Покоряя Енисей, обеспечиваем судоходную обстановку - Морские вести России

Покоряя Енисей, обеспечиваем судоходную обстановку

25.04.2024

Речной транспорт

Покоряя Енисей, обеспечиваем судоходную обстановку

Фото: Cтроительство выправительного сооружения/ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

В этом году в историю «Енисейречтранса» красной строкой будет вписан 86-й год покорения Енисея речниками-путейцами, ежегодно обеспечивающими судоходную обстановку и безопасные условия для перевозок грузов и пассажиров, как и на других реках и водохранилищах Красноярского края, республик Хакасии и Тыва.

Ежегодно в бассейне 1545 судов доставляют более 6 млн тонн грузов. Услугами водного транспорта пользуются как администрации органов власти, ответственные за пассажирские перевозки и северный завоз, так и промышленные, коммерческие предприятия и организации самых разных сфер деятельности.

Водный путь как надежное звено развития региона

Леонид Федоров, исполняющий обязанности руководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

Следует отметить, что Енисей – одна из самых сложных рек в России по условиям судоходства, требующая от путейцев большого труда и огромного объема работ. Протяженность внутренних водных путей «Енисейречтранса» 8182 км. Из них в навигацию 2023 года обслуживался водный путь с судоходной обстановкой 5774 км. На реках Енисей, Ангара, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути составляет 5320 км. Общее количество знаков судоходной навигационной обстановки 6,4 тыс., в том числе береговых – 4,5 тыс. и 2,0 тыс. плавучих.

300 сантиметров под килем

Напомню, что в 2022-2023 гг. Администрация выполняла дноуглубительные работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. I этап (2-я очередь)» с увеличением гарантированной глубины до 300 см на участке Енисея от Красноярска до устья Подкаменной Тунгуски. На первом участке от Красноярска до устья Ангары протяженностью 339 км работа на 9 перекатах с объемом извлеченного грунта 113 тыс. м3 была выполнена в 2022 году. На втором участке от Ярцево до устья Подкаменной Тунгуски протяженностью 198 км в 2023 году проведены дноуглубительные работы на 7 перекатах в объеме 187 тыс. м3.

Таким образом, в настоящее время достигнута минимальная гарантированная глубина 300 см на участке Енисея от Красноярска до Дудинки.

В рамках проекта также предполагается замена металлических буев на пластиковые в количестве 903 штук, оборудованных современными светосигнальными фонарями. При этом 113 буев будут оборудованы фонарями с функцией дистанционного мониторинга и контроля.

На перекате Верхний Частоостровский, в 53 км от Красноярска, производилось строительство струенаправляющей дамбы для выправления водного потока. Сооружение улучшает условия судоходства, направляя речной поток по судоходной трассе, устраняет его растекание в боковые емкости русла и на пойму. Длина выправительного сооружения по оси 717 метров, ширина по гребню 4,5 метра. Полный объем укладки рваного камня 163,0 тыс. тонн, также в тело дамбы уложено 142 тыс. тонн ПГС.

Кроме того, в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» с 2022 года проводится модернизация наших двух судоремонтных предприятий: Симоновских ремонтно-механических мастерских (РММ) в Енисейске и ремонтно-отстойного пункта (РОП) «Рыбное» на Ангаре с общим объемом финансирования более 2,7 млрд рублей.

Особенность этого в том, что работы по модернизации РММ и РОП проводятся в режиме действующего предприятия, т.е. без остановки производственной деятельности, и включают строительство новых производственных цехов, судоподъемных сооружений, технологических причалов, площадок для хранения и ремонта средств навигационного оборудования. В итоге реализация проектов позволит повысить качество и объемы судоремонтных работ и технического обслуживания эксплуатируемого флота.

Воплощение мечты речника

В начале июня 2022 года в Красноярск было доставлено новое промерное судно «Изыскатель-1», построенное по заказу ФКУ «Речводпуть» для «Енисейречтранса» на Костромском судомеханическом заводе. Судно построено в рамках мероприятия «Обновление обслуживающего флота» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Теплоход класса РРР «Рмс 1,2 А» проекта 3330 предназначен для выполнения промерных работ при проведении гидрографических изысканий. В Красноярском районе водных путей и судоходства он обслуживает участок Ангары от Красноярской ГЭС до устья и саму реку. «Изыскатель-1» рассчитан на двух членов экипажа – капитана и помощника, а также предусматривает размещение четырех работников изыскательской партии.

Основные технические характеристики судна: длина габаритная – 18,1 м, ширина габаритная – 3,2 м, высота борта – 0,95 м, осадка по конструктивную ватерлинию – 0,5 м, мощность главного двигателя – 184 кВт.

В конце апреля 2023 года в Красноярске на воду спущено еще одно современное, высокотехнологичное промерное судно «Анатолий Шилов». Заказчиком является ФКУ «Речводпуть». Проект выполнен Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро «Стапель». Генеральным подрядчиком выступило ЗАО «Нефтефлот» (г. Самара), субподрядчиком – ООО «Красноярский машиностроительный завод».

Строительство стартовало в Красноярске в феврале 2022 года в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути». Судно класса «О 2,0 (лед 20) А» построено по проекту RDB 66.62 мощностью 295 кВт и предназначено для изыскательских и промерных работ на участке Енисея от устья Ангары до порта Дудинка.

Конечно, технические характеристики его очень важны, но уникальным промерным судном его делает новейший высокоточный автоматизированный промерно-изыскательский комплекс на базе многолучевого эхолота, который позволяет значительно увеличить объемы промеров, выполняемых одной изыскательской партией в навигационный период, и существенно улучшить качество изысканий.

Данный комплекс способен решать весь спектр задач: мощный эхолот позволяет делать сплошное сканирование дна акватории и находить скрытые препятствия, обеспечивая таким образом безопасность судового хода, создавать 3D-модели рельефа, рассчитывать и контролировать объемы дноуглубительных работ, тщательно изучать речное дно, включая не только выполнение промерно-изыскательских работ, получение материалов для создания навигационных электронных карт (ЭНК), а также корректуру к уже созданным картам. Для камеральной обработки отснятого материала на промерных судах («Изыскатель-1» и «Анатолий Шилов») для изыскательской бригады оборудованы комфортные рабочие места, где на мощных персональных компьютерах обрабатываются и создаются базы данных.

В целом флот Администрации, который в настоящее время насчитывает 125 судов и плавобъектов различного назначения, в 2022-2023 гг. в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ) всего пополнился четырьмя новыми судами. Это плюс к уже двум вышеназванным еще двумя обстановочными теплоходами – «Александр Шароглазов» и «Вальдемар Хан» проекта 3052 постройки ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод».

В перспективе, при принятии соответствующей целевой программы, ожидается дальнейшая постройка судов различных типов и назначения для обновления флота Администрации.

Задачи 2024 года

Для подготовки к предстоящей навигации в межнавигационный период в ремонтно-отстойных пунктах (РОП) и ремонтно-механических мастерских (РММ) филиалов «Енисейречтранса» производится ремонт судов рабочего ядра техфлота: корпусов с частичной заменой обшивки и набора, движительно-рулевых комплексов, замена изношенных механизмов и оборудования, ревизия и текущий ремонт электрооборудования, судовых систем, палубного оборудования и рабочих устройств. Работы по ремонту корпусов и движительно-рулевых комплексов судов выполняются с использованием слипа Ладейских РММ в Красноярске.

Также проводится капитальный ремонт флота с целью восстановления эксплуатационных характеристик судов и приведения всех элементов в соответствие с требованиями действующих норм и правил. В настоящее время ведется капремонт баржи-площадки грузоподъемностью 1000 т и несамоходного многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010, завершить который планируем до конца текущего года.

Для профилактики нарушений замечания разбираем вместе с судовладельцами

Геннадий Сорокин, первый заместитель руководителя – капитан Енисейского бассейна ВВП

Проверки судов в бассейне осуществляет отдел госпортконтроля с дислокацией в Красноярске, а также две инспекции: Красноярская, с зоной ответственности от г. Кызыл до устья Ангары, включая Саяно-Шушенское и Красноярское водохранилища, и Енисейская, от устья Ангары до порта Дудинка, включая такие притоки, как Ангара, Подкаменная, Нижняя Тунгуска и другие.

Инспекторами портконтроля в период с 1 января по 15 октября 2023 г. проведено 1122 проверки, из них 1012 выявили нарушения действующего законодательства. Всего же зафиксировано 2884 нарушения. При этом оформлено 51 временное задержание судов до устранения замечаний.

Закладка для судовладельцев

Для профилактики в Администрации ежеквартально проводится общественный совет с привлечением руководителей крупных судовладельцев, где проводится разбор замечаний по нарушению действующего законодательства, выслушиваются и обсуждаются предложения по организации безопасного судоходства в бассейне. На сайте «Енисейречтранса» организована закладка «Информация для судовладельцев», где размещается информация по организации безопасности судоходства и исполнению законодательства в сфере внутреннего водного транспорта, а также изменению в законах РФ.

С целью популяризации использования Единого портала госуслуг (ЕПГУ) при подаче заявлений гражданами для оказания таких услуг, как «Выдача удостоверения личности моряка», «Оформление мореходной книжки», «Учет судового и машинного журнала», «Выдача свидетельства о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна», на сайте «Енисейречтранса» по вкладке «Государственный портовый контроль» реализован переход по прямой ссылке для упрощения процедуры.

Далее поданные заявления отображаются в системах ГИС, ТОР, КНД и «Системе регистрации судов», где сотрудники ОГПК производят обработку и назначают дату и время личного приема для оформления. Практика показала, что предварительное рассмотрение заявлений значительно сокращает сроки оказания услуги, как и предусматривает федпроект «Государство для людей».

Также данные учета судовых журналов и выдачи свидетельств о минимальном составе экипажа в инспекциях портконтроля ведутся в электронном виде, а затем передаются в отдел ГПК, который сводит их в единый реестр на сервере Администрации. Хотел бы обратить внимание, что при этом судовладелец в кратчайшие сроки, буквально в течение одного дня, получает уведомление о том, что услуга оказана.

Для оптимизации услуг по рассмотрению замечаний и предложений граждан разрабатываются механизмы внедрения так называемой обратной связи. На основе обработанных данных выявленные недостатки передаются специально сформированной группе специалистов «Енисейречтранса» для формирования ежегодной дорожной «карты болей», где указываются необходимые меры по устранению «болевых точек».

Регистрация флота

Одно из важнейших дел Администрации – регистрация флота, которая осуществляется отделом регистрации судов, аттестации и дипломирования. Она включает регистрацию прав, переход прав, их обременение и ограничение (ипотека, аресты и т.д.), а также регистрацию сделок – договоров аренды судов (без экипажа).

Вся информация об этом для судовладельцев размещена на сайте «Енисейречтранса». Регистрация осуществляется по предварительной записи.

В рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности на ЕПГУ выведены услуги по регистрации спортивных парусных судов, ипотеки, а также выдачи свидетельств о правах собственности на судно и плавания под флагом РФ. Таким образом, существенно сократилось время оказания данных услуг.

Напомню, что в Администрации продолжается дипломирование командного и рядового состава судов в Красноярской и Енисейской квалификационных комиссиях. Так, проведено 62 заседания квалификационных комиссий, продипломировано 1196 членов экипажей судов, по результатам квалификационных испытаний выдан 721 диплом на право занятия командной должности и 475 квалификационных свидетельств рядового состава.

Реконструкция Красноярского судоподъемника

В рамках реализации федпрограммы «Развитие транспортной системы России» ведется реализация мероприятия «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап». Основная цель – реконструкция Красноярского судоподъемника, предназначенного для перевозки судов через гребень плотины Красноярской ГЭС, и восстановление его технического состояния до нормального уровня безопасности. Планируемый срок завершения работ – 2024 год.

Также с 2022 года для нужд Администрации реализуются три мероприятия с общим объемом финансирования более 3 млрд рублей. Заказчиком выступает ФКУ «Ространсмодернизация». Речь идет о создании более качественных навигационных ограждений судового хода и более высоком уровне безопасности судоходства. Это также позволит обеспечить в межнавигационный период безопасный отстой техфлота, создаст новые производственные мощности, направленные на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии.

Сегодня перед коллективом «Енисейречтранса» стоят ответственные задачи, поставленные в «Стратегии развития внутреннего водного транспорта России на период до 2030 года», которые, безусловно, будут выполнены в полном объеме и точно в срок.

Морские вести России №4 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ