Фото. Шлюз №7. Архитектор – В.Ф. Кринский, 1937 год

Фото. Речной вокзал в Химках. Архитектор – А.М. Рухлядев, 1937 год

Фото. Тоннель-проезд под каналом у шлюза №8. Архитектор – В.Ф. Кринский, 1937 год

Фото. Шлюз № 3. Архитектор – В.Я. Мовчан, 1937год

На защите Москвы

В 1941 году канал сыграл важную роль в защите столицы от немецкого нашествия. Группой специалистов канала (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу с использованием гидротехнических сооружений.

В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

Фото. Немцы на левом берегу Канала, 28 ноября 1941 год

В этот же период враг начал наступление на участке Клин – Рогачево – Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала в Сестру через водосброс сестринских сооружений. Через водосброс № 51 вода из канала сбрасывалась в Яхрому. В результате на пути гитлеровской армии возник непроходимый водный заслон.

Фото. Взорванный шлюз №3, 1941-1942 гг.

Фото. Разрушенный Яхромский мост, 1941-1942 гг.

Так канал Москва – Волга стал мощным оборонительным рубежом и вписал яркую страницу в историю победы Красной армии в битве под Москвой. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперы инженерных войск при участии работников канала превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для пулеметов и малых орудий. В память об этом на Перемиловской высоте под Дмитровом в 1966 году сооружен Монумент воинской славы.

В годы войны канал ежедневно напряженно трудился. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел особо важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Его гидроэлектростанции составляли существенную долю от мощности энергосистемы региона, помогая в энергоснабжении, по каналу перевозились грузы для фронта.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный комитет обороны вынес решение о восстановлении канала Москва – Волга и его пуске к навигации 1942 года. И 19 мая 1942 года на этой рукотворной реке было открыто сквозное движение.

Известные люди канала Москва – Волга

Жук Сергей Яковлевич (1892-1957). Академик, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал-майор инженерно-технической службы. С 1932 по 1937 год в должности главного инженера руководил проектированием и строительством канала Москва – Волга. Возглавлял созданный им на базе проектного управления строительства канала Всесоюзный ордена Ленина проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект», которому было присвоено его имя. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Рухлядев Алексей Михайлович (1882-1946). Русский и советский архитектор, педагог; один из основателей советской архитектурной школы. В 1920-х годах представитель рационализма – авангардистского течения в скульптуре. Занимался проектированием административных и жилых зданий, промышленных предприятий. В 1936 году был назначен старшим архитектором Волгостроя. За проектные работы по каналу Москва – Волга награжден орденом Ленина, за проект Химкинского речного вокзала на Парижской международной выставке искусств и техники был награжден дипломом Grand Prix.

Вихляев Иван Иванович (1896-1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Специалист по торфу на строительстве канала Москва – Волга.

Агафонов Дмитрий Филиппович (1897-1970). Инженер-путеец, генерал – директор речного флота 3-го ранга. С 1939-1951 гг. – начальник Управления канала Москва – Волга (с 1947-го – канала имени Москвы). В период оборонительных боев при его участии был разработан план использования сооружений канала как оборонительного рубежа Москвы. За эти операции в составе группы работников канала отмечен правительственной наградой.

Фото. 3 октября 1977 года Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100-летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве Управление канала имени Москвы награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Канал сегодня

В качестве крупнейшего транспортного и водохозяйственного комплекса ФГБУ «Канал имени Москвы» управляет внутренними водными путями 12 субъектов РФ. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

В учреждении 10 филиалов по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений – Московский, Рыбинский, Рязанский, Тверской, Тушинский, Яхромский, Волжский два района водных путей – Серпуховский, Муромский и одно специфическое подразделение – Дмитровские электросети.

Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн ВВП, из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без СНО – 1726 км.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, Волге от Твери до населенного пункта Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

Технический флот учреждения насчитывает 200 судов различного назначения.

Навигация-2022

В навигацию 2022 года произошло улучшение качественных параметров участков ВВП (повышение категорий СНО) с гарантированными габаритами и СНО на трех участках общей протяженностью 13 км с 7-й категории на 1-ю и 2-ю категории (канал Липня протяженностью 8 км, подход к грузовым причалам порта Углича протяженностью 3 км, река Трубеж протяженностью 2 км).

Рассматривается обращение правительства Тверской области об изменении категории ВВП на реке Шоше протяженностью 2,5 км с 7-й на 1-ю категорию для захода пассажирских судов в порт Завидово. Планируется обслуживание двух участков ВВП регионального значения, расположенных в Москве (водоотводной канал протяженностью 4,55 км и участок Кунцевской луки – 2,2 км).

Кроме того, на участке реки Москвы от гидроузла Софьино до гидроузла Северка протяженностью 69 км увеличена гарантированная глубина с 2,0 до 2,2 м.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна задействован 3501 знак навигационного ограждения, в том числе плавучих 2098 и 1403 береговых.

Морские вести России №8 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ