Инфраструктуре – дополнительные меры господдержки - Морские вести России

Инфраструктуре – дополнительные меры господдержки

29.03.2024

Речной транспорт

Инфраструктуре – дополнительные меры господдержки

Фото: пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания РФ

В последнее время вопросам развития внутреннего водного транспорта уделяется достаточно пристальное внимание на разных этажах власти, вплоть до первого лица государства. Помимо явных преимуществ доставки грузов по воде в сравнении с другими видами транспорта, видимо, играет существенную роль и переориентация общества на внутренний туризм в связи с трудностями продолжать привычные зарубежные путешествия. Потому и кстати пришлись во многом экзотические водные маршруты по рекам страны, привлекая все больше желающих отдохнуть в круизах на борту комфортабельных «белых пароходов».

В этом ряду и выездное расширенное совещание «Актуальные вопросы развития речных круизных маршрутов в России», проведенное заместителем председателя Совета Федерации Инной Святенко.

Мероприятие прошло на Южном речном вокзале Москвы. Помимо сенаторов в нем приняли участие гендиректор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов, министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, представители Росморречфлота, Минпромторга, Минфина, Министерства экономического развития, Министерства природных ресурсов и экологии, Российской палаты судоходства. Подробности приводит пресс-служба верхней палаты парламента.

Водные пути. По словам И. Святенко, речные пассажирские перевозки имеют большое значение для экономики расположенных на реках городов и укрепления межрегиональных связей.

– Однако, по данным Росморречфлота, 51% протяженности внутренних водных путей в России не отвечают требованиям по стандартным судовым габаритам, а на 62% не обеспечено круглосуточное движение, – сообщила она.

В связи с этим напомнила, что президентом России поставлена задача определить приоритетные судоходные пути в стране и рассчитать их финансирование, обратить внимание на проблемы, которые мешают расширить маршруты перевозки пассажиров на воде, убрать «узкие места», которые ограничивают навигацию и снижают пропускную способность водных путей.

Акцентируясь на речном круизном туризме, вице-спикер СФ сообщила, что перевозки пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются по территории 60 субъектов Федерации. В 2023 году число туристов, которые выбрали для себя такой вид путешествия, выросло на 20% и составило 9,5 млн человек.

Также И. Святенко считает, что для раскрытия всего потенциала данного сегмента необходимы обновление и модернизация речного флота, ускоренное строительство новых судов для нужд туризма и пассажирских перевозок, а также выработка системы поддержки частных компаний отрасли, программы льготного лизинга судов водного транспорта.

Она отметила и опыт столицы по развитию речной инфраструктуры и речного флота, где было принято решение возродить регулярные речные перевозки и перевести их в разряд городского транспорта. И пояснила: «Внутригородское прогулочное или рейсовое судоходство на малые расстояния тихоходными судами может стать отличным дополнением не только к общественному транспорту на реке, но и комфортному туристическому маршруту».

Портовые сооружения. Как заметил первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов, государство уже сейчас ведет активную работу по развитию речного транспорта. И существенным шагом в этом направлении стал принятый в ноябре 2023 года федеральный закон, направленный на упрощенное и ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот объектов речного порта и иного портового имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

И продолжил: «В настоящее время продолжается работа над перечнем таких объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также не востребованных в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Предусмотренная законом возможность применения сокращенной процедуры торгов для таких объектов позволит повысить эффективность их использования. Это правильный шаг: в стране функционируют 84 речных порта, где 256 различных портовых сооружений находятся в собственности государства, но 60% из них не функционируют».

Дополнительные меры. В свою очередь, зампредседателя Федерации Константин Косачев напомнил, что Совет Федерации, являясь палатой регионов, уделяет большое внимание изучению и адаптации успешного опыта развития транспортной инфраструктуры. И привел пример, что в Республике Марий Эл, которую он представляет в верхней палате парламента, на более чем 70-километровом протяжении Волги до недавнего времени не было ни одной причальной стенки, первая появилась в прошлом году в Козьмодемьянске. «Рассчитываем, что их станет больше и таким образом Республика Марий Эл в полном объеме впишется в федеральные программы развития речного круизного туризма», – сказал он.

В завершение мероприятия И. Святенко сообщила, что по итогам заседания будут выработаны предложения о дополнительных мерах господдержки субъектов Федерации по созданию новых и модернизации действующих объектов инфраструктуры речного транспорта, портов, внутренних водных путей, установлению порядка и правил их функционирования.

Морские вести России №3 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ