Цифровой формат против простоев на таможне - Морские вести России

Цифровой формат против простоев на таможне

23.11.2020

Таможня

К 2030 году российская таможня обещает все свои сервисы перевести на цифровые интеллектуальные технологии

Фото: пресс-служба Балтийской таможни

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) завершает реализацию Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. Ее руководство констатирует, что Службе удалось достигнуть основных целей, которые ставились на десятилетие. Одна из них – переход на электронный документооборот. Российская таможня сегодня действительно научилась обходиться без бумажных документов и почти полностью перевела свои сервисы в цифровой формат. Задача на следующее десятилетие, поставленная в недавно принятой Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, – превратить электронные таможенные сервисы в интеллектуальные.

Надежда Толстоухова

«Бумагу» заменили «цифрой»

Сегодня таможня почти полностью стала электронной, заявил на прошедшем в сентябре XV Международном форуме по развитию транспортных коридоров Transtec первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. По его словам, еще в 2018 году, до начала реформирования, в РФ существовало более 600 мест таможенного декларирования, но уже к концу 2020 года их останется всего 16. В их число входят 8 электронных таможен (ЭТ) (Северо-Западная, Центральная, Приволжская, Южная, Северокавказская, Уральская, Сибирская и Дальневосточная) и 8 центров электронного декларирования (ЦЭД) (Балтийский, Калининградский, Новороссийский, Владивостокский, Московский областной, Акцизный, Авиационный и Энергетический). На данный момент из 16 действует уже 12 ЦЭДов, концентрация декларирования приближается к 70%, то есть более 2/3 от всех деклараций оформляется в ЦЭДах.

Замена традиционных таможен электронными – это главная составляющая так называемой структурной реформы ФТС. Ее основной целью было повышение эффективности и результативности таможенного контроля, а еще снижение издержек участников ВЭД и создание для них комфортной среды в условиях равной конкуренции.

Территория всей страны разделена между 16 центрами электронного декларирования по региональному принципу и по видам транспорта. Морские порты обслуживают три ЦЭДа: Балтийский ЦЭД обслуживает порты Северо-Запада, Новороссийский – южные порты, Владивостокский – порты Дальнего Востока.

Вторая составляющая таможенной реформы – полномасштабная автоматизация процессов, а именно повсеместное использование технологии автоматического принятия решений, предварительное информирование на всех видах транспорта и автоматизация процедуры таможенного транзита.

«Сегодня единая информационная система таможни работает круглосуточно в режиме реального времени. Мы взаимодействуем с 34 иными федеральными органами власти. В их число входят Центробанк и ведомства, отвечающие за другие виды контроля, помимо таможенного. Система обрабатывает 35 миллионов электронных сообщений ежедневно; на проверку товарной партии на риски у системы уходит не более 3 секунд, а деньги с лицевого счета участника ВЭД на оплату таможенных пошлин списываются всего за 6,5 секунды. Более 35% экспортных деклараций, которые подаются к нам в систему, выпускаются полностью автоматически без участия должностных лиц таможенных органов», – рассказал Р. Давыдов.

Морские пункты пропуска требуют вложений

Между тем ситуация с таможенным администрированием в морских пунктах пропуска (МПП) пока далека от идеальной. По словам Р. Давыдова, главный фактор, который сегодня замедляет скорость совершения таможенных операций в портах, – это недостаточное техническое обустройство МПП. Причем речь идет как о физической инфраструктуре, так и об информационной.

«Нам есть с чем сравнивать: например, в европейских портах Роттердам и Антверпен информационные процессы выстроены гораздо более совершенно. Нам нужно следовать за лучшими мировыми практиками», – считает Р.Давыдов.

Проблема кроется в том, что с 2016 года оснащение пунктов пропуска находится не в ведении ФТС, а входит в зону ответственности подконтрольного Минтрансу ФГКУ «Росгранстрой». Очевидно, что сложные бюрократичес-кие процедуры и нехватка средств замедляют оснащение пунктов пропуска современным оборудованием и необходимыми программными средствами.

Один пример такой не слишком эффективной работы МПП на контейнерных терминалах привел Алексей Шуклецов, исполнительный директор компании «Феникс», которая является собственником и оператором порта Бронка в Большом порту Санкт-Петербург. По его словам, основной фактор задержки товаров в порту (в случае с контейнерными грузами) – физический досмотр контейнеров. Сегодня в большинстве случаев их приходится растаривать для досмотра, а это отнимает много времени. Но существует альтернатива – использование инспекционных досмотровых комплексов, стационарных или мобильных.

Однако стационарные комплексы сегодня есть только в двух российских контейнерных терминалах – один из них находится в порту Санкт-Петербурга, другой – в порту Находки. Установка одного стационарного досмотрового комплекса стоит порядка 500 млн рублей. Очевидно, что государство в нынешних условиях не скоро сможет оснастить все МПП таким оборудованием. Поэтому, по мнению Р. Давыдова, решить проблему можно было бы с помощью бизнеса, чтобы он вложился в установку таких комплексов на условиях ГЧП.

По мнению председателя Комитета по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Павла Полякова, который по совместительству является еще и координатором постоянной комиссии по развитию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, это предложение требует всестороннего изучения. П.Поляков считает необходимым обсудить ее с представителями стивидоров, бизнеса и власти на площадке Минтранса. Необходимо четко проанализировать опыт иностранных коллег, определить, какая форма взаимодействия будет оптимальной, какие выгоды для себя может получить бизнес и государство в случае, если будет принято решение о совместном инвестировании в это дорогостоящее оборудование.

«Нужно ответить на вопрос, как можно реализовать механизм ГЧП в сфере государственного контроля? Сейчас участник ВЭД не платит ничего за государственную услугу «сканирование контейнера на инспекционном досмотровом комплексе». Надо понять, будет ли он готов платить, если такой комплекс будет установлен за счет частных средств. А если нет, то какие еще преимущества может получить бизнес, вложившийся в установку комплекса? Стивидоры заинтересованы в ускорении прохождения груза через морские пункты пропуска, в повышении эффективности и скорости государственного контроля в порту, заинтересованы во внедрении автоматизации и цифровизации. Данный вопрос интересен и требует внимательного и самого тщательного изучения», – прокомментировал журналу «МП» П.Поляков.

ФТС планирует за свой счет закупить несколько мобильных досмотровых комплексов производства холдинга «Росэлектроника», входящего в госкорпорацию «Ростех». Но произойдет это только в том случае, если эти комплексы хорошо зарекомендуют себя после испытаний, которые сейчас проходят в зоне деятельности Балтийской таможни, и если они будут доступны по цене.

Все контролеры – в одном «окне»

Распоряжением правительства РФ от 19.09.2016 г. №1981-р Комплекс программных средств (КПС) «Портал морской порт» должен использоваться в качестве основной площадки для организации межведомственного электронного взаимодействия при оформлении грузов в порту. Пользоваться им должна не только ФТС, но и ФСБ, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росморречфлот.

Инструменты «Портала морской порт» позволяют аккумулировать информацию о товарах из различных источников, исключить необходимость представления участниками ВЭД документов в каждый из контролирующих органов, информировать в электронной форме заинтересованных лиц о решениях, принятых государственными контролирующими органами.

Портал устроен таким образом, что позволяет исключить необходимость предоставления бумажных документов, минимизировать необходимость предоставления штампов и отметок госорганов и сократить сроки совершения операций в МПП со стороны контролирующих органов.

По словам Р. Давыдова, в ближайшем будущем у портала появится новый функционал, о котором давно просил бизнес. В частности, речь идет о возможности проведения и фиксации результатов фактического контроля в электронном виде, расширении взаимодействия с другими федеральными органами власти, оптимизации взаимодействия между экспедитором, перевозчиком, ФТС и ФНС России для подтверждения нулевой ставки НДС без предоставления бумажных документов со штампами ФТС.

«Мы призываем российское портовое сообщество создать свой единый информационный ресурс, с которым мы готовы на определенных условиях интегрироваться. Сегодня наш портал развит настолько, что мы всех просто приглашаем им пользоваться. Мы считаем, что это сможет существенно ускорить все административные процессы и облегчить работу добросовестным участникам ВЭД», – сказал Р.Давыдов.

По информации пресс-службы ФТС, за восемь месяцев 2020 года с использованием «Портала морской порт» в электронном виде было оформлено около 109 тыс. судовых дел, в то время как за аналогичный период 2019 года эта цифра была почти вдвое меньше – около 59,7 тыс. дел. Количество пользователей портала на начало сентября 2020 года составляет свыше 13,6 тыс. компаний.

Кроме «Портала морской порт», ФТС разработала концепцию «интеллектуального пункта пропуска», которая является одним из основных элементов Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ. Для МПП базовым элементом такой модели должна стать единая информационная система, основанная на применении двух систем информационного взаимодействия: B2B и G2G. В функционал новой системы будет входить прием расширенной предварительной информации для всех государственных контролирующих органов, интеграция с программным обеспечением технических средств, контроль за перемещением транспортных средств, реализация системы электронной очереди и электронный документооборот.

«Операции на разных этапах работы с грузом планируется оптимизировать за счет применения современных технологий и полностью электронного взаимодействия всех участников процесса в пределах морского порта. Товары законопослушного бизнеса, который предоставил в полном объеме необходимые сведения, будут проходить контроль в автоматическом режиме, если к этому будет готова физическая инфраструктура пункта пропуска», – прокомментировали «МП» в пресс-службе ФТС.

Взаимодействие с ФТС усиливается

По мнению П. Полякова из АСОП, совместная работа портового сообщества и ФТС продвинулось далеко вперед. Сегодня все взаимодействие между стивидорами и таможней происходит в цифровой среде, правда, не всегда с использованием специализированных программных средств: в некоторых случаях взаимодействие все еще происходит с помощью электронной почты, но без бумажных носителей и личного контакта должностных лиц.

«Сейчас наша задача – построить единую цифровую «экосистему» морского пункта пропуска, полностью перейти к взаимодействию с использованием программных средств по принципу Port Community System. Таможенный орган – один из главных корреспондентов стивидоров в порту, важный партнер и источник информации. Для эффективного взаимодействия нам нужно создать доверительную информационную среду, которая обеспечит передачу информации без потери ее качества. Для этого нужно интегрировать информационные системы терминалов с КПС «Портал морской порт». Уверен, что морские терминалы приложат все усилия для того, чтобы это эффективно сделать в короткие сроки», – рассказал журналу «МП» П.Поляков.

По его словам, в последнее время сотрудничество стивидоров с ФТС вышло на новый уровень благодаря созданию постоянной комиссии по развитию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска. Эта комиссия занимается вопросами развития взаимодействия между предприятиями отрасли и ФТС и совершенствования специализированной нормативной базы.

«Мы вносим предложения по доработке штатных программных средств таможенных органов, по формированию эффективной нормативной среды, обсуждаем идеальную модель пункта пропуска и вопросы правоприменительной практики существующего законодательства в морских портах. Комиссия позволила качес-твенно улучшить диалог ФТС с портовым бизнесом России. Я считаю, что стивидоры и ФТС в последнее время провели огромную совместную работу, которая обязательно должна сказаться на эффективности и скорос-

ти таможенного контроля и технологических операций при пересечении морской государственной границы РФ. Масштабная совместная работа под личным контролем первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Валентиновича Давыдова проводится также с целью повышения позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business по направлению «Мировая торговля», – заявил П.Поляков.

К 2030 году российская таможня, согласно принятой Стратегии-2030, должна еще больше преобразиться, переведя все свои сервисы на цифровые интеллектуальные технологии. Стивидоры уверены, что их мнения в процессе этой трансформации тоже будут учитываться.

Морские порты №7 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ