Что мешает развитию судоходных компаний - Морские вести России

Что мешает развитию судоходных компаний

06.12.2023

Речной транспорт

Что мешает развитию судоходных компаний

Фото: ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Сам процесс подготовки и проведения первого Всероссийского речного форума и выставки «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» как кульминация явно нерядового события в отрасли вызвал большой интерес не только у делового сообщества, принявшего непосредственное участие в его работе, но и тех, кто по тем или иным причинам не смог лично участвовать, но у кого есть предложения о том, как улучшить ситуацию на реке.

Так, в адрес форума поступило письмо от Виктора Горшкова из ООО «Петрозаводская судоходная компания», в котором он информировал о тех проблемах, что, на его взгляд, мешают развитию судоходных компаний в России, и читая которое нельзя не почувствовать, насколько, что называется, накипело у человека, занятого производством в сфере речных перевозок.

Итак, читаем: «В связи с предстоящим Первым Всероссийским речным форумом информирую о проблемах, которые мешают развитию судоходных компаний России», – обращается он к власти и деловому сообществу. И разбирает несколько проблем, которые, на его взгляд, требуют немедленного разрешения.

«Проблема №1. На внутренних водных путях в основном работает флот, построенный в советское время. В связи с длительным сроком окупаемости новых речных теплоходов (25-30 лет) необходимо разработать и принять программу лизинга с привлечением бюджетного финансирования для строительства серийных теплоходов. Программа должна быть реальной, понятной, открытой для всех компаний, желающих участвовать в ней.

Проблема № 2. Кадры для внутреннего флота. Ситуация с кадрами ухудшается с каждым годом. Причины:

первая причина является следствием проблемы № 1 – старение флота. Желающих работать на старых теплоходах (особенно среди молодежи) становится все меньше в связи с недостаточно комфортными условиями работы и проживания на борту;

вторая причина – бюрократия. Даже выпускник учебного заведения водного транспорта, например ГУМРФ им. адмирала Макарова, пройдя полный курс по утвержденной программе обучения, не сможет работать в рядовой должности без прохождения дополнительных платных курсов для получения необходимых для работы свидетельств (например, моторист-рулевой).

Навыдумывали слишком много должностей для рядового состава: квалифицированный матрос, вахтенный матрос, моторист-рулевой, матрос, моторист, рулевой. Инспекторы ПСК требуют предъявить при проверке свидетельства согласно должностям, указанным в свидетельстве о минимальном составе экипажа.

Особенно сложно с комплектацией экипажей, работающих в прибрежном каботажном плавании. Столкнувшись с бюрократическими проблемами для работы на флоте и не имея денег для дополнительного обучения, выпускники сразу после завершения обучения устраиваются на другую работу, не связанную с флотом. Необходимо, чтобы курсант после 3-го курса, который должен работать в штатной должности, и тем более выпускник учебного заведения имел возможность получить все документы, необходимые для работы в рядовой должности сразу после прохождения утвержденной учебной программы.

Приказом Министерства здравоохранения РФ №714н был введен новый порядок прохождения медкомиссий членов экипажей морских и речных судов. Увеличено количество врачей-специалистов, количество лабораторных исследований, что привело к росту стоимости с 3000-3500 рублей до 13 000-20 000 рублей в зависимости от региона проживания. Курсанты не имеют возможности платить такие деньги за медкомиссию.

И многие ветераны вынуждены будут уйти с флота в связи с завышенными требованиями при прохождении медкомиссии (с годами здоровье лучше не становится), а замена им пока не предвидится.

Проблема №3 – государственная бюрократия. Это когда бюрократия на первом месте, а дело – на 4-м или 5-м. Должно же быть наоборот: на первом месте дело, а потом бюрократия подстраивается под это дело. Должно быть взаимодействие государства и судоходных компаний в решении злободневных проблем.

Экипажи наших теплоходов прибрежного каботажного плавания укомплектованы в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утверждённым приказом Министерства транспорта РФ № 87 от 12 марта 2018 г. и приказом Министерства транспорта РФ № 504 от 23 ноября 2020 г. Однако 20 июля 2023 года теплоход «Волго-Балт 229» был задержан капитаном морского порта Архангельск в связи с отсутствием у второго механика и повара морских дипломов (речные дипломы и все остальные требуемые свидетельства были в наличии).

Мы обратились за разъяснением в Северо-Западную транспортную прокуратуру и Министерство транспорта РФ, т.к. считали задержание теплохода незаконным и противоречащим вышеуказанным приказам Минтранса РФ. К нашему удивлению, Минтранс РФ и прокуратура в ответном письме подтвердили, что капитан морского порта Архангельск прав.

По их мнению, т/х «Волго-Балт 229», зарегистрированный и получивший свидетельство о минимальном составе экипажа в морском порту Санкт-Петербург, может следовать в прибрежном плавании из устьевого речного порта до любого морского порта и обратно согласно документам, выданным Регистром, однако при этом не может зайти в другой морской порт по пути следования. Для того чтобы мы имели право заходить в другой морской порт по пути следования, нам рекомендовали снять теплоходы с регистрации в морском порту и зарегистрировать их в речном порту и получить новое речное свидетельство о минимальном составе экипажа.

Скажите, пожалуйста, кто это все придумал? С одной стороны, у нас каждый год убедительно просят помощи в обеспечении северного завоза грузов, а с другой – само государство создает бюрократические барьеры, мешающие выполнению этой задачи. Есть также много вопросов и по содержанию Кодекса внутреннего водного транспорта.

Проблема №4 – принята государственная Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Поставлена задача увеличения грузоперевозок и грузооборота речных портов в два раза. Однако нам, судовладельцам, непонятно, как эта задача будет выполняться на самом деле».

Х    Х    Х

Итак, автор конкретно обозначил причины и следствия, на его взгляд, ключевых проблемных процессов в отрасли, которые требуют немедленного разрешения. А что думаете вы, наши друзья-читатели, о позиции автора письма, так ли уж он прав в своих выводах?

Редакция готова опубликовать вашу точку зрения, что и как сегодня складывается, например, в вашем деле, что нужно сделать для комфортного развития флота и берега?

Морские вести России №15 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ