Вопросы автоматизации процесса оформления таможенного транзита - Морские вести России

Вопросы автоматизации процесса оформления таможенного транзита

30.01.2025

Таможня

Вопросы автоматизации процесса оформления таможенного транзита

Фото: mintrans.gov.ru

В статье исследуются проблемы и перспективы развития трансграничных автомобильных перевозок товаров посредством совершенствования механизма таможенного оформления при помещении товаров и транспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита в РФ на основе расширенного и многократного использования информации, подаваемой участниками ВЭД в электронном виде в таможенных целях.

На основе анализа основных перевозочных и таможенных документов, используемых при международной автомобильной перевозке товаров и транспортных средств и при таможенном транзите, авторами сформулированы выводы о наличии технической и программной готовности внедрения механизма автоматического формирования транзитной декларации на основе сведений, содержащихся в предварительной информации о товарах и транспортных средствах, и передаваемой в обязательном порядке при перемещении через таможенную границу ЕАЭС/РФ в электронном виде.

Д.Б. Ефименко, заведующий кафедрой правового и таможенного регулирования на транспорте Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), д.т.н., профессор

А.А. Бурыгин, заместитель генерального директора по развитию ООО «НПО «Гидроприводспецмаш», эксперт Группы экспертов Общественного совета при ФТС России

С.И. Грунин, финансовый директор ООО «НПО «Гидроприводспецмаш», управляющий ООО «Евротрансинвест»

И.А. Леонов, генеральный директор ООО «Завод Металлист»

Ускорение таможенных операций

Развитие транзитного потенциала РФ является одной из приоритетных государственных задач (Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и др.).

«Эффективное использование транзитного потенциала» также закреплено в качестве задачи скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а реализация и развитие данного потенциала – приоритетным направлением такой политики (Договор Об учреждении Евразийского экономического союза, Астана, 2014)1.

Между тем, несмотря на наличие значительных благоприятных естественно-географических предпосылок для эффективного и долгосрочного развития транзитного потенциала РФ, на современном этапе основным движущим фактором в данной области является совершенствование администрирования международных перевозок и пунктов пропуска, в особенности путем расширения использования перспективных информационных технологий и технологических решений (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года).

В этой связи особую актуальность приобретают проблемы автоматизации процессов администрирования трансграничной перевозки, в частности ускорения таможенных операций, связанных с помещением товаров и автотранспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита, поскольку таможенный транзит является «одной из наиболее часто используемых таможенных процедур», считается «основной стадией перемещения товаров, а также транспортных средств», «играет важную роль в ходе осуществления внешнеторговой деятельности»2.

В настоящее время ключевыми направлениями в сфере совершенствования администрирования трансграничных автомобильных перевозок с целью интенсивного развития транзитного потенциала РФ являются:

– разработка, применение и распространение единых электронных форм документов, используемых в целях организации трансграничной перевозки, а также сокращение количества таких документов;

– развитие прямого, происходящего в режиме реального времени электронного документооборота между участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) и таможенными органами (в настоящее время таможенное декларирование при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается в письменной форме (подпункт 1 пункта 4 статьи 104 ТК ЕАЭС), в том числе в отдельных случаях подача транзитной декларации может не сопровождаться представлением таможенному органу ее электронного вида (пункт 6 статьи 109 ТК ЕАЭС);

– обеспечение одноразовой подачи участниками ВЭД информации и ее многоразового использования для целей различных видов государственного контроля;

– упрощение форм документов и механизмов совершения таможенных операций, связанных с подачей таких документов, а также иных сведений таможенным органам;

– сокращение необходимости привлечения к участию в совершении таможенных операций посредников – лиц, не являющихся декларантами товаров, но в силу своей профессиональной специализации оказывающих услуги по оформлению таможенных и иных документов, но не несущих юридическую ответственность наравне с декларантом;

– сокращение количества таможенных операций, совершаемых участниками ВЭД, путем внедрения механизмов совершения таких операций автоматизированными программными средствами таможенных органов и, соответственно, сокращение объема юридической ответственности участников ВЭД;

– ускорение при сохранении и повышении эффективности государственного контроля, в том числе путем его автоматизации, обеспечения системной интеграции различных автоматизированных программных средств и возможности сопоставления в режиме реального времени полученных ими результатов государственного контроля, однократности применения отдельных видов такого контроля в рамках одной таможенной процедуры и др.

Решение указанных задач осуществляется прежде всего путем совершенствования (ускорения и упрощения) таможенных операций, совершаемых таможенными органами и лицами при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Указанной таможенной процедуре предшествует подача предварительной информации в соответствии со статьей 11 ТК ЕАЭС (рис. 1).

Рис. 1. Схема таможенных операций, связанных с предварительным информированием таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом, и последующим оформлением таможенного транзита

CMR и другие документы

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита происходит путем совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием таких товаров (пункт 1 статьи 104 ТК ЕАЭС).

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация (абзац 2 пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС). При этом в качестве транзитной декларации допускается использование:

– транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров; такое таможенное декларирование осуществляется в письменной форме (пункт 6 статьи 105 ТК ЕАЭС), а в случае отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в указанных документах, подача такой транзитной декларации – и без представления таможенному органу электронного вида такой транзитной декларации (пункт 6 статьи 109 ТК ЕАЭС);

– предварительной информации, представленной в виде электронного документа (пункт 7 статьи 105 ТК ЕАЭС).

В первом случае одним из (наряду с книжкой МДП, карнетом АТА) транспортных (перевозочных) документов наиболее часто используемым в качестве транзитной декларации при перемещении товаров автомобильным транспортом является международная товарно-транспортная накладная CMR (далее – накладная CMR), разработанная в соответствии с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (далее – Конвенция КДПГ, Женева, 1956, ратифицирована постановлением Правительства РФ от 21.01.2016 г. №24).

Накладная CMR в соответствии с Конвенцией КДПГ имеет ряд преимуществ:

а) является универсальным транспортным (перевозочным) документом (Конвенцию КДПГ ратифицировали 45 стран);

б) подтверждает законность оснований международной перевозки, в том числе служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером;

в) свидетельствует о предусмотренных Конвенцией КДПГ распределении обязанностей и ответственности между участниками международной перевозки;

г) позволяет обеспечить прослеживаемость международной перевозки (путем предусмотренного Конвенцией КДПГ проставления соответствующих подписей, отметок, штампов участниками международной перевозки, в том числе таможенными органами);

д) содержит все необходимые сведения для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Попытка внедрения электронной накладной CMR (e-CMR) была предпринята в 2008 году в рамках подписания дополнительного протокола к Конвенции КДПГ, предусматривающего введение e-CMR и уравнивающего ее по юридической силе с письменным экземпляром. Указанный протокол вступил в силу в июне 2011 года, а к настоящему времени к нему присоединились 34 страны, включая РФ3.

Между тем данное нововведение особой поддержки и распространения не получило по ряду объективных причин, среди которых называются:

– отсутствие единого межгосударственного института, обеспечивающего функционирование и администрирование системы e-CMR (в настоящее время указанную функцию в различных странах осуществляют различные государственные ведомства или организации);

– ряд дополнительных требований, предъявляемых к e-CMR (к примеру, наличие подписи ЭЦП уполномоченного лица, обеспечение передачи посредством специализированных провайдеров, особый режим установления доверия к ЭЦП национальным оператором в части признания подлинности электронного документа при межгосударственном электронном взаимодействии и другие);

– отсутствие согласования отдельных вопросов, связанных с реализацией механизма e-CMR, с таможенными службами и иными заинтересованными государственными органами стран – подписантов Конвенции КДПГ и другие.

При этом аналогичная ситуация наблюдается и в части введения электронной формы других видов международной товарно-транспортной накладной: книжки МДП (проект eTIR, запущенный в 2003 г.) и карнета АТА. После ряда пилотных проектов с использованием электронной формы книжки МДП было принято и в мае 2021 года вступило в силу приложение 11 к Конвенции МДП, ставшей правовой основой для ее безбумажного функционирования. Однако фактические операции eTIR начались в декабре 2022 года лишь между Азербайджаном и Грузией, Азербайджаном и Узбекистаном4.

В рамках продвижения электронной формы карнета АТА в декабре 2018 года РФ стала участником пилотного проекта Международной торговой палаты «Меркурий II», однако по настоящее время данный механизм остается «не совсем готовым к переходу на цифровые технологии»5.

Таким образом, использование электронных форм международной товарно-транспортной накладной, несмотря на высокую перспективность данного инструмента, значительно ограничено в силу разных причин, поэтому практическое применение ЭПД в системе автомобильного транспорта набирает обороты очень медленно, даже в европейских странах.

Кроме того, использование таких документов в качестве транзитной декларации в соответствии с таможенным законодательством допускается в настоящее время только в письменной форме, что существенно затрудняет, если не делает невозможной автоматизацию соответствующих таможенных операций.

Анализ сведений

Между тем проведенный анализ сведений, подлежащих указанию в товарно-транспортной накладной CMR, предварительной информации (о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом, подаваемой в целях оценки рисков таможенными органами и принятия ими предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля), транзитной декларации (табл. 1), в том числе их форм позволяет сделать вывод о том, что:

– сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации, и сведения, подлежащие указанию в предварительной информации в обязательном порядке, соответствуют друг другу;

– сведения, подлежащие указанию в международной товарно-транспортной накладной CMR, имеют ряд расхождений со сведениями, подлежащими указанию в предварительной информации и в транзитной декларации, как то:

а) код товара в накладной CMR указывается на уровне не менее четырех знаков в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, а не шести;

б) сведения о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути в накладной CMR указываются в разрезе их стоимостной, а не видовой оценки;

в) в накладной CMR не указываются сведения о количестве товаров;

г) в накладной CMR не указываются сведения об идентификационных номерах (VIN) и другие.

Кроме того, в международной транспортной накладной CMR не содержится сведений, указывающих на декларанта таможенной процедуры таможенного транзита. Международная транспортная накладная CMR не отвечает требованиям, предъявляемым к сведениям, подлежащим указанию в транзитной декларации и предварительной информации, а ее использование в электронном виде сопряжено со значительными ограничениями, большинство из которых имеют международный характер.

Табл. 1. Анализ сведений, подлежащих указанию в товарно-транспортной накладной CMR, в предварительной информации и в транзитной декларации

Вид сведений (выборочно)

Сведения, подлежащие указанию в транзитной декларации

Сведения, включаемые в предварительную информацию, предоставляемую в обязательном порядке (на примере товаров, перевозимых автомобильным транспортом)

Сведения, подлежащие указанию в товарно-транспортной накладной CMR

Правовой источник

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Решения Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 г. №56

(Конвенция КДПГ) Письмо ФТС России от 02.05.2012 г. №04-30/22006 «О направлении информации»

1. Об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике

сведения о перевозчике товаров <...>,

сведения об отправителе и получателе товаров <...>

(имя и адрес отправителя, имя и адрес транспортера, имя и адрес получателя

<...> наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза

<...> реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое)…

2. О стране отправления и стране назначения товаров

страна отправления и страна назначения товаров

(имя и адрес отправителя, имя и адрес транспортера, имя и адрес получателя

<...> страна и место, предназначенные для доставки груза <...>

<...> страна, место и дата принятия груза к перевозке

3. О транспортном средстве, которым перевозятся товары

регистрационный номер, страна регистрации, марка, идентификационный номер (VIN) <...> транспортного средства (тягача)…

(имя и адрес отправителя, имя и адрес транспортера, имя и адрес получателя

<...> государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку

<...> марки и модели тягача и полуприцепа

<...> государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там

4. О количестве грузовых мест

количество грузовых мест

(число грузовых мест, их особая разметка и номера)

<...> количество мест груза

5. О пункте назначения товаров <...>

пункт назначения <...>

<...> страна и место, предназначенные для доставки груза <...>

6. О планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути <...>

сведения о планируемой перегрузке (перевалке) товаров или иных грузовых операциях с товарами в пути (при наличии такой информации)

<...> информация (при ее наличии) о <...> дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее)

7. Другие

-

-

Указанные факты подтверждают принципиальную возможность замещения предварительной информацией транзитной декларации и в то же время свидетельствуют о перспективности обеспечения автоматизации формирования транзитной декларации путем организации автоматического переноса данных, содержащихся в предварительной информации, в электронную форму транзитной декларации. Дальнейшее совершенствование механизма электронного декларирования окажет, в свою очередь, значительное влияние на формирование «интеллектуальных транспортных систем», имеющих большую эффективность по сравнению с традиционными6.

Проведенный анализ реквизитных составов структуры предварительной информации о товарах, ввозимых автомобильным транспортом (Решение Коллегии ЕЭК от 28.11.2018 г. №194 «О структуре и формате предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом») и структуры транзитной декларации (Решение Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 г. №74 «О структуре и формате транзитной декларации и внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии») позволяет сделать вывод о том, что такие реквизитные составы совпадают на 97% (рис. 2).

Рис. 2. Реквизитный состав структуры предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом

Следовательно, создание программного алгоритма, обеспечивающего автозаполнение транзитной декларации с помощью использования данных, содержащихся в предварительной информации, является достаточно простым техническим решением.

Различие данных, содержащихся в предварительной информации, и данных, содержащихся в транзитной декларации, обусловлено прежде всего сравнительно большим количеством данных, подлежащих указанию в предварительной информации, чем в транзитной декларации (табл. 2).

Табл. 2. Анализ формата данных, содержащихся в предварительной информации, и данных, содержащихся в транзитной декларации (фрагмент)

№ п/п

Идентификатор

Тип данных

Имя / описание реквизита

1

M.CA.CDE.01189

M.CA.CDT.01173

Место прибытия на таможенную территорию ЕАЭС

2

M.SDE.00139

M.SDT.00068

Наименование пункта пропуска на таможенной границе ЕАЭС

3

M.CA.CDE.01182

M.CA.CDT.01167

Сведения о транспортном средстве, прибывающем на таможенную территорию ЕАЭС

4

M.CA.CDE.00683

M.CA.CDT.00641

Сведения об идентификации транспортного средства

5

M.SDE.00214

M.SDT.00092

Идентификационный номер шасси (рамы) транспортного средства

6

M.SDE.00213

M.SDT.00092

Идентификационный номер кузова транспортного средства

7

M.CA.SDE.01111

M.SDT.00122

Общая масса транспортного средства с грузом

8

M.CA.CDE.00547

M.CA.CDT.01175

Сведения о пункте маршрута

9

M.CA.SDE.01109

M.SDT.00169

Кодовое обозначение цели ввоза транспортного средства международной перевозки

31

-

-

Другие

Также стоит отметить, что такие данные можно условно разделить на 3 группы:

1. Уникальные данные (реквизиты) предварительной информации (регистрационный, порядковый, ссылочный номера предварительной информации, цель представления предварительной информации, лицо, представившее предварительную информацию).

2. Данные, необходимые для ускорения совершения таможенных операций и обеспечения проведения и оптимизации таможенного контроля на таможенной границе, то есть до помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (сведения о месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, кодовое обозначение и наименование пункта пропуска через таможенную границу ЕАЭС, сведения о транспортном средстве, прибывающем на таможенную территорию ЕАЭС, о разрешении на осуществление перевозки грузов, о продавце, о покупателе, о предприятии, выпустившем в оборот товары, подлежащие ветеринарному контролю, сведения об обеззараживании и др.).

3. Данные, аналогичные данным в транзитной декларации, но имеющие иной идентификатор (сведения о товарной партии, о транспортном (перевозочном) документе, об отправителе, о получателе, о товаре, о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита и др.).

Выводы

По итогу проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время перспективным направлением в области совершенствования механизма помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров и транспортных средств в РФ является автоматизация процесса формирования транзитной декларации на основании данных, содержащихся в предварительной информации, а также техническая возможность осуществления данной функции программными средствами таможенных органов.

Этому в значительной степени способствуют сложившиеся и функционирующие технические решения (совпадение реквизитного состава предварительной информации и транзитной декларации), а также правовые предпосылки. Данное нововведение позволит существенно ускорить совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров и автотранспортных средств под таможенную процедуру таможенного транзита, оптимизировать таможенный контроль и снять значительную и избыточную нагрузку на перевозчиков товаров и участников ВЭД.

1. Методика выбора технологии грузообработки для складов электронной торговли / Д.Б. Ефименко, В.А. Демин, Д.А. Комкова, В.Д. Герами // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – №2(81). – С. 119-125.

2. Бобров А.Е. Особенности помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита / В.А. Носиков, Б.С. Пинаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – №12-3. – 2022. – С. 62-65;
Клюева Т.Н. Особенности проведения таможенной процедуры таможенного транзита / Т.Н. Клюева, И.Г. Перепелкин, О.Ю. Бирюкова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. – 2022. – С. 193-197.

3 Международный транспорт, международная транспортная политика и транспортная дипломатия: Учебник для магистратуры / А.Н. Борисов и др.; под редакцией А.В. Торкунова, Р.И. Хасбулатова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ». – 2022. – 471 с.

4. Холопов К.В. Современные аспекты внешнеторговой транспортной логистики в России / К.В. Холопов // Вестник транспорта. – 2023. – №3. – С. 5-9.

5. Демин В.А. Подходы к анализу грузопотоков для внедрения современных технологий хранения и терминальной обработки грузов / В.А. Демин, Д.А. Комкова, В.Д. Герами // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2023. – №2(36).

6. Иванов В.Д. Организация технологичных сквозных перевозок при формировании интеллектуальных транспортных систем / В.Д.Иванов, Л.М.Божко // Интеллектуальные технологии на транспорте. – 2023. №2(34). –– С. 5-9.

Морские порты №9 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ