Ленские путейцы – 85 лет арктической вахте - Морские вести России

Ленские путейцы – 85 лет арктической вахте

18.09.2023

Речной транспорт

Ленские путейцы – 85 лет арктической вахте

Фото: Выход судов из затона, открытие навигации в Киренском районе/ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

В навигацию 2023 года в Ленском бассейне содержится 21721 км водных путей различных категорий. На всех обслуживаемых путях в целях обеспечения судоходства проводится комплекс путевых работ, включающий траление, изыскания, дноуглубительные, выправительные работы и навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.

Следует отметить, что ежегодные усилия по улучшению условий для судоходства в бассейне прирастают зримыми результатами.

Обеспечивая рост промышленного потенциала

Андрей Сахаров, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Так, после 27-летнего перерыва, начиная с 2022 года, возобновлено содержание освещаемой обстановки на реках Алдан, Яна, Индигирка, Колыма.

Больше путей 1-й категории

Кроме того, в 1-ю категорию водных путей переведены подходы к основным причалам на Лене. Это подходы к Витимской, Ленской нефтебазам, причалам Киренского, Якутского районов водных путей и Жатайскому судоремзаводу. Протяженность водных путей 1-й категории по сравнению с 2021 годом увеличена на 2299,1 км и составляет в 2023 году 6039,1 км.

Планируемые объемы путевых работ в навигацию 2023 года:

– дноуглубление – 2430,43 тыс. кбм;

– траление – 384,03 кв. км;

– выправление – 74,51 тыс. кбм;

– количество береговых и плавучих знаков судоходной обстановки составит около 16 000, из них освещаемых порядка 8000.

Весенний ледоход в 2023 году в верховьях Лены начался от 5 до 6 дней раньше нормы, в среднем течении – на 1-3 дня позже. В целом ледоход сопровождался большим нагромождением льда и ледовых полей по берегам реки. В связи с поздним освобождением ото льда некоторых проток и притоков Средней Лены период прохождения ледохода на этом участке значительно удлинился. В период весеннего половодья 2023 года максимальные уровни воды на Лене соответствовали или были близкими к прогнозируемым и в основном не превышали опасных отметок.

Судоходная обстановка в этом году открывалась участками рек, очистившихся ото льда.

На содержании СНО в навигацию 2023 года задействованы 71 обстановочная бригада, 1 семафорный пост, 12 прорабских теплоходов.

На барах Яны и Индигирки

Транзитные дноуглубительные работы начаты 8 июня с разработки подхода к Якутскому речному порту, а 24 июня к дноуглубительным работам по обеспечению гарантированных габаритов приступили земснаряды на Верхней Лене.

По состоянию на 1-ю декаду июля объем выполненных транзитных дноуглубительных работ составляет 456 тыс. кбм, на землечерпании задействовано 8 земкараванов общей технической производительностью 11 560 кбм/ч. В начале июля, после докования на Лене, к разработке бара Яны присоединится землесос «Олег Стрельченя». Для этого ему придется пройти 3270 км по Лене к морю Лаптевых до Янского залива. В августе на разработку группы Олекминских перекатов на Лене из поселка Витим начнет буксировку земснаряд «Ленский-405».

Таким образом, рабочее ядро дноуглубительного флота в навигацию 2023 года будет состоять из 10 единиц дноуглубительной техники.

Разработку баров рек Яна и Индигирка начали сразу, как только позволили ледовые условия. Землесос «Яна» приступил к разработке бара на Яне 30 июня. Землесосы «Индигирка» и «Ленский-1021» начали разработку бара на Индигирке 27 июня. Работу землесосов на барах осложняют сильные ветра и дрейфующий лед. Так, на баре Яны в середине июля по-прежнему нагоняется лед, что не позволяет землесосу работать по всей длине прорези.

Обеспечение установленных габаритов пути на свободных, не зарегулированных реках бассейна в условиях ограниченных производственных и людских ресурсов требует выработки решений, оптимальных с точки зрения затраченных ресурсов и полученного эффекта. Основой для принятия таких решений является выполнение русловых изысканий и рекомендаций научно-исследовательских работ, проводимых передовыми российскими воднотранспортными институтами.

В навигацию 2023 года на изыскательских работах задействовано 9 изыскательских партий. Планируется выполнить порядка 425 изыскательских съемок лимитирующих участков (перекаты, протоки, дополнительные ходы и пр.). По результатам выполненных изысканий будут откорректированы схемы ограждения судовых ходов и объемы транзитного землечерпания.

Со снижением уровней воды начнется сплошное траление судовых ходов. Сплошным тралением занимаются 3 тральные бригады, обстановочные теплоходы будут проводить местное траление перекатов и акваторий причалов.

Для проведения местного и аварийного траления широко применяется гидролокатор бокового обзора.

C 2007 года Администрация вводит в эксплуатацию контрольно-корректирующие станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS. Всего в Ленском бассейне работает 12 контрольно-корректирующих станций.

Данное количество контрольно-корректирующих станций позволяет полностью покрыть гарантированным высокоточным навигационным полем основные судоходные пути Лены с притоками (Витим, Алдан, Вилюй) и на треть рек Яна и Колыма.

Кючусский кластер

Развитие внутренних водных путей бассейна тесно связано с усилением потенциала промышленности и энергетики, которое в настоящее время получило реальные очертания в реализации проектов золотодобывающей промышленности и атомной энергетики в арктической зоне Якутии, в частности на Яне.

С развитием Северного морского пути также возрастает роль внутренних водных путей рек Индигирка и Колыма, которые прилегают к каботажным трассам СМП и являются безальтернативными транспортными путями по доставке жизнеобеспечивающих грузов в арктические регионы Якутии и Чукотки с «материковой» части России.

В связи с этим возникает потребность улучшения путевых условий на Яне, Индигирке и Колыме. Первым шагом к развитию водных путей стало возобновление работы освещаемой обстановки на этих реках.

Однако увеличение минимальных гарантированных глубин на речных и баровых участках рек требует взвешенного научного подхода, учитывающего рост перевозок на судах, необходимые капитальные вложения в путевое хозяйство и гидрологические последствия от увеличения объема дноуглубительных работ.

Соответственно, в тесном сотрудничестве с научными институтами постоянно проводим научно-исследовательские работы по изучению гидрологических режимов рек и поиск оптимальных решений по обеспечению гарантированных габаритов.

Например, по улучшению судоходных условий на лимитирующих участках Яны в прошлом году выполнены научно-исследовательские работы: «Исследование русловых процессов на затруднительном участке реки Яна – перекате Пороги и разработка рекомендаций по оптимизации дноуглубительных и русловыправительных работ для обеспечения надежности трассы судового хода в условиях высоких скоростей течения и снижения эксплуатационных затрат на ее содержание методом математического моделирования».

Со своей стороны Администрация в текущую навигацию выполнила сплошные промеры участка Яны от п. Усть-Куйга до 397-го км (у.р. Кючюс). Результаты послужат для определения объемов путевых работ, необходимых для перевода участка реки п. Усть-Куйга – у.р. Кючюс в 1-ю категорию внутренних водных путей.

Также в навигацию 2023 года будет сделан I этап научно-исследовательских работ «Выполнение инженерно-геокриологических изысканий по определению условий залегания мерзлых и талых донных отложений на устьевом участке (бар) реки Яна геофизическими методами».

Результаты данных работ позволят сформировать научно обоснованное решение по улучшению судоходных условий на реке для освоения объема грузоперевозок, поступающих для развития Кючусского кластера месторождений полезных ископаемых и строительства атомной станции малой мощности в п. Усть-Куйга.

В 2023 году в рамках выполнения госконтракта на выполнение работ по строительству обстановочных судов проекта 3052 класса РРР Администрация должна получить теплоходы «Юрий Заккер» и «Сергей Иванов».

Х Х Х

Навигация 2023 года для ФБУ «Администрация Ленского бассейна» юбилейная, 85-я. Наш коллектив, являясь приемником достижений прославленных ленских путейцев, старается провести ее достойно, с хорошими производственными показателями. Каждый на своем посту, несмотря на сложности современных реалий, старается делать свою работу на отлично. Поэтому есть уверенность, что все будет хорошо!

На основе оперативного взаимодействия

Приоритетной задачей служб и отделов Администрации всегда остается обеспечение безопасности судоходства в бассейне. И здесь одним из важнейших инструментов в достижении цели является государственный портовый контроль.

Эдуард Недилько, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Ведь именно инспектор своим личным присутствием на борту контролирует соблюдение судовладельцами правил обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей.

С начала навигации проведено 459 инспекций, что составляет 46,6% от итогового значения на 2022 год, из них 75 проверок приходится на пассажирский флот. Выявлено 1159 нарушений, из них 113 на пассажирских судах. В результате плановых осмотров выявлены нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание 25 судов, из них 9 пассажирских.

По итогам выявленных нарушений инспекторами ГПК составляются и передаются в Северо-Восточный УГМРН Ространснадзора протоколы об административных правонарушениях. Так, на 10 июля составлено и передано 11 протоколов.

Службой госпортконтроля организовано оперативное взаимодействие с коллегами из службы диспетчерского регулирования движения судов, с отделами регистрации судов, дипломирования и аттестации.

В период с 01.01 по 10.07 2023 подали документы, прошли испытания и получили квалификационные документы 714 человек (оформлено и выдано: 391 бланк дипломов, 323 квалификационных свидетельства).

Функции госрегистрации судов (плавсредств) и сделок с ними на территории бассейна выполняет отдел регистрации судов.

По состоянию на 10.07.2023 в судовом реестре РФ по Ленскому бассейну зарегистрировано 2365 судов, из них самоходных – 1453, несамоходных – 912, и 645 собственников судов (все формы собственности).

С начала года выполнено 348 регистрационных действий (прием, запись документов, проверка юридической силы, внесение записи в судовой реестр на бумажный и электронный носитель, оформление и выдача свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ, а также судовых билетов).

В завершение надо сказать, что деятельность всех служб и отделов, подведомственных капитану Ленского бассейна, и в дальнейшем будет нацелена на качественное и своевременное предоставление государственных услуг, а также обеспечение безопасности судоходства в бассейне.

Морские вести России №10 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ