Воднотранспортный комплекс с уникальным инженерным потенциалом - Морские вести России

Воднотранспортный комплекс с уникальным инженерным потенциалом

15.12.2019

Речной транспорт

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным комплексом и выполняет функции управления на внутренних водных путях в 12 регионах страны. Объекты предприятия включают 235 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, Волге от Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, рекам Москва и Ока от Калуги до входа в канал Сейма. Общая протяженность водных путей бассейна составляет 3842 км, из них с гарантированными габаритами – 2103 км. Протяженность ВВП с освещаемой обстановкой 1062,3 км, с отражательной обстановкой – 717,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 323 км, без СНО – 1739 км.

Эффективные решения путевых работ

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

Для обеспечения безопасного судоходства задействован 3471 знак навигационного ограждения, в том числе 2094 плавучих и 1377 береговых навигационных знаков.

Дноуглубительные работы по состоянию на 1 ноября 2019 года выполняли 11 земснарядов общей производительностью 4,64 тыс. куб. м/ч. Объем транзитных дноуглубительных работ составил 2,47 млн куб. м грунта.

Водные пути обслуживали 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков площадью около 411,5 кв. км. Дноочистительные и берегоочистительные работы выполняли 10 судов, на 1 ноября 2019 года удалено 2,5 тыс. тонн препятствий.

Комплекс учета и контроля

Для обеспечения путевых работ плановым материалом задействовано 6 русловых изыскательских партий (РИП). На 1 ноября 2019 года выполнено 478 съемок, в том числе первичных – 340, повторных – 107, контрольных – 31.

В навигацию канал эксплуатирует 235 единиц полимерных навигационных знаков – 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. На водных путях продолжаются эксплуатационные испытания фонарей (10 фонарей) с системой мониторинга. Также испытываются автономный солнечный светодиодный фонарь с новейшей встроенной системой управления энергией БЭПА-14 и дополнительные солнечные батареи для фонарей БЭПА-8 производства ЗАО «Техномарин».

В настоящее время планируется начать эксплуатационные испытания навигационного фонаря с перезаряжаемым источником питания.

Для улучшения качественных параметров участка Москвы-реки (Западный порт – Беседы) выполнены тральные и дноочистительные работы, водолазные обследования, а также проведены изыскания на лимитирующих перекатах.

Произведены дополнительные изыскательские и дноуглубительные работы на лимитирующих перекатах участка Оки от Калуги до н.п. Щурово для транспортировки грузов с ОАО «Калужский турбинный завод».

При этом установленные на двух земснарядах комплексы контроля и учета производительности и позиционирования позволили:

– производить более точную ориентацию земснаряда на прорези в любых погодных условиях;

– безошибочно возвращаться на нужную точку прорези и продолжать работу после пропуска судов;

– экономить время на установке земснаряда на прорези.

Также использование комплекса планируется на других земснарядах.

На протяжении четырех навигаций на обстановочных судах успешно применяются судовые обстановочные комплексы (СОК).

Флот

На балансе на 1 января 2019 года числилось 196 единиц флота (без учета мотолодок). В том числе 13 земснарядов мощностью 9,2 тыс. л.с. суммарной производительностью 5,4 тыс. куб. м/час, 119 самоходных судов мощностью 25,76 тыс. л.с., а также 64 единицы прочего флота.

Выполнение путевых работ и обслуживания ВВП и СГТС обеспечивают 155 единиц флота. На холодном отстое находится 24 судна, на списание – четыре.

За 10 месяцев 2019 года подрядным способом отремонтировано:

– 12 судов со слипованием;

– 3 судна без слипования;

– 3 объекта капитально;

– 2 дизеля.

Находятся в ремонте:

– 3 судна на слипе;

– 3 объекта капитально;

– 2 дизеля.

В 2020 году планируется провести ремонт хозспособом 152 судов, а в камере шлюза № 11 продоковать семь судов, отремонтировать с поднятием на баржи четыре судна и два – с поднятием на берег.

Гидротехнические сооружения

За навигацию 2019 года гидротехническими сооружениями произведено порядка 42,4 тыс. шлюзований (по состоянию на 1 ноября 2019 года). Всего через шлюзы было пропущено 83,7 тыс. судов.

По водным путям бассейна перевезено около 24,7 млн тонн грузов.

При этом отмечался небольшой рост пассажиропотока – около 1,4 млн пассажиров (рост к 2018 г. на 3,7%).

Навстречу навигации-2020

Предварительно планируется проведение комплекса путевых работ:

– дноуглубление – 3,5-4 млн куб. м;

– дноочищение – удаление 3,5-4 тыс. тонн препятствий;

– траление – 505-550 кв. км.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях бассейна будет задействовано ориентировочно 3,5 тыс. знаков, из них 2,1 тыс. плавучих и 1,4 тыс. береговых. В ходе подготовки необходимо провести ремонт навигационных знаков и профилактические работы с соответствующим оборудованием.

Для улучшения организации и качества разработки лимитирующих перекатов планируется продолжить оснащение и эксплуатацию земснарядов комплексами контроля и учета производительности и позиционирования. Продолжатся дноуглубительные работы по улучшению судоходных условий и разработке лимитирующих перекатов до наступления межени.

Кроме того, планируется продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки «БЭПА» и новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

Московские приоритеты

Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП

В настоящее время в Москве приоритет отдается пассажирским перевозкам. В распоряжении операторов более 100 теплоходов типа «Москва», которые были построены Московским судостроительным заводом еще в советские времена и пока «ни морально, ни технически» не устарели и ресурс не выработали.

В бассейне зарегистрировано 258 пассажирских судов, средний возраст 40 лет.

Важно отметить, что в I квартале зарегистрировано 10 вновь построенных пассажирских судов-катамаранов вместимостью 44 человека. Материал корпуса судов – армированный пластик.

Суда совершают прогулочно-экскур-
сионные маршруты на участке Центрального бьефа реки Москвы.

Главным приоритетом для дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в Москве является необходимость усовершенствования инфраструктуры: причалов, новых туристических маршрутов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для маломерного флота.

В регионе 85% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок, составляет менее 3%. Туристические маршруты (круизы) занимают приблизительно 12%.

Установлены четыре основные маршрутные зоны – северный и южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота.

В период с января по ноябрь 2019 года из общего количества проверок в бассейне на долю пассажирских судов пришлось 35%.

За отчетный период 2019 года инспекторами госпортконтроля проведены 575 проверки пассажирских судов (за аналогичный период 2018 года – 542); выявлено 1681 нарушение обязательных требований (в 2018 году – 1556); задержано 10 пассажирских судов (в 2018 году – 18).

Инспекций больше – нарушений меньше

Служба портконтроля состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения, классы и типы судов, возможности исключения непроизводственных простоев судов для выполнения осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов. Штатная численность 24 человека. В навигацию 2019 года работали 18 инспекторов. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

Все инспекции обеспечены современными техническими средствами. Инспекторы имеют средства фото- и видеофиксации, переносные компьютеры с возможностью выхода в интернет, а также персональные коды доступа в информационную систему инспектирования речных судов. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт.

Кадровый дефицит наблюдается в Тушинской и Московской инспекциях. В регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам, а вот в самой столице желающих работать инспекторами не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора и сравнительно невысоким уровнем оплаты труда.

За период с января по ноябрь проведено 1630 инспекций судов (за аналогичный период 2018 года – 1649). Количество инспекций с замечаниями составило 1539 (в 2018 году – 1479). Было выявлено нарушений обязательных требований – 4599 (в 2018 году – 4339), задержано 65 судов (в 2018 году – 84).

Основными причинами задержания судов являются отсутствие или окончание срока действия судовых документов, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, а также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По выявленным нарушениям составлено 9 протоколов об административных правонарушениях. 82 материала проверок судов и иных плавучих объектов переданы для рассмотрения в Центральное УГРН Ространснадзора, 5 направлено в транспортную прокуратуру. Общая сумма штрафов составила 169 тыс. рублей.

В отношении взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекторами.

Кроме процедур контроля, инспекторский состав проводит работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве на бассейне. В связи с тем, что инспекции ГПК не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой канала.

Основная задача нашей службы совместно с инспекцией Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев привести эксплуатацию флота в соответствие с требованиями кодекса и технического регламента о безопасности объектов ВВТ, повысив тем самым качественный уровень безопасности судоходства в бассейне.

СУБ остановит нарушителя

Известно, что разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призваны повысить уровень безопасности судоходства. Анализ результатов проверок судов позволяет говорить о том, что причиной 80% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия судового свидетельства об управлении безопасностью, обязали судовладельцев выполнить эти требования. Наказание влечет наложение административного штрафа от 100 тыс. рублей до остановки деятельности на срок до 90 суток.

Дипломирование и аттестация

Особое внимание при проведении квалификационных испытаний уделяется безопасности судоходства, знанию основных нормативных документов

Документы после прохождения испытаний выдаются в течение трех рабочих дней.

В 2019 году отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 158 заседаний квалификационной и 4 аттестационной комиссий;

– принято 1287 заявлений на получение квалификационных документов;

– отказано в допуске к квалификационным испытаниям 20 заявителям;

– отказано из-за неудовлетворительных знаний 37 заявителям;

– выдано 1170 квалификационных документов;

– выдано 10 удостоверений специалистам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами.

Отделом государственной регистрации судов:

– зарегистрированы вещные права на 77 судно;

– внесено 111 изменений в государственный судовой реестр;

– зарегистрировано 53 обременения (ограничения) прав на судно;

– выдано 87 свидетельств о праве собственности на судно;

– выдано 83 свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ;

– выдано 26 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов;

– выдано 1266 выписок из судового реестра РФ по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов и прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам;

– отправлено в Управление ФНС по Москве 1888 сведений о судах и их владельцах;

– выдано 91 свидетельство о минимальном составе экипажа;

– поставлено на учет в реестр 34 плавучих объекта;

– исключено из государственного судового реестра 79 судов;

– выдано свидетельств об исключении из государственного судового реестра на 58 судов.

Общее количество судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре по состоянию на 1 ноября 2019 года, – 2426, спортивных парусных – 11, в реестре строящихся судов – 10, в реестре плавучих объектов – 98.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек в 2019 году было оформлено 168 УЛМ и выдано 108 мореходных книжек.

Сотрудники всех подразделений канала прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в нашем бассейне.

Морские вести России №15 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ